N 6 (129) Июнь 2008 года.

Мужчины

Просмотров: 4897

Много лет назад в доме моего старого друга – известного московского журналиста и киноведа Евгения Сергеева я познакомился с грузинским сценаристом Резо Габриадзе. Это было в дни того Московского международного кинофестиваля, на котором первую премию присудили фильму «Мимино».

В тот вечер неизменно веселый и остроумный Габриадзе рассказал много кинобаек, в том числе поведал о не вошедшем в картину эпизоде, где двое японцев, увидев героев фильма, грузина и армянина, замечают: мол, «все эти русские удивительно похожи друг на друга». Эта забавная история послужила толчком для написания мной ироничного фантастического рассказа о том, как, с точки зрения инопланетян, мы, народы Земли, абсолютно ничем друг от друга не отличаемся, хотя каждый из нас изо всех сил пытается предстать перед братьями по разуму с лучшей стороны и продемонстрировать собственную уникальность.

Много лет назад в доме моего старого друга – известного московского журналиста и киноведа Евгения Сергеева я познакомился с грузинским сценаристом Резо Габриадзе. Это было в дни того Московского международного кинофестиваля, на котором первую премию присудили фильму «Мимино».

В тот вечер неизменно веселый и остроумный Габриадзе рассказал много кинобаек, в том числе поведал о не вошедшем в картину эпизоде, где двое японцев, увидев героев фильма, грузина и армянина, замечают: мол, «все эти русские удивительно похожи друг на друга». Эта забавная история послужила толчком для написания мной ироничного фантастического рассказа о том, как, с точки зрения инопланетян, мы, народы Земли, абсолютно ничем друг от друга не отличаемся, хотя каждый из нас изо всех сил пытается предстать перед братьями по разуму с лучшей стороны и продемонстрировать собственную уникальность. Все дело в масштабах. Чем больше масштаб, тем незаметнее детали и, наоборот, чем он меньше, тем они значительнее и величественнее кажутся. Развалилась империя, разбилась на десятки частей, и в каждой из них стали зримее собственное лицо и собственные проблемы.

Советские искусствоведы очень любили термин «взаимопроникновение культур», деятели разных уровней часто проговаривали его кстати и некстати. Оно, это явление, действительно имело место в самом широком смысле - от связи культур до бытовых, межчеловеческих отношений. Ваш покорный слуга в свое время об этом много писал, не упустив из виду и отношения межполовые. Затем тема исчерпала себя, точнее говоря, появились иные, более интересные темы. Но случилась оказия. Пригласили на ток-шоу, которое проходило на одном из армянских телеканалов. Тема – «Секс-культура и наше национальное лицо». Или что-то в этом роде. Короче говоря, как заниматься сексом, чтобы не повредить при этом национальное лицо. Павильон был полон молодежи, и меня удивило то обстоятельство, что многие присутствующие здесь парни и девушки, судя по их высказываниям, постарели задолго до наступления физической старости. Может, и вовсе стариками родились. Я даже подумал: окажись тут мой покойный дед, он на этом фоне выглядел бы лидером сексуальной революции, не иначе. Деда, увы, не было, но был другой человек, психолог, специалист по NLP Микаел Мадатян из славного рода Мадатовых. Позже узнал, что предок Микаела, генерал-лейтенант русской армии, князь Валериан (Ростом) Григорьевич Мадатов, принимал участие во многих исторических сражениях, в том числе при Бородине. Имея такую родословную, ему, потомку бравого гусара, ничего не стоило противостоять залу и своему главному оппоненту, тоже психологу из менее славного рода. В ходе дискуссии я пытался поддержать Микаела, хотя он вполне мог бы обойтись и без моей поддержки.

Я уже в том возрасте, когда сексуальная свобода видится как личное, а не общественное дело. Писать романы в духе Генри Миллера – это пожалуйста, но спорить, убеждать, бороться с домостроем – увольте, я не сексолог, не просветитель. Тема интересовала бы меня разве что в сатирическом ключе, если бы не выводила на более серьезные вопросы. Впрочем, сатира не помешает.

Много судачат о секс-туризме, а того не ведают, что еще тридцать лет назад он уже имел место в нашей с вами действительности. Автобусы, набитые до отказа туристками из российских глубинок, приезжали в Ереван и останавливались у второразрядной гостиницы «Наири». Там передовиц производства и ударниц труда ждал дружелюбно настроенный эскадрон чернооких гусар, который разбирал теток прежде, чем они добирались до своего номера. «Не угодно ли в лес, город обозреть с птичьего полета?» Лес находился недалеко от гостиницы, на холме, откуда и правда просматривался весь город. Тетки после таких экскурсий в большинстве своем уезжали весьма довольные, письма писали «до востребования» и долго вспоминали тот замечательный отрезок времени, когда почувствовали себя настоящими женщинами. И другая картинка. Те же гусары по разным поводам отправлялись в северные края, вооруженные бутылками коньяка марки «Привет с Кавказа». А дальше по сценарию: «Девушка, как вас зовут. Маруся? Очень приятно, а меня Акоп, в смысле траншея. Не угодно ли?..» И так далее. Случались невесты с севера и женихи с юга. В общем, очень даже наблюдалось это самое «взаимопроникновение». Вот только друг мой Женя Сергеев (см. выше), гостивший у меня в Ереване, однажды осторожно осведомился: «Скажи, а ваши мужчина и женщина между собой в принципе общаются?» - «В принципе да, - ответил я. – Иначе откуда дети берутся? Хотя, надо признать, в целом живут обособленно»…

Любопытную деталь отметил Мадатян на упомянутом мной ток-шоу. В наших народных танцах мужчины пляшут сами по себе, а женщины сами по себе.

Микаел Мадатян: Период инициации по-разному проходит в жизни мальчика и девочки. Девочка даже в такой традиционной культуре, как наша, подготавливается к тому, чтобы стать девушкой, а потом и женщиной. Став девушкой, она рано ощущает свою причастность к миру взрослых. Темы, которые были запретны в подростковом возрасте, свободно обсуждаются с матерью и с женщинами постарше. С ней говорят о личных и хозяйственных проблемах, о проблемах физиологических и так далее. У женщины изначально на биологическом уровне адаптационный механизм сильнее плюс к тому у нее формируются определенные бытовые навыки, и в результате она в житейском плане оказывается мудрее своих сверстников.

Иначе говоря, есть некая тайна, в которую посвящена она и не посвящен парень ее возраста. Мальчики в нашем обществе, по существу, изгои. Простой пример. Парень не может понять, что там шепнула девушка на ухо учителю физкультуры, после чего он освободил ее от занятий. Он бы тоже прогулял этот урок, но не знает, как это сделать. Получается, что из девушки делают женщину, при сохранении формальных признаков девушки. У нее нет сексуального опыта, но по уровню сознания она уже женщина. Мужчина же по уровню сознания долго остается подростком.

Армянская женщина не воспитывает ребенка, она за ним ухаживает. Чтобы поел, был здоров, одет и так далее. Если все это соблюдено, она считает свою работу выполненной и может болтать с соседкой. Но чтобы взять его за руку, повести на концерт, на выставку, почитать книжку – этой традиции у нас нет. Во многих случаях потому, что сама женщина не воспитывалась таким образом. К сожалению, у нас не любят развиваться. Образованных людей уважают, но сами образовываться не удосуживаются.

Мальчик, обнаружив у себя вторичные половые признаки, не понимает, что делать с первичными.

– Что с ними делать, он, положим, знает. Вот только не знает, как к девочке подступиться. Отсюда его закомплексованность и, как результат, презрительное к ней отношение. Некий мальчишеский сговор. В дни моей юности парни часто выбирали свою Дульсинею, не ставя ее об этом в известность. Не давали кому-либо подойти к ней, выясняли между собой отношения, хотя к рыцарству это не имело никакого отношения. Просто происходил символический дележ некой красивой и ценной вещи.

Что на самом деле происходит. Мать не воспитывает сына, он растет в натуральном режиме, затем попадает в непривычную для себя ситуацию, где надо уметь себя вести. Нормативов поведения нет. Есть стандартные дедовские правила, типа уважать старших и т.д. Ну, а как вести себя в обществе, здороваться, вести беседу – они этого не умеют, поэтому смущаются, комплексуют, жмутся друг к другу, хамят.

Это их обособляет. Особенно в новой и непривычной обстановке. Их привлекает культура, но войти в нее им сложно. Представителям других национальностей трудно с ними дружить, они их не понимают. Девушки и здесь оказываются более продвинутыми. Они гибче. Хотя и тут свой пробел. Девушек не учат кокетничать. А ведь это составляет чуть ли не основу светских отношений. Она в силу женской природы хочет это делать, но ее выносит на жеманство. Границу между кокетством и жеманством армянская девушка не чувствует. Она начинает ломаться вместо того, чтобы легко и непринужденно играть роль женщины, уметь нравиться.

Я считаю, что если бы женщина у нас была бы больше женщиной, то мужчина, соответственно, стал бы больше мужчиной. Если бы мать заложила в него программу мужского поведения.

– А как же отцы?

Отцы тоже должны играть роль, но разница в том, что мать связана с ребенком еще до его рождения, а отношения отца с ребенком социальные, они устанавливаются постепенно. По мере сближения отца и ребенка роль отца все более возрастает. К тому времени, когда отец должен делиться своим мужским опытом, мальчик уже и не мальчик. И в силу того, что часто сам отец не очень компетентен ни в светской, ни в сексуальной сфере, он опять-таки делится стандартными представлениями о браке и семье. Может также делиться опытом ведения дел, но темы специфические, деликатные остаются недоговоренными. Каким надо быть мальчиком по отношению к девочкам – этому должна учить все-таки больше мать. Его же учат этим взаимоотношениям лишь в коммунально-бытовом, хозяйственном плане. Не в плане этики и культуры. Вы не увидите этого и в армянской литературе. Нет ни одного сюжета, затрагивающего подобные взаимоотношения. Читая армянскую прозу, нельзя сформировать культуру отношений между полами.

Что такое стандартный армянский мужчина, отец? Для него женщины делятся на две категории – порочные и добропорядочные. Добропорядочные – это моя мать, моя сестра, а также твоя мать (заметьте, он не скажет сыну «моя жена», а скажет «твоя мать»). Все остальные рискуют быть отнесенными к категории порочных, пока не будет доказано обратное.

Еще один специфический фактор заключается в том, что по традиции молодые люди, женившись, продолжают жить с родителями. Он до конца взрослым мужчиной себя не ощущает. Рядом его отец, который может сделать ему замечание и унизить его в глазах жены и детей или унизить его жену, типа «ты вообще молчи». Он не может заступиться за нее, потому что по армянскому статусу ему полагается уважать своих родителей, а не любить свою жену. Поэтому, будучи главой семейства, он чувствует себя все еще «мальчишкой». То есть мы имеем дело с постоянной и непрерывной опекой. Есть такая шутка: самая большая проблема армянина - довести внука до пенсии. Когда ты несостоявшаяся личность, когда ты ленив и бездарен, легче всего прикрыть свою несостоятельность непрерывной заботой о детях. Возникает вопрос: а что бы ты сделал, если бы не дети. Сочинил бы симфонию, открыл бы новый закон физики, написал бы гениальный роман?.. Ничего подобного. И если бы ты действительно заботился о детях, то потрудился бы воспитать их, сделать полноценными людьми. В чем забота? В стирке, в готовке обеда? В современных условиях ни то, ни другое не проблема. Именно в том и заключается фальшь – в создании мифа о своей самоотверженной обремененности проблемами детей.

– С точки зрения любого родителя, он своего ребенка воспитывает и о его будущем заботится. Другой вопрос, на каких ценностях строится это воспитание. Чаще всего на тех же, на которых воспитывался он сам. В свое время заботой о будущем ребенка считалось то обстоятельство, что родитель, получивший армянское образование, отдавал ребенка в русскую школу, полагая, что русское образование само по себе перспективно. Действительно, перспективно при наличии прочих факторов – среда, круг общения, родня, личность, на которую молодой человек хочет ориентироваться – если же эти факторы отсутствовали, то ребенок не получал ничего, кроме языкового дискомфорта. Как правило, плохо овладевал и тем, и другим языком.

Еще один фальшивый момент - чрезмерная демонстрация любви к детям. Манифестация чадолюбия. Обязательно надо загрузить ребенка сознанием того, что его лелеяли, им занимались, невзирая на трудности. Для чего? А для того, чтобы получить гарантию того, что придет время, и он будет их содержать. Настоящие, истинные отношения и чувства скрываются. Почему-то считается неприличным, чтобы отец на глазах своих детей обнял свою жену. Можно сдержанно проявлять эту любовь, но не скрывать, а показывать: я ваш отец, и я люблю вашу мать.

– Однако, все это признаки деревенского уклада.

О том и речь. У нас нет городских, светских отношений. Наша городская общественная культура обычно складывалась внутри других культур.

– Внутри российской?

И не только. Просто в силу исторических причин Россия оказалась ближе. Но такая культура складывалась в Константинополе, например. Это был большой светский город, и в этом смысле не турецкий. Там совершенно другие армяне, не похожие на армян из Муша или Вана. Я уже не говорю о Европе. Там ты, хочешь того или нет, стараешься жить, как твои соседи.

Надо учесть и то обстоятельство, что некоторые традиции сложились исторически, поскольку армянин в силу обстоятельств привык демонстрировать свою жизнь в неприглядном свете. Жена не должна быть слишком красивой. Будет красивой, попадется турку на глаза. Значит, должна быть нечесаной, неопрятной. Он сам не устает повторять: живем кое-как. Не надо, чтобы забор был прямой, дом был слишком красивый. Хотя при этом сидит на кубышке отнюдь не пустой. Однако ни на минуту не забывает, что у него все это могут отобрать, поэтому сначала запретил себе, а потом и вовсе разучился пользоваться благами жизни… Красивый дом, красивая жена, светский образ жизни – нормальный городской уклад. Приятно же сознавать себя мужем привлекательной женщины.

– Но ведь сейчас это и происходит. Красивые дома, сверкающие иномарки. Хорошо одеваются, и жены, между прочим, гораздо лучше выглядят, чем их мужья.

Процесс только начинается. Только-только армянин осознал, что он у себя дома, никто не посягает на его имущество, на его жену, на его священный язык. Флаг-то развевается наравне с другими в ООН. Происходит внешнее перенимание признаков культуры. Пока нет городских традиций. Он еще не стал горожанином. Не случайно в армянском языке слова «город», «вежливость» и «цивилизация» имеют один и тот же корень. Джипы и костюмы от-кутюр – это всего лишь символы, знаки. При этом, заметьте, он порой чувствует себя виноватым перед дедом, у которого всего этого не было. Дед всю жизнь смотрел коню под хвост и месил навоз натруженными ногами. Вот когда дед начнет ездить на джипе, а внука не будет мучить чувство вины перед дедом, тогда внешние признаки цивилизации станут органически своими.

– К восьмидесятым, помнится, городской уклад уже имел место.

Мы пребывали в городской культуре с середины двадцатых годов до конца восьмидесятых. То есть порядка шестидесяти лет. До того наша культура развивалась в тифлисской, бакинской, петербургской, ростовской, московской диаспорах. За шестьдесят лет (там еще и война была) мы не успели дожить до той ситуации, когда и дед родился в городе. Для этого нужно сто, по меньшей мере, девяносто благополучных лет. Если бы они у нас были, то сегодня мы бы уже имели другое качество.

– Вы какое-то время работали в Америке. Отличаются американские армяне от российских?

Принято считать, что российские армяне более продвинуты. На самом деле это неоднородная масса. Часть людей эмигрировала в Россию, потому что чувствовала близость культурную и языковую. Учебные и культурные заведения были традиционно расположены там, посему эти люди предпочли быть поближе к груди матушки-России, откуда в свое время питались. Их я понимаю. Но есть также много «хопанщиков» (целинников), которое поехали в поисках наживы. «Золотоискатели» нового времени. Есть также представители других кавказских национальностей, которые называют себя армянами. Скажем, деда звали Глдо или Блдо, вот и пошел род Глдоянов или Блдоянов. А кто был этот Глдо или Блдо – непонятно.

Точно такое же разнообразие наблюдается в американской, в частности, лос-анджелесской диаспоре. Есть первый поток приехавших после 15-го года, есть другой поток эмигрировавших из Бейрута или Тегерана. Это так называемые «ахпары» (производное от «ахпер» или «ехпайр», «брат». - Р.С.), публика в целом однородная. В советское же время туда отправился всякий разный люд. Они там немножко торговали, немножко по привычке воровали. Со временем стали более или менее похожи на людей. Но там живут также интеллигентные, центровые ереванские ребята, сохранившие лучшие традиции, наработанные здесь. И что любопытно. С соотечественниками традиционного уклада они мало общаются. Точно так же так называемая русская диаспора, на самом деле уехавшие евреи, со своими соотечественниками, ортодоксальными евреями, с трудом находят общий язык. То есть и те и другие общаются со своими на этническом уровне, а на деловом – друг с другом. Там есть много смешанных фирм. По той причине, что в советское время они учились в одних и тех же заведениях, увлекались одними и теми же фильмами, книгами, травили одни и те же анекдоты. Они знают, о чем говорят, и прекрасно понимают друг друга. Понимаете, в чем дело: легче договориться с выехавшим из Союза евреем, чем со своим «ахпаром». Один народ и один язык, а менталитет все же разный.

– В России, пожалуй, картина несколько иная. Российские армяне, уехавшие в течение последних двадцати лет, предпочитают все же общаться друг с другом. Наверное, оттого, что менталитет как раз совпадает. Подавляющее большинство работает в сфере предпринимательства, торговли. Удобнее и безопаснее делать это сообща. Контакты с местным населением, безусловно, имеют место, но исключительно деловые. Меня смущает то обстоятельство, что в сфере культуры, где непременно надо найти общий язык как с русскими, так и с евреями, наших мало, и они погоду не делают. Можно оставаться внутри диаспоры, а можно делать что-то и вне нее. Вот где придется попотеть. Ничего не имею против предпринимательства, но по собственному опыту знаю, как это непросто – делать ставку на культуру и добиться в ней заметных результатов. Бизнес – явление безличностное, вненациональное, везде приемлемое уже потому, что поддерживает экономику страны. А попробуй-ка со своей армянской фамилией войти в российскую культуру. Это марафонский бег с препятствиями. Я за 16 лет жизни в Москве встречал одаренных людей, соотечественников, которые в Ереване подавали надежды и там стали заметными фигурами, но гораздо чаще – тех, кто махнул рукой и ушел в сферу услуг.

Думаю, им тоже было что сказать, но они понимали, что если то же время и ту же энергию затратить на бизнес, то можно добиться большего. Надо учесть и то обстоятельство, что многие приезжали с семьей, которую надо кормить и одевать. У армян вообще особое чутье на незанятые ниши. В 90-е предпринимательство только набирало обороты. Возьмите грузина. Интеллектуально он не ниже армянина. Но у него другое самоощущение. Зачем ему этим заниматься, он же князь, он поет, танцует, шутит, тосты произносит – зачем ему впрягаться в тяжелую работу? Он как бы выше этого. А армянин занимался сферой услуг, знает, как это надо делать, в нем это культивировано традиционно.

– И все же можно ли добиться того, чтобы социокультурная роль армянина возросла?

Что касается России… Боюсь, это будет запоздалый пиар. Не исключено, что сегодня мы имеем дело с ситуацией, когда «большому брату» не до нас, у него множество собственных нерешенных проблем, так что хватать его за пуговицу, нудить об исторической дружбе и о том, какие мы хорошие в этих условиях, пожалуй, наивно и лишено смысла.

Руслан Сагабалян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 57 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Как всегда,интересно читать Сагабаляна.
  2. Армянские мужчины очень разные,одни - культурные,цивилизованные европейцы,другие не отесанные,грубая азиатчина.По национальному признаку об армянах говорить сложно.
  3. Да, хороший памятник, добрый, теплый. А сегодня ереванские мужчины, как сказал один западный журналист, сплошь косят под гангстеров. А вот женщины - просто сказка!
  4. Со многим согласен. Но не со всем. А отличие американской диаспоры от армянской - интересная тема, которую собеседники затронули, но не стали развивать. Мне кажется, можно об этом поговорить отдельно и подробно. Армяне в Америке живут кучно, в отлчие от армян в России, поэтому стиль жизни и взаимоотношения другие.
  5. Из чего следует, что "Возьмите грузина. Интеллектуально он не ниже армянина"? Чушь какая-то. Грузин никогда об армянах такой ерунды не скажет. Зачем себя унижать? Тем более, если это неправда. С большой натяжкой можно было такое сказать лишь о евреях, хотя это тоже не соответствовало бы истине, т.к. у них нет таких учёных, как Месроп Маштоц и Мхитар Вульфиа (создатель готического шрифта и первый переводчик Библии на готический язык), нет таких поэтов, как Григор Нарекаци, Напет Кучак, Аветик Исаакян, Петрос Дурян, Мисак Мецаренц, Сиаманто, Егише Чаренц и Паруйр Севак, нет таких художников, как Ованес Айвазовский, Мартирос Сарьян, Аршил Горки, Минас, Гарзу, Торос Рослин, нет такого композитора, как Арам Хачатурян (Медельсон порядком ниже), нет таких гусанов и певцов, как Саят-Нова и Комистас, как Гоар Гаспарян, Павел Лисициан, Шарль Анзнавур, такого дудукиста, как Дживан Гаспарян, такой рок-группы, как Sistem of daun, таких режиссёров, как Евгений Вахтангов и Сергей Параджанов, такого авиаконструктора, как Артем Микоян, такого царя, как Тигран Великий, таких военачальников, как Гарегин Нжде, Ованес Исаков, Ованес Баграмян и Амасасп Бабаджанян, таких героев, как Андраник, Нельсон Стпепанян и Мисак Манушян…и т.п. и т.д. Не говоря уже о грузинах. Надо думать, потом говорить. В моих словах нет ни малейшего национализма и недооценки грузинского интеллекта, а есть объективная оценка. Мою оценку, разумеется, можно оспаривать. Пожалуйста. Это, однако, другой вопрос.
  6. Грузинские «князя» в России пользуются дурной славой воришек. Это такая разновидность «князей», которым ниже собственного достоинства работать, а в чужой карман лезть им «княжеское достоинство» позволяет. Азербайджанцы в этом отношении стоят на голову выше грузин. Они не воруют, а трудятся на сельхозрынках. Очень трудно зимой целый день стоять за прилавком, работать, замерзать, терпеть издевательства и вымогательства. Проще воровать. Забудется. Затем найдутся сагабаляны, которые причислять воров к элите Кавказа… Речь не идёт о достойных грузинах. Они есть. Проблема в том, что после развала Союза многие из союзных республик хлынули в Россию за заработками. Почти все приехали и работают на стройках, на транспорте, на базарах, улицы подметают.. Их эксплуатируют и унижают все, кто может. Свои и чужие. Выделяется часть грузин своей ни к чему непригодностью, не умеющая и не любящая работать, но умеющая воровать. Общеизвестно, что грузины страдают манией величия. Величия-то нет, есть одна мания. К сожалению, такова правда об «аристократичном» народе. Напомню, этноним «грузин» происходит из персидского слова «гурзи», «гурджи» («раб»). Это мнение персов о грузинах. А этноним «армен» означает «богочеловек». А это мнение персов, греков и др. древних соседей об армянах. Пишу не для возвышения армян и унижения грузин. Я грузин знаю и ценю. Особенно, их вина. Красивый народ, обладает интересной самобытной культурой. Но правда дороже. А братские замечания полезны.
  7. Не о том, друзья, говорим! Причем тут грузины?! Сагабалян поднимает серьезную проблему воспитания в семье и взаимоотношений мужчин с женщинами. У нас два пути. Восток - Запад. 1.Если мы не изменимся, то останемся азиатами, ближе к азерам, Востоку. Доморощенные ура-патриоты и ревнители чистоты армянской расы (и аморальные типы к тому же - с русскими гуляйте, но жеритесь на своих, не полюбви, но ОБЯЗАН на своей, хотя всем известно, что полукровки красивее и умней) из-за своей преданности "традициям" тормозят развитие армянского общества. Это вся рабизня деревенская. 2. Если нравы в Ереване, а потом и во всей Армении будут свободнее (а не развязнее!), если уровень культуры повысится, то тогда мы будем ближе хотя бы к Грузии, ближе к Европе. У грузин и вкуса больше, и высокомерии не такое уж плохое качество. Если идиот высокомерен - это смешно. Если есть основание - все нормально. И вот этот путь в Европу поможет найти НОВОЕ НЕЗАВИСИМОЕ ТВ, о котором я сегодня уже писал на этом сайте. Типа грузинского "Имеди".
  8. Сагабалян всегда поднимает острые вопросы культуры. Молодец! Только слышат ли его? Но останавливатся нельзя!!! Я бы Сагабаляна министром культуры сделал. Надо и дальше очищать атмосферу в Армении, культурную и нравственную. Продолжайте в том же духе. У вас много единомышленников.
  9. Сагабалян умница и эрудит, и я ничего против грузинского народа не имею. Мне просто не нравятся грузинские воры. Если ком-то они нравятся, то пусть нравятся, пока не разворуют его. Для меня ни одна нация не образец для подражания. Понятно, что человек должен учиться всему хорошему у всех. Я знаю, чему можно учиться, например, у турок и азеров. Дипломатии и любви к крестьянскому труду. Да и скромности. Тюрки не страдают манией величия. Это хорошее качество. А разве нет у турок причин выпендриваться? Пришли с Алтая и создали на чужбине громадную империю! Правда, на костях местных народов, однако сумели это сделать. А теперь в Европу лезут… . А мы со своим христианским непротивлением злу получили геноцид и остались без Отечества… Вернёмся к братьям-грузинам. Я не знаю, чему можно учиться у них? Смешно считать Грузию европейской страной. Одна витрина, показуха. Я горжусь своим армянством, есть за что, и не считаю армян ниже кого-либо, тем более, своих младших братьев. А иногда считаю выше многих. Хотя бы по той простой причине, что мы чужие церкви и святыни не присваиваем и не разрушаем.
  10. Острые вопросы культуры, морали в нашем обществе надо поднимать постоянно. Без этого нация погибнет или будет задавлена рабизом. Честь и хвала Сагабаляну. Но у него больше русское мышление. Порой он выглядит в Армении белой вороной. А окружающие его слишком провинциальны и национально ограниченны. Так мне кажется издалека. Хотел бы верить, что я ошибаюсь...
  11. Наша нация всегда отличалась чрезмерным трепетом перед всем материальным. Наверное, отсюда у армян столько богатых людей, особенно в спюрке. Только в погоне за жизненными благами мы потеряем главное - ДУХОВНОСТЬ. Авторитетная армянская церковь не справляется со своими обязанностями духоыных пастырей. Там все подчинено ТРАДИЦИИ. Это тоже хорошо, но в ААЦ главное ритуал, форма, а не СОДЕРЖАНИЕ. Лучше и культурнее наш народ не стал. Нужно интеллигенции бить в набат, постоянно говорить о духовности, культуре. Надо улучшать ИМИДЖ армянина. Нам нужен АРМЯНСКИЙ САХАРОВ. Сагателяну спасибо за его верность теме. И дальше нужно в том же духе. Долой рабизню! Армения должна стать высококультурной европейской страной!!!!!!!!!!!!!!!!!
  12. Вопросы морали в Армении сильно изменились не в лучшую сторону.Об этом нужно говорить и статьи в "Ноевом Ковчеге,порой затрагивают важные стороны армянского бытия.Статьи Сагабаляна из этой категории и я всегда их жду с нетерпением.
  13. Вопросы морали в Армении сильно изменились не в лучшую сторону.Об этом нужно говорить и статьи в "Ноевом Ковчеге,порой затрагивают важные стороны армянского бытия.Статьи Сагабаляна из этой категории и я всегда их жду с нетерпением.
  14. Уважаемый господин Сагателян! Продолжайте в том же духе! Вопросы культуры и духовности для Армении не менее важны, чем вопросы безопасности. Иначе будет рабисская страна, которой никто не угрожает. Меня огрочило вот что. В прошлом номере "самой читабельной" на сайте оказалась статья... про НАТО. Около 3 тысяч просмотров. Больше нет у армян забот, как о НАТО читать!!! Видимо, этот страх перед внешним врагом у нас на генном уровне. Лично мне на это НАТО начхать. Не против, чтобы и Армения туда вступила. НО все это политическая болтовня. А вот упадок морали, культуры, духовности в гашем обществе - это очень серьезно! Продолажйте, Вы делаете очень нужное дело. Не демагогов же из РПА читать. Глаза бы мои их рожи не видели...
  15. И с писателем Давидом Мурадяном у Руслана Сагабаляна была очень острая и интересная беседа. Продолжайте в том же духе. Культура для нас также важна, как и хлеб.
  16. В моем представлении Руслан Сагабалян очень одинокий человек, хоть и друзей-знакомых у него на родине полно. Трагичная фигура. Ходит по родному городу и не узнает его. И переживает всему рабисскому духу Еревана. Но ув. писатель лукавит. В Ереване рабиса всегда было много. А сейчас ситуация ухудшилась, потому что наглые и воры разъезжают на своих дексусах, а пацаны на них хотят быть похожими. Крутыми хотят быть. И никакая духовность им не нужна. А Сагабалян как Дон-Кихот ведет борьбу. В этом его сила. За это его любят. ТАК ДЕРЖАТЬ! И читать надо Сагабаляна, а не херню про НАТО - материал прошлого номера НК, лидер по просмотру. Ехпайр, тебе это надо - думать про НАТО! О нашей духовности подумайте, куда мы катимся... Все же не 41 год на дворе. Читайте Сагабаляна. Пусть и дальше в том же духе пишет. И острее.
  17. Милая Элен, очень вас понимаю. Властям выгодно, чтобы культурный и образовательный уровень населения был низким. Такими легче манипулировать... Вот тут многие железобетонные сторонники дружбы с Россией (я против этой дружбы ничего не имею) заискивают и лизоблюдтсвуют перед Москвой. С праздником России поздравляют, Билана, обещают быть верным форпостом и т.д. Но это фальш! Если они так любят Россию, почему не кричат, что в Армении НЕТ ПЕРЕДАЧ ПО ТВ НА РУССКОМ? Посмотрел как-то раз Арм. ТВ - цирк отдыхает! Сагабалян писал про этих странных мужчин на экране, которые с умным видом ведут треп. На русском говорит более продвинутая часть населения. А серость на ТВ не хочет КОНКУРЕНЦИИ., как и власть. Вот все и гонят по-армянски. А эти доморощенные крикуны за вечный союз Армении и России не возмущаются по этому поводу. Им только танки русские нужны. А мне - присутствие русской и европейской КУЛЬТУРЫ в Армении... Не переживайте,Элен, все будет хорошо.
  18. Всегда приятно читать беседу умных и интеллигентных армян. Согласна, Сагателяну надо и впредь писать на острые темы. А то он одно время увлекся пустопорожними "разговорами под солнцем" с разными ереванскими барышнями. Наша культура в опасности!
  19. Да, читать о нашем национальном характере, о том, как мы меняемся, что в нас происходит, как остановить сползание в духовную пропасть... Об этом читать интереснее, чем про всякую политическую ерунду, сержиков и левиков. Это очень важно.
  20. В духовном возрождении нации, о котором много пишет Сагабалян, большая роль принадлежит ААЦ. Но наша церковь мало пока что делает. Людт приходят в церковь, как будто отдают дань традиции. Церквоь должна не только ритуалы соблюдать и церковные праздники проводить. Церковь должна простым и доступным языком говорить народу о ДОБРЕ, КУЛЬТУРЕ, ТРУДОЛЮБИИ, ПАТРИОТИЗМЕ, ОБРАЗОВАННОСТИ. ААЦ должна быть в этом важном деле вместе с интеллигенцией, совестью нашей нации.
  21. Уважаемая Инга,не Сагателян,а Сагабалян-фамилия автора статьи,о которой мы дискутируем.И еще,я не согласен с Вами,что статьи Сагабаляна под рубрикой"разговоры под солнцем" были пустыми и безполезными.Они во-первых,интересны,а во-вторых глубоко социальны и полезны,даже когда герои материалов стриптижерши.
  22. Ув. г-н Сагабалян! Продолжайте писать острые статьи о нравственности и культуре в нашей дорогой Армении. Мы живем далеко, но сердца наши в Армении. Спасибо!
  23. Спасибо! Ждем такие статьи в каждом номере.
  24. Армения нуждается в модернизации. Нужно модернизировать и патриархальный уклад жизни. Много чего надо поменять. 21 век наступил.
  25. Без вопросов культуры и морали мы никуда не продвинемся. Будем только масса тупорылых самодовольных горилл на лексусах, которых разводит нынешняя власть.
  26. А слабО уваж. Руслану Сагабаляну написать о моральном облике некоторых наших лидеров? Ведь они формируют моральный климат в стране. Бить - так не по воробьям!
  27. Долой бескультурье и рабис! Парон Саркисян, вы слышите нас?
  28. НК поднимает острые вопросы нашей духовной жизни и этим выгодно отличается от провинциализма армянской прессы. Особенно армяноязычной. Спасибо НК!
  29. «Когда ты несостоявшаяся личность, когда ты ленив и бездарен, легче всего прикрыть свою несостоятельность непрерывной заботой о детях»… Гениальная мысль!
  30. Ждем от Вас новых статей о духовной жизни Еревана. И говорите так же прямо о недостатках, без прикрас. Спасибо!
  31. Мне кажется, в женском вопросе Армения остается под сильным влиянием мусульманского Востока. Многие мужчины смотрят на жену, как на свою собственность. Мало уважения к женщине. Мало свободы. Пару-тройку рьяных феминисток Армении не достает, чтобы это восточное болото растрясти. Лично мне куда приятнее смотреть на милую женщину - министра культуры, чем на дегенеративную физиономию главного республиканца в парламенте Галуста Саакяна... Так кто же мы - Восток или Европа?
  32. Так где же живет Сагабалян, в Ереване или Москве?Или на два дома?
  33. Писать о политических лидерах, ругать или хвалить их легче, чем анализировать нравственную атмосферу общества, породившую этих лидеров. Почитайте армянские газеты, все они пишут о политических лидерах. А Сагабалян, насколько мне известно, живет на два дома.
  34. Посмотрите на фото. 6 мужчин, двое живых, четверо застыли в камне. Но каждый очень интересен. Чувствуется личность! А теперь посмотрите на ублюдков с пузами пятого месяца беременности за рулем джипов, которые изображают себя хозяевами Еревана. И тоже думают, что они мужчины. И творят беззаконие. Потому что уроды у власти сами такие же. Пока у власти эти сранные республиканцы и подельники из коалиции в Армении будет вот такая пузатая, наглая и самодовольная порода "мужчин". В левоновской банде пузы поменьше. Но если эти вернутся к власти, быстро жирок нарастят. АРМЕНИЮ НАДО ЗАКРЫТЬ НА ПАРУ ЛЕТ НА ПЕРЕУЧЕТ. Уродов убрать со своих кресел, провести новые парламентские выборы с участием диаспоры. Много чего надо изменить на нашей родине. Тогда и другая порода мужчин появится на улицах города. А не только в виде памятника.
  35. Дорогой Макс! Вы с ювелирной точностью описали ситуацию в Армении и указали правильный путь выхода из кризиса. Но ваша точка зрения не приемлема ни для республиканцев, ни для аодовцев. У них государственное мышление хромает на обе ноги. Они мыслят не общенациональными, а провинциальными категориями, с точки зрения своей личной выгоды или выгоды своих хозяев. А у аодовцев вообще полный провал памяти и разума. Они не ведают, что творят. Аодовские коррупционеры вышли на борьбу против… коррупций. Дурачат народ. Они борются не против коррупций, а за кормушки. При этом их не волнуют интересы страны. Кто и как должен в этом рабисе реализовать вашу умную идею?
  36. Ара, уроды эти республиканцы! Какое тут общенациональное мышление! Сплошной колхоз! Уверен, что большинство на форуме из диаспоры. Надо нам получить армянское гражданство, приехать на выборы и проголосовать за НОВУЮ СИЛУ. Кто это будет - не знаю. Но кто-то должен быть. А все это плебейство пусть командует в своих наворованных домах своими женами и детьми. Ненавижу!!!
  37. Кстати сказать, в Армении создали новое министерство по делам диаспоры. Возглавит его Грануш Акопян. Кажется, бывший комсомольский лидер. Плохого о ней сказать ничего не могу. Да, из номенклатуры. Но оттуда разные люди вышли. Единственный недостаток, наверное, тот, что она из РПА. Партии власти. Посмотрим, как она будет работать. Деньги клянчить у спюрка Ереван умеет. А вот что даст взамен?
  38. Лишь бы министерство Диаспоры работало, а не занималось вымогательством
  39. А Серж для чего! Пусть дает по рукам всем вымогателям и взяточникам, коррупционерам. Пусть под суд отдает, с работы гонит. Если хочет, чтобы поколения армян вспоминали его добрым именем. А не как предателя Левона и его аодовских холуев.
  40. Я вам вот что скажу. дорогие мои. В той атмосфере трудно быть другими. Вот мы уехали, стали немного другими и начисто забыли, как и чем там люди живут. Каждый приезжающий туда соотечественник для них прежде всего денежный мешок, не более. А вы: пусть по рукам даст... Кто даст, кому даст и с какой стати? Чтобы увидеть ещи в реальном свете, надо пожить вдали достаточно долго, а они уезжают всего на пару недель в лучшем случае и картина мира у них в целом искаженная. Попробуйте вернуться и научить их чему-нибудь, если хватит терпения...
  41. К сожалению, ты прав. А что делать? Даже некоторые официальные представители Армении в других странах ведут себя так, как привыкли - сначала думают о своём личном обогащении. В Ростове-на-Дону дело дошло до того, что вардапет ААЦ устраивал около церкви пьянки-гулянки. Нахичеванские армяне добились его замены. Уехал в США. Через несколько лет вернулся и решил отомстить. Пригласил в церковь помириться председателя армянской общины профессора Крикора Цероновича Хурдояна и выстрелил ему в лицо. Пуля пронзила горло. На «священника» напали бомжи и обезоружили. Профессор выжил. Хурдоян – местный армянин, «екатеринский», а «священник» из Армении. «Екатеринские» армяне любят Армению и свой народ, но такие случаи их настораживают.
  42. Жуткую история вы рассказали. Много хорошего слышал про Хурдояна. Он музыкант кажется? А почему католикос не осудил этого бандита в рясе? Такого даже священником грех называть. Почему Эчмиадзин второй раз его послал в Ростов? И в Америку его не просто так послали, значит блат был у него? Не понимаю. А как звали его? Про ворюгу Тирана уже все знают, а этого нет.
  43. Хотел бы услышать мнение по этому поводу уважаемого ростовчанина. Он вроде искренний и патриотичный армянин. Пусть поделиться мнением. Может он больше знает.
  44. Об этом писала Ирина Ароян в ростовской газете «Дон» (21 сентября 2005 г.). Ниже приведу эту статью.
  45. Бывший священник попытался застрелить почетного председателя ростовской армянской общины. Тринадцатого сентября (2005 г.) в стенах собора Сурб-Карапет выстрелом в горло ранен заслуженный деятель искусств России, профессор ростовской консерватории Крикор Хурдоян . Выстрел прогремел около 9.30 в кабинете нынешнего настоятеля собора - отца Тер-Татевоса. Услышав стрельбу, батюшка кинулся к себе в кабинет и увидел страшную картину: на полу лежал окровавленный Крикор Хурдоян с простреленным горлом. Нападавший - бывший настоятель храма Тер-Карапет (в миру - Мнацакан) с оружием в руках пытался выбежать на улицу. Отец Тер-Татевос выхватил у него пистолет и попытался задержать преступника. Но Мнацакану удалось вырваться и выскочить во двор. К счастью, в соборе были прихожане. У одного из них был газовый пистолет, и он кинулся за нападавшим, стреляя в воздух. К погоне присоединились священнослужители и нищие, стоявшие на паперти, - рассказывает заместитель прокурора Пролетарского района (Нахичевани) Сергей Юрчак. Бывший батюшка пытался бежать через кладбище, там его и догнали прихожане и повалили на землю. Спустя несколько минут к поваленному на землю Мнацакану подоспели сотрудники милиции. "Скорой помощи" дожидаться не стали. Истекающего кровью Крикора Хурдояна положили в машину и отвезли в БСМП-2. Спустя несколько часов Хурдояну была сделана операция. Как признаются сами врачи, их пациенту крупно повезло. Пробив челюсть, пуля застряла между хрящами, даже не задев голосовые связки. В конце прошлой недели Крикора Хурдояна перевели из реанимационной палаты в обычную. Говорить он пока не может. Но, по признанию близких, уже работает - письменно дает указания руководимому им оркестру русских народных инструментов. Есть люди, в которых выстрелят, и ты не удивишься, а тут Крикор Хурдоян ! Просто в голове не укладывается! Более интеллигентного и порядочного человека найти сложно, - недоумевают горожане. Бывший отец Тер-Карапет отомстил Хурдояну за его принципиальность и порядочность. Ведь Крикор был одним из немногих, кто открыто выступил против него несколько лет назад, - в один голос твердили нахичеванцы. - Именно Хурдоян принял активное участие в изгнании Мнацакана из храма и лишении его сана священнослужителя. Дурные слухи об отце Тер-Карапете ходили на протяжении почти трех десятилетий: мол, и девиц около храма видели, и музыка блатная играла. «Я живу рядом с храмом Сурб-Карапет, и мы с мужем частенько вечерами ходили в церковный дворик - посидеть на лавочке. Чего мы там только не насмотрелись. Когда ограбили церковь - вынесли иконы, огромную старинную люстру, подозрение пало на батюшку Тер-Карапета», - рассказывает жительница Нахичевани. Долгое время Тер-Карапету все сходило с рук. Пока не вмешался основатель армянской общины "Нор-Нахичеван" Крикор Хурдоян . Тер-Карапета изгнали из храма и лишили сана. Озлобленный, он покинул Ростов и уехал за границу. На Дон Мнацакан вернулся скорее всего, чтобы отомстить. В течение недели Мнацакан звонил отцу и требовал встречи. В конце концов отец согласился и предложил встретиться в Сурб-Карапете в присутствии его настоятеля - отца Тер-Татевоса, - рассказывает сын Крикора Хурдояна. - Сначала беседовали все трое, а потом Мнацакан потребовал, чтобы батюшка оставил их наедине с отцом. Как только отец Тер-Татевос вышел из кабинета, раздался выстрел. «Задержанный признает, что совершил преступление из чувства мести», - подтверждает версию заместитель прокурора Пролетарского района Сергей Юрчак. - В настоящее время бывший священник помещен в СИЗО. Ему инкриминируют статью 105, часть 1 ("Покушение на убийство"). «В том, что происходило в храме на протяжении десятилетий и случилось сейчас, виноваты мы все, общественность, - считает нынешний настоятель храма отец Тер-Татевос. - Слишком долго мы терпели мерзость и не решались ей противостоять». Ирина АРОЯН
  46. От себя добавлю: Хурдоян – Заслуженный деятель культуры РФ, профессор консерватории, создатель и руководитель ансамбля армянской песни и танца «Ани», скромный, порядочный человек, активный в общинных делах. Его звать Крикор, а не Григор, как принято в Армении. Имя его отца – Церон (от имени «Церун»). У нас встречаются такие забавные имена. Есть, например, имя «Задор». Это не от русского слова «задор», а, видимо, от армянского имени «Цатур». Наши армяне убеждены, что «Задор» армянское имя, пришло к нам из Ани. У нас были интересные имена Луснтаг, Лусапарон и др. К сожалению, я сейчас не нахожусь в Ростове, но радуюсь, что там возрождается армянский дух. Министерствам ИД и Диаспоры Армении следует посылать к нам честных и патриотичных людей и делать упор на анийцев. Хурдоянов у нас много. Надо их активно использовать в русско-армянских делах.
  47. Спасибо, уважаемый, что просветили нас. Крепкого здоровья уважаемому Крикору Хурдояну и процветания древней армянской общине на Дону.
  48. Прошу уважаемую редакцию написать очерк о Хурдояне. Пусть все знают о нем!!!
  49. Это та самая Ирина Ароян, у которой вышел скандал с Киркоровым. Розовая кофточка. Молодец, остро пишет! А от этого тер Карапета я просто в шоке. Позор нации!
  50. К сожалению в нашей церкви служат иногда недостойные священослужиели,позорящие и церковь, и народ.Их немало,и Католикосу нужно произвести чистку проходимцев.
  51. Думаю что наш католикос не будет выносить сор из избы. А надо бы! Ты прав!
  52. А сор из избы выносить не нужно,просто уволить и все,пусть работают в мирских профессиях.Если Католикос этого не сделает,очень скоро его репутация пострадает.
  53. НАДО ОТКРЫВАТЬ В АРМЕНИИ И АРЦАХЕ ЭЛИТНЫЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ. НА МИРОВОМ УРОВНЕ. ТАМ ВЫРАСТЕТ НОВАЯ НАША ЭЛИТА.
  54. Католикосу много чего надо сделать. Иначе его репутация пострадает. Ты прав. Особенно подбор кадров священослужителей.
  55. Поздравляю всех с праздником Вартавар! А в ААЦ надо очень многое менять. ИНаче такие подлецы как Тиран и Тер Карапет постоянно будут попадатся.
  56. Уважаемый Руслан,ждем от Вас новых,интересных,проблемных статей.
  57. «НАДО ОТКРЫВАТЬ В АРМЕНИИ И АРЦАХЕ ЭЛИТНЫЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ. НА МИРОВОМ УРОВНЕ. ТАМ ВЫРАСТЕТ НОВАЯ НАША ЭЛИТА». Дорогой! Вы сделали абсолютно правильное и реальное предложение. В нескольких словах выразили важную, нужную и перспективную идею. Молодец! Но пока мы думаем, в Ереване уже существует школа им. Мхитара Себастаци во главе с ашотблеяном, где ВЫРАСТАЕТ НОВАЯ ЛЖЕЭЛИТА. Школа по своей идеологической направленности ничего общего не имеет с Мхитаром Себастаци. Это типичная школа Васака Сюнеци. Надо бы поменять название. Видите, братья-армяне, недруги армян и в этом важном вопросе опередили армян-патриотов.
  58. Соберем для Вас по сети интернет базу данных потенциальных клиентов для Вашего Бизнеса (название, адрес, телефон, факс, e-mail, www, и др информация) Более подробно узнайте по ICQ: 62-888-62 Тел +79133913837 Email: prodawez@mixmail.com Skype: prodawez
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты