N 07 (118) Июль 2007 года.

Армянский круг Михаила Булгакова

Просмотров: 9866

Выдающийся русский писатель ХХ века Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940) довольно тесно был связан с армянами. Кавказ, который, несомненно, являлся своеобразной Меккой почти для всех русских поэтов и писателей ХIХ – ХХ веков, в силу личных и литературно-общественных обстоятельств жизни писателя не был обойден и Булгаковым.

Еще в годы Гражданской войны он оказывается на Северном Кавказе, а позднее и в Закавказье. Владикавказ, Грозный, Тифлис, Батум стали теми «точками», куда забрасывала молодого киевского врача, окончательно решившего посвятить себя перу, бурная противоречивая действительность России конца десятых-начала двадцатых годов. Белые сменяли красных, и наоборот: зачастую люди утром просыпались и не знали, чья же власть сегодня в городе…

Выдающийся русский писатель ХХ века Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940) довольно тесно был связан с армянами. Кавказ, который, несомненно, являлся своеобразной Меккой почти для всех русских поэтов и писателей ХIХ – ХХ веков, в силу личных и литературно-общественных обстоятельств жизни писателя не был обойден и Булгаковым.

Еще в годы Гражданской войны он оказывается на Северном Кавказе, а позднее и в Закавказье. Владикавказ, Грозный, Тифлис, Батум стали теми «точками», куда забрасывала молодого киевского врача, окончательно решившего посвятить себя перу, бурная противоречивая действительность России конца десятых-начала двадцатых годов. Белые сменяли красных, и наоборот: зачастую люди утром просыпались и не знали, чья же власть сегодня в городе… Именно к этому «веселому» периоду российской истории относятся и первые встречи и знакомства Булгакова, в частности, с кавказскими армянами. В своих воспоминаниях первая жена писателя Татьяна Кисельгоф упоминает, как «осенью 1919 г. пришла повестка от белых… дали френч, шинель и отправили во Владикавказ… Булгаков жил тогда в комнате у каких-то армян…» Вне сомнения, даже это недолгое «житье-бытье» среди местных армян уже дало ему какие-то представления как о конкретных людях, так и в целом о нравах и обычаях армянского народа, широко расселенного в то время, как известно, по обе стороны Кавказского хребта.

Однако среди первых тесных знакомств следует выделить в качестве конкретной и долговременной настоящую дружбу – на всю жизнь – между русским писателем и тифлисской красавицей-армянкой Марией (Марикой) Чмишкян. Уже обосновавшийся в Москве Булгаков в 1928 г. загорается желанием ехать на юг – сначала в Тифлис, затем в Батум. В воспоминаниях второй жены писателя, Любови Белозерской, уделено довольно много места этому знакомству, как она пишет, «с молодой и очень хорошенькой девушкой», которая впоследствии много лет была связана с их семьей и которой «выпала печальная доля дежурить у постели умирающего писателя Булгакова в качестве сестры милосердия и друга». Кстати, Марика, приехав в Москву в 1929 году, с легкой руки Булгакова выходит замуж за его приятеля Сергея Ермолинского. Супруги Ермолинские долгие годы составляли незыблемый круг тепло принимаемых в булгаковском доме армян и «полуармян».

В 1927 году супруги Булгаковы знакомятся с семьей выдающегося армянского композитора Александра Спендиарова. Л. Белозерская писала, что центром внимания была интересная «светло- и обильноволосая девушка армянского типа», которая подружилась с ними и стала их преподавательницей английского языка. Дочь Спендиарова Марина обладала незаурядными творческими способностями: «Она пела, рисовала, проявляла артистический дар, была и талантливым педагогом». В свою очередь, Марина Спендиарова вспоминала об одной из их встреч: «…мы с папой были у Булгаковых. Когда я пришла, Михаил Афанасьевич, Любовь Евгеньевна и папа сидели вокруг стола. Меня поразило то, что папа такой грустный, поникший… Чувствовалось, что в сутолочной Москве он соскучился по Армении…» Летом 1930 г. Булгаков вместе с женой слушал оперу Спендиарова «Алмаст». Л.Белозерская в своих опубликованных воспоминаниях сообщает, в частности, о том «неизгладимом впечатлении», которое произвело на их семью «прекрасное произведение армянского композитора».

В середине двадцатых годов МХАТ осуществляет постановку пьесы Булгакова «Дни Турбиных», а Театр им. Вахтангова – «Зойкиной квартиры». С 1930 года писатель уже работает в МХАТ в качестве режиссера-ассистента. Именно в этот период он сближается с московскими армянами Георгием Якуловым и Рубеном Симоновым. Якулов, живописец и театральный художник, живя в том же доме, что и Булгаков, был тесно связан с литературной и актерской средой. Любопытно, что именно в студии Якулова, где перебывала, наверное, вся московская богема, произошла встреча «шумного» поэта Сергея Есенина с американской танцовщицей Айседорой Дункан, вылившаяся затем в знаменитый на всю страну роман… Московская знаменитость Булгаков также был в этом кругу. Современники и друзья писателя считали, что пьеса «Зойкина квартира» навеяна «якуловскими реалиями», находя, что прототип героини пьесы – жена Якулова, экстравагантная еврейка Наталья Шиф, а после блестящего спектакля вахтанговцев, декорации которого были «откровенно списаны» с дома на Садовой, за студией Якулова прочно утвердилось прозвище «Зойкина квартира»…

Блестящий исполнитель роли Аметистова в «Зойкиной квартире» известный актер и режиссер Рубен Симонов неоднократно встречался с Михаилом Булгаковым – как по творческим делам, так и по не менее «творческим» армянским застольям. Работа над интереснейшей пьесой шла успешно, и Симонов как-то заметил: «Можно понять, как я был счастлив и как дорого для меня было доверие Булгакова». Сам актер всегда подчеркивал, что они, живя рядом, часто виделись, и их встречи доставляли обоим большую радость. Об этом свидетельствуют также дневниковые записи третьей жены Булгакова – Елены Шиловской, которая отмечала, что дружба артиста с Булгаковым длилась до последних дней жизни писателя.

Естественно, у Михаила Булгакова было множество контактов и деловых отношений с руководством МХАТ, в частности с Рипсимэ Таманцевой – секретарем дирекции театра и личным секретарем К.Станиславского. Рипси (так ее звали в театре) имела огромное влияние на выдающегося режиссера и порою «делала погоду» в МХАТ. Эта умная и обаятельная армянка привлекла также симпатии четы Булгаковых, была даже посвящена в их семейные дела, и жена писателя очень тепло отзывалась о Рипси в своих воспоминаниях. Так, она писала, что «Рипси одна из немногих, которая приветствовала наш брак» (напомним, это был уже третий, воспринятый многими в штыки брачный союз знаменитого писателя). Елена Булгакова замечала, что эта «весьма колоритная и влиятельная личность» правит театром вместе с заместителем директора по финчасти Егоровым…

Другой влиятельный армянин в театре – директор МХАТ в 1939 г. Григорий Калишьян – оказался «на пути» Булгакова в связи с намечавшейся постановкой его новой пьесы «Батум» о молодом Сталине, так, впрочем, и не состоявшейся, насколько известно, из-за нежелания самого «вождя народов» фигурировать каким-либо образом на театральных подмостках...

С середины тридцатых годов прослеживается связь М. Булгакова с выдающимся музыкантом и дирижером Большого театра Александром Мелик-Пашаевым. По воспоминаниям жены писателя, Мелик, как его обычно звали в московском дружеском кругу, – не только душа всех приемов и вечеринок, но и деловой и серьезный участник читок и прослушиваний на квартире Булгакова. Заметим, реакция на его новые пьесы и вообще сочинения таких талантливых и умных людей, как, например, Рубен Симонов и Мелик-Пашаев, была очень важна для легкоранимого и где-то даже мнительного Булгакова, а полные огня, жизни, армянского темперамента и гостеприимства друзья всегда «соответствовали» обстоятельствам, поднимали творческий и «боевой» дух писателя, окружали его искренней любовью и дружбой порою в самые сложные минуты.

В последние годы жизни М.Булгакова гостей в его доме поубавилось, – но не потому, что его преследовали неудачи и от него «отстранились», отошли, а лишь потому, что самому писателю уже серьезно нездоровилось. Шумные застолья и встречи со множеством «действующих лиц» сменились у Булгакова все нарастающей тягой к уединению, даже к какой-то отрешенности. Он предпочитал теперь, чтобы приходили только «свои».

Один из безусловно «своих» – Мелик-Пашаев. Мелик вспоминает, как в минуты душевного подъема они веселились и даже озорничали, как дети, в доме писателя, комически изображая тех или иных деятелей МХАТ. Как отмечает С.Ермолинский, муж Марики Чмишкян, «как мало людей бывало у Булгаковых и видело его в таком дружеском окружении, таким неподдельно веселым, естественным, позабывшим на миг будничные заботы, вечное ожидание неприятностей, вечной чиновной власти над собой…»

Старые верные армянские друзья не забывали гостеприимный дом и когда писателя не стало. Многим из них трудно было теперь переступать этот порог, где всегда царили приподнятая артистическая атмосфера, шутки, смех, веселье, и теперь встречать сковывающую и непривычную тишину.

В апреле 1940 г., спустя несколько недель после смерти писателя, Мелик-Пашаев писал вдове Булгакова: «Милая, дорогая Елена Сергеевна! Все, что привелось бы сказать, таким было бы неделикатным, было бы таким пустым и не соответствующим моему чувству к незабвенному Михаилу Афанасьевичу. Передо мной лежит открытка. С нее глядят на меня вдумчивые ласковые глаза. Большой умный лоб перерезан размашистым, крупным почерком. Все! Все во внешнем мире, что осталось мне от любимого друга, - да еще четырехручный «Щелкунчик», подаренный им давным-давно, в первые дни счастливого знакомства. Как ужасно сознавать, что все это было!»

Выдающийся дирижер сокрушался, что все, связанное с Булгаковым, осталось в прошлом и ничего уже не вернуть, не возродить. Мы же, окидывая взглядом это славное противоречивое прошлое, отмеченное выдающимися взлетами творческого духа, подлинными страстями и жизненными бурями, изредка выпадавшим на долю писателя житейским покоем и «штилем», подлинным человеческим, пусть недолгим, счастьем, наполняемся гордым сознанием того, что все это действительно было: в неуемной череде десятилетий рядом с самобытным творцом-самородком и в радости и в печали, но особенно в самые тяжелые и горькие годы были и незаурядные личности – наши соотечественники-армяне, и обогащение их было взаимным и подлинно духовным...

Армянский круг Михаила Булгакова не сужался никогда, радуя и согревая душу русского писателя до последних его дней.

Роберт Багдасарян,

доктор филологических наук

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 44 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Какая новость - я и не знал, что Булгаков знался с армянами. Любопытная статья. Спасибо!
  2. Как интересно: Булгаков и армяне? Приятно удивлена!
  3. С первым из двух этих понятий, на мой взгляд, все ясно и нет необходимости в каком-то разъяснении, ибо история и реальность – слова, оба обозначающие действительно существующее. А вот со вторым дело обстоит несколько иначе. Дело в том, что на самом деле такого слова, заключающего в себе смысл «специалиста-мифолога» в русском словаре нет, так как миф – это вымысел и специалистов, казалось бы, в данной области не должно быть. Но, оказывается, в реальности так называемые мифологи существуют. Самыми яркими представителями «специалистов-мифологов», как подтвердила история, являются армяне. Не случайно, что самый «великолепный» миф о существующей когда-то «Великой Армении» создан именно армянами. На счету у этого народа много таких «образцов творчества», в том числе и мифы о принадлежности им азербайджанских, тюркских, даже части русских земель, о геноциде армян в 1915 году и т.д. К факту армянской мифологии мировая общественность волей-неволей уже привыкла. Непривычным же является то, что порой у армянских мифологов появляются кое-какие апологеты из неармянской нации, в большинстве своем на почве материальной или другой зависимости, к примеру, как покойный академик Андрей Сахаров, его жена Елена Боннэр-Алиханян, покойные Галина Старовойтова, Аркадий Вольский… Да и живых проармянских мифологов тоже хватает. Общеизвестным «гигантским» армянофилом-мифологом был Михаил Горбачев, идейный вдохновитель и покровитель армянского движения за передачу азербайджанского Нагорного Карабаха армянам. Одним из подобных является Николай Рыжков, член Совета Федерации РФ, бывший председатель Совета Министров СССР, слишком обеспокоенный «важностью осуждения массового преступления (т.е. «геноцид армян»), о котором мировые державы молчали много лет». Теперь стало известно имя еще одного активного борца за права «бедного армянского народа», мифолога-армянофила: это доктор исторических (!) наук, депутат Государственной Думы РФ Наталия Нарочницкая, автор нескольких трудов по истории России, в том числе и книги «Россия и русские в мировой истории», имеющая, по сообщениям информационных источников, слишком теплые отношения с известными американскими армянами Луизом Симоном Манукяном, председателем корпорации «Karneqi» в Нью-Йорке Варданом Григоряном, миллиардером Джеральдом Гафасчяном, вице-президентом Союза Российских Армян Вячеславом Галустяном и другими «жирными» армянами. Нарочницкая, с опасением говорящая в этой книге, пропитанной ярковыраженной шовинистической позицией автора, что «распространение тюркской идеологии среди тюркских народов является серьезной опасностью для России», сердобольно отвела место и «армянскому вопросу». По претензиям этой госпожи, Нахчыван и Карабах – это исторические армянские территории. Посмотрите, что пишет этот горе-историк: «Азербайджанцы являются оружием против армян в руках турков… Федерализация исторического Российского государства привело к тому, что Кавказ и каспийская нефть, принадлежащие христианам – армянам, после развала СССР в конце XX века перешли в руки тюркско-исламских республик – Азербайджана и Чечни». Госпожа депутат с сожалением отмечает, что «маленькая нация (т.е. армяне – ред.) была отдана в жертву в угоду интересов мировых держав». Известно, что имеется бесчисленное множество исторических доказательств, опровергающих вздоры этих и других мифологов, но я отвечу им цитатами лишь некоторых из видных историков, общественных деятелей, в большинстве своем представителей русской национальности, в которых отражена историческая реальность. Видный русский поэт, драматург и дипломат Александр Грибоедов, описывая массовое переселение армян из Персии в Закавказье, отмечал: «Армяне большей частью поселены на землях помещичьих мусульманских» ( А. С. Грибоедов. Сочинения, II том, Москва, 1971, стр. 340). «Хойская провинция еще занята нашими войсками, и более 8000 семейств армянских переселены уже по сю сторону Аракса, остальные вслед за ними выводятся» ( там же, с. 300). Русский этнограф и историк С.П.Зелинский: «За исключением населения трех зангезурских деревень, армянские жители всех деревень являются пришельцами из приграничных провинций Ирана - Карадага, Гермели, Хоя и Салмаса» (Зелинский С.П. Экономический быт государственных крестьян Зангезурского уезда Елизаветпольской губернии. Тифлис, 1886 г., с.10). Русский историк и этнограф Н.Н.Шавров пишет: «Нашу колонизационную деятельность мы начали не с водворения в Закавказье русских людей, а с водворения инородцев… После окончания войны в 1826-1828 гг., с 1828 по 1830 год, мы переселили в Закавказье свыше 40.000 персидских и 84.000 турецких армян и водворили их на лучших казенных землях в губерниях Елисаветпольской и Эриванской, где армянское население было ничтожно, и в Тифлисской… Для поселения им было отведено более 200.000 десятин казенных земель и куплено было более чем на 2.000.000 руб. частновладельческих земель у мусульман. Нагорная часть Елисаветпольской губернии (нынешний Нагорный Карабах – ред.) и берега озера Гокчи (нынешнее озеро Севан в Армении – ред.) заселены этими армянами. Необходимо иметь ввиду, что за 124.000 армян, официально переселенных, переселилось и множество неофициальных, так, что общее число переселившихся значительно превышает 200.000 человек». ( Шавров Н.Н. Новая угроза русскому делу в Закавказье, 1911, с. 59). «Еще в более широких размерах начинается переселение армян снова в период 1893-1894 гг., во время армянских беспорядков в Турции. Ко времени прибытия в край в 1897 году… князя Г.С.Голицына, пришлых армян было уже не 10.000, как в 1894 году, а около 90.000» (там же, с. 60). «Когда со временем беспристрастный исследователь исторических документов снимет завесу над истекшим столетием обладания нами Закавказья, то придет к несомненному заключению, что наша политика здесь, с точки зрения разума и здравого смысла, представляет собою необъяснимую загадку… Наибольшее количество переселенцев выпадает на долю армян: так, из 1.300.000, проживающих в Закавказье армян, более 1.000.000 душ не принадлежит к числу коренных жителей края и поселены нами… Широко использовав лжесвидетельство, армяне из безземельных пришельцев захватили огромные пространства казенных земель.Экономическое владычество в Закавказье сосредоточилось в руках армян – они являются теперь хозяевами края. Результаты нашей колонизационной политики в Закавказье оказались плачевными» (там же, с. 65-66). Русский писатель Сергей Глинка свидетельствовал: «9-го марта 1828 года последние русские войска оставили Таврис… Армяне из различных селений, смежных Туркменчаю, двинулись в Карабах. (Глинка Сергей. Описание переселения армян в пределы России, 1831, стр.48). В это время Лазарев (этнический армянин, назначенный Паскевичем ответственным за процесс переселения персидских армян в Закавказье – ред.) получил предписание стараться направить путь переселенцев вместо ханств Нахчиванского и Ереванского, в ханство Карабах» (там же, стр.87). «По заключении Вами достославного для России мира с Персиею в 1828 году, Ваше Сиятельство удостоили меня быть исполнителем одного из полезных для отечества предначертаний Ваших: - переселения христиан из владений Персидских в новоприобретенные Россиею провинции – Нахчиванскую и Эриванскую, ныне благостью монарха наименованную армянской областью» (из отчета полковника Лазарева графу Паскевичу – там же, с. 112). Американский исследователь Сэмюэль А.Уимз писал: «История Карабаха углубляется до античного периода. Это один из исторических провинций Азербайджана. Этот регион является важным политическим, культурным и моральным центром Азербайджана… Пресловутая «карабахская проблема» создана армянами на основе фиктивных претензий» (С.А.Уимз. Армения: тайны террористической «христианской» страны. Большие серии армянской аферы. I том, 2004, с. 362). Таких выдержек можно привести в бесконечном количестве. Напомним еще один исторический факт, что согласно указу российского императора Николая I, было упразднено азербайджанское Ираванское ханство и на его месте образована новая административная единица под названием «Армянская область», в 1849 году переименованная в Эриванскую губернию. И буквально несколько данных о населении тогдашнего региона. Армянский ученый Завен Коркодян писал: «15 992 человек из населения города Иревана численностью в 18 766 человек в 1883 году, 23 626 человек из его населения численностью в 27 246 человек, или 85,2 процента в 1886 году составляли азербайджанцы» (З. Коркодян. Население Советской Армении в 1831-1931 гг., 1932). Историк Б.Ишханян в своей книге указывал, что «армяне, проживающие в Нагорном Карабахе, частью являются аборигенами, потомками древних албанцев, а частью беженцами из Турции и Ирана, для которых азербайджанская земля стала убежищем от преследований и гонений» (Ишханян Б. Народности Кавказа. Петроград, 1916). А русский ученый М.А.Скибицкий писал, что «этническое соотношение армян и азербайджанцев в Нагорной части Карабаха на начало XX века соответственно составляло 1:4. Иными словами, азербайджанцы составляли 72,6% из числа пользователей пастбищами». Интересно, не знакомы ли с этими и другими историческими документами Н.Нарочницкая и подобные ей мифологи, или они считают себя умнее ученых и свидетелей реальной истории?
  4. Не понимаю, каким образом такая муть - "ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ и МИФОЛОГИ" - явно азербайджанского фанатика - оказалась на этом форуме? Какое отношение имеет данная статья о Булгакове и армянах к "исторической" правде и мифологии азера? Странные, однако, пошли интернет-активисты!
  5. Не оскверните, пожалуйста, память великого писателя бредом азер-дебила. Люди здесь обмениваются мнениями об интересной статье, не имеющей никакого отношения к этим шизофреникам, но они всё лезут и лезут. Видно у них в республике и головах полнейший дурдом. Но почему читатели должны отвлекаться от темы из-за умственно и духовно недоразвитых людишек? Редактор, не спи: немедленно удаляй мусор!
  6. Уважаемый редактор, действительно, нужен постоянный контроль над форумом, иначе вы станете проводником чужой пропаганды! Азер поместил эту гнусную информацию у вас, а вы проморгали и сотни тысяч ваших читателей перенервничали лишний раз, читая эту ерунду... Даже автор статьи удивлен: какое отношение имела эта фигня к его статье.
  7. Идет ХХI век. Мир становится все ближе к цивилизации. Все больше говорится о правах человека, о его свободе, о создании для него нормальных условий жизни и т.д. и т.п. В этом плане много говорится также о будущем нашей планеты – детях. Существует особый день защиты детей, первый раз отмеченный в 1950 году по решению Совета Международной Демократической федерации женщин, организованной в ноябре 1949 года. Даже такая всемирно известная структура, как Организация Объединенных Наций (ООН), объявила защиту прав детей одним из приоритетных направлений своей деятельности. «Ни один ребенок не может быть лишен права на заботу и внимание общества, особенно если он живет в трудных условиях», - говорится в Конвенции ООН по правам ребенка. Все права и привилегии детей, предусмотренные в нормативных правовых актах стран мира и международных организаций, безусловно, относятся и к азербайджанским детям. Но все это только на бумаге. А каково реальное положение наших детей? Мы хотим поговорить лишь о положении детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, которых насчитывается в настоящее время более 300 тысячи. Война, навязанная нам Арменией, внесла свои жесткие коррективы в судьбы сотен тысяч азербайджанских семей, проживающих до этого как на территории названной страны, так и в самом Азербайджане – в Нагорном Карабахе и в семи районах, находящихся сейчас под оккупацией армянских вооруженных сил. Огненный шквал боев, а более того, зверства армянских оккупантов, не щадивших ни стариков, ни женщин, ни детей, вынудили сотни тысячи азербайджанских семей бросить дома и превратиться в одночасье в обездоленных беженцев. Вот тогда же и прервалось счастливое детство испуганных до смерти наших малышей, даже толком не понимающих, почему их родители вынуждены ютиться в железнодорожных вагонах, палатках, землянках… Необъявленная война Армении против Азербайджана не только разрушила жизнь старших и детей из оккупированной зоны, она вообще отняла у них понятие «детство». Разве можно сравнить детство, прошедшее в родном очаге, среди родственников и знакомых, на лоне прекрасной природы и чистого горного воздуха (все оккупированные районы расположены в горной и предгорной зоне страны), с «детством» в палаточном лагере, на железнодорожных рельсах, в антисанитарных общежительских условиях?! Основная часть детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев не обладают элементарными условиями жизни, уж не говоря об отдыхе в лагерях, о посещении других культурно-массовых, спортивно-оздоровительных учреждений. А самое страшное – по имеющимся неофициальным информациям, 63 процентов детей из этой группы населения не посещают школьные занятия. Но все это куда более «лучше» участи детей, погибших или осиротевших при военных действиях, либо взятых в плен. А знаете, сколько таких азербайджанских детей? К сожалению, точных общих статистических цифр на этот счет нет по известным причинам, но некоторые ужасающие данные имеются. Во время насильственного изгнания азербайджанцев из Армении в 1988 году, армяне загнали в трубу диаметром 1,5 и длиной 20 метров 70 детей-азербайджанцев в возрасте от 5-ти до 12-ти лет, а потом вход ее заварили, заживо умертвив их. В период с 1988 по 1993 год необъявленная война Армении против Азербайджана унесла десятки детских жизней в селах бывшего НКАО – Коланы, Каракенд, Умудлу, Мешели, в городе Шуша, а также во многих других населенных пунктах. А в ночь с 25 на 26 февраля 1992 года армянские бандформирования совершили бесподобный варварский акт против мирных жителей городка Ходжалы, расположенного близ Ханкенди. Среди сотен убитых ходжалинцев 63 ребенка. 25 детей потеряли обоих, а 120 – одного из родителей. При совершении ходжалинского геноцида, армяне истребили полностью 8 семей, есть семьи, в которых убиты 3-5 детей, а сколько искалеченных, сколько с отмороженными руками-ногами… Десятки азербайджанских детей подвергаются жесточайшим пыткам в армянском плену. По данным рабочей группы государственной комиссии по делам с пленными и пропавшими без вести, взятыми в заложники, из 783 зарегистрированных пленных азербайджанцев – 64 ребенка. Естественно, это не полная информация, так как Армения по политическим соображениям хранит в тайне точное число пленных. Эти ребята были тогда малолетними. Значить сейчас они уже юноши, если, конечно, пока живы. Они даже не знают о существовании Дня защиты детей. Может быть, они даже не помнят свою родину. По некоторым сведениям, армяне продают их в качестве доноров зарубежным деловым людям. По другим сведениям, в специальных лагерях на территории оккупированного Лачинского района из них готовят камикадзе. Можно без конца продолжать перечисление фактов армянского геноцида против детей азербайджанцев. А кто будет держать ответ за десятки, сотни уничтоженные детские жизни? Ведь каждый ребенок – созданное Богом живое, имеющее право на жизнь, на счастье! Каждое дитя - создатель будущей семьи, которая в свою очередь должна быть основой нескольких семей. Тогда можно ли подсчитать, сколько семей погубил армянский терроризм?!
  8. Азергйотская мразь нагло и навязчиво лезет в НК своей непонлоценностью и животным упором. Базарная публика ведёт "информационную войну" по поручению партии и правительства. Охренеть можно от их лжи, ядовитости и безмозглой назойливости. Редакция! Почему вы вынуждаете читать ложивый и бездарный бред умственно и духовно недоразвитых существ?
  9. Doрогая редакция, как видите, азеры нагло лезут в "НК"...а вы потакаете? Я бы на вашем месте вообще перестал бы давать материалы об Азербайджане в вашей газете. Что вы мечете бисер перед свиньями, играя в непонятную демократию?
  10. Полностью согласен со своим земляком. К чему эта рубрика - Вести из баку. Пошли они на хуй!
  11. Дорогие соотечественники армяне. Убедительная просьба ПЕРЕСТАТЬ РУГАТЬСЯ. Азеры выкладывают статьи, а вы ругаетесь и причем МАТОМ. Помоему это является доказательством отсутствия у нас аргументов. Они выкладывают аргументированные статьи на основе фактов, а армяне ругаются без предела и фактов. Если у нас есть факты, то давайте выкладывать их. В противном случае ваши ругательные посты не стоят и ломаного гроша. Ни это ли истинное доказательство безысходности и отсутствия аргументов у армян как нации.
  12. Дебилы, ваши провокационные методы всем ясны, кроме вас, прирожденных уродов. Вы опять начали прикидываться армянами, материться, как сволочи (куда смотрит редакция?»), будто вы армяне и критиковать «своих». Глупая нация, но изощрённая на обман и коварство. Отвечать аргументировано злодеям и лжецам? Мы должны доказывать, что снег белый, а азер врёт? Козлы, очевидное и общеизвестное не подлежит доказательству. Это ниже достоинства любого, не деградированного человека. Скажите спасибо, что мы, хоть и брезгая, общаемся с вами, мразью.
  13. Бедные автор Р.Багдасарян и "герой" М.Булгаков! Какое отношение имела данная статья к армяно-азербайджанским историческим и жесточенным перепалкам?!!!
  14. Отдых на побережье Черного моря Отель - 3*, Туапсинский р-н, Краснодарского края Отель - три звезды, рядом аквапарк и дельфинарий. В номерах: мини-бары, спутниковое ТV, фены, телефон, центральная система кондиционирования. Ресторан, бар-бильярд, кафе у бассейна, кафе на терассе. Территория лесопарковая зона. Открытый бассейн. Автостоянка. Цена за путевку на 7 дней, с питанием - от 7 700 руб. на 1 чел. В стоимость входит: 3-х разовое питание; проживание, пользование бассейном, шезлонги, охраняемая автостоянка. подробности : e-mail: [email protected] icq: 469756439 тел. (960) 483-4635 , (928) 411-95-90
  15. Соберем по сети интернет базу данных потенциальных клиентов для Вашего Бизнеса (название, телефон, факс, e-mail, www, адрес имена итд) Подробнее узнайте по телефону +79133913837 ICQ: 6288862 skype: prodawez Email: [email protected]
  16. Ты смотри - эти ишакофилы уже и грамотно писать научились.Небось перекачивает какой-то текст корифея азерской истории буниятова.
  17. Никогда и ничего не просите!Никогда и ничего!Темболле кто сильнее вас!Сами предложат и сами все дадут. Похоже армянам следовало бы это запомнить. А вообще.... я просто девочка,что вчера за почь почитала Мастера и м....
  18. Никогда и ничего не просите!Никогда и ничего!Темболле кто сильнее вас!Сами предложат и сами все дадут. Похоже армянам следовало бы это запомнить. А вообще.... я просто девочка,что вчера за почь почитала Мастера и м....
  19. В ответ азербайджанскому бреду: «Бой под Караклисом (Ванадзор) - это редкий бой в истории современной войны. Армяне доказали, что они лучшие солдаты!» /Признание турецкого генерала Кара-Бекира/ История армянского народа – сплошной эксперимент. Эксперимент на выживание» /Фритьоф Нансен/ «Мы должны признать, что этот народ умный и храбрый, стремящийся к усвоению высоких идей цивилизованного мира, столько же своим гением, сколько и своим беспримерными несчастьями стяжал право на сочувствие народов… Народ, который не хочет умереть, не умрет никогда!» /Анатоль Франс, романист, Лауреат Нобелевской премии 1921г./ Армения была славнейшей Академией Азии в продолжении более тысячи лет. /аббат де Виллефроа/ "На земном шаре нет другой страны, которая была бы так насыщена чудесами, как земля армян..." /Джорж Байрон/ “Армяне- один из старейших народов христианской цивилизации и самых мирных, предприимчивых и рассудительных народов в мире ” /И. Шопен/
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты