N 07 Май (1-15) 2006 года.

Наши цветы в букете «Этно-Эрато»

Просмотров: 7655
Шесть коллекций от армянских дизайнеров приняли участие в седьмом Международном конкурсе высокой моды национального костюма «Этно-Эрато». Ереванский дизайнер Арам Николян получил высшую награду в номинации «Лучший костюм народов Кавказа».
Интересно, до чего же похожи цвета традиционного казахского и армянского костюмов, думала я, разглядывая за кулисами «Этно-Эрато» высокого узкоглазого юношу в дизайнерском костюме.


Приглушенные оттенки красного и оранжевого будто сошли со старого карпета. Но каково же было мое изумление, когда выяснилось, что казахские студенты демонстрируют коллекцию Арама Николяна из Армении. Арам попросил меня не удивляться, а внимательнее оглядеть других моделей. Славянки в хиджабах, киргизки в кокошниках, жительницы средней полосы в северных шубках – все смешалось на седьмом конкурсе высокой моды национального костюма.
«Этно-Эрато» на сегодняшний день аналогов в России не имеет. Назвать его просто конкурсом моды никак нельзя. «Эрато» – это прежде всего этнический диалог. А мода –язык этого диалога, достаточно красноречивый и понятный для всех, кто желает слышать и быть услышанным на этом празднике.
Нынешний, седьмой по счету конкурс проходил в Большом зале Дома Правительства Москвы. Ковер национального разнообразия соткали модельеры из Армении, Грузии, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Хорватии. Особо приятно было видеть, как представлена Россия. Наверное, не так часто со времен распада Советского Союза лицом Российской Федерации выступают жители таких непохожих регионов – Свердловской области и Калмыкии, Комсомольска и Абакана, Челябинска и Тынды, Марий Эл и Краснодарского края, Ставропольского края и Башкортостана, Карачаево-Черкесии и Тульской области.
Прекрасно были представлены славянские костюмы. «Ой! Это же тульские узоры. Вы из Тулы, да?» - воскликнула юная зрительница, обращаясь к юноше в крестьянском костюме. Действительно, по деталям славянских костюмов можно было безошибочно узнать малую родину модельера. Главный приз в номинации «Лучший славянский костюм» был присужден дизайнеру из Хорватии Йосипу Форяну из «Международного центра по услугам в культуре» (город Загреб). Его коллекция, состоящая из прекрасно исполненных костюмов, просто очаровала публику. В этой же номинации симпатии зрителей и жюри были отданы театру «Амира-стиль» из Комсомольска (Россия). Руководителю «Амиры» Наталье Белоусовой присудили сразу два места. Второе – за коллекцию «Мастерицы» и четвертое – за коллекцию детской одежды – российский дизайнер разделила с белорусской коллегой Натальей Каганович. Организаторы «Этно-Эрато» в распространенном пресс-релизе заявили, что задача конкурса - «продемонстрировать, что получается, когда традиционный национальный костюм с его этнической самобытностью сочетается с тенденциями современной высокой моды». Несмотря на это, многие участники посчитали, что этнический костюм хорош сам по себе, в чистом виде и без всяких «современных тенденций». Абхазские, осетинские, чеченские костюмы были поданы в забытой сегодня традиции народного танца с инсценировкой жанровых сцен. Помните – «песни и пляски народов СССР»? Из этого стиля выбивались несколько дизайнеров, отдавших предпочтение импровизации на тему заданного. Среди них оказался и победитель номинации Арам Николян с коллекцией «Лица кавказской национальности» - той самой, которую демонстрировали ребята из Казахстана.

Сочной палитрой сверкнула номинация «Лучший восточный костюм». Богатая вышивка, сложная ручная работа, яркие элементы традиционных костюмов Средней Азии – немудрено, что решение жюри затянулось надолго. Первое место получила Кучина Наталья из Ташкента (Республика Узбекистан) за коллекцию «Бархан». Такое название, навевающее ассоциации с караваном, плывущим по пустыне, подобрано исключительно удачно – девушки в просторных балахонах уводили зрителей в эпоху Великого Шелкового пути. В этой же номинации была представлена коллекция Лусине Унанян «Восток-Запад. Диалог», выполненная по японским мотивам, и Дианы Саркисян – «Тадж-Махал». Сложный крой моделей Лусине Унанян и оригинально оформленные прически «потерялись» среди ярко-фиолетовых, розовых коллекций коллег. По-настоящему разглядеть и оценить эту работу члены жюри смогли только на гала-показе. Коллекция получила диплом «За оригинальное и органичное решение моделей».
Номинация «Лучшие этнические мотивы в современном костюме» даже называлась на языке оригинала – «Алтынйондоз» (Уфа, Башкортостан), «Сюлгамо» (Саранск, Мордовия), «Кызына сыры» (Казахстан). Особенно интересны были эксперименты российских дизайнеров Ольги Максимовой «Коралловый риф» и дуэта Галина Лютова&Ольга Рябинина «Время-песок». Первое место досталось дизайнерам из Черкесска Альмире Атаевой и Фатиме Наурузовой за коллекцию «Золотое Руно Кавказа». Коллекция сестер Ирины и Марианны Мхикян «Веселый лоскуток» вызвала одобрительные аплодисменты. Не осталась незамеченной и «Араратская долина» Лилит Мхитарян. Обе коллекции удостоены дипломов Союза дизайнеров.
В номинации «Лучший костюм народов Севера» главный приз достался Галине Писковецкой за коллекцию «Знак Солнца». Коллекция «Северное сияние» от Сюзанны Акопян была награждена дипломом Союза дизайнеров.

Армению на конкурсе представили студенты и выпускники Национальной академии изящных искусств. Академия по праву считается лучшей дизайнерской школой республики, что неудивительно – Эдуарду Седракяну удалось собрать лучших специалистов Армении. Среди них – скульптор Гукас Чубарян, график Елизавета Григорян. Питомцы академии – призеры международных конкурсов, таких как «Русский силуэт», Malta International Art Biennale.
Лауреат «Этно-Эрато» Арам Николян не в первый раз представляет Армению на международном конкурсе. После участия в мальтийской биеннале Арам получил приглашение продолжить обучение в итальянской академии дизайна во Флоренции. Коллекция «Лица кавказской национальности» выполнена не только с высоким мастерством. По костюмам сразу видно, что шил их человек с тонким чувством юмора. Между прочим, в костюмы от Николяна уже сегодня одеваются многие звезды армянской эстрады.
На общем фоне работы наших дизайнеров смотрелись весьма выигрышно, почти все коллекции получили дипломы от различных творческих союзов. К сожалению, в отличие от прочих конкурсантов, армянские дизайнеры не получили эмоциональной поддержки ни от общины, ни от официальных представительств республики. Впрочем, отсутствие соотечественников в зале было компенсировано обилием комплиментов со стороны зарубежных коллег и ценителей.

Нарине Эйрамджянц

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего 746

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты