N 11 (106) Июль (16–31) 2006 года.

Джафар Ахметов: «Во властных структурах Азербайджана было много турецких агентов»

Просмотров: 4621

Бывший сотрудник аппарата министерства внутренних дел Азербайджана в 1979-1986 годах, а ныне 57-летний политэмигрант Джафар Мирзабекович Ахметов во время своей работы в азербайджанском МВД курировал противодействие этно-сепаратистским, как тогда их называли, движениям в Азербайджане и изучал их связи с зарубежьем. Но так получилось, что именно одно из таких движений помогло Ахметову эмигрировать из Азербайджана в 1993 году…

Нашему корреспонденту удалось встретиться с Д.М. Ахметовым, который лишь на несколько часов проездом оказался в Москве.

«Очень многое в Азербайджане зависит от распределения быстро растущих доходов от вывоза нефти и газа: именно эти товары стали визитной карточкой экономики страны. По-моему, у властей пока нет намерения развивать в стране нефтепереработку и нефтехимию, как и глубокую переработку газа. Упор сделан исключительно на экспорт нефтесырья, а бизнес этот практически полностью контролируется...

Бывший сотрудник аппарата министерства внутренних дел Азербайджана в 1979-1986 годах, а ныне 57-летний политэмигрант Джафар Мирзабекович Ахметов во время своей работы в азербайджанском МВД курировал противодействие этно-сепаратистским, как тогда их называли, движениям в Азербайджане и изучал их связи с зарубежьем. Но так получилось, что именно одно из таких движений помогло Ахметову эмигрировать из Азербайджана в 1993 году…

Нашему корреспонденту удалось встретиться с Д.М. Ахметовым, который лишь на несколько часов проездом оказался в Москве.

«Очень многое в Азербайджане зависит от распределения быстро растущих доходов от вывоза нефти и газа: именно эти товары стали визитной карточкой экономики страны. По-моему, у властей пока нет намерения развивать в стране нефтепереработку и нефтехимию, как и глубокую переработку газа. Упор сделан исключительно на экспорт нефтесырья, а бизнес этот практически полностью контролируется близкими к власти или собственно алиевскими структурами. Запад делает ставку на углеводородные ресурсы и важное геостратегическое положение Азербайджана. Одно из доказательств – уже действующие и создаваемые военно-разведывательные объекты США в Азербайджане, причём вблизи его границ с Россией и Ираном. Не исключено, что Азербайджан станет плацдармом для иностранных военных операций против соседних государств, включая прикаспийские.

Если будет реализован проект освоения и доставки газа с крупнейшей каспийской газоскважины Шах-Дениз – а его поддерживают Турция, США и Евросоюз, - тогда Азербайджан станет главным конкурентом России как поставщик сырья для турецкой энергетики. Анкара наверняка сократит импорт газа в пользу соседа, что наверняка ухудшит российско-азербайджанские и, вероятно, российско-турецкие отношения. Но пока азербайджанские власти стараются не конфликтовать с Россией, подтверждением чему является сохранение российской электронно-разведывательной станции в Габале.

В то же самое время власти страны всячески пропагандируют необходимость единства нации во имя освобождения Нагорного Карабаха. Проще говоря, они призывают: смиритесь с нищетой, безысходностью, политическим и социально-экономическим бесправием во имя «воссоединения Отчизны». Метод отнюдь не новый в мировой истории: для оправдания своего господства многие режимы использовали «карту» национального единения.

На мой взгляд, в республике проявляется соперничество между Турцией и США за преобладающее влияние. Насколько я знаю, уже в первой половине 1980-х годов во многих властных структурах Азербайджана работали деятели, симпатизирующие Турции и, возможно, ею подготовленные. Нынешние власти тоже больше склоняются принять «опеку» со стороны Турции хотя бы из-за этнической близости. Но на турецкую политику в Азербайджане (и Закавказье в целом) решающее влияние продолжают оказывать США. Однако власти Баку будут пытаться по-прежнему балансировать между Вашингтоном и Анкарой.

Что касается России, её союзничество с Арменией исключает более тесные, по крайней мере, честные азербайджано-российские взаимоотношения. Но, к примеру, быстрое и резкое удорожание российского газа для Армении и Азербайджана объективно вынуждает их отходить от эйфории тесного взаимодействия с Россией. Когда будет построен Транскаспийский газопровод, газ Азербайджана, Туркмении, Казахстана и, вероятно, Узбекистана будет экспортироваться в Турцию и Европу, минуя Россию. Это естественная реакция, в том числе Запада и Турции, на нынешнюю нефтегазоэкспортную политику РФ в ближнем зарубежье. Я не исключаю, что в перспективе по этой артерии газ сможет поступать и в Армению.

Влияние же великих держав на армяно-азербайджанские взаимоотношения, по-моему, аналогичное тому, как они вели себя в отношении Ирана и Ирака. СССР, Запад, Китай, Турция, Саудовская Аравия прямо и косвенно способствовали тому, чтобы Иран и Ирак оставались навечно враждебными друг другу. В годы, например, ирано-иракской войны (1980--1988 гг.) эти страны одновременно поставляли оружие и иранцам, и иракцам. Так же вели себя упомянутые страны в период сомалийско-эфиопской войны (1978-1981 гг.) – опять-таки, чтобы Эфиопия и Сомали никогда не стали бы союзниками. А завершилось это «дело» распадом Эфиопии и Сомали…

Поэтому урегулирование армяно-азербайджанских отношений зависит прежде всего от здравого смысла, компетентности, дипломатического искусства и компромиссной «ориентации» обеих сторон.

Я не хотел бы вдаваться в подробности моей «опалы» в Баку и последующей эмиграции. Хочу лишь отметить, что честных, порядочных, понимающих людей любой национальности в Азербайджане намного больше, чем всевозможных приспособленцев, нуворишей и радикалов. Мне, например, помогли избежать репрессий с «летальным» исходом друзья-таты и лезгины, хотя я прежде курировал мероприятия против них. Но сегодня их права, по-моему, под большей угрозой, чем в советский период».

Артем Багиров

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 4 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Типичный пример того факта, что бытие определяет сознание. Когда был во властных структурах в Баку - боролся с татами, лезгинами, наверняка и с армянами и др. Потом, по каким-то причинам разругался с властями - и уже чуть ли не борец за интересы нац.меньшинств. Завтра, представим себе, вернется во власть и что? Естественно, опять будет пытаться подавить эти же нац.меньшинства. Т.е. веры такого рода оппозиционерам нет!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты