N 03 (114) Март 2007 года.

Дороги, устремленные в будущее

Просмотров: 7211

В 1970 году ереванское издательство «Айастан» выпустило в свет уникальную по охвату и нацеленную на перспективу книгу инженер-полковника в отставке Аристакеса Сагратяна «История железных дорог Закавказья». Одного взгляда на оглавление достаточно, чтобы оценить масштаб проделанной им изыскательской работы. Призванные способствовать развитию производительных сил, эффективному использованию колоссальных природных богатств и трудовых ресурсов для удовлетворения потребностей и нужд края, железные дороги, особенно на территории Армении, могут стать решающим фактором для выхода республики на широкую международную арену. Не потому ли так рьяно ратовал военный инженер Сагратян за скорейший выход республики к морю по трассе Ереван–Севан–Иджеван–Ахалцихе–Хуло–Батуми?!

В 1970 году ереванское издательство «Айастан» выпустило в свет уникальную по охвату и нацеленную на перспективу книгу инженер-полковника в отставке Аристакеса Сагратяна «История железных дорог Закавказья». Одного взгляда на оглавление достаточно, чтобы оценить масштаб проделанной им изыскательской работы. Призванные способствовать развитию производительных сил, эффективному использованию колоссальных природных богатств и трудовых ресурсов для удовлетворения потребностей и нужд края, железные дороги, особенно на территории Армении, могут стать решающим фактором для выхода республики на широкую международную арену. Не потому ли так рьяно ратовал военный инженер Сагратян за скорейший выход республики к морю по трассе Ереван–Севан–Иджеван–Ахалцихе–Хуло–Батуми?!

Подробную схему строительства означенной железной дороги (желательно двухпутки на всём её протяжении) сын инженер-полковника А.Т.Сагратяна, писатель Ашот Сагратян, оставил военному коменданту железных дорог республики, преемнику своего отца на этой должности, полковнику Артуру Чатяну, к которому реализаторам совместных стратегических программ Россия–Армения и следует обратиться.

Крестьянский сын Аристакес Сагратян дорос до полковника Советской Армии, закончив сражаться с фашистами 9 мая 1945 года в должности военного коменданта железнодорожного узла Праги, куда назначен был по личному указанию маршала И.С.Конева. Сагратян первым доставил в феврале 1944-го в разблокированный Ленинград спасительные 180 вагонов хлеба…

Разработка богатейших недр Армении, стоящей этаким караван-сараем на торговых путях между Европой и Азией, возможна лишь при целевом расходовании сил и средств. Может, именно по этой причине полковник Сагратян и торопил высшее руководство Советской Армении с прокладкой новых путей. Кому, как не ему, было знать, чего стоит крестьянину доставить на рынок плоды своего труда. Аристакес Татевосович понимал, как важно убрать паразитический класс перекупщиков на пути смычки города с деревней. У него до мелочей были прочерчены все возможные маршруты народно-хозяйственных грузов с подробными расчётами и выкладками на тонно-километр.

Истинный патриот своего Отечества, вдумчивый и опытный инженер, Аристакес Сагратян первым внёс в правительство республики проект и подробную схему развития Ереванского метрополитена ещё в… 1958 году! Его глубокие познания в истории развития путей сообщения в Закавказье с древнейших времён до наших дней, изучение геологического строения земель Севанского бассейна позволили обоснованно полемизировать с руководством по вопросу о нерациональном расходовании колоссальных средств на строительство тоннеля Арпа–Севан (он приводил в пример раскопки в Лчашене, свидетельствующие о цикличном колебании уровня вод в озере Севан), нацеливая власти на скорейшее строительство железной дороги на Батуми, потому что осознавал, что Армении жизненно необходим этот выход из географического «аппендикса».

Возвращаясь к династии Сагратянов, замечу, что ещё в 1659 году именитый купец Захгарий Саградов–Сагратян из Персии явился ко двору русского царя Алексея Михайловича с щедрыми дарами от армянских купцов, среди которых был и Алмазный (Павлиний) трон, на котором короновались все Романовы. Явился нижайше просить о праве торговать по всем водным путям России, вызвавшись наладить её связь со странами Востока, как и блюсти её стратегические интересы, став форпостом на южных границах империи.

Ныне Россия интегрирует в армянскую экономику свои инновационные проекты. Видимо, и впрямь настало время сложить интеллектуальный потенциал двух народов во имя процветания наших независимых государств, интересы которых скреплены испытанным в веках взаимным доверием.

Гамлет Мирзоян

 

ПИСЬМО МАРШАЛА СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА ХРИСТОФОРОВИЧА БАГРАМЯНА

ИНЖЕНЕР-ПОЛКОВНИКУ САГРАТЯНУ

Уважаемый Аристакес Татевосович!

С большим интересом прочитал Вашу замечательную, уникальную по своему содержанию книгу «История железных дорог Закавказья». Не скрою, что, помимо ее несомненных достоинств, как исторического труда, она мне понравилась еще и тем, что с раннего детства я хорошо знал эту дорогу. Ведь мой отец – кадровый железнодорожный рабочий, принимал непосредственное участие в строительстве дороги на участке Евлах–Елизаветполь–Акстафа. Ценность Вашей книги, Аристакес Татевосович, состоит в том, что в ней читатель найдет всестороннее освещение истории строительства, развития и эксплуатации Закавказских железных дорог вплоть до победы советской власти в Закавказье.

Весьма похвально, что главную тему труда – историю железных дорог Закавказья Вы рассматриваете не изолированно, не только с чисто инженерных и коммерческих позиций, а в тесной связи с предысторией края, учетом развития его экономики, на фоне империалистической политики царизма на Ближнем Востоке.

Я думаю, что, вероятно, впервые в таком аспекте, так подробно описывается история железных дорог Закавказья. Большое познавательное значение, кроме того, состоит в том, что Вы в своей книге довольно детально рисуете тяжелую участь железных дорог Закавказья в условиях временного господства меньшевиков, дашнаков и мусаватистов, особенно в периоды двукратной интервенции Турции.

В целом, Аристакес Татевосович, хочу присоединиться к мнению автора предисловия книги Г.С.Степаняна, что книга по своему содержанию действительно является уникальной и вполне заслуженно может стать настольной книгой для железнодорожников нашей страны.

С искренним уважением

И.Баграмян

27 января 1971 года, г. Москва

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 9 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Я только одного не пойму. Что бы нам сейчас дала дорога Иджеван–Ахалцихе–Хуло–Батуми, если бы ее построили? У нас и так есть выход к Черному морю через Тбилиси и Поти. Вот если бы в советские времена построили железную дорогу Тбилиси-Владикавказ вдоль военно-грузинской дороги, у нас бы не прервалась прямая связь с Россией. Вообще при появлении у России огромных финансовых ресурсов не проще все-таки осуществить этот проект, а не вести многолетние бесплодные переговоры об открытии дороги через Абхазию?
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты