N 07 (118) Июль 2007 года.

Новое правительство приступило к работе

Просмотров: 5289

В начале июня президент Армении Роберт Кочарян утвердил на посту главы правительства РА лидера Республиканской партии Армении (главу совета РПА) Сержа Саркисяна, а 8 июня подписал указ о формировании нового правительства республики, 9 июня состав кабинета был утвержден главой государства.

Таким образом, в Армении сформировано очередное (второе по счету) коалиционное правительство. Правда, оно не только по составу участников, но и по принципу формирования отличается от прежнего некоторыми любопытными моментами. Прошлую коалицию, сформированную по итогам парламентских выборов-2003, составили три правящие партии: РПА, «Оринац еркир» («Страна законности») и АРФ Дашнакцутюн.

В начале июня президент Армении Роберт Кочарян утвердил на посту главы правительства РА лидера Республиканской партии Армении (главу совета РПА) Сержа Саркисяна, а 8 июня подписал указ о формировании нового правительства республики, 9 июня состав кабинета был утвержден главой государства.

Таким образом, в Армении сформировано очередное (второе по счету) коалиционное правительство. Правда, оно не только по составу участников, но и по принципу формирования отличается от прежнего некоторыми любопытными моментами. Прошлую коалицию, сформированную по итогам парламентских выборов-2003, составили три правящие партии: РПА, «Оринац еркир» («Страна законности») и АРФ Дашнакцутюн. Сейчас место переживающей не лучшие времена «Оринац еркир» заняла «Процветающая Армения». Другим же принципиальным моментом является тот, что АРФД, несмотря на то, что имеет в нынешнем парламенте 16 депутатских мандатов (всего 131), против 11 в прежнем, договор о формировании коалиционного правительства подписывать не стала.

Такая несколько странная на первый взгляд позиция объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, в ходе избирательной кампании дашнакцаканы не раз говорили о том, что не собираются играть в правительстве чисто номинальную, декоративную роль и откажутся войти в правительство, если не будут обладать настолько веским влиянием, чтобы определять политику правительства. Иначе говоря, дашнакцаканы требовали более существенных рычагов влияния в системе исполнительной власти.

Но проблема подписания договора о формировании новой коалиции и ответственности за правительство заключалась не только в этом. Еще одна проблема АРФД заключалась в том, что в последнее время лидеры партии не раз заявляли, что на президентских выборах 2008 года партия намерена выставить своего кандидата. А представитель Бюро АРФД Грант Маргарян как-то даже подчеркнул, что этим кандидатом «будет не Серж Саркисян».

А, как известно, вопрос о выдвижении Сержа Саркисяна в качестве кандидата на президентских выборах-2008 от одержавшей победу на парламентских выборах правящей Республиканской партии – вопрос, фактически решенный. Очевидно также, что именно Серж Саркисян является главным кандидатом на победу на президентских выборах-2008.

Насколько морально, даже по скупым политическим критериям, быть в одной команде, а спустя всего несколько месяцев бороться против лидера команды? Быть в составе правительства, но выдвигать на президентские выборы своего кандидата? По-видимому, именно эти вопросы, в равной степени беспокоящие РПА и АРФД, и были основной причиной того, что переговоры о формировании нового правительства длились довольно долго – почти целый месяц.

Заметим, что РПА могла вполне самостоятельно сформировать правительство. По итогам выборов у РПА 65 депутатских мандатов из 131, известно также, что ряд прошедших в парламент по мажоритарной системе независимых депутатов тесно сотрудничают с республиканцами. Так что чисто с формальной точки зрения никто не был бы вправе упрекать республиканцев, если бы они решили сформировать однопартийное правительство. Но республиканцы во главе с Сержем Саркисяном вполне логично решили в предвыборный период обеспечить себе поддержку по возможности широкого политического спектра и разделить ответственность за деятельность правительства.

Однако, поскольку у дашнакцаканов было свое видение проблем, переговоры о формировании правительства, как уже было сказано, несколько затянулись. В этот период по Еревану ходили упорные разговоры о том, что за свое участие в коалиционном правительстве дашнакцаканы требуют более широкого представительства в его составе, в частности один из так называемых «силовых портфелей». И трудно сказать, завершились бы переговоры успехом, если бы функцию главного «переговорщика» не взял на себя президент страны Роберт Кочарян. По-видимому, опыт многолетних переговоров с Минской группой ОБСЕ по выработке компромиссных решений по Карабаху не пропал для президента даром, и в конце концов было найдено следующее компромиссное решение.

АРФД подписала с коалицией договор о сотрудничестве в рамках правительства в течение ближайших восьми месяцев. Почему восьми? Потому что спустя 8 месяцев официально стартует президентская гонка, и правительство заявит о своей отставке... А у избежавшей (пока) обязательства поддержать кандидатуру Сержа Саркисяна АРФД будут, по крайней мере, формально, развязаны руки в вопросе выдвижения или невыдвижения своего кандидата...

В итоге АРФД взяла на себя ответственность за деятельность двух министерств – сельского хозяйства, науки и образования, которые соответственно возглавляют приведенные в свое время в правительство Робертом Кочаряном дашнакцаканские министры с большим стажем Давид Локян и Левон Мкртчян.

Таким образом, из числа министров - дашнакцаканов свой пост потерял только министр здравоохранения Норайр Давидян, вместо которого назначен представитель «Процветающей Армении», директор медицинского центра «Эребуни» и человек, близкий к семье президента Кочаряна (как и министр культуры Асмик Погосян) - Арутюн Кушкян. Заметим, что последний – один из не очень многих представителей «Процветающей Армении», имеющий опыт ответственной административной работы, и полагаем, отставка Норайра Давидяна была связана не столько с тем, что к нему были серьезные претензии по работе, сколько с тем, что у Сержа Саркисяна не было большого выбора по части предоставления портфелей представителям занявшей на парламентских выборах второе место «Процветающей Армении».

Кроме Министерства здравоохранения, «Процветающей Армении» досталось еще два портфеля. Министерство градостроения возглавил Вардан Варданян, долгие годы работавший по этому же профилю в мэрии Еревана. А Армен Григорян возглавил Министерство спорта и по делам молодежи. Раньше соответствующее управление, в котором и работал Армен Григорян, функционировало в составе Министерства культуры. Однако это вряд ли можно было считать оправданным, разные все-таки понятия – спорт и культура, не говоря уже о том, что министра культуры Асмик Погосян только с очень большой натяжкой можно считать докой в спортивных вопросах.

Так что, полагаем, было бы неправильным считать создание новой «министерской единицы» желанием во что бы то ни стало дать «Процветающей Армении» еще один портфель. Скорее, это очередное свидетельство того, что руководство республики всерьез взялось за спорт после провальной для армянских спортсменов последней Олимпиады в Афинах.

Однако вернемся от спорта к правительству. Поначалу, после окончания парламентских выборов, у многих были опасения (надежды), что победившие республиканцы проведут в правительстве существенные перестановки. Однако в результате в очередной раз выяснилось, что черт не так страшен, как его малюют. В итоге, кроме дашнакцакана Норайра Давидяна правительство покинули еще только трое министров-республиканцев – бывшие министры торговли и экономического развития - Карен Чшмаритян, юстиции – Давид Арутюнян, охраны природы – Вардан Айвазян. Все трое отныне будут заниматься законотворческой деятельностью в составе фракции РПА в парламенте....

Среди новых назначенцев пока больше всех внимание привлекает назначенный вместо К. Чшмаритяна министром торговли и экономического развития Нерсес Ерицян, член совета Центробанка, известный также своими связями и работой в международных финансовых организациях.

Заметим, что поначалу было много разговоров о том, что этот пост будет доверен лидеру Объединенной трудовой партии (ОТП) Гургену Арсеняну, партии которого совсем немного не хватило для преодоления пресловутого пятипроцентного барьера (ОТП набрала 4,4 процента голосов избирателей). Но разговоры остались разговорами, от ОТП в правительстве осталась только Асмик Погосян, а пост министра доверили республиканцу Нерсесу Ерицяну, на которого уже успели надеть лавры будущего экономического реформатора в правительстве.

В частности, представляя нового министра сотрудникам аппарата, премьер-министр Армении Серж Саркисян сказал: «Нерсесу Ерицяну свойственно предложение новых идей и их применение на практике. С учетом этих критериев и было предложено назначить его министром торговли и экономического развития Армении. Мы должны придать деятельности министерства новый импульс как в институциональном, так и в практическом плане».

... 14 июня состоялось первое заседание нового правительства Армении. Перед обсуждением повестки Серж Саркисян поздравил новый кабинет и отметил: «Думаю, что это правительство имеет как минимум три особенности: во-первых, оно сформировано политическими силами, которые получили на выборах подавляющее большинство голосов, во-вторых, после поправок к Конституции в нашей стране сформировались новые реалии и существенно изменились роль и значение правительства. И, наконец, в-третьих, у нас нет впереди много времени, поскольку всего через 8 месяцев предстоят президентские выборы, после которых правительство должно уйти в отставку. Таким образом, нам остается всего 8 месяцев, чтобы самим убедиться и доказать другим, что мы можем эффективно работать».

Рубен Маргарян

 

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 2 человека