N 3 (126) Март 2008 года.

Штрихи о времени и о себе

Просмотров: 3993

Человеческая жизнь - миг на часах Вселенной. Из всех вещей необъятного и многообразного пространства, в котором мы живем, менее всего принадлежит нам время и более всего нам недостает его.

Чем более напряженная и насыщенная жизнь, тем быстрее и неумолимее проходит время. Нашему поколению в нашем Отечестве дремать не приходилось. Только-только стал входить во вкус жизни, а позади уже оказалась пройденной средняя статистическая продолжительности оной.

Человеческая жизнь - миг на часах Вселенной. Из всех вещей необъятного и многообразного пространства, в котором мы живем, менее всего принадлежит нам время и более всего нам недостает его.

Чем более напряженная и насыщенная жизнь, тем быстрее и неумолимее проходит время. Нашему поколению в нашем Отечестве дремать не приходилось. Только-только стал входить во вкус жизни, а позади уже оказалась пройденной средняя статистическая продолжительности оной. Продолжаю думать, что пока еще бодро шагаю по каменистым тропам вперед, в гору - еще на большие высоты, к сияющим вершинам науки, а кое-кто из постоянно бдящих хронологов и архивариусов уже напоминает: мол, пора уже «с ярмарки», путая творческий процесс с утилитарными инстинктами, ученого - с дельцом от науки.

Ценность дееспособного ученого-творца с возрастом не обесценивается, а неизменно возрастает и оберегается цивилизованным обществом. Уже давно установлено, что одним из известных признаков долголетия является «фактор цефализации». Умнейший живет долго, прежде всего потому, что долголетие и здоровье он зарабатывает изобретательным умом и своим собственным напряженным трудом. Правда, у нас этому противодействует феномен «горе от ума», рядом с творцами всегда находятся блюстители-тираны, восторгающе завидующие, интригующие и с удивительной изворотливостью и садизмом сокращающие жизнь.

С годами начинаешь осознавать, что молодость - это дар природы, цветущая весна, которая имеет лишь один недостаток: быстро отцветает и проходит, а зрелость - произведение искусства, которое с годами не девальвируется, а, наоборот, приобретает более высокую ценность. Время, Человек, Личность... Где она формируется и что делает Человека - Личностью?

Общаясь в течение полстолетия с различными представителями интеллигенции, находясь в сфере, казалось бы, самой передовой академической и прикладной науки, университетской высшей школы, теперь я уже пришел к твердому убеждению, что основной целью непрерывного и всестороннего формирования человека и совершенствования его знаний должно быть воспитание гармоничной личности, а не очередного специалиста с высшим образованием.

Во все времена, особенно в современную эпоху информационной революции и обилия людей с высшим образованием, стержнем основных человеческих ценностей в обществе становятся столь дефицитные альтруизм и нравственность. Истинная духовная ценность - это наш озоновый слой, поэтому нравственную ценность людей следует измерять их поведением и делами, а не их профессией.

Миром правит мысль. Духовная сила более могущественна, чем любая материальная, а нравственная отвага - более высока, чем физическая. В духовно и нравственно бедной стране люди не могут быть в полной мере счастливыми и материально богатыми.

Возраст – мера условная. Один и тот же возраст слагается у разных людей из различной доли и интенсивности социальных, природно-климатических и биологических факторов. У каждого человека, у каждого народа своя судьба, своя средняя продолжительность жизни, зависящая как от человека, от качества его жизни, так и интеллектуального, а главное - нравственного и профессионального уровня правителей. Нам остается искать «эликсир молодости» прежде всего в самом себе, в возможностях своей психической сферы, в сознательном самоконтроле за функциями своего организма. «Счастлив тот, кого кормит любимое дело».

Любимое дело, любовь. Что такое любовь? Герой романа Л.Н. Толстого восклицает: «Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, что я понимаю, - я понимаю только потому, что я люблю». Зрелый ученый может добавить, что творчество продлевает активную дееспособность и отодвигает смерть.

В процессе художественного и научного творчества эмоции играют огромную роль. Эмоциональное возбуждение обостряет не только физические, но и духовные и интеллектуальные возможности человека. Наука, любимое дело, любовь, неустанное созидание требуют от человека большого напряжения, великой и самой сильной страсти, потому что любимое дело, как и любовь, атакуют единовременно голову, сердце и тело и доставляют человеку духовную и мышечную радость. Радость творчества и любовь вдохновляют человека на великие дела, могут служить мощным стимулом интеллектуальной активности. Известна, например, творческая активность Гете, который одно из лучших своих произведений - лирическую «Мариенбадскую элегию» написал с юношеским задором в возрасте 74 лет. Величественная опера П.И. Чайковского «Пиковая дама» была написана за считаные дни эмоционального и творческого подъема, а Моцарт увертюру к «Дон Жуану» написал в одну ночь.

Известный физик из Сибири - Г.И. Будкер неоднократно подчеркивал, что «ученые делятся не на молодых и старых, а на умных и дураков». А я бы еще добавил - на ученых с хорошим и плохим характером, оптимистов и пессимистов, добрых и бессердечных, сангвиников и флегматиков.

И еще важно сохранить преемственность научных школ. Научная школа — это прежде всего сложившийся коллектив научных сотрудников, объединенных творческой деятельностью в одном или близких направлениях, возглавляемых научным руководителем - Учителем.

Уже давно было подмечено, что в одних научных лабораториях у одних учителей легко создаются школы, тогда как у других они формируются с трудом или вовсе не создаются. Отечественная наука располагает славной плеядой создателей-творцов физиологических научных школ. Существуют и ученые, работающие замкнуто и углубленно над одним, более узким кругом вопросов. Обычно эти ученые в конце концов достигают успеха и делают достаточно крупные исследования, но не создают научные школы.

Ясно то, что такие понятия, как наука, образование и бизнес; интеллигент и политика - вещи несовместимые, как гений и злодейство. Служение науке не терпит суеты. Ученому, интеллигенту надо создать лишь элементарные условия для творческой деятельности и духовной жизни. Эти условия должны быть созданы обществом. Как говорил Л. Пастер: «Наука должна быть самым возвышенным воплощением Отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, который опередит другие в области мысли и умственной деятельности». Но это уже выходит за пределы рассмотренных чисто научных проблем. Занятие фундаментальной наукой не несет сиюминутных непосредственных выгод и является результатом любомудрия и бескорыстного зова души. В наше трудное время этот взгляд на научное творчество как никогда актуален, ибо только энтузиазм ученых, а не материальные выгоды пока ещё поддерживают науку.

Н.А. Агаджанян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 13 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты