N 7 (130) Июль 2008 года.

Фестиваль «Карот»: испытание ностальгией

Просмотров: 4811

Первый международный фестиваль «Карот» состоялся. Дни армянской культуры в Москве продолжались неделю, захватив в свой стремительный круг всех неравнодушных к армянской культуре.

Организаторы фестиваля представили свое детище как диалог культур разных народов, объединенных ностальгией по Родине. «Понятие «ностальгия» знакомо всем нам, оно задает тональность всему фестивалю. И мы считаем, что фестиваль «Карот» – больше, чем фестиваль армянской культуры... Тоска по Родине есть не только у армян, но и у русских, которые живут не в России, и у итальянцев, которые живут не в Италии... Это всегда нелегко – жить вдали от Родины, в другой стране», – сказал в своем выступлении президент фестиваля Мецо Игитян.

Первый международный фестиваль «Карот» состоялся. Дни армянской культуры в Москве продолжались неделю, захватив в свой стремительный круг всех неравнодушных к армянской культуре.

Организаторы фестиваля представили свое детище как диалог культур разных народов, объединенных ностальгией по Родине. «Понятие «ностальгия» знакомо всем нам, оно задает тональность всему фестивалю. И мы считаем, что фестиваль «Карот» – больше, чем фестиваль армянской культуры... Тоска по Родине есть не только у армян, но и у русских, которые живут не в России, и у итальянцев, которые живут не в Италии... Это всегда нелегко – жить вдали от Родины, в другой стране», – сказал в своем выступлении президент фестиваля Мецо Игитян.

Идею единения, общности высказал и председатель Оргкомитета фестиваля, президент Союза армян России и Всемирного армянского конгресса Ара Абрамян: «Такие мероприятия очень важны не только для армян, проживающих в России, но и для всего российского народа. Такие мероприятия объединяют все народы».

«Это не мероприятия, это зов совести, сердца… Мы нуждаемся в этом, поэтому мы придем, послушаем, поспорим…» – сказал о программе фестиваля Армен Джигарханян.

И все эти слова подтверждались во время фестиваля неоднократно. Как сказал художественный руководитель фестиваля Самвел Ароян: «Мы прежде всего хотим создать особую праздничную атмосферу, в которую на несколько дней смогут окунуться все участники и гости фестиваля «Карот».

Открыла фестиваль художественная выставка, где посетителей встречали работы сразу трех представителей одной творческой семьи Григорянов.

Смешение жанров и эпох – вот чем организаторам удалось объединить участников фестиваля.

Заметным событием акции стал спектакль-акция «Суд идет...» по пьесе армянского драматурга Перча Зейтунцяна «Встать! Суд идет!» в постановке Московского Армянского театра под руководством Славы Степаняна. В спектакле приняли участие, и причем безвозмездно, такие российские звезды, как Игорь Костолевский, Алексей Петренко, Александр Михайлов, Юрий Назаров, Александр Семчев, Ольга Кабо.

В основе пьесы реальный судебный процесс, состоявшийся в 1921 году в Германии, над героем армянского народа Согомоном Тейлеряном, застрелившим в Берлине Талаат-пашу – зачинщика и идейного вдохновителя геноцида армян. И на первый взгляд выбор именно этого тяжелейшего спектакля, повествующего о самых трагических событиях армянской истории, для такого праздничного события выглядел странно.

Но организаторы справедливо посчитали, что культура любого народа неотрывно следует за его историей: великой и трагической, славной и печальной. Искусство любого народа принимает в себя все беды и радости его, все победы и поражения. Геноцид – это история армянского народа. Это его боль, которая оставила глубокие раны в сердце и памяти каждого армянина и нашла отражение во множестве произведений как армянских, так и зарубежных мастеров.

Постановщики объединили на сцене артистов разных стран, переплавив силу страдания, энергию боли в попытку понять, выслушать и поддержать друг друга. Поэтому без спектакля «Суд идет...» фестиваль был бы неполным, и больше того – недостаточно откровенным.

Казалось бы, как далек по накалу спектакль «Суд идет…» от конкурса армянской кухни. Но на самых разных фестивальных площадках все участники говорили на одном языке. Какой накал эмоций испытали зрители, пока три команды под руководством Шаварша Карапетяна, Мецо Игитяна и Самвела Казаряна соревновались в приготовлении шашлыка!

Мы ведь порой даже не представляем, сколько всего нас объединяет. Мы не отдаем себе отчета в том, что, не будь мы разными, нам нечем было бы обменяться. И в то же время – не будь мы похожими, нам не о чем было бы поговорить за одним столом. А во Всероссийском выставочном центре стояли столы, покрытые одной скатертью длиной от Еревана до Москвы. Гости рвали один на всех лаваш и дышали одним на всех воздухом. И наливали в стаканы из одного кувшина – кувшина с этикеткой «Карот»…

Яснее всего тема диалога культур прозвучала на центральном событии фестиваля: гала-концерте и торжественной церемонии вручения премии «Карот» в Государственном Кремлевском дворце. Смешались в концерте стили, жанры и языки, на которых звучали песни, многонациональным был список первых лауреатов премии за заслуги в области культуры.

Фестиваль армянской культуры «Карот» отметился и тем, что это было первое публичное мероприятие для недавно назначенного министра культуры Российской Федерации Александра Авдеева. В своем выступлении он подчеркнул это, а также процитировал слова лауреата премии «Карот» Андрея Битова о том, что «у армянской истории нет начала, потому что она вечна», и добавил: «Это история всей цивилизации, сквозь которую красной нитью проходят братские связи с Россией, которые представляют прекрасный пласт духовной, интеллектуальной, экономической жизни».

Настоящим праздником для любителей армянской поэзии стала презентация перевода известной поэмы Паруйра Севака «Анлрели зангакатум» – «Бессонного набата колокольня» в новом переводе Ашота Сагратяна. «Карот – в разлуке с отчизной седеет душа» – так звучит название фестиваля для Ашота Сагратяна. И чтецы, выступающие на вечере, постарались смягчить тоску гостей. Зрители смогли насладиться блестящим чтением Азата Гаспаряна, Сильвы Юзбашьян, Гужа Манукяна и Владимира Мсряна. В их исполнении прозвучали стихотворения самого Севака, а также Сагяна, Чаренца, отрывок из рассказа Уильяма Сарояна «Армянин и армянин».

Еще один великолепный подарок преподнесли любителям армянского танца и ашугской песни. Сразу несколько творческих коллективов отметили свои памятные даты. 70 лет исполнилось Государственному ансамблю песни и пляски Армении им. Татула Алтуняна. И первое десятилетие своей творческой деятельности отметил армянский ансамбль песни и танца «Айордик» под руководством Анаит Саргсян. Несмотря на солидную «разницу в возрасте», оба коллектива сорвали равные порции аплодисментов.

А в Доме ученых с большим успехом прошел концерт знаменитого ансамбля ашугской песни «Саят Нова» под руководством Товмаса Погосяна. Для ансамбля этот год также юбилейный - коллективу исполнилось 80 лет. И очень приятно, что преемственность – отличительная черта не только любителей народного творчества, но и его исполнителей.

В Большом зале Дома кино прошла российская премьера фильма-эссе А.Асланяна «Христианская Армения».

А в Музее Глинки состоялась встреча с писателями, которых по праву можно назвать сынами армянского народа – настолько проникли в глубины армянской души, так ярко и талантливо представили Армению русскому читателю итальянский ученый, исследователь восточного христианства и писатель Джованни Гуайта и российский сценарист, режиссер, писатель Ким Бакши.

Наверное, нет ничего удивительного в том, на каком великолепном уровне прошел фестиваль. Ведь за его организацию взялись опытные люди. Фонд развития армянской культуры организовал в Москве такое масштабное мероприятие, как проведение Торжественного вечера в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя, посвященного 1600-летию создания армянской письменности, а годом позже родился проект «Карот – это ностальгия», в рамках которого в Кремле прошли выступления коллектива известного музыканта и композитора Ара Геворгяна и Государственного ансамбля танца Армении в сопровождении Большого эстрадно-симфонического оркестра им. Ю.Силантьева.

Безусловно, состоявшийся фестиваль стал настоящим испытанием авторитета, профессионализма, опыта людей, принимавших участие в его организации. Президент Фонда развития армянской культуры Мецо Игитян, возглавивший и фестиваль «Карот», заслуженно получил Золотую медаль, которой его наградило Министерство культуры Республики Армения за вклад в развитие армянской культуры.

Наталья Мешкова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 18 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Молодцы! С удовольствием побывал на этом концерте. Спасибо!
  2. Это лучшее,что есть у армян в культурной сфере России.Спасибо,и "Кароту",и редакции за столь широкое представление фестиваля
  3. "Карот"-как фестиваль и всеармянский культурный форум - состоялся.Что дальше?Будут представляться одни и те же ансамбли,или каждый раз - новые коллектиыы? Нодо приглашать армян из Франции,Сша,Ирана,Болгарии,из регионов России,вот тогда это будет интересно.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты