N 02 (113) Февраль 2007 года.

Епископ Езрас Нерсисян: «Григорий Просветитель является святым и армянского, и русского народов»

Просмотров: 8050

Строящийся в Москве внушительный церковный комплекс должен был бы поглотить все внимание предстоятеля Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ српазана Езраса Нерсисяна. Но только в этом году он освятил пять армянских церквей, при его благословении и поддержке была издана прекрасная азбука, которая предназначена специально для армянских малышей в России. Это учебное пособие для детей, обучающихся родному языку в Центре армянского воспитания, открытом владыкой в Москве.

Однако наиболее значимым событием и в духовной, и в светской жизни армянской диаспоры стало издание на русском языке труда Магакии Орманяна «Армянская церковь». Это первая попытка представить в России краткую летопись нашей духовной истории.

Строящийся в Москве внушительный церковный комплекс должен был бы поглотить все внимание предстоятеля Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ српазана Езраса Нерсисяна. Но только в этом году он освятил пять армянских церквей, при его благословении и поддержке была издана прекрасная азбука, которая предназначена специально для армянских малышей в России. Это учебное пособие для детей, обучающихся родному языку в Центре армянского воспитания, открытом владыкой в Москве.

Однако наиболее значимым событием и в духовной, и в светской жизни армянской диаспоры стало издание на русском языке труда Магакии Орманяна «Армянская церковь». Это первая попытка представить в России краткую летопись нашей духовной истории.

— Владыко, что Вас подвигло обратиться к этой книге?

Российское армянство и симпатизирующая ему часть россиян нуждались в четком и целостном представлении об Армянской Апостольской церкви и ее истории. Это церковь, которая на протяжении 1700 лет преданно служила Христу, была ему привержена и претворяла в жизнь его заветы. И ее миссия свидетельствует о том, насколько велика христианская вера. Посвятив себя ей, наш народ смог противостоять вызовам времени и превозмочь трудности. Эта книга - первая полноценная летопись Армянской церкви на русском языке. Ранее к этому вопросу обращался в своем труде епископ Езник Петросян.

— История этой книги уже насчитывает около 100 лет – знаменитый религиозный деятель, теолог, историк работал на рубеже XIX-XX веков. Время быстротечно, представления меняются стремительно, у Вас нет опасений, что и книга устарела?

Орманян внес выдающийся вклад в изучение истории нашего народа и, в частности, нашей церкви. В свое время он преследовал ту же цель - представить иностранцам пройденный нами духовный путь. Книга впервые вышла в свет на французском языке. Так что с нашей стороны не возникло даже необходимости в комментариях.

— Владыко, мы живем в России, где нас иногда праздно, иногда с искренним интересом спрашивают: есть ли богословские различия между нашими двумя христианскими церквями?

Скажу сразу: вера у нас одна. Несколько иное дело богословие. Кстати, Орманян тоже дает ответ на этот вопрос. Армянская церковь одна из самых древних христианских церквей и своей историей, описанием глубоко национальна. Среди христианских церквей она православная, однако это православие не надо воспринимать в богословских рамках Греческой православной церкви: мы независимы. Наша теология основывается на трех Вселенских соборах, во времена которых христианская церковь была вселенской - всеобщей и еще не претерпевшей раскола. Согласно теологии этих соборов, присутствие божественного и человеческого во Христе неизменно. Насколько Христос родился Богом и человеком совершенным, без слияния существа в единении нераздельном. Един Христос и едино лицо Его, из двух соединенных естеств. Христос человек, настолько Он и Бог, божественное и человеческое соединены во Христе нераздельно и неизменно.

Разъяснения Четвертого Халкедонского собора (451 г.) практически схожи с комментариями трех предыдущих Вселенских соборов. Тем не менее Халкедонский собор принял догмат о двойственной природе Иисуса Христа. Русская и Греческая православные церкви исповедуют этот принцип – Христос един в двух естествах: одном – человеческом и другом – божественном. Но, по сути, обе церкви – православные.

— А чем объяснить разницу в осенении крестным знамением? Мы сверху - вниз-слева-направо, русские сверху-вниз-справа-налево.

Из всех объяснений по этому поводу, наверное, самым вероятным является следующее: речь идет о разнице в расстановке словосочетаний. Обратите внимание на последовательность слов. Мы говорим: Во имя Отца (лоб - разум), Сына (рожденного от Богородицы) и Духа Святого (Дух - сердце, Святой - правая сторона, святое, заветное место). А теперь проследим за русским изложением: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. То есть в смысловом аспекте в русском языке последние два слова поменялись местами, что и обусловило порядок осенения крестом. И каких-либо теологических различий тут нет.

— А откуда появилось выражение «Армяно-Григорианская церковь», которое мы сами никогда не употребляем?

Официальное название нашей Церкви - Армянская Апостольская Православная Церковь. Всем известно, что название «Апостольская» свидетельствует о том, что основателями нашей церкви являются двое из двенадцати апостолов Иисуса Христа свв. Фаддей и Варфоломей, которые в первом веке впервые посеяли семена Евангелия в Армении.

Я думаю, что появление названия «Григорианская» связано с присоединением восточной части Армении к Российской империи, в связи с чем понадобилось утвердить положение Армянской Апостольской церкви в ее юрисдикции. В 1836 году мы первый раз встречаемся с названием «Армяно-Григорианская церковь». Отмечу, что Русская православная церковь в качестве официального названия нашей церкви уже не использует название «Армяно-Григорианская».

Григорианской нашу церковь называли по имени Григория Просветителя, великого святого не только для Армянской Апостольской церкви, но и для всего христианского мира. Достойно упоминания, что праздник святого Григория Просветителя по календарю Русской православной церкви празднуется 23 сентября. Григорий Просветитель является святым и армянского, и русского народов. Для нашей церкви св. Григорий считается равноапостольным святым, так как благодаря его молитвам и усилиям в 301 году армянский царь Трдат III и весь царский двор крестились, после чего христианство пришло в Армению. Армянская церковь называется Апостольская Православная, потому что наша церковь всегда придерживалась православного богословия и догматики, сохраняя при этом свою автокефальность.

Беседу вел

Рубен Айрапетян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 120 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Хорошее интервью! Наконец наше высшее духовенство осознало важность разъяснительной работы и обучения азам богословия ААЦ как среди армян диаспоры, так и среди местного неармянского населения.Это поможет рассеять всякого рода бредовые домыслы и откровенную ложь, которые частенько позволяют себе некоторые недоброжелатели по отношению к нашей церкви.Аствац окнакан!
  2. Ставлю оценку "5" и статье, и автору!
  3. Армяне христианство как государственную религию приняли при жизни Иисуса Христа. Царь Армении Абгар I в 33 году написал письмо Иисусу с приглашением поселиться в столице Армении Едиссе (ныне – Урфа). Христос поблагодарил Абгара I, но не смог приехать в Армению на постоянное жительство. Он прислал апостола Фаддея, от которого армянский царский Двор принял христианство. Поэтому армянская церковь является апостольской. РЕЛИГИЯ, ПРИНЯТАЯ ЦАРЁМ И ДВОРОМ ЯВЛЯЕТСЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ. Сыновья Абгара I после смерти царя упразднили новую религию и вернулись к старой – к солнцепоклонничеству. В 301 г. в Армении была восстановлена государственная религия, принятия царём Армении и армянским Двором ещё при жизни Иисуса Христа. Поэтому неправильно говорить, что Армения приняла христианство как государственную религию в 301 г. АРМЕНИЯ ПРИНЯЛА ХРИСТИАНСТВО КАК ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕЛИГИЮ В 33 ГОДУ.
  4. Я еще вот что хотел отметить. Когда в царской России называли армянскую церковь "армяно-григорианской", то делали это сознательно, чтобы все думали что наша церковь не апостольская, т.е. не от апостолов христовых пришла в Армению. Хотели умалить ее значение, унизить, т.к. видели в ней соперника православию греческого толка. Отсюда и все эти грязные наскоки, ложь и зависть,распространяемые про ААЦ, непрекращающиеся и до настоящего времени. Именовать нашу церковь "армяно-григорианской" Это все равно, что именовать, скажем русскую православную церковь (РПЦ) как " русско-владимирская", поскольку при кн.Владимире Русь в 10 веке окончательно приняло христианство в качестве гос.религии.
  5. Армянская Церковь Апостольская, потому что армяне приняли христианство от апостолов, которые жили при Христосе, а не при Григоре Просветителе. Тут правильно пишут, что Армения приняла христианство как государственную религию в 33 году при царе Абгаре Первом. Так что, приняв 301 год за начало отсчёта, мы не сможем назвать нашу церковь Апостольской. Армянская церковь и армянский народ должны готовиться отметить в 2033 году 2000-летие принятия Арменией христианства на государственном уровне.
  6. +1 к предыдущему коментарию..
  7. ООО..давно искал. Забрал в букмарки. Автор, пишите почаще..не забрасывайте блог...Кстати не мешало бы диз поменять.
  8. а тут есть что почитать :) так держать...не забрасывайте блог.
  9. понравился ваш блог
  10. Мне понравился ваш сайт. Добавил в букмарки :)
  11. Хороший пост, бро...так держать!!!
  12. Хороший пост, бро...так держать!!!
  13. Статья хорошая, только если бы ты оформил её немножко получше (добавил скрин-другой, или какой-нибудь арт) и заголовки сделал - тебе бы вообще цены не было :)
  14. +1 к предыдущему коментарию...форматирование можно было бы и поудобнее сделать. а так очень понравилось
  15. Да ладно, чего к человеку пристали. Норм там всё с форматированием. Добавил в закладки ваш сайт.
  16. +1 хороший пост
  17. Ух, сколько коментариев то тут набрасали. Ну отмечусь и я-пост бомба..так держать, молодцом автор!!!
  18. А мне понравилось, побольше бы таких постов в рунете..Спасибо автору.
  19. +1 На всякий случай скопировал на жёсткий. Просьба к вам-пишите по чаще :)
  20. Хороший обзор. Сразу видно что старались, за что и спасибо. Интересно было почитать
  21. Пост супер!!! Ждём продолжения :)
  22. Приятный дизаин у вас. Не подскажете, где можно шаблоны такие найти? Желательно бесплатно :)
  23. Интересно, а много времени отнимает ведение блога?
  24. Хороший сайт. Столько много инфы тут нарыл для себя.
  25. Прикольный блог, жаль тормозит загрзка только..видимо хостинг не очень хороший
  26. Это удачно я зашёл на Ваш блог. Добавил в букмарки. Пожелание-тему поменять на более приятную..щас же 21 век на дворе :) Удачи в развитии блога.
  27. Спасибо за пост. Зачиталась прям. Удчи в развитии блога :)
  28. Буду краток-блог хороший. Желаю развивать в качественном направлении.
  29. Ух, сколько коментариев понаписали...не сочтите за спам, но и отпишусь и я. Хотелось бы чтоб более подробно описывали вопрос. А так всё понравилось. по крайней мере у вас чувствуется индивидуальный слог...
  30. Интересная статья. Премного благодарна. Пойду пробовать
  31. Скоро ресурсы с посещалкой от тысчи уников в день должны будут обзавестись лицензией по типу сми. Ещё пара таких указов и в рунете останутся одни гс :(
  32. Скоро ресурсы с посещалкой от тысчи уников в день должны будут обзавестись лицензией по типу сми. Ещё пара таких указов и в рунете останутся одни гс :(
  33. Скоро ресурсы с посещалкой от тысчи уников в день должны будут обзавестись лицензией по типу сми. Ещё пара таких указов и в рунете останутся одни гс :(
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты