N 6 (129) Июнь 2008 года.

Старожилы и мигранты: вместе или рядом?

Просмотров: 4538

ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ ПО ДАННЫМ ИНСТИТУТА ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ ИМ. Н. Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

Характерная для советского периода нашей истории тенденция усиления моноэтничности населения Москвы в последние десятилетия уступила место иной - увеличению полиэтничности столицы России. Если в 1926 году, по данным первой всесоюзной переписи населения, в Москве доля русских составляла 87,4 %, то к середине прошлого века (1959 г.) она возросла до 89,5 %. Материалы последней всесоюзной переписи населения 1989 г. показали, что удельный вес русских среди москвичей увеличился до 89,7 % (хотя незначительные колебания в сторону сокращения или роста доли русских отмечались в период 1959-1989 гг.).

Пестрый состав иноэтничного населения Москвы динамично менялся, приводя к снижению представительства одних этнических групп и увеличению других, что было обусловлено тремя составляющими: миграцией, естественным движением и переменой этнической идентичности у части московского населения.

ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ ПО ДАННЫМ ИНСТИТУТА ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ ИМ. Н. Н. МИКЛУХО-МАКЛАЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

Характерная для советского периода нашей истории тенденция усиления моноэтничности населения Москвы в последние десятилетия уступила место иной - увеличению полиэтничности столицы России. Если в 1926 году, по данным первой всесоюзной переписи населения, в Москве доля русских составляла 87,4 %, то к середине прошлого века (1959 г.) она возросла до 89,5 %. Материалы последней всесоюзной переписи населения 1989 г. показали, что удельный вес русских среди москвичей увеличился до 89,7 % (хотя незначительные колебания в сторону сокращения или роста доли русских отмечались в период 1959-1989 гг.).

Пестрый состав иноэтничного населения Москвы динамично менялся, приводя к снижению представительства одних этнических групп и увеличению других, что было обусловлено тремя составляющими: миграцией, естественным движением и переменой этнической идентичности у части московского населения. Так, неизменным на протяжении 1926-1989 гг. был процесс снижения удельного веса евреев в столице (с 6,5% до 2,0%), повышения доли украинцев (с 0,8 до 2,8%) и татар (с 0,6 до 1,8%) – этих трех наиболее многочисленных этнических групп нерусского сегмента населения Москвы. В итоге четыре самых крупных этноса столицы - русские, украинцы, татары и евреи - к 1989 г. составили 96,3% москвичей, на долю остальных этнических групп приходилась в совокупности лишь малая толика - всего 3,7% населения.

Изменения этнического состава населения Москвы постперестроечного периода выражаются резким снижением «русской» составляющей и усилением степени полиэтничности столицы. Доля русских в городе снизилась с 89,7% в 1989 г. до 84,8% в 2002 г. Существенно уменьшилась абсолютная численность евреев вследствие масштабной эмиграции из страны, их удельный вес в населении Москвы сократился с 2,0% в 1989 г. до 0,8% в 2002 г. Несколько уменьшилась доля татар и украинцев - на 0,2-0,4%-ных пункта соответственно.

В результате совокупная доля четырех базовых, «привычных» этнических групп Москвы - русских, украинцев, татар и евреев - сократилась к 2002 г. до 89,6%, а доля иных, менее многочисленных этносов в столице возросла за короткий период 1989-2002 гг. почти втрое, с 3,7% до 10,4%.

За счет каких же этнических групп пополнялся «нерусский» сегмент столицы? Согласно статистике, за указанный период из этносов, представляющих титульные народы стран ближнего зарубежья, заметно снизилась абсолютная и относительная численность белорусов и титульных национальностей прибалтийских стран. Наиболее масштабно и стремительно шло в Москве умножение численности диаспор титульных национальностей закавказских республик: к 2002 г., в сравнении с 1989 г., численность азербайджанцев в Москве возросла в 4,8 раза, армян - в 2,8 раза, грузин - в 2,7 раза, в то время как численность русских за тот же период выросла лишь на 10,6%. Если в 1989 г. совокупная доля титульных национальностей Закавказья в Москве составляла лишь 0,9% (армяне - 0,5%, азербайджанцы и грузины - по 0,2%), то к 2002 г. она увеличилась до 2,6% (армяне - 1,2%, азербайджанцы - 0,9%, грузины - 0,5%).

Помимо представителей титульных этносов закавказских республик, в Москве очень высокими темпами росла численность и некоторых этнических групп Северного Кавказа. Так, численность наиболее многочисленных из них, например, чеченцев выросла за период 1989-2002 гг. почти в 7 раз, а осетин - в 1,5 раза.

Этнические группы, представленные титульными нациями Средней Азии, занимают более скромное место по доле в населении Москвы, чем народы Закавказья. Тем не менее, за период между последними переписями численность таджиков в столице увеличилась более чем в 12 раз, достигнув 35,4 тыс. человек (или 0,34%). Абсолютная численность узбеков выросла в 2,6 раза, составив к 2002 г. 24,3 тыс. чел. (или 0,23%), численность туркмен увеличилась в 1,7 раза, а киргизов - в 1,3 раза.

Существенно, более чем в 5 раз, выросла в Москве и абсолютная численность молдаван, достигнув к 2002 г. 36,6 тыс. чел. (или 0,35%).

Мигранты из некоторых стран дальнего зарубежья заметно пополнили состав таких этнических групп, как вьетнамцы, китайцы и корейцы. В период с 1989 по 2002 гг. численность китайцев в Москве, согласно данным соответствующих переписей населения, увеличилась в 34 раза, достигнув 12,8 тыс. чел. (или 0,12%), а вьетнамцев - в 15 раз, составив 15,6 тыс. чел. (или 0,15%). Численность корейцев росла не такими высокими темпами, она увеличилась за указанный период в 2,3 раза, достигнув 8,6 тыс. чел. (или 0,08%).

Отмечаемое только официальными данными переписи населения увеличение численности и доли нерусского населения в столице с 10,3% в 1989 г. до 15,2% в 2002 г., или почти в 1,5 раза, особенно таких антропологически не похожих на русских москвичей, сильно отличающихся по степени владения русским языком, манере поведения и прочим характеристикам, как выходцы с Кавказа, из Средней Азии, Китая, Кореи, Вьетнама, сделало их более заметными в городе, вызвав неоднозначную реакцию московского населения.

По оценкам экспертов, реальное, не зафиксированное переписью, увеличение численности отдельных этнических групп в Москве было гораздо более значительным. Так, например, численность азербайджанцев в Москве, по оценкам МВД России и прессы, составляет около 500 тыс. человек, из них 150-200 тыс. человек - граждане России. У лидеров азербайджанской диаспоры иные данные: в Москве находится около 800 тыс. азербайджанцев, из которых 100 тыс. являются российскими гражданами. Представители азербайджанского посольства утверждают, что число трудовых мигрантов резко возрастает в летние месяцы, порой достигая цифры два миллиона человек. Завершив свои дела, многие с наступлением зимних холодов, как перелетные птицы, возвращаются на родину, и соответственно общее количество азербайджанцев в Москве сокращается до 600-800 тысяч человек.

Основными факторами, повлиявшими на резкое изменение этнического состава населения Москвы в постперестроечный период, были, во-первых, снижение естественного прироста русского населения и, во-вторых, масштабные миграции в Россию вообще, а в Москву в особенности титульных народов новых стран, образовавшихся из бывших союзных республик, в первую очередь, из Закавказья. Отмечавшийся еще в начале 1990-х годов на волне этнической мобилизации миграционный отток из России представителей титульных национальностей новых суверенных государств сменился с середины 90-х гг. массовым их притоком, мощным импульсом которому послужил тяжелый экономический и социальный кризис, в котором оказались многие республики бывшего СССР. Москва же была достаточно благополучным в экономическом отношении мегаполисом, с быстро развивающимися рыночными структурами, с широкими возможностями для предпринимательской деятельности, а став еще и «открытым городом», оказалась центром миграционного притяжения для многих россиян и иностранцев.

Наличие прозрачных границ между странами СНГ приводило в последнее десятилетие к росту масштабов нелегальной миграции, той самой невидимой части миграционного айсберга, которая превосходит видимую в десятки раз. По различным оценкам, количество незаконных мигрантов в странах Содружества колеблется от 4 до 10 млн человек, при этом только на Россию приходится до 6 млн человек.

По другим оценкам, численность незаконных мигрантов, постоянно находящихся на территории России, составляет около 3,2 млн человек, достигая в сезон 4,6 млн человек, из которых около 900 тыс. приходится на Москву и Московскую область. В первом полугодии 2004 г. на законных основаниях в России работало менее 170 тыс. трудовых мигрантов из стран СНГ, или 7-10% их общей численности, остальные 90-93% - нелегалы.

Москва оказалась в ситуации, когда, не имея должного опыта работы с массовым въездом в нее международных мигрантов всех категорий, при слабости и неразвитости необходимой законодательной базы, при неразработанности механизмов и процедур контроля за их пребыванием, занятостью, выбытием - подвергается практически нерегулируемому потоку международных мигрантов. Неуправляемость и неконтролируемость этого процесса во многом отрицательно сказывается на состоянии рынка труда, создает очаги социальной напряженности в местах компактного проживания и трудовой деятельности мигрантов, негативно влияет на криминальную обстановку в городе.

За последние десятилетия этнический состав миграционных потоков в Москву существенно изменился, став более пестрым. Уже во второй половине 90-х годов даже официальные данные о международной миграции показали резкий рост доли закавказской миграции в Москву: среди всех прибывших (1996-1997 гг.) она составила 7,8-8,8%, среди выбывших - 2,8 - 3,3%, а в миграционном приросте - 15,5-17,1%, т.е. каждый 5-6-й мигрант, оседавший в российской столице, был представителем титульных национальностей стран Закавказья, причем более половины «закавказского миграционного остатка» приходилось на долю армян. Как видим, на протяжении 1980-1990-х годов при неизменном росте доли закавказских народов в миграции в Москву лидирующее положение в пополнении постоянного населения столицы, в процессе «оседания» в ней оставалось за армянами.

В настоящее время международная миграция из стран Содружества и Балтии дает около трети миграционного прироста населения в Москве. В миграционных потоках примерно треть составляют русские (36,7%), затем следуют украинцы (16,9%), на долю армян приходится 15,5%, азербайджанцев - 7,8%, грузин - 7,1%, белорусов - 2,6%, евреев - 1,3%, татар -1,0%.

Л. Остапенко,

И. Субботина

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 15 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Меня часто останавливает милиция и проверяет паспорт.Я гражданин России,но каждый раз переживаю маленькую трагедию.Посмотрите на фотографию женщины в статье.Типичная москвичка,приехавшая по лимиту в 70 годах в Москву и которая не довольна приехавшими в последние годы.ПОНАЕХАЛИ!!!
  2. В Москве не хотят видеть мигрантов.А кто будет работать?
  3. Скинхеды уроды и козлы!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты