N 8 (131) Август 2008 года.

Проблема разделенных народов в российско-азербайджанских отношениях

Просмотров: 6557

Дагестан – пограничный район России. Изменение статуса границы с административной на государственную внесло коррективы во взаимоотношения между Дагестаном и Азербайджаном. Азербайджано-дагестанские отношения исторически складывались сложно и неоднозначно.

Следует отметить, что ни Азербайджан, ни Дагестан в том виде, как они существуют сейчас, в политическом плане до присоединения к России не существовали: на их месте были феодальные владения и союзы «вольных обществ». В конце XVIII века на территории современного Азербайджана существовало более 30 ханств, а Дагестан (или Лезгистан, как он назывался в исторических источниках) представлял собой конгломерат разных по территории, политическому строю и населению феодальных владений и союзов сельских «вольных обществ».

Дагестан – пограничный район России. Изменение статуса границы с административной на государственную внесло коррективы во взаимоотношения между Дагестаном и Азербайджаном. Азербайджано-дагестанские отношения исторически складывались сложно и неоднозначно.

Следует отметить, что ни Азербайджан, ни Дагестан в том виде, как они существуют сейчас, в политическом плане до присоединения к России не существовали: на их месте были феодальные владения и союзы «вольных обществ». В конце XVIII века на территории современного Азербайджана существовало более 30 ханств, а Дагестан (или Лезгистан, как он назывался в исторических источниках) представлял собой конгломерат разных по территории, политическому строю и населению феодальных владений и союзов сельских «вольных обществ». Азербайджано-российское пограничье – это исторически, веками сложившееся мозаичное смещение наций, народностей.

Вскоре после окончания Кавказской войны новые колониальные власти в 1860 году разделили единый лезгинский народ (до 70-х годов XХ столетия народности лезгинской группы – лезгины, рутульцы, табасаранцы, агулы, цахурцы по паспорту были «лезгинами», поэтому в дальнейшем мы будем говорить не об одном народе, а о родственных народах лезгинской группы) между административными единицами – вновь созданными Дагестанской областью и Бакинской губернией. Последствия этого акта оказались для дагестанских народов тяжелыми. Лезгины до сих пор пытаются решить эту проблему, которая с годами стала еще острее и превратилась в мину замедленного действия.

После социалистической революции 1917 года в России стало возможным образование Азербайджанской ССР и Дагестанской АССР. Народы Дагестана 13 ноября 1920 года получили автономию. Границы этой автономии были установлены так, что ныне мы имеем проблемы разделенных лезгинских, аварских, рутульских, цахурских народов на юге Дагестана, это постоянный источник межнациональной напряженности. С распадом СССР напряженность усилилась. Лидеры лезгинского народа с первых дней советской власти на разных уровнях поднимали вопрос о судьбе своего народа, необходимости территориального единства лезгинских земель. Однако, как и при царской России, лезгины оставались в составе Дагестана и Азербайджана. Правительства Российской Федерации, Дагестана и Азербайджана не приложили достаточных усилий для совместного цивилизованного решения проблем, возникших из-за разделенности лезгин, аварцев, рутульцев и цахуров.

Справедливости ради необходимо отметить, что разделенными эти народы сделали не царская администрация, не советская власть и не новые государства. Как и на Балканах, этническая и религиозная полифония на Кавказе существовала всегда, во все времена. Освоение земель на севере Азербайджана дагестанскими племенами шло еще с ХVI –XVII вв. Отгонное животноводство вплоть до 60-х гг. XX века требовало перегона овец на зиму в Азербайджан, а весной-летом в Дагестан, на альпийские луга. Договоренности между владетелями соседних ханств и старейшинами «вольных обществ» регламентировали жизнь «джамаатов» (сельских обществ) на долгие годы. Джаро-Белоканские общества на южной стороне Кавказского хребта были наиболее воинственными, а в политическом плане стояли особняком: «вольные общества» с элементами военной демократии.

Разделенной оказалась и часть азербайджанского народа: значительная часть населения второго по численности населения города Дагестана, Дербента, – этнические азербайджанцы, причем большинство из них являются коренными жителями, чьи предки с незапамятных времен жили здесь. Азербайджанцы, по данным переписи 2002 года, составляют около 5% в общем составе населения Дагестана.

В Дагестане допускались и, к сожалению, допускаются грубейшие ошибки и просчеты в национальной политике. Народы лезгинской группы (лезгины, рутульцы, цахуры), как, впрочем, и другие народы многонационального Дагестана, оказались в тяжелом экономическом положении в постсоветское время. Это стало одной из причин того, что многие вынужденно покидали свои исконные земли, бросали свою родину и уезжали в поисках работы в дальние края. Сотни и тысячи дагестанцев, таким образом, осели в Казахстане, Туркмении, на Украине, в Северной Осетии и в различных регионах России.

В Конституции Азербайджанской ССР, принятой в 1936 году, государственным языком в республике был утвержден азербайджанский язык. Он стал, таким образом, «родным» не только для тюркоязычных народов, но и для лезгин, крызов, будухов, цахуров, рутульцев, хиналугцев, удин и других малочисленных народов. Добавим к этому, что школ на лезгинском языке почти не было. Не было также газет, журналов, книг на лезгинском языке.

Название республики быстро превратилось в этноним десятков народов, населяющих Азербайджан. В 70-е годы прошлого столетия на всей территории СССР тогда начали обменивать паспорта. Обмен носил политический, конъюнктурный характер. Бакинские власти, используя всевозможные средства, постарались записать максимальное количество народов азербайджанцами. Помимо этого, значительная часть граждан республики в официальной документации записывались азербайджанцами в чисто карьерных прагматических целях. Тысячи и десятки тысяч лезгиноязычных народов также стали азербайджанцами. Если лезгины вспоминают и тем более напоминают высокопоставленным чиновникам в Баку о своей древней истории, самобытности, оригинальности, о своих культурно-национальных запросах и о том, что не хотят быть азербайджанцами, тогда власти усиливают в отношении «младших братьев» шовинистическую политику. В частности, власти Азербайджана проигнорировали прошедший в мае в Москве Международный симпозиум по Кавказской Албании (государство в восточной и центральной части Кавказа, существовавшее в IV в. до н.э. – X век н.э.), хотя отдельные азербайджанские ученые откликнулись на приглашение и даже выслали тезисы своих докладов. Справедливости ради надо отметить, что некоторые «лидеры» дагестанских национальных общественных организаций попытались придать научному диспуту некий политический оттенок. Однако благодаря усилиям организаторов мероприятия, эти попытки были пресечены.

До недавнего времени лезгинский язык не преподавался в школах Азербайджана. Отметим, что в отдельных школах, особенно Кусарского района, он преподается, но почти символически. Кусарский район является лезгинским (из 67 тыс. человек более 60 тыс. являются лезгинами).

Приходится с сожалением констатировать, что и позиция современной азербайджанской элиты в отношении дагестанских народов мало отличается от советской. Принятая 12 ноября 1995 года Конституция Республики Азербайджан зафиксировала общепризнанные в мире принципы, ценности и нормы политической демократии, но они не всегда в должной мере реализуются на практике. Ни одна газета или журнал не выступили пока в защиту интересов лезгин и аварцев. Даже демократическая пресса Азербайджана молчит, видя явное ущемление второго по численности коренного населения государства – лезгин. После массового отъезда армянского и русского населения лезгины по численности вышли с четвертого на второе место. На данный момент их численность, по данным официальной азербайджанской статистики, составляет 178 тыс. (2,2 % населения Азербайджана). Экспертные оценки дают гораздо большую цифру – 250-300 тыс. чел. По данным лезгинского национального движения «Садвал», более 300 тысяч лезгин переписано азербайджанцами.

В Азербайджане проживают также аварцы (51 тыс.), цахуры (16 тыс.), рутульцы (около 10 тыс.). В Дагестане аварцы являются самой крупной этнической группой, включающей в себя более 30 мелких народностей (составляют почти 19% населения), а лезгины – четвертой по численности этнической группой (чуть больше 11%).

Самым больным вопросом взаимоотношений народов является вопрос культуры. Здесь есть определенные перегибы. В частности, Национальный лезгинский театр в г. Баку функционировал с 1906 года, но сегодня он прекратил свое существование. Лезгины даже не упоминаются в учебниках по истории Азербайджана.

Серьезность ситуации усиливается тем, что вопрос этот из разряда межгосударственных, что требует координированности действий РФ, Республики Дагестан и Азербайджанской Республики. Добиться справедливого решения «лезгинской» проблемы крайне сложно. Между тем положительное разрешение экономических, социальных, культурно-языковых и т. д. проблем разделенных народов зависит не только от Дагестана и федерального центра. Оно зависит в немалой степени от отношений и договоренностей между Москвой и Баку. Поэтому для решения существующей проблемы в интересах развития и благополучия лезгинского и других разделенных российско-азербайджанской границей народов необходимо МИД РФ и особенно азербайджанской стороне начать переговоры, чтобы найти политико-правовой принцип, удовлетворяющий национальные интересы обоих государств и право лезгинского и других народов на сохранение своей самобытности, языка, традиций и культуры.

В проблеме разделенных народов центральное место занимает вопрос о государственной границе, который не может не возникнуть в любом варианте его решения.

Государственная граница, как и территория, является естественным и непременным атрибутом каждого государства. Поскольку Россия и Азербайджан как равноправные суверенные государства, субъекты международного права признают друг друга в этом качестве и хотят строить свои взаимоотношения на основе общепризнанных принципов и норм международного права, достижение договоренности о точном прохождении линии российско-азербайджанской границы отвечает (демаркация и делимитация) их обоюдным интересам. Определение границы фиксирует лишь ту грань между двумя соседними государствами, которая, ограничивая пространства их территориального верховенства друг от друга, исключает тем самым возникновение между ними по этому поводу каких-либо недоразумений и конфликтных ситуаций. Тем более надо учесть и то обстоятельство, что 15 апреля 1994 г. главы государств – участников СНГ подписали Декларацию о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств – участников Содружества независимых государств. Тем самым де-факто границы между государствами как таковые признаны. Для положительного разрешения проблемы разделенных народов существенное значение могло бы иметь дальнейшее решительное отстаивание республикой режима наибольшего благоприятствования для населения по обеим сторонам границы, чтобы должным образом сохранить и развивать исторически сложившиеся национально-этнические, родственные, культурные, хозяйственные и другие связи между жителями приграничных районов Дагестана и Азербайджана в неменьших объемах, чем они традиционно существовали на протяжении столетий. Тем более, что согласно ст. 72, п. 1 Конституции РФ режим государственной границы находится в совместном ведении федерального центра и субъекта Федерации, на территории которого проходит государственная граница. Президент Дагестана Муху Алиев за 2 последних года дважды побывал в Азербайджане. Последний визит состоялся 26-27 июня 2008 года. В ходе визита он встретился с президентом Ильхамом Алиевым и премьер-министром Артуром Расизаде. Накануне визита исполком Аварского национального совета обратился к М.Алиеву с открытым письмом. Основные претензии касались положения аварцев, проживающих в Белоканском, Закатальском и Кахском районах Азербайджана. Авторы письма писали о политике «азербайджанизации» топонимики (переименовании аварских названий населенных пунктов), преобладании азербайджанцев на управленческих должностях и активном заселении районов этническими азербайджанцами – беженцами из Нагорного Карабаха и соседних районов. Авторы письма также констатировали, что власти Дагестана практически не реагируют на многочисленные обращения подобного рода. 

Возможно, что для реализации любого варианта позитивного решения проблемы разделенных народов необходимо подписание на межгосударственном уровне между РФ и АР соглашения о создании национально-культурных автономий (либо межгосударственной национально-культурной автономии) на сопредельных территориях Дагестана и Азербайджана. Подписание такого соглашения способствовало бы развитию национальной жизнедеятельности, культуры, языка, образования, укреплению контактов между народами, населяющими автономии, с которыми их связывают этническое происхождение, родственные узы, культурное наследие или религиозные убеждения, сохранению или поддержанию связей с этнической родиной. Этим соглашением можно было бы установить упрощенный порядок взаимных посещений. В решении указанной проблемы положительную во всех отношениях роль сыграло бы, как полагаем, заключение между Российской Федерацией и АР двустороннего договора о двойном гражданстве для жителей обоих государств, этнически связанных с другой стороной. Очень важно то, что в этом случае решаются проблемы и русского населения, и этнических дагестанцев, проживающих на всей территории Азербайджана, а также этнических азербайджанцев, проживающих на территории Дагестана. Можно предположить, что федеральный центр ожидает именно комплексного решения проблем наших соотечественников.

Семед Семедов,

специально для «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 46 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Я заметил что армянская пресса так сильно печётся о проблемах "разделённых" народов:курды,лезгины... Однако статей о азербайджанцев Ирана я не нахожу. Видимо о них армянской прессе не известно.
  2. а их армянам неудобно как то вспоминать. они еще говорят что эти люди вообще не азербайджанцы. армянам просто выгодно так говорить.ведь если они это сами себе признают; то реально им в голову придет другая страшная мысль; т.е. если азербайджанцы разделены то ведь они когда нибудь могут и обьединиться. вот этого армяне уж точно не могут или скорее всего не хотят себе представить. поэтому сами себя обманывают. у них свои иллюзии ; чисто армянские.
  3. Ноев Ковчег- единственное издание,которое объективно и всесторонне информирует своего читателя об армяно-азербайджанских отношениях,в отличии от другой армянской и азербайджанской прессы.У нее есть и своя позиция и это понятно.Нет той истерии,которая поразила,особенно,азербайджанцев.Мне,как представителю другой кавказской национальности интересна эта газета.
  4. А что вы, собственно, имеете против статьи о лезгинах? Уверен, что будут статьи и об аварцах, и о цахурах и др.Эти народы близки армянам тем, что тоже имели "счастье" быть насильно включенными большевиками в создаваемый ими т.н."Азербайджан", никогда не существовавший ранее.Тоже натерпелись, и тоже добиваются свободы и,уверен, добъются.Воссоединятся с соотечественниками в Дагестане.Про тюрок-шиитов Ирана, которых вы скопом причисляете к т.н. "азербайджанцам", пусть азерские СМИ пишут, ведь это вас, прежде всего, касается.Хотя, нам тоже не мешало бы.Пусть поднимаются, в союзе с "братской Турцией", на восстание против персов.Посмотрим, слабо или нет?Если слабо, то и не устраивайте "плачь Ярославны". В любом случае, легче будет совместными с Ираном усилиями раздавить фашиствующую гадину.
  5. Вот вы пишете очень взвешенно, спокойно. Мне, армянину, приятно иметь с таким дело. А не с крикунами, которые разговаривают матом. Однако мне, бывшему бакинцу, хорошо знакома и эта проблема. Вы ведь не будете отрицать, что всех мусульман-неазербайджанцев вынуждали принимать "правильную" национальность. Особенно если кто-то хотел сделоать карьеру - партийную, в органах и т.д. Мол, все мы братья-мусульмане, чего там разбираться... Вот и записывали удин, лезгин, аварцев и др. в азербайджанцы. Благо фамилии у вас с ними почти одинаковые. МЕлочные и расчетливые карьеристы так и поступали. ТОлько в их семьях знали и помнили, что у них дагестанское, скажем, происхождение. А гордые люди не соглашались. И многих лезгинских "сепаратистов" в Баку пересажали. В Азербайджане никогда не было и нет демократии. Армян прогнали, евреи с русскими сами уехали от греха подальше. Теперь осталось ассимилировать братьев-мусульман. Неблагородно это как-то.
  6. Ты статью прочитал? "Разделенной оказалась и часть азербайджанского народа: значительная часть населения второго по численности населения города Дагестана, Дербента, – этнические азербайджанцы, причем большинство из них являются коренными жителями, чьи предки с незапамятных времен жили здесь". Тебе чего еще надо? Теперь попытайся представить в какой-нибудь вашей газете следующие фразы: "Разделенной оказалась и часть армянского народа. Население города Ахалкалаки - этнические армяне,причем большинство из них являются коренными жителями, чьи предки с незапамятных времен жили здесь..." Что в вашей "толерантной" стране сделают с редактором этой газеты? Да с любым, кто публично признает, что армяне хоть где-нибудь являются коренным населением? Сколько такой человек сможет прожить в Азербайджане? Ведь для вас кощунство любая мысль кроме той, что у армян нет родины, и они свалились на вашу голову с неба как проклятье, за слишком доброе отношение к гостям вашей "древней азербайджанской земли".
  7. Я здесь только и слышу "Вы, вас, ваши, ваше". Жителям моноэтнической Армении, видимо, и в голову прийти не може, что я не азербайджанец и даже не мусульманин, хотя часть азербайджанской крови присутствует. Теперь хочу ответить Олегу (мне кажется это сново вы), то что вы говорите о притеснении носителей "не той фамилии", действительно имело и увы имеет место и не только в Азербайджане, поэтому не следует представлять эту проблему как сугубо азербайджанскую. Теперь перейдём к "русским и евреям", могу вас успокоить, уехали далеко не все. А те что уехали спасались отнюдь не от этнических чисток, а от безработицы, нищеты 90х и тд... Так же, после 91 года остро встал языковой вопрос, ведь в советском Азербайджане (наверно в единственной республике СССР) знание языка титульной нации не было такой уж обязаловкой, и никто за незнание языко косо не смотрел.
  8. А интересно,какой национальности автор статьи?Думаю,не Азер.
  9. Не надо врать о "моноэтнической Армении". В Армении, точнее даже в ее части, именуемой ранее Арм.ССР и теперешней РА, всегда жили, да и сейчас проживают десятки тысяч курдов, славян, и даже азеров. Правда многие русские и украинцы уехали, но именно " от безработицы и нищеты" о которой и Вы пишете , т.е. по экономическим причинам.И второй момент.Если бы от Армении осталась бы одна деревня, то формально можно было бы говорить о 100% армянском населении этой страны, о моноэтничности.Но, была бы эта моноэтничность признаком нетерпимости армян к другим народам, как пытаетесь представить дело Вы? Или это было бы следствием нетерпимости к самим армянам?Так что не передергивайте!С другой стороны, т.н."интернациональный Аз-н" всегда выпячивал тот факт, что, мол, у нас "дружно" проживают многие народы.При этом, умалчиваются как минимум 2 момента: - Первое, это то, что сама эта республика была создана путем насильного включения в ее состав многих народов, которые по своей воле, никогда и ни за какие коврижки, не вошли бы в ее состав.И второе, как-то забывается, что в Аз-н в усиленном порядке завозилась квалифицированная рабочая сила и ИТР для освоения нефтяных месторождений Каспия.Именно эта рабочая сила, вместе с местными армянами и заложила основы овременной нефтедобычи в этой республике, так как "коренное" население к этом было абсолютно не готово, в силу своей крайней отсталости. При этом,на протяжении всего периода существования Азерб.ССР не прекращались попытки выжить, ассимилировать,многие нетюркские народы.Апофеозом этому можно считать Сумгаитские события и этнические чистки в НКАО.Не прекращаются эти попытки и сейчас.Достаточно ознакомится с заявлениями представителей лезгинского,талышского, аварского и др.народов.
  10. Странно, что я НЕ АЗЕРБАЙДЖАНЕЦ слышу о таких ужасах лишь от армян, многие из которых никогда в Азербайджане не бывали да и не побывают. Мне кажется это уже о чём то говорит. Комментировать ваш пост не буду, так как нейтральностью он не пахнет.
  11. А Вам, видимо, просто нечего возразить.Аргументов нет, вот и не комментируете.Странно, что Вы, человек проживавший в Аз-не не слышал о притеснениях курдов, талышей, лезгин, аварцев, уж не говоря об удинах или армянах.Не верю.Почитайте хотя бы последний свежий номер газеты "Завтра".Эта газета, никогда не отличавшаяся особой любовью к армянам, опубликовала интервью с одним из лидеров талышей.Почитайте.И последнее. Хорошо, что понимаете, что армяне в Аз-н не приедут.Как думаете, почему?Это Ваше признание о многом говорит, в частности об "отсутствии притеснений".
  12. Автономия широкая и двойное гражданство - это в первую очередь!!! Остальное потом. А вообще,надо жестко отстаиват свои права. Аварцы не хотят и не будут ассимилироваться! Быть аварцем-это большое счастье для меня. СЛАВА ПРЕДКАМ !!! И Баркала автору статьи. Если азербайджан не даст нам автономию,то мы её возмём силой и храбростью! И тогда азербайджан потеряет нас вообще. Всему есть предел. Достали они уже!
  13. Властям Азербайджана надо понять,что народу лезгинскому нужны театры, школы на родном языке.
  14. Эту проблему надо решать, одним из верных способов, ибо будет капут то кто не азер. Те, которые всю свою жизнь думают об алвере способны только на обман, также надо поступать с ними и сделать им петлю.
  15. C предложением Самеда Самедова согласен,этот шаг со стороны Азербайджана и России способствовало бы укреплению дружбы и добрососедства между нашими братскими разделенными народами и мининизировало бы коррупцию таможных и пограничных структур,с чем постоянно сталкиваюсь при пересечении границы с обеих сторон.Простому народу нечего делить,мы как были единым народом живших в СССР,теми же остались,одна история,одна культура,у нас смешанные браки,обшие дети, только искуственно прибавились проблемы для простого народа проходить эти унизительные процедуры.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты