N 15 (110) Ноябрь 2006 года.

Битва за памятник

Просмотров: 4506

Некогда древнее римское поселение, а ныне третий по величине французский город, столица мануфактуры и гурманов, родина кинематографа и сверхскоростных поездов... И просто милый, уютный город, раскинувшийся по обоим берегам Роны. Все это – Лион, в котором проживает почти 50-тысячная армянская община.

Франция по праву считается одной из привлекательнейших для армян стран. Это самое дружественное для нас на Западе государство. Главный союзник. Один перечень знаменитых французов армянского происхождения чего стоит!

Некогда древнее римское поселение, а ныне третий по величине французский город, столица мануфактуры и гурманов, родина кинематографа и сверхскоростных поездов... И просто милый, уютный город, раскинувшийся по обоим берегам Роны. Все это – Лион, в котором проживает почти 50-тысячная армянская община.

Франция по праву считается одной из привлекательнейших для армян стран. Это самое дружественное для нас на Западе государство. Главный союзник. Один перечень знаменитых французов армянского происхождения чего стоит! Музыкант и актер Шарль Азнавур и писатель Анри Труайя, король текстиля Ален Манукян и икорный король Армен Петросян, кинорежиссер Анри Верней и певец Патрик Фьори, футболисты Юрий Джоркаефф и Ален Богоссян, автогонщик Ален Прост, теннисист Стефан Симьян, певица Элен Сегара, законодатель обувной моды Стефан Келян...

Полумиллионную армянскую общину страны можно условно разделить на три центра проживания. Во-первых, Марсель (80 тысяч), портовый город, который стал первым пристанищем несчастных беженцев, уцелевших от резни в Анатолии. Во-вторых, Лион – город на полпути к столице, там осела вторая волна армянских беженцев, двинувшихся на север. Наконец, Париж и окрестности.

Десин – это армянский район Лиона. В городе есть армянская школа и редакция газеты, церковь, радио и даже улица – rue Armenie. Все горожане знают, какую роль в Сопротивлении сыграл в Лионе армянский партизанский отряд «Мисак Манушян». К нашим соотечественникам относятся здесь с симпатией и уважением. И 24 апреля молебен в память о жертвах Геноцида проходит не только в армянской церкви, но и средневековом католическом кафедральном соборе Сен-Жан. В 2001 г. лионцы приветствовали президента Р. Кочаряна, посетившего город. Сюда нанес визит Католикос Гарегин II. Его встречала вся местная паства во главе с епископом Норваном Закаряном.

Во Франции десятки памятников жертвам Геноцида армян. Однако лишь открытие лионского стало причиной поистине драматических событий...

15 марта 2004 года в мэрии состоялась церемония, о которой мечтало не одно поколение здешних армян. Городские власти приняли решение об открытии мемориала жертвам Геноцида. Церемония закладки будущего памятника прошла торжественно. Открыть его планировали к круглой дате - 90-летию трагедии. Однако со сроками что-то не вышло. Пришлось ждать еще год.

В Лионе проживают также многочисленные выходцы из Турции. Их примерно столько же, сколько и армян. Вот они-то и устроили акцию протеста против открытия памятника. «Аргумент» был один, привычный: никаких массовых убийств армян в годы Первой мировой войны не было. От слов они перешли к действиям. Турки провели массовую манифестацию, выкрикивая оскорбительные антиармянские лозунги. Осквернили памятник, который вот-вот должны были официально открыть. Стали бить витрины магазинов и кафе, переворачивать автомобили...

Коренные французы однозначно поддержали армян. В столкновении с турками они кричали: «Мы все армяне!», “Убирайтесь, вам здесь не место!», «Убийцы!»... Местные журналисты утверждают, что за демонстрантами-турками стоял сам консул Турции в Лионе. А заправляли этой оголтелой толпой небезызвестные «серые волки».

Власти смогли навести порядок. Турецкий демарш осудили министр внутренних дел Николя Саркози, префект департамента Рона Жан-Пьер Лакруа, мэр Лиона Жерар Коломб, видные политики и общественные деятели страны. «Железный» Саркози выразил свою солидарность с армянами. Он недвусмысленно дал понять: если подобные дикие выходки повторятся, полиция будет действовать крайне жестко. Во Франции принят закон, который гласит: нельзя отрицать армянский Геноцид, нельзя против него протестовать. И этим все сказано!

Когда страсти улеглись, в 91-ю годовщину Геноцида, как и планировалось, на площади Антуана Понсе, в исторической части Лиона, был открыт белокаменный памятник. Архитектор армянского происхождения Л. Басмаджян изобразил собранные воедино стелы высотой 3,5 метра, а венчает ансамбль купол армянской церкви.

Мы все тогда выиграли на берегах Роны важную битву. Битву за памятник. За нашу историческую память.

Александр Геронян,

Рига-Париж-Лион-Рига

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 11 человек