N 13 (108) Cентябрь 2006 года.

Август – это прекрасно. Все говоруны в отпуске!

Просмотров: 3404

В Ереване жарко. Август. Но спокойно и умиротворенно. Политики, депутаты, государственные и общественные деятели, бизнесмены и предприниматели еще отдыхают. Кто где. Я не говорю «олигархи», потому что в Армении олигархов, как подчеркнул премьер-министр, нет. Армянский богатей в сравнении с российским – так, мелочь пузатая. А в сравнении с американским – вообще нищета беспросветная, голь перекатная.

Бедствующий народ штурмует пущенный в этом году поезд Ереван-Батуми. Охота армянам поваляться на пляже, чтобы голова на песке, а ноги в воде. Ностальгия!

За билетами на поезд очередь выстраивается в пять утра, и, как в добрые старые времена, активисты ведут перекличку, составляют списки. Ещё одно воспоминание о прошлом.

Однако в самое пекло две партии из действующих 70 мужественно и самоотверженно провели съезды. Надо сказать, что армянские политпартии проходят через сито жесткого естественного отбора. В прошлый предвыборный цикл по политическому полю Армении туда-сюда бродили 120 партий, а нынче только 70. Кто-то говорит: 70 – это очень много для Армении, а я говорю: посмотрите на Республику Конго со столицей Киншаса, там в предвыборной кампании участвовало 200 партий, 9000 кандидатов в депутаты и 32 кандидата в президенты.

Первой «жаркий» съезд провела Республиканская партия – правящая. Съезд был характерен тем, что в партию вступил министр обороны Серж Саркисян, а вслед за ним группа крутых бизнесменов, которые прямо так и говорили: где Серж Азатович, там и нам хорошо. Мотивация!

Второй «жаркий» съезд провела партия «Наследие», где солирует Раффи Ованнисян и которая считается оппозиционной. Что тут было интересного? Интересной была фраза Р.Ованнисяна: «Человеческий потенциал партии увеличился не искусственным путем, используя административно-финансовые рычаги или за счет прозрачных политических благотворительностей, а внутренней убежденностью по гласу совести и честных побуждений». Р.Ованнисян большой мастер политической фразы, одним предложением вдарил сразу по трем партиям – главным соперникам на предстоящих парламентских выборах: по «Процветающей Армении» - вотчине Гагика Царукяна, – число членов которой зашкалило уже за 200 тысяч, по Республиканской партии премьер-министра А.Маркаряна и по партии экс-спикера А.Багдасаряна «ОЕ», которая сочла целесообразным перед выборами перейти в оппозиционный лагерь.

В партию Царукяна косяком пошли местные интеллигенты и интеллектуалы. В «Процветающую Армению» записался и известный в мире искусства 80-летний Вануш Ханамирян, мотивировавший свой выбор честно и бесхитростно: а мне название партии сильно нравится. Аргумент!

Среди армянских политиков согласья нет, каждый ругается с каждым, вне зависимости от политической ориентации, выставляя себя единственным и неповторимым. Я тут высоко сижу, на 9-м этаже в массиве, далеко гляжу – слева за окном двуглавый библейский Арарат, прямо по курсу далеко внизу центр Еревана, где тусуются армянские политики. Все они, за очень редким исключением, одно...пардон, одного пошиба дельцы от политики. В этом смысле примечательными были недавние теледебаты между А.Гегамяном (партия «НЕ») и А.Багдасаряном (партия «ОЕ») на тему, кто из них конкретно находился, а может, и сейчас находится на финансовом содержании Сержа Азатовича, новоиспеченного республиканца.

С 9-го этажа представляется очевидным, что древний армянский народ заслуживает чего-то гораздо лучшего. Он, собственно, уже много веков заслуживает чего-то лучшего. Поэтому август – это прекрасно. Хоть и жарко, но все говоруны в отпуске, набираются новых сил перед осенней чередой съездов и взаимных обвинений в преддверии грядущих парламентских выборов. В этой среде достаточно много деятелей, которые без остановки говорят 15 лет, не забывая конъюнктурно перепрыгивать из одной партии в другую. Однозначно прав Александр Галич, “где истцы, а где ответчики — нынче сразу не поймешь…”

Все 70 политических партий, включая несколько коммунистических, за демократию, за рыночную экономику, за интеграцию с Европой. Однако нынешний этап развития армянской демократии уникален и парадоксален. Здесь переняли уже все западные недостатки, но при этом у нас сохранились и собственные. Недостатки плюс недостатки – море лицемерия, беззакония, лжи и меркантилизма. Самая большая проблема армянской демократии в том, что слово это означает «власть народа», то есть институт, которого в Армении никогда не было. Сегодня люди голосуют на выборах, но СМИ и партии все же контролирует высший эшелон власти - иными словами, высший эшелон определяет, кто участвует в выборах и кто их выигрывает. Мы думали, что с обретением независимости свобода пришла в Армению и люди сразу станут свободными. Честными и порядочными станут люди. Черта с два!

Второй срок президентства Роберта Кочаряна близится к завершению. Реформы 90-х годов были исключительно спекулятивными: кто мог, беззастенчиво ловил в мутной воде несправедливости – переход на национальную валюту, скачки курса валют, инфляция, разбазаривание и присвоение зарубежных займов, коррупция, бездумная приватизация – свои скользкие и дурно пахнущие миллионы. После 2000 года наступил более стабильный период: осталась только коррупция, которую никогда и никому не удавалось победить. От древних Египта и Китая до современных флагманов демократии США, Британии, Франции, Италии... Но борьба с коррупцией ведется всюду, ведется она и у нас. Главное – есть программа борьбы и выделены международные деньги на борьбу. Деньги есть – будут бороться, деньги кончатся, уйдут куда-то – кончится и борьба. Как советник президента по борьбе с коррупцией ушел в замминистры культуры.

К тому же в Армении начал формироваться средний класс. Затрудняюсь сказать, какая часть населения – каждый шестой или каждый десятый – может быть отнесена к этому классу, но доказательств его присутствия я насчитал сразу три: высокая стоимость жилья, увеличившийся парк иномарок, ажиотаж вокруг поезда Ереван-Батуми. То есть Роберт Кочарян – лучший из президентов независимой Армении. Причем лучший как во внутриполитических делах, так и во внешнеполитических. Про внешнеполитические будет повод – поговорим, как оно видится с 9-го этажа, а завершу письмо результатами исследования ученых Лестерского университета Великобритании. В «списке счастья», по их оценке, Армения находится на 172 месте из 178 стран. Впереди нас Грузия – 169 место, Россия – 167 место, а у Азербайджана вообще 144 место. Я думаю, британские ученые с оценкой «армянского счастья» немножко ошиблись. Не учли особенностей армянского характера и менталитета. Заскочил ко мне на днях приятель и прямо с порога начал крыть всех и вся: «Разве это государство!», «Разве здесь когда-нибудь будет закон и порядок!», а дальше ещё хуже. В чем дело? Приятелю обещали по блату добыть четыре билета до Батуми, но не добыли, подвели.

Карен Торосян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 3 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты