N 09 Июнь (104) 2006 года.

Визит духовного пастыря в Андижан

Просмотров: 4690

По приглашению правления Андижанского областного армянского культурно-просветительского центра с первым пастырским визитом в Андижане побывал духовный пастырь армян Центральной Азии священник Геворг Варданян. Он встретился с членами правления и активистами центра, интересовался его работой по возрождению народных армянских обычаев и традиций, планами, причастил к таинству крещения десятки армян разного возраста.

На городском кладбище тер Геворг провел поминальную службу в память обо всех усопших соотечественниках, похороненных здесь, а также по пассажирам аэробуса А-320, погибшим в авиакатастрофе в аэропорту города Адлер.

По приглашению правления Андижанского областного армянского культурно-просветительского центра с первым пастырским визитом в Андижане побывал духовный пастырь армян Центральной Азии священник Геворг Варданян. Он встретился с членами правления и активистами центра, интересовался его работой по возрождению народных армянских обычаев и традиций, планами, причастил к таинству крещения десятки армян разного возраста.

На городском кладбище тер Геворг провел поминальную службу в память обо всех усопших соотечественниках, похороненных здесь, а также по пассажирам аэробуса А-320, погибшим в авиакатастрофе в аэропорту города Адлер.

Наш корреспондент встретился с духовным пастырем для беседы и попросил тер Геворга подробнее рассказать о себе.

– Родился я в древнем армянском городе Эчмиадзине, что в переводе означает «Сошел Единородный». Город этот известен не только армянам в разных частях земного шара, но и любому человеку, хоть немного знакомому с историей религии, как политический, культурный, а затем религиозный и просветительский центр Армении. Сейчас здесь расположены кафедральный собор Сурб Эчмиадзин, Духовная академия, резиденция Католикоса всех армян, Синод Армянской церкви, библиотека и книгохранилище, кельи монашеской братии.

Папа у меня журналист, мама – учительница русского языка и литературы. Отец долгие годы работал в библиотеке Святого Эчмиадзина. Потом был управляющим делами Араратской епархии. Я женат, у меня растут два сына.

– Не отец ли сыграл свою роль в том, что Вы избрали стезю священнослужителя?

– Думаю, что без него не обошлось. В нашем доме всегда останавливались священники, в том числе приезжавшие в Святой Эчмиадзин из-за границы. Я видел, как увлеченно до поздней ночи они работали, слышал, как горячо обсуждали вопросы веры и религии. Все это увлекло меня, и после окончания средней школы я поступил в Севанскую духовную семинарию имени Вазгена I.

После этого был рукоположен в дьяконы и направлен в Москву, где проработал около года, получил сан священника и был отправлен служить настоятелем армянской церкви Сурб Саркис в Красноярск.

Через два года вернулся в Москву и в декабре по благословению главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии епископа Езраса был назначен духовным пастырем армян Центральной Азии, в частности, Ташкента и Самарканда, где сейчас есть приходы.

– Вы часто встречаетесь с армянской диаспорой Узбекистана, других государств Центральной Азии?

Было бы правильнее сказать «общаюсь». Пока что по телефону, через Интернет. Вы ведь понимаете, что полгода – срок очень небольшой, чтобы успеть встретиться с представителями диаспоры, разбросанной по всем городам этого большого региона. Кроме Ташкента, пока регулярно бываю в Самарканде. И вот впервые приехал в Андижан, чему очень рад.

– Да, за полгода объехать Киргизию, Таджикистан, Казахстан непросто. Но со многими армянами, живущими в Узбекистане, Вы уже успели познакомиться. Отличаются ли они от соотечественников, живущих, например, в России?

Армянин – он ведь везде армянин. Нас объединяет вера и язык! На протяжении многих веков церковь была их хранительницей. Но если в Америке, например, или во Франции армяне в первую очередь строили церковь, становившуюся для каждого из них центром духовности и просветительства, то в бывших советских республиках в условиях тотальной борьбы с религией таких центров становилось все меньше и меньше. Слава Богу, сейчас все изменилось в лучшую сторону.

Но те жесткие времена не прошли бесследно. На мой взгляд, армяне Узбекистана заметно ассимилировались, забыли, к великому сожалению, многие национальные обычаи и обряды. Встречались мне армяне, прекрасно владеющие узбекским языком, но знающие лишь несколько слов на родном. Я нисколько не осуждаю их за это: прекрасно, что ты знаешь язык и обычаи народа, среди которого живешь. Но почему ты забыл язык и обычаи своих дедов и прадедов? Почему, зная, что 1700 с лишним лет назад твой народ первым в мире принял христианство как государственную религию, ты не знаешь ни одной молитвы, ни одного церковного обряда? Моя главная задача – исправить эту ситуацию. Сделать это очень трудно. Но я благодарен Богу за то, что направлен сюда, ибо в трудностях познаешь не только самого себя, но и окружающих тебя людей.

 Что Вы пожелаете андижанцам?

Прежде всего, веры, надежды и любви всем, независимо от национальности и вероисповедания. Ведь на них держится все. Знаю, что год назад андижанцы пережили трагедию, и потому желаю еще мира, согласия, взаимопонимания и веротерпимости. Пусть хранит всех вас Бог от всяческих бед! Аминь!

Гарун Машуров

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 6 человек