N 12 (107) Август 2006 года.

Уроки Ереванского джаз-фестиваля

Просмотров: 3721

Впервые словосочетание «Ереванский джаз-фестиваль» прозвучало в 1985 году. Тогда он был всесоюзным. Потом, еще раз, через год. К сожалению, третьего раза в те годы не последовало и о массовых праздниках джаза на ближайшие лет десять-двенадцать в городе забыли.

Лишь в 1998 году был проведен Первый международный ереванский джаз-фестиваль. В 1999 году по причине трагических событий в парламенте страны второй был отменен буквально за день до начала. Через год с огромным успехом был проведен следующий джаз-фестиваль. Потом опять последовал пятилетний перерыв. И вот, наконец, когда к постоянному организатору всех фестивалей музыканту и администратору Левону Малхасяну присоединился другой музыкант и владелец компании «Паризян Сурч» Вазген Асатрян, в Ереван вернулся Международный джаз-фестиваль.

Впервые словосочетание «Ереванский джаз-фестиваль» прозвучало в 1985 году. Тогда он был всесоюзным. Потом, еще раз, через год. К сожалению, третьего раза в те годы не последовало и о массовых праздниках джаза на ближайшие лет десять-двенадцать в городе забыли.

Лишь в 1998 году был проведен Первый международный ереванский джаз-фестиваль. В 1999 году по причине трагических событий в парламенте страны второй был отменен буквально за день до начала. Через год с огромным успехом был проведен следующий джаз-фестиваль. Потом опять последовал пятилетний перерыв. И вот, наконец, когда к постоянному организатору всех фестивалей музыканту и администратору Левону Малхасяну присоединился другой музыкант и владелец компании «Паризян Сурч» Вазген Асатрян, в Ереван вернулся Международный джаз-фестиваль.

В течение двух дней в середине июля Ереван жил джазом. На сцене Большого концертного зала Армфилармонии выступили чуть ли не все имеющиеся на сегодняшний день силы – квинтет Time Report, септет «Катунер» пианиста и композитора Ваагна Айрапетяна, квинтет «Чико и друзья», молодой «Арт Войсиз» и еще несколько других малых составов.

Особой гордостью организаторов было участие в фестивале сразу четырех биг-бэндов. К активной деятельности двух из них – Государственного джаз-оркестра Армении и джаз-оркестра радио и телевидения – ереванцы привыкли. Но вот в прошлом году заявил о себе, причем очень громко, еще один – «Оркестр 70-х», в который вошли музыканты, игравшие в оркестре К.Орбеляна, в различных джаз- и рок-коллективах в 70-80-х годах и создававшие основу для развития современной армянской музыки. Коллектив этот работает с материалом, составляющим золотой фонд джазовой, поп- и рок-музыки, т.е. именно той музыки, которую участники этого коллектива не могли свободно исполнять в те годы ввиду существовавшей политической цензуры. Выступления этого бэнда ереванцы всегда принимают очень тепло.

Четвертый большой состав –новичок. Это оркестр из Степанакерта «Арцах-бэнд». Несмотря на молодость (в смысле даты создания коллектива, а не возраста участников), музыканты показали достаточно высокий уровень сыгранности и личной техники. Без сомнения, у бэнда большое будущее.

Были и приглашенные из-за рубежа наши соотечественники. Пианист из Бейрута Артур Сатян, представитель славной фамилии Сатянов, саксофонист Александр Захарян из Москвы и дудукист Левон Минасян из Франции.

Хедлайнером фестиваля на сей раз была американская группа Al McKay AllStars Band, играющая в стилях фанк, ритм-н-блюз и соул, представившая программу «Earth, Wind & Fire Experience». Группу лет пять тому назад организовал гитарист и композитор Эл МакКей, один из основателей и вдохновителей в конце 60-х популярной и по сей день группы Earth, Wind & Fire. Полуторачасовое шоу буквально взорвало битком набитый зал филармонии. Забавно было видеть, как почтенные мамаши и папаши с брюшком, в окружении своих детей и внуков, лихо отплясывали под заводные ритмы афроамериканской музыки, вскакивали со своих мест при первых же звуках знакомых композиций, с готовностью выполняли просьбы музыкантов подпевать, хлопать, топать ногами и т.д., одним словом, отрывались по полной программе. По единодушному мнению присутствовавших на концерте, такого яркого, энергичного, настоящего шоу с большой буквы Ереван не видел со времен концерта американского блюзового певца и гитариста Б.Б.Кинга в 1978 году.

Одним словом, фестиваль прошел более чем успешно, дав армянским музыкантам возможность выступить на престижной сцене столицы и показать свое мастерство, обменяться творческими идеями, а ереванским любителям музыки провести два вечера вместе со своей любимой музыкой. Вроде все хорошо. Да не совсем.

Первая проблема – качественный звук. Концертной аппаратуры и инструментов в городе много. Несколько фирм занимаются обслуживанием крупных музыкальных мероприятий. Но, к сожалению, специалистов, обслуживающих эту аппаратуру, можно сосчитать по пальцам одной руки. Вот и получается то, что случилось во время выступления Al McKay AllStars Band – грохот вместо музыки, аудиопровалы целых групп инструментов, свист микрофонов и т.д.

Другая серьезная проблема – свет. Аппаратура есть, а создавать сколько-нибудь качественную световую картину не умеют. В качестве примера – прошедший концерт. Мощные прожекторы, вместо того, чтобы украшать сцену, били в глаза слушателям. Весь концерт я смотрел на сцену, прикрывая глаза ладонью, как это делают водители автомобилей, когда их слепят фарами встречные машины.

Когда наши деятели от шоубизнеса поймут, что организация и постановка концерта – это не просто «купил усилители и динамики, подсоединил и звук поставлен»? Когда начнут учиться, тратить деньги на образование своего персонала, чтобы получать качественный конечный результат? А пока на все претензии слушателей и музыкантов руководство таких фирм чаще всего отвечает что-нибудь вроде «А кто его знает, почему так получилось?».

Дальше. Фестиваль – это, конечно, прежде всего, праздник. И устанавливать какие-нибудь ограничения и рамки музыкантам никто не хочет. Но не забывайте, что Ереван – город, на самом деле небольшой. Круг музыкантов вообще, а джазменов тем более – достаточно узок. Все друг друга знают и или играют вместе, или, в крайнем случае, когда-либо играли. Отношения чаще всего дружеские, и никто никого обижать не хочет. В результате, получается так, что на сцене может оказаться любой состав, вне зависимости от качества и подготовленности к фестивалю, лишь благодаря дружеским отношениям с организаторами. Насколько правильнее было бы устраивать что-то вроде прослушивания и отбора потенциальных участников фестиваля. Наверное, также не стоит пытаться показывать весь спектр жанров и направлений, имеющихся в городе. Наоборот, было бы правильнее отбирать составы не только по качеству, но и по стилистике, стилевой направленности, пытаться срежиссировать концерты фестиваля, чтобы создать единую картину происходящего. Кроме того, это внесло бы какую-то упорядоченность в процесс, это также подстегивало бы музыкантов к созданию новых специальных фестивальных программ, способствовало бы общему росту уровня музицирования и повышению статуса и имиджа самого джаз-фестиваля. Ничего этого, к сожалению, пока нет.

Ну, и последняя проблема, не являющаяся, собственно, чисто армянской. Дело в том, что организация подобного фестиваля – мероприятие трудоемкое и дорогостоящее. Чтобы пригласить любого гостя, нужны тысячи долларов. А если это еще и западная звезда, то счет может пойти на несколько десятков тысяч долларов. И это только гонорар. А еще билеты, гостиница, транспорт, питание, реклама... Одним словом, чтобы не разориться, не залезть в долговую яму без особых перспектив из нее вылезти, организаторы вынуждены продавать билеты по 10-20 тысяч драмов (как было и в этот раз). Что, как понимает любой человек, мало-мальски знакомый с сегодняшней армянской действительностью, абсолютно непозволительная роскошь для большинства ереванцев сегодня. Вот и получается, что для того, чтобы привлечь публику, надо привезти звезду, иначе народ не пойдет. Привезя звезду, организаторы вынуждены поднимать цену на билеты до заоблачных высот, и народ снова не идет, уже по финансовым причинам.

Все сказанное совсем не означает, что фестивали проводить не следует, а лучше отложить их организацию до лучших времен. Как раз наоборот. Надо учиться всем и всему – организаторам, промоутерам, звуковикам, музыкантам, наконец, и всем вместе искать пути для успешной организации музыкальных праздников любого жанра. Джаза, в частности.

Армен Манукян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 6 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты