N 4 (127) Апрель 2008 года.

Мартын Вартазарян: «Музыка была моим предназначением»

Просмотров: 5780

Мартына Вартазаряна в Армении знают все – и те, кто в курсе новейших телевизионных музыкальных шоу, и завсегдатаи Драматического театра им. Станиславского, и любители эстрадной музыки. Его любят также в среде серьезной музыки, в сфере которой он работал много и интересно. Его заслуги в области серьезной музыки не забываются, и если бы не нынешнее время, когда с таким трудом и скрипом исполняются произведения современных композиторов, несомненно, звучали бы и его симфония «Невинным жертвам борьбы роковой» для Большого симфонического оркестра, и эффектный Фортепианный концерт, посвященный Араму Хачатуряну.

Сейчас же музыку Мартына Вартазаряна можно услышать в театрах Еревана, в концертах Эстрадного симфонического оркестра и в праздничных программах армянского телевидения. Эту достаточно широкую и разнообразную аудиторию он завоевал исключительно из своих личностных побуждений, – быть среди людей, творить для них.

Мартына Вартазаряна в Армении знают все – и те, кто в курсе новейших телевизионных музыкальных шоу, и завсегдатаи Драматического театра им. Станиславского, и любители эстрадной музыки. Его любят также в среде серьезной музыки, в сфере которой он работал много и интересно. Его заслуги в области серьезной музыки не забываются, и если бы не нынешнее время, когда с таким трудом и скрипом исполняются произведения современных композиторов, несомненно, звучали бы и его симфония «Невинным жертвам борьбы роковой» для Большого симфонического оркестра, и эффектный Фортепианный концерт, посвященный Араму Хачатуряну.

Сейчас же музыку Мартына Вартазаряна можно услышать в театрах Еревана, в концертах Эстрадного симфонического оркестра и в праздничных программах армянского телевидения. Эту достаточно широкую и разнообразную аудиторию он завоевал исключительно из своих личностных побуждений, – быть среди людей, творить для них. Ответом его отзывчивому таланту стало присвоение ему осенью 2007 года звания почетного гражданина города Еревана.

Жизнь его строится по жестко расписанному графику, – репетиции, записи, встречи с коллегами, наконец, концертные программы и выступления. И если учитывать также его активную преподавательскую деятельность – Мартын Вартазарян – профессор Ереванской консерватории – и постоянное внимание дому, в котором выросли двое детей и есть уже внуки и правнучка, то перед нами убедительный пример закона сохранения энергии, когда, щедро израсходованная, она возвращается, обновляя и сохраняя молодость.

Таков сегодня Мартын Вартазарян – человек, с которым всем легко и даже весело, потому что, ко всему перечисленному, он непревзойденный мастер анекдотных комментариев – их он не рассказывает, а включает в разговор, порой разряжая таким образом тупиковую ситуацию, облегчая обсуждаемую проблему, а это, оказывается, так важно...

Вот и сейчас я веду с ним разговор о прошлом, в котором было разное – и трагическое, и грустное, но с его точки зрения, никогда не безнадежное...

Отец Мартына, Цолак Вартазарян, был ярким, талантливым музыкантом. Он закончил Московскую консерваторию, класс знаменитого М.И. Табакова. В 1936 году создал джаз-оркестр при самом большом в Ереване кинотеатре «Москва». Это был настоящий биг-бенд: 4 саксофона, трубы, тромбоны, ударные и, конечно, небольшая струнная группа. Кинотеатр «Москва» тогда был очень популярным местом досуга: вечерние киносеансы, предваряемые эстрадным концертом, стали прекрасным городским развлечением. В дальнейшем вместе с композитором Артемием Айвазяном был создан Государственный джаз-оркестр, где Цолак Вартазарян не только дирижировал, но и виртуозно солировал, поражая слушателей своей игрой.

Потеряв отца, в 1944 году Мартын Вартазарян поступил в специальную музыкальную школу имени Петра Ильича Чайковского по классу фортепиано. Успехи были настолько значительны, что никто не сомневался, что Мартын станет пианистом. Однако тяга к импровизации, к сочинительству брала верх, и вот уже он посещает факультативные занятия по композиции в классе Степана Джербашяна. По окончании школы, в 1956 году, Мартын все же поступает в Ереванскую консерваторию на фортепианный факультет, в класс известного педагога профессора Георгия Сараджяна.

Но и здесь он переживает процесс «раздвоения личности». Будучи студентом фортепианного отделения, штудируя фортепианные опусы Моцарта и Бетховена, Шопена и Рахманинова, Мартын начинает работать в эстрадных жанрах. Вначале он выступает как аккордеонист в эстрадном квинтете, которым руководит композитор Эдуард Багдасарян, а уже через год его самого приглашают руководить эстрадным оркестром «Ереванпроекта», а затем и эстрадным оркестром кинотеатра «Москва» и оркестром Государственного университета, который под его руководством становится широко известным, гастролируя в Тбилиси, Баку, Москве, в Чехословакии, делая записи на радио и в Ереване, и в Москве.

Это было время великих джазовых музыкантов. У всех на слуху были фортепианные композиции Оскара Питерсона, блистательные, виртуозные откровения Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Стена Кентона, волшебные баллады Эллы Фицджеральд, романтические песни Френка Синатры, да и совсем рядом были не менее впечатляющие прецеденты – тот же Эдди Рознер, Александр Цфасман, Леонид Утесов и, конечно, Эстрадный оркестр Армении под руководством Артемия Айвазяна.

Характерно, что свою первую официальную партитуру Мартын Вартазарян написал для Государственного эстрадного оркестра Армении, которым с 1956 года руководил Константин Орбелян. Это была пьеса «Гром среди ясного неба» с солирующей партией ударных, созданная специально для выдающегося ударника Роберта Еолчяна.

Активная деятельность в сфере эстрадной музыки и музыкальных шоу не только не помешала, но и спровоцировала стремление Мартына Вартазаряна получить еще одно образование: после блестящего окончания фортепианного факультета он в 1961 году поступает на композиторский факультет Ереванской консерватории им. Комитаса, в класс Эдварда Мирзояна. Кстати, этому способствовало также и мнение его отчима, выдающегося скрипача-ансамблиста, создателя и руководителя Струнного квартета им. Комитаса Авета Карповича Габриэляна. Мартын свято хранит рукопись своего квартета с редакцией Авета Карповича...

Учеба на этом факультете затягивается на годы, в течение которых Мартын Вартазарян напишет целый ряд отличных произведений, с успехом исполненных лучшими музыкантами и музыкальными коллективами. Это Струнный квартет, Соната, Прелюдии и «Альбом для юношества», написанные для фортепиано, Концертино для флейты с оркестром, симфония «Невинным жертвам борьбы роковой» и Концерт для фортепиано с оркестром, посвященный Араму Хачатуряну.

В 70-80 годы Мартын Вартазарян становится совершенно незаменимым человеком в театре и в кино. Он пишет театральную музыку, потому что любит театр, его специфическую атмосферу – репетиции, актеров, работу над образом, режиссерские метафоры, волнение премьеры... Он пишет музыку к кино, потому что влюблен в кино... К скольким же спектаклям и фильмам он написал музыку? Невольно задаешься этим вопросом, то и дело встречая его фамилию в кинотитрах и на театральных афишах. Получаю ответ: наверное, к более чем 40 фильмам, а что касается театральных спектаклей, то после 110-го я перестал считать.

А какая обширная тематика! Больше всего написано для Русского театра им. Станиславского, но здесь и Театр Coca Саркисяна, с его классическим репертуаром, начиная от Шекспира, Мольера до Эдуардо де Филиппо. «Однажды, – рассказывает Мартын, – мне пришлось одновременно работать над музыкой к трагедии Шекспира «Макбет» и музыкой к сатирической комедии Дереника Демирчяна «Храбрый Назар». И вы знаете, было довольно интересно...»

«Работа в кино была не только школой творчества, но и школой жизни, – говорит композитор. – Порой приходилось жертвовать своей совсем неплохой музыкой для верной передачи атмосферы фильма. Так, например, в фильме «Здравствуй, это я» режиссера Фрунзе Довлатяна была такая сцена: пустой парк, по аллее идут герои фильма, которых играли Армен Джигарханян и Наталья Фатеева. Их разговор пока не слышен. Музыка, которую я написал, эмоционально передавала их настроение, но она становилась главной участницей, а этого нельзя было допустить по законам жанра. И тогда появилась прекрасная идея – озвучить кадры традиционной духовой, парковой музыкой, переданной на дистанции через микрофон. Так возник эффект звучания самого парка, а моя музыка, соответственно, оказалась «вне кадра». Но хорошо, что она сохранилась в записи и я сейчас могу ее послушать... Благословенное время! Тогда можно было написать музыку для Большого симфонического оркестра и записать ее с оркестром Комитета кинематографии СССР под управлением Эмина Хачатуряна, Мартына Нерсисяна... Так же мы писали и записывали музыку для театра. Сегодня же, в целях экономии, оркестр заменен синтезатором, что для меня всегда неприятный компромисс».

И сегодня Мартын Вартазарян работает в полную силу своего таланта. Одна из его последних работ для театра – музыка к пьесе Р. Калиновски «Лунное чудовище», которая была поставлена Александром Григоряном на сцене Московского художественного театра.

– Трудно ли работать в столь разных жанрах? – спрашиваю я. Оказывается, композитор не разделяет музыку на жанры.

– Это разные языки, их надо знать и надо уметь на них разговаривать, – говорит он. – В каждом отдельном случае музыка играет разные роли, она функциональна и в кино, и в театре, и на сцене, но всегда в органическом единстве с другими составляющими. Музыка, написанная для кино, в полном объеме не может стать театральной, и наоборот. Звук имеет образ, и здесь нужна точность...

Соединять эту многоликость в одном лице может только настоящий артист, думаю я – и попадаю в точку. Все становится на свои места. Наш герой, прежде всего, артист. Вчера я видела Мартына Вартазаряна на телеэкране в эстрадной программе в качестве конферансье и не удивилась, ведь на новогодние праздники он даже появился в роли Деда Мороза, а недавно участвовал на телеэкране во встрече с известным артистом драматического театра. Сегодня же вечером состоится концерт Эстрадного оркестра радио и телевидения Армении под управлением его друга Ерванда Ерзинкяна, в котором будут звучать и романтические мелодии Мартына Вартазаряна.

Маргарита Рухкян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 18 человек