N 11 (106) Июль (16–31) 2006 года.

Что такое «хорошо» и что такое «плохо» в радиоделе

Просмотров: 4163

Согласно социологическим исследованиям Интернет постепенно, но уверенно отбирает клиентов у ТВ, газет и радио. У газет еще есть своя аудитория, телевидению пока удается достаточно крепко удерживать миллионы телезрителей у голубых экранов, придумывая все новые и новые фокусы. А вот радио, некогда единственный и самый доступный вид информации и развлечений, явно теряет свои позиции. Что нового можно придумать, чтобы вернуть внимание слушателей? Каковы пути развития радио? С этими вопросами наш корреспондент обратился к директору одной из самых популярных FM-радиостанций Армении Радио «АРДЗАГАНК» 103,5 Артавазду Баятяну.

– Что такое «хорошо» и что такое «плохо» в радиоделе?

– Радио - великая вещь. Оно информирует, обучает, пропагандирует, развлекает. Когда не было Интернета, а телевидение находилось в зачаточном состоянии, именно радио было глобальным средством воздействия на умы людей, мощным средством пропаганды. И радио вело ту политику, которая была выгодна государству. Вспомни передачи 60-70-х годов: этим свойством радио - опосредованно влиять на сознание людей - активно пользовались тогда обе мировые державы - СССР и США.

Согласно социологическим исследованиям Интернет постепенно, но уверенно отбирает клиентов у ТВ, газет и радио. У газет еще есть своя аудитория, телевидению пока удается достаточно крепко удерживать миллионы телезрителей у голубых экранов, придумывая все новые и новые фокусы. А вот радио, некогда единственный и самый доступный вид информации и развлечений, явно теряет свои позиции. Что нового можно придумать, чтобы вернуть внимание слушателей? Каковы пути развития радио? С этими вопросами наш корреспондент обратился к директору одной из самых популярных FM-радиостанций Армении Радио «АРДЗАГАНК» 103,5 Артавазду Баятяну.

– Что такое «хорошо» и что такое «плохо» в радиоделе?

– Радио - великая вещь. Оно информирует, обучает, пропагандирует, развлекает. Когда не было Интернета, а телевидение находилось в зачаточном состоянии, именно радио было глобальным средством воздействия на умы людей, мощным средством пропаганды. И радио вело ту политику, которая была выгодна государству. Вспомни передачи 60-70-х годов: этим свойством радио - опосредованно влиять на сознание людей - активно пользовались тогда обе мировые державы - СССР и США.

Потом пришло телевидение, и радио потеряло свое главенствующее положение в вопросах пропаганды. Но вот изобрели FM-вещание – и радио постепенно вернуло свои утраченные позиции. Но если раньше существовало государственное радио, вещавшее на всю страну, то сейчас появилось множество маленьких станций, имеющих собственный голос, свою точку зрения, проводящих свою более или менее независимую политику во всем. И хотя охват аудитории у них гораздо меньше, чем у государственных радиостанций, держат они своих слушателей достаточно крепко. Они в состоянии диктовать вкусы, апеллировать к слушателям, призывая их совершить то или иное действие, что, кстати, им чаще всего удается.

– А как можно определить нынешнее состояние нашего эфира?

– У нас сейчас функционируют с десяток радиостанций, несколько из них ретранслируемые – Русское Радио, АвтоРадио, РадиоДжаз... Остальные местные. Такое обилие радиостанций предполагает разнообразие программ, свободу выбора для слушателей, творческую свободу для авторов передач. И это хорошо. Но, на мой взгляд, все наши станции страдают одной болезнью - гигантоманией. Все стараются охватить как можно большую территорию за счет наращивания техники и «поймать в свои сети» как можно больше слушателей. Ради этого они расширяют территориальные и размывают творческие границы своего вещания. То есть в эфире одной и той же радиостанции звучит самая разная музыка, предлагаются игры, рассчитанные на представителей различных интеллектуальных уровней и возрастов. В результате FM-радиостанции перестают выполнять свое изначальное предназначение - работать на пусть маленькую, но целевую аудиторию. Неслучайно ведь существуют специализированные рок-станции, рассчитанные на продвинутую молодежь, джаз-каналы, вещающие для любителей этого жанра, Радио-классик, Авторадио и т. д. В результате целенаправленного вещания руководство радиостанции имеет возможность пропагандировать нужные им и их хозяевам идеи. Ведь если человек постоянно слушает одну и ту же станцию, значит, он ей доверяет.

У нас же картина другая. Нет ни одной специализированной радиостанции. Все программы у всех практически идентичны. Никаких делений ни по жанрам, ни по возрасту, ни по социальному статусу или уровню образования аудитории. Все стараются идти по экстенсивному пути развития, чтобы показать вероятному рекламодателю, что у них много слушателей и, соответственно, его рекламу услышит большее количество потребителей. И рекламодатель наш на это покупается: невдомек ему, что, как бы ни рекламировали, скажем, подсолнечное масло в передаче, посвященной звезде молодежного рэпа, реклама эта не достигнет цели, так как передачу эту и рекламу слушает молодежь, не обремененная проблемами хозяйства. Все радиостанции пытаются передавать хиты всех жанров музыки, а в результате слушатель постоянно крутит ручку настройки приемника, перескакивая со станции на станцию в поисках нужной ему музыки. Правильнее было бы раз и навсегда решить, для какой аудитории ты работаешь, и строить свою программу - подбор музыки, выбор стиля диджеев, уровень игр - на эту аудиторию. Вот тогда станция будет иметь, может, меньшее количество слушателей, зато верных.

– А что же надо сделать, чтобы изменить ситуацию?

– Давать советы коллегам - дело неблагодарное. Но все-таки хотелось бы отметить, что наши радиостанции заботятся только о себе и своем благосостоянии, совершенно не задумываясь об основном предназначении радио как источника информации, средства обучения и воспитания. Очень мало информационных программ, почти нет патриотических и аналитических. Я понимаю, что для создания таких программ нужны огромные деньги - работа журналистов, аналитиков, транспорт, связь. Не у всех они есть, и не все готовы тратить их на такую деятельность. Ведь гораздо дешевле и легче врубить модный хит – и аудитория есть. Вот радиостанции и превратились в этакие музыкальные шкатулки. Круглосуточно мощным потоком идет музыка не всегда высокого уровня, а чаще попросту низкопробная. Пошлость стала стилем работы ведущих и содержания программ. Низкий уровень владения речью, стремление ведущего показать себя «крутым» и «продвинутым»...

И, наконец, самое, на мой взгляд, негативное в работе всех наших радиостанций - это наличие просто-таки огромного количества зарубежной музыки. Ведь станции эти должны были бы по идее заниматься пропагандой отечественной культуры, армянского образа жизни, причем достойного, верного традициям и устоям. Что мы видим, вернее, слышим? Процентов 50-60 звучащей музыки - западная, еще процентов 20-30 - российская. Причем чаще всего не самого высокого уровня и качества. И лишь оставшиеся жалкие 10-20 процентов - армянская. (Правда, есть одно приятное исключение - «Радио Ай», по типу Русского Радио специализирующееся на армянской музыке.) Мне могут возразить: «А если она некачественная, зачем ее передавать?». Но если мы ее не будем передавать, пропагандировать, содействовать ее развитию таким образом, она так и останется на этом уровне. Причем палка эта о двух концах. За счет чего существуют станции во всем мире? Кроме рекламы, они получают взносы за раскрутку той или иной личности. А если личности нет, то некого раскручивать, и соответственно - денежку никто платить не будет.

Вот когда все эти недостатки будут устранены, тогда в нашем эфире все будет хорошо. Прямо как на Русском Радио.

Армен Манукян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 1 человек