N 5 (128) Май 2008 года.

История армян Владикавказа

Просмотров: 6658

Армянская диаспора является самой первой и самой крупной в структуре полиэтничного Владикавказа.

После присоединения Восточной Армении к России во Владикавказской крепости поселились первые 96 человек. Численность армянского населения постоянно росла и к 1897 году составила 1416 человек. Но формирование армянской общины на этом не закончилось. В годы Первой мировой войны младотурецкие националисты - правящая клика султанской Турции — организовали варварское истребление около полутора миллионов армян и превратили в пепел всю Западную Армению.

Хлынувшая масса беженцев пополнила армянские поселения Северного Кавказа. Владикавказ вновь принял большую группу армян, потомки которых – семьи Григорян, Саркисянц, Аракелянц, Кирокосян, Манукянц, Оганесян, Захарян и другие – живут и сейчас во Владикавказе.

Армянская диаспора является самой первой и самой крупной в структуре полиэтничного Владикавказа.

После присоединения Восточной Армении к России во Владикавказской крепости поселились первые 96 человек. Численность армянского населения постоянно росла и к 1897 году составила 1416 человек. Но формирование армянской общины на этом не закончилось. В годы Первой мировой войны младотурецкие националисты - правящая клика султанской Турции — организовали варварское истребление около полутора миллионов армян и превратили в пепел всю Западную Армению.

Хлынувшая масса беженцев пополнила армянские поселения Северного Кавказа. Владикавказ вновь принял большую группу армян, потомки которых – семьи Григорян, Саркисянц, Аракелянц, Кирокосян, Манукянц, Оганесян, Захарян и другие – живут и сейчас во Владикавказе. К ноябрю 1920 года армянская община Владикавказа состояла из 12 тысяч человек.

Большую заботу о переселенцах проявляла городская управа, был создан специальный комитет помощи беженцам-армянам.

Адаптация западных армян в начале XX века проходила гораздо легче: к этому времени в городе была сплоченная армянская община, имевшая церковь, благотворительное общество, которые помогали пережить тяжелые испытания. Небольшие миграционные волны продолжались долгое время. Многие семьи попали во Владикавказ после скитаний по Ленинакану, Ставрополью, Краснодарскому краю. Решением правительства Горской республики трудоспособные беженцы получали работу, их семьи освобождались от коммунальных платежей, им оказывалась бесплатная и первоочередная медицинская помощь. Для детей создавались специальные врачебные пункты, бесплатные столовые, пункты по выдаче одежды и обуви. Правительство и созданные им специальные организации оказали большую помощь беженцам. Но адаптационные процессы проходят на бытовом уровне и во многом зависят от окружающей среды, характера межэтнических отношений. Горожане проявляли к беженцам традиционное гостеприимство и доброжелательность. Особенно тесные отношения сложились между армянами, жившими в районе площади Штыба с жителями Осетинской слободки, которые отнеслись к переселенцам с болью и сочувствием и старались оказать посильную поддержку. В этом районе города никого не удивляло знание армянского языка осетинами и умение армян общаться на осетинском языке.

Армянская община сохраняла свою традиционную культуру. Стойкость этнических признаков в общине объясняется многочисленностью, постоянными пополнениями, трагической историей, актуализировавшей национальное самосознание и т.д. Но главным фактором, способствовавшим этнокультурной консолидации, был религиозный. Армяне были не только этнической группой, но и религиозной общиной, а армяно-григорианская вера в данной культурно-исторической ситуации становится этнодифференцирующим признаком.

Одним из первых событий в адаптационном процессе армян было строительство храма. Первое упоминание о желании армян иметь во Владикавказе церковь относится к 1839 году. Это было небольшое деревянное здание. В 1843 году армяно-григорианская церковь была освящена. Столь знаменательное событие произошло при Его Святейшестве Нерсесе V, Верховном Патриархе и Католикосе Всех Армян. Деревянная церковь просуществовала двадцать один год. В 1862 году Астраханская армянская консистория подняла вопрос о строительстве каменного храма. Численность армянского населения неуклонно росла, небольшая по своим размерам церковь с трудом вмещала всех верующих, особенно в дни религиозных праздников.

Средства на строительство были выделены не только Астраханской армяно-григорианской епархиальной консисторией по повелению Верховного Патриарха и Католикоса Всех Армян Матевоса, но и местными прихожанами. Часть расходов взял на себя Лориc-Меликов – начальник Терской области, человек, оставивший яркий след в истории Владикавказа.

18 августа 1902 года состоялось торжественное освящение перестроенной церкви. Люди, пережившие страшный геноцид, тяжелые потери, хозяйственные, бытовые, языковые и другие сложности, находили утешение в церкви, в своей вере, в молитвах. В стенах храма решались важные для общины вопросы, священнослужители хорошо знали проблемы своей многочисленной паствы и были готовы оказать помощь, утешить, дать добрый совет, а в необходимых случаях и материально поддержать. Состоятельные прихожане часто делали пожертвования, а церковь изыскивала возможности для благотворительной деятельности. Например, в 1903 году Благочинный Владикавказской армяно-григорианской церкви Акоп Сарикянц получил от горожанина Г.И. Евангулова сторублевую государственную ренту с процентами (шестью купонами) на учреждение в городе бесплатного приюта для беженцев. Особую заботу церковь проявляла об образовании детей. В середине 1870-х годов открылось первое церковно-приходское одноклассное училище, для которого недалеко от храма было приобретено и оборудовано на церковные средства специальное здание. Осенью 1883 года открылось второе церковно-приходское училище для девочек-армянок. При церкви было создано «Армянское для всепомощенствования учащимся общество».

Армянские купцы и состоятельные горожане не жалели денег на образование. Многие армяне вкладывали личные средства на открытие школ и училищ. Среди них начальник Терской области Лорис-Меликов, вдова офицера Российской армии Мария Аветисовна Автандилова, оставившая в своем духовном завещании пять тысяч рублей золотом, вырученных от продажи ее недвижимого имущества с торгов и поровну разделенных между церковью и церковно-приходским училищем.

З0 октября 1899 года Владикавказское армянское общество приняло решение открыть армянскую женскую первоначальную школу и выделять на ее содержание ежегодно из церковных средств 500 рублей. Остальные расходы общество брало на себя. В городе существовала и частная школа для детей армян обоих полов. Она была открыта стараниями Шушаник Арсеновны Дейкарханянц в сентябре 1914 года. Главными предметами в этой школе были Закон Божий, армянский язык, уроки проводил настоятель армянской церкви.

Церковь проводила широкомасштабные акции по сбору пожертвований пострадавшим от эпидемий, неурожаев в азиатской Турции и селах Эриванской губернии, от военных действий, особенно в годы Первой мировой войны, а также организовывала юбилейные мероприятия, связанные с историей и культурой армянского народа. В октябре 1913 года отмечалось 1500-летие армянской письменности и 400-летие книгопечатания.

Деловой мир города был в значительной степени представлен армянами. Еще в 1840-х годах армяне торговали во Владикавказской крепости «красным и бакалейным товаром». Один из ремесленных кварталов был исключительно армянский. По свидетельству современников, там можно было заказать все предметы горского костюма. При армянском обществе была корзиночно-мебельная мастерская, изделия которой продавались на выставках. В ремесленном училище гр. Лорис-Меликова выделывали из бука образцы гнутой мебели.

Согласно переписи 1926 года, во Владикавказе проживало уже 6,5 тысяч армян (по другим данным – 8 тысяч), они были самой крупной этнической группой, что обеспечило им значительное представительство в местных советах. В середине 1920-х годов во время выборной кампании избирательные участки создавались по национальному признаку. Среди депутатов было много армян – 46 человек в 1929 году. Армянская секция существовала также при органах исполнительной власти.

До середины 1920-х годов существовали и армянские национальные общества – благотворительное, культурно-просветительское, комитет помощи беженцам-армянам. Они занимались проблемами беженцев из Западной Армении и Карабаха, организацией культурно-просветительской работы.

Армянская общественность сумела в годы нэпа восстановить свою школу. Вначале это была школа первой ступени, где обучение велось на родном языке. К 1928 году более 70% детей 8-13-летнего возраста имели достаточный уровень грамотности.

В последнее десятилетие, отмеченное «взрывом этничности» по всей стране, этнодисперсная группа армян Владикавказа одна из первых создала национально-культурное общество, условия для изучения родного языка, оживления традиционной семейной и календарной обрядности. Такой вариант этнокультурной адаптации стал возможен благодаря традиционной для Осетии атмосфере межэтнической толерантности и взаимоуважения.

Залина Канукова,

доктор исторических наук

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 33 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Спасибо Залине! Спасибо осетинам за толерантность! Мы помним аланскую красавицу-царевну Сатеник, которую увёл великий армянский царь Арташес… Маленькая Осетия дала миру ряд великих людей - поэта Косту Хетагурова, языковеда Василия Абаева, авиаконструктора Григория Токати… Мы благодарны Владикавказу, давшему миру также двух великих армян – Евгения Вахтангова и Павла Лисицяна. Осетины – нация воинов и борцов. Искренне хочется, чтобы они восстановили былую дружбу с грузинами. Кавказ - наш общий дом.
  2. Приято читать такие статьи, спасибо Залине! Мне просто хотелось добавить, что наша вера исторически не называлась армяно-григорианской и на наша церковь то же. Она называется - Армянская Апостольская Церковь. Название "григорианская" было использовано тогда, Восточная Армния, после русско-персидской войны 1826-1828гг. присоеденилась к Царской России, когда на територии Армении стало действовать "Положение" - типа конституции тогдашней России. Это наверно было сделано для того, чтобы отсечь нашу церковь от апостольских корней.
  3. Да, осетины гордый народ и душевный. Помирились бы с грузинами...
  4. Осетины великолепный народ. Большое спасибо Залине! Что же касается нашей церкви, то она не армяно-григорянская, а Армянская Апостольская Церковь – ААЦ. Царь Малой Армении Абгар V Ервандуни в 33 году впервые в мире принял христианство вместе со своим двором и народом, т.е. на государственном уровне. Сохранилась переписка царя с Иисусом, где Абгар V приглашал Христа на постоянное жительство в свою столицу Эдиссу (ныне г. Урфа в Северной Месопотамии). Иисус не смог поехать и вместо себя направил в Эдиссу своего апостола Фаддея, который крестил Малую Армению. Санатрук, сын Абгара V, после смерти отца вернул Малую Армению к старой религии – к солнцепоклонничеству. 301 году христианство как государственную религию приняла Великая Армения. Так что, 33, а не 301. Поэтому называется ААЦ. Апостолы не могли же жить до 301 года? Надо исправить ошибку, которую нам навязали, мол, мы впервые в мире приняли христианство как гос. религию в 301 году. АРМЕНИЯ ПРИНЯЛА ХРИСТИАНСТВО КАК ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕЛИГИЮ В 33 ГОДУ. Хорошо это или нет, другой вопрос. Просто такова Правда.
  5. Это правда, что царь Абгар является первым христианским царем, но его власть распространялась на Эдесу и по этому мы не можем считать, что Армения официально приняла христианство в первом веке. Другое дело, что оно было широко распространено уже во 2-ом веке, как к примеру об этом говорит Евсевий Кесарийский. Так что 301-й год на самом деле является годом официального принития при царе Тиридате или Трдате III. А что касается того хорошо это или плохо, то только язычник или атеист может сомневаться в том что христианство великое благо!
  6. Я христианин, хожу в любую христианскую церковь, потому что христианство раскололо не Христос, а священники. Одновременно являюсь солнцепоклонником. Мы были солнцепоклонниками 10000 лет, по крайней мере, а христианами – 2000 лет. Солнцепоклонничество, хотя бы его признание – дань уважения к нашей древней истории, культуре и предкам. Христианство – великая, благородная и мудрая религия. То же самое о своей религии скажет буддист, мусульманин, иудей и др. Спор здесь беспредметен: все правы. Бог-то един. Не едины люди. К большому сожалению. Первые христиане не всегда были ангелами. Носители Божьего слова сожгли Александрийскую библиотеку, где находилось 700000 манускриптов – древнейших книг. Греция и всё человечество потеряло этот великий источник древнейшей информации. Григор Лусаворич в начале IV века предал огню всю дохристианскую армянскую письменность, храмы солнцепоклонников и культуру в целом. Лишь через сто лет армяне смогли восстановить свою письменность. В Х веке в Великом Новгороде первые христиане устроили погром дохристианской культуры.. и т.д., и т.п. Так что, не всё однозначно ни в христианстве, ни в мире.
  7. Солнце не есть Бог, а есть символ Бога. Кстати, свеча пришла в христианскую церковь от солнцепоклонников. Бог – Ар. Солнце – Арев. Армен – Богочеловек. Это древнейший армянский язык. Ар – первое и главное армянское слово. Вокруг ядра «Ар» первозданный армянский язык. Наши исконные слова, имена, топонимы… всё своё и святое зиждется на этом слове-прародителе. Поэтому настоящий армянин, сознательно или неосознанно, является Ареворди (сын Солнца).
  8. Дорогой Арутюн! Амшенские армяне – потомки жителей Малой Армении, царём которой был Абгар Пятый. А Трдат Третий был царём Великой Армении, наследником которой, наверное, являетесь Вы. Наш царь Абгар, как и ваш царь Трдат, принял христианство вместе со своим двором. Почему же, когда принимает наш царь, то это не считается «государственной религией», а когда ваш принимает – считается? В Великой Армении тоже не все сразу и легко приняли христианство. Не аргумент утверждение, что Абгар был царём лишь столицы. А где была остальная Малая Армения? И что, жители Эдиссии, выходя из своего города, сразу попадали на чужбину? Ну и что? Даже если это так, хотя не так. Население Андорры ещё меньше. Если бы, например, Андорра запустила первый космический корабль, то человечество не должно было это признать? Недруги Андорры, может быть, не стали бы признавать. А сами андоррцы? Они гордились бы! А мы?
  9. Дорогой соплеменник, наш народ, к сожалению, в лучшем случае немного отошел от истоков своей веры, и наше христианство часто носит декоративный характер, мы часто не вникаем в суть, второстепенные явления, понятия путаем с основными... Христос един, и Церковь его едина! Для армянина - это Армнянская Церковь, которая является Церковью Христовой, для русского - Русская и т.д. И не надо впадать в рельятивизм, и каждый должен быть верен своим добрым корням. Наша нация органично приняла христианство, приняла Исуса Христа как наивысшее откровение Единого Бога. А что касается рек крови, то это побольшей части советские байки, и первые христиане были гораздо возвышаннее, чем нам кажется и это кстати проявилось не только в их нравственном поведении, но и в искустве. Об александрийской библиотеке; откуда Вы взяли, что ее сожгли христиане? История гласит: В 273 г. римский император Аврелиан (он не был христианином) разрушил и сжёг библиотеку при взятии Александрии, подавляя бунт королевы Пальмиры Зенобии (Queen Zenobia of Palmyra). Часть уцелевших книг была вывезена в Константинополь.Уцелевшие остатки рукописей погибли, видимо, в 7-8 веках при господстве арабов-мусульман. Существует предание: в 646 г. халиф Омар ибн Хаттаб дал повеление полководцу Амру сжечь Александрийскую библиотеку. При этом халиф сказал: "Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны. Поэтому и в том и в другом случае их надо сжечь". Еще хочу отметить, что нам надо отказаться от практики громких слов - нет от них пользы, а вред очевиден... Вместо этого нам надо лучще усваивать те ценности, что у нас есть и спокойно, целенаправленно трудиться во благо народа.
  10. Наш народ, вернее те кто знают, гордится царем Абгаром, асирийцы то же, ибо считают его своим. Да пожалуй весь христианский мир, так как это первый христианский царь. В нашем случае о нем повествует Мовсес Хоренации, как Абгар, поражённый тяжкой болезнью, просит о помощи Христа, признавая его Богом или Сыном Божиим, предлагая Ему свою резиденцию для Слова Божия, и что Иисус Христос, отклоняя предложение тем, что Его Божественная миссия связывает Его с Иерусалимом, обещает по воскресении Своём послать к нему одного из учеников, который его и исцелит. По воскресении Христовом, апостол Фома послал в Эдессу Фадея, одного из 70 учеников, который доставил царю исцеление и распространил там христианство. Мовсес Хоренации говорит: - "уверовали все и крестились сам Абгар и весь город". Он не говорит обо всей Армении. Что же случилось после смерти Абгара? Хоренаци пишет: - "Воцарившийся после смерти Абгара его сын не оказался наследником отцовских добродетелей; он открыл храмы идолов и признал языческие обряды". Я еще хотел сказать, что мы один народ и нету наше, ваше, все наше общее...
  11. Хорошая, интересная статья про историю владикавказской общины. Но хотелось бы в конце прочесть и о нынешнем положении последней. Как сейчас живут армяне во Владикавказе, в Беслане, в Осетии (и северной и южной) вообще? Сколько их? В прошлом году "НК" затрагивал современное положение во Владикавказе, но довольно поверхностно. Хорошо было бы в будущем коснуться и этой темы более подробно.
  12. У армян есть Апостольская Церковь. Это основное. Есть католики. Они доказали свой патриотизм в Киликийской Армении и на острове св. Лазаря. Есть аревордик – дети солнца, солнцепоклонники. Это наше, кровное. Они собираются в Гарни. Их надо беречь. Это наша история и культура. Зло исходит от сектантов, хотя они проповедуют добро. Добро вне контекста хуже зла. Сектантов надо лечить. А это нелёгкое дело. «Правозащитники» лай поднимут. Что делать? Я не знаю. Кто знает, пусть скажет.
  13. В книге академ. Париса Геруни «Армяне и Древнейшая Армения» (есть на англ. и арм. языках) приводится переписка царя Малой Армении Абгара V с Иисусом Христом и римским императором Тиверием. Об этом пишет также Сурен Айвазян в книге «История России. Армянский след». Оба убедительно доказывают, что АРМЕНИЯ ПРИНЯЛА ХРИСТИНАСТВО КАК ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕЛИГИЮ В 33 ГОДУ. Об этом есть также в одной русской книге, автора не помню, называется эта книга… «Книга». В Москве она есть (я видел в ларьке около арм. церкви на Ваганковском). Надо бы на самом высоком уровне исправить эту неточность в истории христианства. Такое ощущение, словно армян это не касается; либо молчат, либо ссылаются на 301 год. Если 301 год, то почему Апостольская? Григор Лусаворич-то не был апостолом? Или был? Сколько же он жил?! Лет 300 получается! Армянский Просветитель Григор Лусаворич, если сказать правду в слух, не был ни армянским, ни просветителем. Не надо бояться пересмотра нашей истории: уточнение происхождения и истории АПЦ лишь усилить роль АПЦ в народе. Почему мы должны повторять заказную какими-то политическими жуликами историю? Почти вся наша историческая наука советского периода заказана духовными уродами. Нас заставляли верить в идиотизм, мол, разные этнонимы армян обозначают… разные народы. Среди наших же историков были и есть такие, которые по своей природной дебильности или продажности, под этнонимами «armen”, «haj» и «urart» понимают разные этносы. Попробуйте, сказать грузинам, что «gruzin», «kartveli» и «vraci» разные народы. Вам горло перегрызут! А наши тугодумы начинают обсуждать любую чушь. В начале ХХ века в Константинополе истребили нашу великую интеллигенцию, в Тифлисе и Ереване их расстреляли или разогнали. Осталась одна деревня. Вот и поживаем плоды.
  14. Существует понятие "апостольская переемственность", мы слава Богу имеем ее, и еще много народов имеет. Речь идет об официальном принятии, а официальная дата во всем мире - это год принятия тем или иным государством. Тут велосипед не надо изобретать. Другое дело то, что насамом деле для Церкви это не самое главное. Кстати это еще и большая ответственность, с которой мы на данном этапе не пока не справляемся. И еще, Киликийская Армения не была католической, другое дело, что например католикос Григор VII Анаварзеци (1293-1306) - человек, приверженный идее объединения всех христианских Церквей, ради этой цели готов был пожертвовать некоторыми обычаями Армянской Церкви.
  15. Спасибо Вам за компетентные ответы. Прекрасно, что Вы осведомлённый человек, но велосипед надо открывать, если его в своё время не открыли. Вопрос в одном: приняла ли Армения христианство на государственном уровне в 33 году? Ответ известен: да. Принятая царем и двором религия по определению является государственной. Для церкви это важно, хоть и не главное. Данное событие важно также для нашей истории. Думаю, нет необходимости объяснить, почему? До каких пределов мы можем жертвовать своей историей? Пока она не станет соизмеримой с размерами нынешней Армении? Парис Геруни и Сурен Айвазян, как и мы все, тоже в начале не воспринимали 33 год всерьёз. Нам указывают, свои и чужие, на 301 год. И мы должны за это благодарить историкам и гордиться: мы – первые в мире! Да, первые, но не в 301-м, а в 33-м году наши предки приняли христианство как гос. религию. Это разные даты. Поэтому мы делим: «наши-ваши». Потому что «наши» (месопотамские) приняли в 33 году, а «ваши» (араратские) – в 301 году. Что делать, если вы зациклились на дате 301? Мы хотим единства во всём, но единство может состояться и функционировать только вокруг Истины. Разумеется, если ложь повторять миллион раз, то правда останется в загоне. Пересмотрите, пожалуйста, своё мнение по этому вопросу. Вы же наш эксперт? Так защищайте наши интересы! Вы, очевидно, умный и приличный человек. Но Геруни, Айвазян, Варпетян и др. исследователи тоже личности незаурядные.
  16. А почему бы не выделить странички для осетин, абхазцев, чеченцев, дагестанцев и др. народов Кавказа? Да и Россию нужно представлять полнее и разнообразнее. Русский народ не есть только те, кто у власти, но и другие.
  17. Надо развить эту тему, представлять Армении и Диаспоре выдающихся армян Осетии, не только Евгения Вахтаггова и Павла Лисициана. Есть в Осетии генералы-армяне Алмазов, Погосов… Дочь генерала Алмазова, доктор наук, занимается проблемами осетинской культуры. Великий Хетагуров был также художником. Среди его картин есть одна (название не помню), на которой блестяще изображена красивая армянка. Есть осетинская фамилия Царукаев армянского происхождения – Царукян. Есть у осетин поэт Царукаев. Одним словом, много армянского в Осетии.
  18. ddddd.txt;5;5
  19. ddddd.txt;5;5
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты