N 11 (106) Июль (16–31) 2006 года.

Родник – священное место

Просмотров: 3188

Человек рассказывает дурной сон проточной воде, прося ее унести с собой зло, которое его подстерегает. Чаще всего мы называем это обычным суеверием. Тогда что такое суеверие? Реакция на вполне определенные явления, иначе говоря, на факты. Тысячелетия нравственного регресса оторвали человека от первознания и склонили его к восприятию научно обоснованных наставлений и поучений не более чем на этическом уровне. «Сделай добро – выброси в воду» – армянское народное. О том же – в Библии: «Отпускай хлеб твой по водам». Иначе говоря, сотвори добро от чистого сердца и забудь. И способность человека «выбрасывать в воду» воспринимается как признак его благородства. В одном ли благородстве дело?

Послушаем восточных мудрецов:

«Вода говорит тем, кто нечист: «Послушайте, идите сюда, ибо моя природа сопричастна природе Бога. Я могу принять всю вашу грязь и сделать даже беса чистым, как ангел. Когда я загрязняюсь, я возвращаюсь к Источнику источника чистоты. Там я снимаю через голову рубаху, и Он облачает меня в чистые одежды вновь. Таков Его труд, а мой труд таков же: Господь людей украшает мир».

Человек рассказывает дурной сон проточной воде, прося ее унести с собой зло, которое его подстерегает. Чаще всего мы называем это обычным суеверием. Тогда что такое суеверие? Реакция на вполне определенные явления, иначе говоря, на факты. Тысячелетия нравственного регресса оторвали человека от первознания и склонили его к восприятию научно обоснованных наставлений и поучений не более чем на этическом уровне. «Сделай добро – выброси в воду» – армянское народное. О том же – в Библии: «Отпускай хлеб твой по водам». Иначе говоря, сотвори добро от чистого сердца и забудь. И способность человека «выбрасывать в воду» воспринимается как признак его благородства. В одном ли благородстве дело?

Послушаем восточных мудрецов:

«Вода говорит тем, кто нечист: «Послушайте, идите сюда, ибо моя природа сопричастна природе Бога. Я могу принять всю вашу грязь и сделать даже беса чистым, как ангел. Когда я загрязняюсь, я возвращаюсь к Источнику источника чистоты. Там я снимаю через голову рубаху, и Он облачает меня в чистые одежды вновь. Таков Его труд, а мой труд таков же: Господь людей украшает мир».

Вода – первое из начал, из нее произошло все, что произошло. Вода собирается и на небе, и на земле. «Когда прочие стихии имеют жилище под сводами небес, она получила для себя вместилище и над небесами. Об этом свидетельствует сам пророк, взывая: «Хвалите Его (Бога – А.М.), небеса и воды, которые превыше небес» (Пс. СХLVIII. 4), – толкует Ипполит Римский.

Вода наделялась душой во многих культурах мира. Подтвержденное современной наукой информационное состояние воды, наличие у нее памяти стало не открытием, а лишь подтверждением того, что человек знал изначально: вода способна впитывать, хранить и нести дальше внешнюю информацию – музыку, слова, события, способна даже подталкивать человека к действиям. Она воспринимает, хранит даже такую тонкую информацию, как мысль или эмоция и настроение. Через слова мы отпускаем во внешний мир свои мысли («Слово не воробей, выпустил – не поймаешь»), где они взаимодействуют с этим миром, и потом тот же мир, запомнив информацию посредством воды, реагирует на нас по нашим же словам. И, наоборот, выпивая воду, мы впитываем усвоенную ею информацию. Приведем выдержку из научного объяснения такого поведения воды: ее «молекулы объединяются в ячейки памяти, в которые вода записывает все, что воспринимает. В одной молекуле насчитывается до 440 тысяч информационных панелей, которые образуют своего рода аналог компьютерной памяти».

Впервые ученые зафиксировали такую информацию, сфотографировав замороженную воду, и увидели, что форма кристаллов льда зависит от эмоциональных оттенков воспринятой информации, причем положительные мысли или гармоничная мелодия отражались в виде симметричных, приятных глазу узоров, а негативные застыли в виде беспорядочных, аморфных рисунков с рваными краями.

Зачастую мы относимся к христианству (религии вообще) как простому моральному кодексу и системе обрядов, чем сужаем его необъятные научно-мистические границы. Но согласитесь – не ради пустой обрядовости священникам заповедано освящать воду и благословлять стол. И святая, намоленная вода приобретает целебные свойства не потому, что она святая по определению, а силой Духа, воздействующего через человека – существо духовно-интеллектуальное.

«Дай испить живой воды от твоего изголовья», – сказано в одной древней рукописи. Позднейшие толкователи объясняли эти слова чисто символически: живая вода означает океан мудрости, изголовье – вершина познания. Между тем надпись имела еще и медицинское значение. Ученик просил учителя дать ему испить намагниченную воду, способствующую поддержанию сил. Такую воду пили, ею окропляли. Вот еще один сюжет. В «Истории страны Агванк» армянского историка VII века Мовсеса Каганкатваци можно встретить любопытный рассказ, как голову казненного Иоанна Крестителя принесли в Арцах. До того, как положить голову пророка в основание церкви (речь идет о будущем Гандзасарском монастыре), некий князь ставил на ночь рядом с головой наполненный водой сосуд. «И если утром кто умывался той водой или пил ее, тотчас избавлялся от боли и всякого порока».

Случаи превращения силой мысли морской воды в пресную, гнилой – в свежую никого уже, кажется, не удивляют. О чем именно хотел поведать нам евангелист, рассказывая о претворении Христом воды в вино на свадьбе в Кане? О великой любви. Любовь и благодарность оказывают на структуру воды наиболее позитивное влияние, ненависть и равнодушие – самое негативное, отравляющее. Так что целебная сила любви не просто метафора – любовь действительно очищает воду, изменяя ее структуру. «Пусть твоя жизнь продлится, как вода» – эти традиционные слова благодарности можно оставить без комментария.

Почему вода в Армении такая чистая? Это связано с ее циркуляцией среди базальтовых пород, не поддающихся соединению с водой и не подверженных размыванию. В такой среде химический состав воды остается неизменным, поскольку не выщелачивается.

Пресность воды является основой пяти вкусов, поэтому именно вода является мерилом всего. Молодая пресная вода течет гораздо выше древних вод, проделывающих долгий путь, чтобы насытиться минералами. Глубина их подземного маршрута такова, что они текут близко к магме, благодаря чему на поверхность земли выбрасываются еще горячими. А чтобы просочиться на такую глубину, воде нужна не одна сотня тысяч лет. По пути она обогащается газами и поднимается на поверхность по вулканическим жерлам в тех зонах, где повреждена земная кора – в ущельях и речных долинах. Люди дали этим водам название «кенсали» – «живительные, животворные». Впрочем, такое определение подходит и пресной горной воде, особенно талой. В высокогорье снег тает куда медленнее, позволяя воде больше просачиваться в породу. В такой воде кроется одна из причин долголетия: она и жажду утоляет лучше, чем равнинная, и препятствует желудочно-кишечным заболеваниям, поскольку в базальтах микроорганизмы не размножаются. В высокогорье вода проходит меньший путь под землей, и соли в ней растворяются в меньшем количестве, а это влияет на замечательный вкус по сравнению с равнинной.

Но у нашей воды есть и свой минус – отсутствие йода и фтора, отчего среди армян распространены заболевания щитовидной железы. А йода и фтора она не содержит потому, что их нет в базальтах Армянского нагорья, в отличие, скажем, от базальтов Болгарии. И за «второе место», отданное армянской воде героем фильма «Мимино», вините именно галогены.

В старину село, если позволяли естественные условия (ландшафт и пр.), строили прямо над источником, из которого бил ключ. В противном случае вода подводилась сюда по керамическим трубам, которые для предохранения от повреждений закапывались в землю. Но воду еще следовало найти. Процесс «искания воды» в условиях гористой местности увлекательно описала Мариетта Шагинян в начале прошлого столетия:

«Большого искусства и своеобразной церемонии требовала эта процедура. Старики медленно, шаг за шагом, шли по земле, почти пробуя на язык и опознавая все скрытые ее признаки. Они ловили особых земляных жучков и пускали целую горсть их ползти по земле. Обычно эти жучки ползли в одном направлении – к источнику влаги. Старики двигались за ними; по пути они выдергивали стебельки трав и пробовали корешок их во рту, – насколько они влажны. Так, медленно, по биению незримой жизни в земле, настоящими следопытами, «пытали» эти мастера воду и – находили ее. И с удивительным искусством, без всяких математических и гидравлических знаний, заставляли ее вытекать наружу».

Селение постепенно разрасталось, и родник оказывался в его центре, на площади, где вечерами собирался народ. Родник устраивался под небольшой базальтовой галереей, которая в условиях знойного лета защищала воду от палящих солнечных лучей. Небольшой архитектурный памятник из того же базальта, близкий по стилю к культовой архитектуре, украшенный изысканным флористическим орнаментом и снабженный текстом, в котором прославляется ктитор – князь, купец, настоятель ближнего монастыря, – так обычно выглядел родник. Надпись «Христос Бог, помилуй того-то...» напоминала, за кого именно помолиться или кого помянуть добром, утолив жажду.

Родник почитался как священное место, и в основе этой древнейшей, архаичной традиции лежал культ праматери-воды. В позднейшем осмыслении камень, из которого бьет ключ, являл собой символ Божества как источника сил. Подобно тому, как из камня текут потоки живительной воды, так и Христос-родник словно разрывает Себе грудь, чтобы напоить людей водой жизни.

В давние времена жители некоторых регионов Армении встречали Новый год у родника. По народному поверью, ровно в полночь родниковая вода превращалась в золото, и человека, первым пришедшего сюда в момент встречи уходящего и наступающего года, ждала счастливая жизнь.

Армен Меружанян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 6 человек