N 3 (126) Март 2008 года.

Мария Лисициан: движение, рожденное музыкой

Просмотров: 5988

О Марии Вартановне Лисициан сейчас вспоминают редко. А ведь она была создателем школы художественной гимнастики, которая в 50-е годы смело могла считаться сильнейшей не только в нашей стране, но и во всем мире. Тем важнее рассказать об этой замечательной женщине сейчас, чтобы вспоминали ее не только ее ученики.

Мария Лисициан родилась в Тифлисе в 1908 году. Шести лет родители отдали ее в детский класс фортепиано при консерватории, а позже – в частную гимназию на Бебутовской ее дяди Степана Лисициана. Там она изучала азы бальных танцев - с детства мечтала заниматься пластическим искусством, столь пленительным в ее возрасте.

О Марии Вартановне Лисициан сейчас вспоминают редко. А ведь она была создателем школы художественной гимнастики, которая в 50-е годы смело могла считаться сильнейшей не только в нашей стране, но и во всем мире. Тем важнее рассказать об этой замечательной женщине сейчас, чтобы вспоминали ее не только ее ученики.

Мария Лисициан родилась в Тифлисе в 1908 году. Шести лет родители отдали ее в детский класс фортепиано при консерватории, а позже – в частную гимназию на Бебутовской ее дяди Степана Лисициана. Там она изучала азы бальных танцев - с детства мечтала заниматься пластическим искусством, столь пленительным в ее возрасте.

Мария с завистью наблюдала занятия студиек, тайком посещая их уроки. Занятия студии ритма и пластики, организованной ее кузиной Србуи Лисициан-Азарапетян, проходили там же, в здании гимназии. Но отец Марии, опасаясь чрезмерных нагрузок, поначалу не пускал дочь на занятия, но со временем сдался, и ее зачислили в младшую группу.

Вспоминая то время, Мария говорила: «Обладая большим талантом, Србуи Степановна сумела поставить работу студии, основываясь на специфике выразительного движения, гармонического сочетания его с музыкой. Все уроки сопровождались классической и народной музыкой. Очень важно было в процессе обучения воспитывать в нас понимание и вкус к музыке, большое внимание уделялось урокам импровизации, творческой инициативе учениц, которые сами придумывали движения, созвучные музыке».

В 1921 году студия ритма и пластики была преобразована в институт. Ко времени его образования было подготовлено множество постановок, которые с большой пышностью и торжественностью шли в Театре оперы и балета им. Захария Палиашвили. Неизменным участником этих смотров была Мария Лисициан. Вместе с другими старшекурсницами она ездила на гастроли в Баку, Ленинград, Ереван, а в 1925 году, окончив институт, Мария Лисициан начала выступать с народными танцами на эстрадных площадках Тифлиса.

В 1929 году она уехала из Тифлиса по приглашению Восточного этнографического ансамбля при Ленинградской эстраде, руководимого Мартыном Семеновичем Варданяном. Потом переехала в Москву, но продолжала танцевать в Мосэстраде. С зарождением звукового кино Мария два года работала в «Межрабкомфильме» по звуковому монтажу с известнейшими режиссерами тех лет – Эггертом и Федоровым.

Первые театральные опыты Марии Лисициан в Москве начались в 1933 году в драматической студии при Доме культуры Армянской ССР. Руководил ею Рубен Симонов. Студия репетировала в здании бывшего Лазаревского института в Армянском переулке и готовила кадры для создаваемого в Москве Армянского драматического театра.

Этот курс мастерства во многом помог ей в работе. Студия делала из своих учеников универсалов. В комедии Габриэла Сундукяна «Разоренный очаг» в постановке Р.Н.Симонова она сыграла роль Саломэ, и была одновременно костюмером. К сожалению, Армянский театр в Москве так и не был создан, и большинство студийцев уехали работать в города Армении.

Мария же стала тренером и собрала вокруг себя детскую группу художественной гимнастики. В те времена художественная гимнастика считалась не спортом, а своего рода художественной самодеятельностью. Тренировались у Марии Лисициан около 200 мальчиков и девочек. Учениками она могла быть довольна – каждый год молодой коллектив на городских конкурсах был одним из первых.

Мария была счастлива, у нее было все: и семья, и любимая работа. Но наступил тридцать восьмой год, ее мужа объявили «врагом народа» и расстреляли. Сама она отсидела «только» два с половиной года.

Леонид Карлик, ее будущий муж, давно влюбленный в Марию, решил обратиться непосредственно к Лаврентию Берии и попытаться спасти подругу. Шаг, надо сказать, по тем временам смелый и опасный. Марию Лисициан привезли во внутреннюю тюрьму, где находилась одна из резиденций Берии. Берия только спросил: «Почему ты поменяла свою фамилию на фамилию мужа?» Он помнил ее еще по Тифлису, где балкон ГПУ Грузии выходил на дом ее дедушки. Мария вернулась домой, а 27 мая 1941 года она вышла замуж за Леонида Карлика.

Где только не пришлось Марии Лисициан после этого поработать. В 1943 году она стала директором Детской спортивной школы в Железнодорожном районе Москвы. После войны она как режиссер-постановщик готовила марши колонн школьников на Всесоюзном физкультурном параде 1945 года на Красной площади и на следующих парадах - на стадионе «Динамо».

В 1954 году Марию позвали в ДСО «Крылья Советов» на должность старшего тренера по художественной гимнастике. Здесь она вместе со своей старшей сестрой Тамарой Лисициан и создала школу художественной гимнастики, ставшую сильнейшей не только в стране, но и в мире. Благодаря показательным выступлениям ее воспитанниц художественная гимнастика была признана Международной федерацией гимнастики (ФИЖ) видом спорта. К тому времени Мария уже была тренером-постановщиком сборной команды Москвы, ДСО «Зенит» и Советского Союза.

7–8 декабря 1963 года в будапештском «Спортпаласе» проходили первые официальные состязания по художественной гимнастике с участием 28-ми спортсменок из 10 стран: Болгарии, Венгрии, ГДР, Испании, Польши, Румынии, Советского Союза, Финляндии, Чехословакии, Югославии. В программе той поры было два произвольных упражнения: без предмета и с предметом. По сумме двоеборья победила москвичка Людмила Савинкова, а серебряная медаль досталась ее землячке Татьяне Кравченко, воспитанницам Марии Лисициан. Соревнования в Будапеште принято считать первым официальным чемпионатом мира.

В 1966 году за воспитание первых чемпионок мира по художественной гимнастике Марии Лисициан присвоили почетное звание «Заслуженный тренер СССР».

Третий чемпионат мира по художественной гимнастике проводился в 1967 году в Копенгагене, где впервые разыгрывались медали и в командных упражнениях. Абсолютной чемпионкой мира стала шестнадцатилетняя дебютантка мирового турнира Лена Карпухина – «чудо с бантиками», как называли воспитанницу Марии.

Мария Лисициан всегда стремилась идти своим путем в гимнастике, передавая воспитанницам свое видение мира, стараясь вылепить совершенный образ спортсменки. Она говорила: «Гимнастке необходимо уметь выразить свою индивидуальность в движении, рожденном музыкой… Движение спортсменки должно быть глубоко осмысленным, отзываться на каждую музыкальную фразу…»

За свою общественную, преподавательскую и спортивную деятельность Мария Лисициан 24 июля 1968 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была награждена орденом «Знак Почета».

Работая с членами сборной команды СССР по художественной гимнастике, она продолжала тренировать группу юных гимнасток, к которым была также требовательна. Можно было позавидовать ее энергии, доброму таланту, вечному поиску и влюбленности в свое дело, которые она старалась передать своим ученицам.

26 января 1995 года перестало биться ее щедрое сердце.

А. Лисициан,

Ю. Аванесов

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 20 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты