N 11 (106) Июль (16–31) 2006 года.

«Тройка» родила бумажку

Просмотров: 4104

Минская группа ОБСЕ по Нагорному Карабаху расписалась в своем бессилии

Изначально хотел вынести в заголовок «Гора родила мышь». Однако вовремя подумал, что сопредседатели МГ ОБСЕ ну никак не тянут на гору. Они не тянут даже на «могучую кучку».

Свершилось! На 15-м году своего существования (основана в марте 1992-го) Минская группа ОБСЕ по Нагорному Карабаху, призванная заниматься разрешением азербайджано-карабахского - или нагорно-карабахского в трактовке ОБСЕ - конфликта в лице своих сопредседателей – американца, француза и русского заявила буквально следующее: «Мы исчерпали наше воображение». Это признание содержится в Заявлении сопредседателей, сделанном 22 июня в Вене на заседании постоянного Совета ОБСЕ.

Минская группа ОБСЕ по Нагорному Карабаху расписалась в своем бессилии

Изначально хотел вынести в заголовок «Гора родила мышь». Однако вовремя подумал, что сопредседатели МГ ОБСЕ ну никак не тянут на гору. Они не тянут даже на «могучую кучку».

Свершилось! На 15-м году своего существования (основана в марте 1992-го) Минская группа ОБСЕ по Нагорному Карабаху, призванная заниматься разрешением азербайджано-карабахского - или нагорно-карабахского в трактовке ОБСЕ - конфликта в лице своих сопредседателей – американца, француза и русского заявила буквально следующее: «Мы исчерпали наше воображение». Это признание содержится в Заявлении сопредседателей, сделанном 22 июня в Вене на заседании постоянного Совета ОБСЕ.

К слову, скудное воображение гг. сопредседателей МГ ОБСЕ ограничивается исключительно азеро-турецкими версиями карабахского конфликта и путей его разрешения, оттого и мыслишки горе-дипломатов не выходят за шоры этого убогого взглядика на проблему.

Судите сами. Лет десять назад ни один из сопредседателей в здравом уме и смысле не мог и во сне подумать о том, чтобы публично заявить о наличии в азербайджано-карабахском, нагорно-карабахском конфликте не трех, а двух сторон конфликта. Прекрасно известно, что азерская дипломатия и пропаганда всячески подчеркивала, что конфликт – суть территориальные претензии Армении к Азербайджану. На протяжении многих лет, в том числе и в ходе прямых карабахско-азербайджано-армянских переговоров по урегулированию, проходивших в 1994-97 гг., Минская группа ОБСЕ неоднократно выступала с заявлениями о том, что в конфликте имеются три стороны, естественно, включая Нагорный Карабах. Об этом говорится и в ряде документов ОБСЕ – в том числе в документе Будапештского саммита 1994 г. и Пражском заявлении 1995 года.

Сегодня новые сопредседатели, буквально накануне заявления усиленные «новым американцем» Брайзом (женатым, кстати, на турчанке), говорят исключительно о двух сторонах конфликта, низводя тем самым Нагорный Карабах до уровня объекта территориального спора – в лучших традициях азеро-турецкой пропаганды.

Цитирую заявление: «обе стороны нагорно-карабахского конфликта склонны перейти от переговорного этапа к этапу принятия решений», «представители сопредседательствующих стран… посетили регион, чтобы продемонстрировать двум президентам», «наши заместители сказали двум президентам», «если обе стороны не могут достичь согласия» и т.д. и т.п.

Таким образом, налицо полный отход нынешнего сопредседательства МГ ОБСЕ от многолетней позиции, которая заключалась в признании того очевидного факта, что главными сторонами в конфликте являются Нагорный Карабах и Азербайджан. Налицо также полная солидаризация гг. сопредседателей с азеро-турецкой версией конфликта.

Сопредседатели также впервые публично раскрыли предлагаемый ими план урегулирования, который, как следует из текста, полностью отражает азеро-турецкие запросные позиции.

А именно: «Эти принципы включают поэтапный вывод армянского военного контингента с окружающих Нагорный Карабах азербайджанских территорий… Последует демилитаризация этих районов. Для определения окончательного правового статуса Нагорного Карабаха в будущем предусмотрено проведение референдума или всеобщего голосования, сроки проведения которого не определены».

Посмотрите, какая казуистика: четко сказано о сдаче освобожденных территорий Арцаха, но ничего не говорится о занятых азерами территориях НКР – Шаумяне, частей Мардакерта и Мартуни. Референдум о статусе Карабаха превращается в некое «всеобщее голосование», «в будущем», «сроки проведения которого не определены». Словом, как говорят латиноамериканцы «маньяна аста маньяна», что соответствует русскому «после дождичка в четверг».

Далее сказано, что «стороны обязуются продолжить переговоры для определения сроков и форматов этого референдума». Стоит ли разъяснять столь банальную истину, что подобные «переговоры» между «сторонами» - в определении сопредседателей между Арменией и Азербайджаном - ни к чему не приведут, ибо Азербайджан, заполучив назад «оккупированные территории» в худшем случае начнет бряцать оружием с удвоенной энергией. А в лучшем заявит, что в «бывшую НКАО» должны «вернуться» не 40 (по переписи 1989 г.), а 140 тысяч азербайджанцев, которые-де расплодились в беженстве за 12 лет: именно такие цифры озвучили члены азербайджанской делегации на последнем раунде Дартмутской конференции по Нагорному Карабаху - российско-американского общественного форума, где присутствуют как раз-таки 3 стороны конфликта.

Стремление сопредседателей низвести Карабах до роли расплывчатого объекта принимает просто маниакальные масштабы: «Будут достигнуты определенные промежуточные договоренности, которые обеспечат контакты Нагорного Карабаха с теми, кто предоставляет международное содействие». Наконец, «будет создана совместная комиссия по вопросам реализации соглашения. Будет обеспечено международное финансовое содействие работам по разминированию, восстановительным работам и в целях возвращения внутренних перемещенных лиц на территории, которые были оккупированы в прошлом и пострадали от войны в Нагорном Карабахе». Следует ли пояснять, что последняя фраза относится исключительно к интересам азербайджанской стороны?

Далее, буквально в следующем абзаце, чтобы не обидеть Баку, сопредседатели вновь «кидают кость» Азербайджану: «Относительно идеи (оказывается, это еще не факт, а лишь идея. – А.А.) референдума или всеобщего голосования, проводимого в целях определения правового статуса Нагорного Карабаха, мы бы хотели отметить, что это должно стать результатом переговорного соглашения двух сторон». То есть собственно Карабах, по мнению «великолепной тройки» сопредседателей, участвовать в переговорах о референдуме в Карабахе не должен, - право слово, зачем это?

И так далее. В конце троица расписывается в собственной импотенции: «Как сопредседатели мы исчерпали наше воображение».

Маски сброшены окончательно.

Нет сомнений в том, что в этом вопиющем хамстве виновато и руководство Республики Армения, позволившее вытеснить Нагорно-Карабахскую Республику из переговорного процесса. Теперь придется, как минимум, давать разъяснения своему народу.

Для россиян же любого происхождения, озабоченных справедливым разрешением карабахской проблемы, - а таковое может однозначно выражаться в признании независимости НКР, - настало время подумать о том, а какова роль МИД РФ в этой грязной игре?

Ибо в то время, как на уровне президента заявляется об усилении роли России на постсоветском пространстве, сопредседатель от РФ в МГ ОБСЕ г-н Мерзляков подписывается под документом, который, по сути дела, забивает гвоздь в крышку гроба российского присутствия на Южном Кавказе.

Александр Андреасян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 1 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты