N 06 (117) Июнь 2007 года.

Выборы в Армении – оправданные прогнозы

Просмотров: 4924

Выборы в армянский парламент, по заверению международных наблюдателей, соответствовали международным стандартам, так что к их результатам придется привыкать. Республиканская партия Армении забрала половину мест в будущем парламенте и является единственной партией, довольной итогами голосования. Все другие ожидали большего. Хотя если честно, то и республиканцы должны были бы выразить некоторое недовольство итогами – потеряв необходимость политических альянсов, РПА со временем может утратить способность к политической игре.

Не только накануне выборов, но и после них вся страна живет их обсуждением. Те, кто говорит, что выборы им неинтересны, определенно кокетничают – чем дальше, тем больше их роль в армянском обществе. Если считать, что политика есть инструмент достижения власти, а власть – это ресурсы и безопасность, то выборы обретают функцию судьбоносной процедуры. Тут все – и расчет, и страсть, и криминал – слишком высока цена приза.

Выборы в армянский парламент, по заверению международных наблюдателей, соответствовали международным стандартам, так что к их результатам придется привыкать. Республиканская партия Армении забрала половину мест в будущем парламенте и является единственной партией, довольной итогами голосования. Все другие ожидали большего. Хотя если честно, то и республиканцы должны были бы выразить некоторое недовольство итогами – потеряв необходимость политических альянсов, РПА со временем может утратить способность к политической игре.

Не только накануне выборов, но и после них вся страна живет их обсуждением. Те, кто говорит, что выборы им неинтересны, определенно кокетничают – чем дальше, тем больше их роль в армянском обществе. Если считать, что политика есть инструмент достижения власти, а власть – это ресурсы и безопасность, то выборы обретают функцию судьбоносной процедуры. Тут все – и расчет, и страсть, и криминал – слишком высока цена приза.

Все преступления накануне выборов трактовались именно в этом ключе. Правда, сами правоохранители в своих оценках были более сдержанны и заявляли, что нельзя так сильно обеднять мотивацию преступлений – существуют и иные, не только предвыборные мотивы криминала. В итоге в прокуратуре находится 10 дел, связанных с выборами. Не так, в общем-то, и много.

Накануне выборов еще раз почистили избирательные списки. Около 10 000 покойников наконец исключили из избирательных списков, отпустив их души на покаяние. Все, они больше выбирать не будут. Может, со временем потеряет актуальность и электоральный анекдот: «Я на своего покойного отца очень зол, – признается один избиратель другому. – На выборы он пошел, а домой зайти не соизволил».

Наиболее острые предвыборные коллизии произошли с партией «Оринац Еркир» («Страна законности»). 21 апреля провластная газета «Голос Армении», ссылаясь на диск, подброшенный в редакцию неизвестными, которые «явно действовали из патриотических соображений», опубликовала информацию о переговорах лидера ОЕ Артура Багдасаряна с представителем британского посольства. В интерпретации автора статьи Артур Багдасарян уговаривает представителя Британии заранее дать жесткую негативную оценку выборам. Далее это трактуется как предательство национальных интересов, и в следующей статье на эту же тему говорится о том, что Совет безопасности не проводил заседаний, потому что его членом являлся бывший тогда спикером Артур Багдасарян, а в его присутствии говорить о госсекретах было небезопасно.

Подброшенный диск, обвинения в предательстве – это была, пожалуй, самая громкая акция черного пиара, инспирированного сверху, и естественным было общественное желание докопаться до причин. Одна из них, как утверждают люди осведомленные, состоит в том, что некоторые члены РПА в свое время переметнулись в «Процветающую Армению» с тем, чтобы занять в партийных списках ПА более высокое место, чем в родной партии. Однако после того, как парочку партийных офисов ПА запалили, переметнувшиеся члены РПА сообразили, что ПА не является партией бескрайних возможностей, и теперь уже в поисках лучшей доли стали пополнять ряды ОЕ.

«Оринац Еркир» в парламент, тем не менее, прошла, набрав всего 6,85%, и, согласно заявлениям своего лидера, скоро начнет процесс обжалования результатов в Конституционном суде. И призывает и другие оппозиционные силы присоединиться к процессу. Однако согласно данным центра «Социометр», партия после кампании черного пиара, инициированного против нее, начала стремительно терять электорат, и к дню выборов он соответствовал этой цифре.

Оправдала ожидания «Социометра» и партия «Наследие» бывшего министра иностранных дел Раффи Ованнисяна – 80 890 голосов – 5,82%. Правда, на пресс-конференции ее лидер заявил, что голосов в его пользу было в три раза больше. Однако учинить расследование по этому поводу самостоятельно он вроде бы не собирается. Скорее, просто подыграет ОЕ. Учитывая, что эта партия впервые проходит в парламент, почти шестипроцентный результат выглядит совсем неплохо. Может, тут сказалась поддержка известного джазмена Арто Тунчбояджяна, сопровождавшего Раффи Ованнисяна в его предвыборном турне. Арто Тунчбояджян играл и для дашнаков (почти 13%), и некоторые пиар-технологи приписывают ему роль локомотива в охмурении электората. Правда, республиканцы в долгу не остались и учинили на площади Республики концерт с приглашением российских звезд, тоже с благоприятными для себя последствиями.

В качестве прививки от возможных революций были предприняты аресты членов Армянского общенационального движения – бывших министров аодовского правительства Ваана Ширханяна и Александра Арзуманяна, у которых были обнаружены деньги неизвестного происхождения. Однако вся сумма – порядка $150 000 – совершенно недостаточна для производства революций. Если оценить день стояния возмущенного результатами выборов гражданина в $20 (расценки грузинской революции, на Украине – дороже), то на эти деньги можно было бы уговорить 7500 человек постоять один день в революционном пикете. Как мероприятие городского масштаба – неплохо, но для революции – явно недостаточно.

В парламентских выборах приняли участие 1 391 540 граждан страны – почти 60% от общего числа избирателей. После уточнения цифра поднялась всего на 2 000. Сами выборы прошли в спокойной обстановке – всего 10 уголовных дел, которые, надо полагать, согласно традиции спустят на тормозах. Как мне сказали на моем избирательном участке, впервые была зафиксирована очередь избирателей – народ до обеда валил валом. Где-то за час до закрытия обстановка была уже спокойной, и избирком был склонен к общению. Мне выдали два листка. Один состоял из названий 23-х партий, в другом были указаны имена трех мажоритарников. Двоих я знал, но знакомство с третьим все откладывал до лучших времен и так и не успел хотя бы увидеть.

– У вас нет его портрета? – спросил я.

– Предвыборная агитация запрещена. Тут висели портреты, но в радиусе 50 метров их убрали два дня назад.

– Не надо за него агитировать, просто опишите, как он выглядит. Он высок, красив, или, наоборот, толст и безобразен?

– А вы собираетесь проголосовать за наружность? – подключилась к беседе женщина с соседнего избиркомовского стола.

– Политика – дело публичное. И политик должен выглядеть как топ-модель, чтобы не было за него стыдно, - поделился я своими политическими соображениями.

– А мозги вас не интересуют?

– Ему скажут, что и как говорить, – вступил в беседу еще один член предвыборной комиссии. – Зачем ему мозги?

То, что люди сохранили склонность к общению после как минимум 12 часов напряженной работы – вызывало уважение.

– В общем, портрета нет, и в памяти не сохранился... – подвел я итог беседе.

Впервые велась прямая трансляция подсчета голосов с нескольких избирательных участков из почти 2000. Естественно, несколько участков с объективным подсчетом голосов ничего не решают в смысле общей картины выборов, но предоставляют возможность сделать некоторые суждения. Итак, первое – несколько конвертов оказались пустыми, без бюллетеней. Это можно приписать либо рассеянности избирателя, либо, что вероятнее – началу «карусели», когда пустой бюллетень выносится наружу и следующий избиратель приходит с уже заполненным. Предвыборная взятка, когда избиратель связывается всего лишь честным словом – не работает. Более того, в приватных беседах представители кандидатов в депутаты жалуются на то, что не работает и взятка лидерам общин. Деньги они берут, результат не обеспечивают, а возвращать деньги отказываются. Мол, они вложены в дело, и не их вина, что ничего не получилось. Некоторые, говорят, под одно и то же обещание берут деньги сразу с нескольких человек. Это все к тому, что путь простой коррупции в выборах становится все менее эффективен.

Второе наблюдение – результат подсчета зависит от состава избирательной комиссии. И если у вас нет надежного человека среди членов комиссии, в крайнем случае – среди наблюдателей, то и рассчитывать вам, собственно, не на что. Для партий это означает ресурс как минимум в 2 тысячи надежных членов, может, меньше, если вы собираетесь набрать свои 5% с меньшего количества участков.

На первое место попала РПА (32,89%) с колоссальным административным и прочими ресурсами. В совокупности с мажоритарниками – республиканцами у нее парламентское большинство – 66 мандатов из 131. Нынешний лидер партии премьер Саркисян, до этого заявлявший, что его выдвижение на президентских выборах будет зависеть от успеха его партии на парламентских выборах, теперь уже объявил свое решение претендовать на президентский пост – успех его партии оказался сокрушительным.

Второе место – «Процветающая Армения» - 14,71%. До выборов ПА заявляла, что имеет в своем составе то ли 370 000, то ли 380 000 человек - при таком активном участии точность теряет актуальность. Но, видимо, не все члены этой партии проголосовали за нее. Если это так, то намечается новый партийный феномен – состоять в одной партии, а голосовать за другую. Либо не ходить на выборы вообще – черт с ней, с родной партией.

Третье место – за дашнаками. 177 192 (12,75%) – 16 человек. Это больше, чем было – прежде их фракция состояла из 11 человек.

Теперь ОЕ со своими почти 7% и одним мажоритарником составит почти такую же фракцию, какую имела раньше – 9 человек. Их было 20, но после ухода из властной коалиции 10 членов фракции – бизнесменов покинули ее, решив не уходить в вынужденную оппозицию - бизнес дороже политической позы. Кстати, именно это обстоятельство было поставлено «на вид» иностранными наблюдателями – бизнес в Армении слишком переплетен с властью.

И, наконец, второе после «ПА» политическое открытие сезона – «Наследие» Раффи Ованнисяна с 5,82% голосов. Вместе с ОЕ они составят оппозицию из 16 депутатов, что, в общем-то, не совсем прилично даже по эсэнговским меркам, в которых почитание власти перевешивает все демократические пределы.

И еще один негатив – безальтернативные мажоритарные выборы. Обычно, когда дело уже решено, мажоритарник хотя бы назначает себе конкурента из своих. Но по трем избирательным округам дань демократическим условностям так и не была отдана.

Все вместе парламентские партии собрали около 73% голосов. Почти 27% распылились, не дав никому из остальных 18 партий входного билета в Национальное Собрание.

Лидером среди не попавших в парламент партий является «Объединенная трудовая партия» Гургена Арсеняна – 4,26% голосов. Перед выборами 2003 г. она мало кому была известна. И, не победив ни на одном из избирательных участков, сумела попасть в парламент. Но в этот раз те же технологии не сработали, и Гургену Арсеняну осталось пожелать успеха в законотворчестве своим более удачливым конкурентам.

Владимир Рушайло от имени наблюдательской миссии от СНГ 13 мая, на следующее же после выборов утро, озвучил признание парламентских выборов «свободными, открытыми и транспарентными». В тот же день выборы одобрила и миссия ОБСЕ. Глава миссии г-н Бегуин отметил «большой шаг вперед к устойчивому демократическому развитию страны и интеграции в европейское сообщество в рамках программы «Новые соседи». Оценки главы делегации Парламентской Ассамблеи Совета Европы были более уклончивы – Лео Платвоет заявил, что «выборы нельзя оценивать, ориентируясь только на черное и белое. Их палитра куда более разнообразна. Выборы 12 мая в Армении прошли с уклоном в сторону белого...»

19 мая результаты выборов были незначительно уточнены, три члена ЦИК отказались подписывать протокол по партийным выборам, двое – по мажоритарным, но роли это уже не играет. Процесс в КС тоже мало что даст, и к результатам выборов придется привыкать, несмотря на громкие заявления не собравших 5% партий. Никол Пашинян – редактор газеты «Айкакан Жаманак» и лидер партии «Импичмент» на послевыборном митинге назвал выборы «государственным переворотом» и потребовал наказания президента с премьером и переголосования. Впрочем, другие лидеры не прошедших в парламент партий признают не только чужие, но и свои ошибки –надо было, оказывается, объединяться.

Впрочем, проблема тут не только в неумении объединяться. У мини-партий, как считает руководитель «Социометра» Аарон Адибекян, несколько преувеличенное представление о себе: «Если кто-то сказал политику на остановке транспорта, что на выборах обязательно проголосует за него – то это не значит, что место в парламенте ему обеспечено».

Г-н Адибекян не склонен считать выборы идеальными. И успех РПА, по его мнению, обусловлен не административным, а организационным ресурсом – у РПА было больше всех оборудованных компьютерами и связью штабов, и именно у них были самые быстрые возможности влияния на ситуацию. Т.е. они очень серьезно относились к выборам и закономерно победили, оправдав прогноз – 60 депутатских мест. Правда, с превышением.

Не будем спорить с г-ном Адибекяном – что считать административным, а что – организационным ресурсом. Но РПА действительно серьезно отнеслась к выборам. Правда, мест ей, как кажется, досталось слишком много. Политическое доминирование никому еще на пользу не пошло.

Арен Вардапетян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 11 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Думаю так: для существенного и качественного усиления Армении необходимо следующее: 1. Допустить Диаспору избирать и быть избранным, что порядком улучшить как кадровую политику РА, так и участие Диаспоры в жизни Отечества (это – большая сила!); 2. на выборах в парламент 5-процентный барьер заменить 10-процентным (в результате чего искусственные, карликовые-клановые партии самоликвидируются); 3. Гнать в шею уже показавших своё гнилое нутро аодовцев и упразднить или локализовать новый гной - «оринац еркир». 4. Готовить профессиональных политиков и госслужащих с моральным кодексом (думать в первую очередь о народе и стране, и при этом не воровать!); 5. Обогащать уран (с нашими двумя кровожадными соседями без серьёзного оружия нам не жить).
  2. Арам почти прав во всех своих рассуждениях, но все было предрешено заранее, и вся Армения знала, что победит опять карабахский клан, который уже ненавидят в народе за захват всех жизненно важных сфер Армении. Ждем-с...перемен
  3. Дорогой Андо, Арменией должен править «карабахский клан» до тех пор, пока Карабах не получит независимого статуса. Лишь после этого мы на основе нынешней Армении построим государство всех армян, независимо от их места проживания. Тогда в руководство придут не клановые элементы и коррупционеры, не голодные и амбициозные дилетанты, а высококвалифицированные кадры с государственным мышлением. А пока «карабахский клан» лучше других кланов. Это наша реальность, хотим её или нет. Но победа будет за нами!
  4. Ашот, ты не прав. Арменией должен править не клан,а профессионал-патриот,которому дорог каждый армянин икаждое дерево в Ереване.
  5. Я вполне согласен с Вами теоретически. Но как быть с реальностью? Я выражение "карабахский клан" взял в кавычки. Я боюсь, что вместо "карабахского клана" мы получим другой клан. Власти не открывают двери перед политиками-армянами Диаспоры. А "свои", в своём большинстве, не тянут и не собираются уходить.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты