N 12 (107) Август 2006 года.

Город, достойный своих мастеров

Просмотров: 4249

Духовное богатство города далеко не всегда пропорционально количеству горожан, населяющих его.

Караклис, Кировакан, Ванадзор… От перемены названия у города не уменьшается ни возраст, ни его история, не изменяются ни особый говор, ни менталитет его жителей. Да, если и изменился город в чем-то после пережитого в прошлом столетии землетрясения, то - в лучшую сторону. Дома потихоньку отстраиваются, иномарки по улицам бегают, театры и музеи функционируют.

Я зашел в один из них – Ванадзорский музей изобразительных искусств. Его здание издали напоминает трехъярусный застекленный корабль, «плывущий» меж живописных зеленых гор Лорийского плато. А на борту его – произведения живописцев и скульпторов Армении прошлого столетия и современности.

Духовное богатство города далеко не всегда пропорционально количеству горожан, населяющих его.

Караклис, Кировакан, Ванадзор… От перемены названия у города не уменьшается ни возраст, ни его история, не изменяются ни особый говор, ни менталитет его жителей. Да, если и изменился город в чем-то после пережитого в прошлом столетии землетрясения, то - в лучшую сторону. Дома потихоньку отстраиваются, иномарки по улицам бегают, театры и музеи функционируют.

Я зашел в один из них – Ванадзорский музей изобразительных искусств. Его здание издали напоминает трехъярусный застекленный корабль, «плывущий» меж живописных зеленых гор Лорийского плато. А на борту его – произведения живописцев и скульпторов Армении прошлого столетия и современности.

Городу (со всеми его тремя названиями) сегодня - 180 лет, музею - чуть более 30. А изобразительного экспоната в нем - более 2000 единиц.

– А какие экспонаты! А какие имена!

– После землетрясения, - рассказывает директор музея художник Папаг Алоян, - часть произведений искусства, более 50 единиц, были вынесены и временно размещены в Государственной картинной галерее Армении в Ереване. Ценою огромных усилий нам удалось два-три десятка работ заполучить обратно… Но если бы вы знали, что там осталось? Несколько шедевров Айвазовского, несколько полотен Башинджагяна!… Не буду расстраиваться, будем бороться за них…

Далее в сопровождении почетного строителя города Сергея Петросяна и известного далеко за пределами Ванадзора живописца Хачика Карабекяна пошли по залам музея.

Любителей изобразительного искусства не могут не привести в восторг произведения таких известных художников, как Мартирос Сарьян, Акоп Коджоян, Григор Ханджян, Эдуард Исабекян, Лавиния Бажбеук-Меликян, Сейран Хатламаджян, Мартын Петросян, Рудольф Хачатрян, Акоп Акопян …

У многих картин, сидя на складных стульях, юные художники копировали произведения признанных мастеров. Это студийцы, обучающиеся при галерее.

– Давайте спустимся этажом ниже, в зал скульптуры, - предложил Хачик Карабекян.

И здесь невозможно было равнодушно пройти мимо работ мастеров резца, чьи произведения украшают не только музеи многих городов Европы и России, но и их улицы.

Это скульпторы Акоп Гюрджян, Никогайос Никогосян, Беник Петросян, Левон Токмаджян, Ара Шираз и другие.

Но что больше всего меня поразило в этом музее - так это работы великого мастера Акопа Гюрджяна (1881-1948г.г.).

Акоп Гюрджян в Караклисе, Кировакане и тем более в Ванадзоре никогда не был. Он родился в Шуше (Нагорный Карабах), учился в Москве, часто посещал мастерскую всемирно известного скульптора Огюста Родена, скончался в Париже. За свою сравнительно недолгую жизнь (67 лет) он создал скульптурные портреты многих известных деятелей культуры своего времени самых разных национальностей. Аршак Чопанян, Максим Горький, Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Александр Ширванзаде, генерал Андраник и т.д. По рекомендации А.Луначарского он намеревался создать скульптурный портрет и Ленина. Имеется даже фотография, на которой Акоп Гюрджян стоит рядом с вождем Октябрьской революции на Красной площади в Москве.

И вот некоторые из его шедевров передо мной - в Ванадзорском музее изобразительных искусств.

– Но самое ценное мы прячем в фондах, - говорит директор музея Папаг Алоян, - но вам мы скульптуру покажем, это фигурная композиция «Мадам Скапарелли».

Ни в одной книге, ни даже в Армянской советской энциклопедии я не нашел упоминание об этой работе великого мастера. Могу сказать, что этот шедевр является гордостью не только самого Ванадзора, но и всей страны - Армении. И, по-моему, не надо стремиться все ценное, значительное в изобразительном искусстве перетаскивать в Ереван. Пусть и другие города будут иметь свои шедевры. И мне кажется, следует вернуть в Ванадзор то, что принадлежит ему по праву: полотна Айвазовского и Башинджагяна. Ванадзор - третий по величине город Армении.

Вдова Акопа Гюрджяна - парижанка - знала, что скульптор-уроженец Армении, и после кончины маэстро большую часть произведений подарила его исторической родине.

Покидая этот живописный, объятый хороводом зеленых гор город, я почему-то вспомнил, что некогда здесь побывал и знаменитый французский писатель Александр Дюма. Наверное, неспроста?!

Роберт Баблоян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 8 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Ванадзор навсегда поселился в моем сердце***
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты