N 8 (131) Август 2008 года.

Человек – дух во плоти или биоробот?

Просмотров: 5010

Человечество со времен Адама прошло долгий путь, прежде чем вступить в 2008 год от Рождества Христова. В знаке «8» Ида Акопян - доктор философских наук, сотрудник института философии и права Академии наук Республики Армения – видит скрытый, а точнее, «сакральный смысл»:

В древности все числа имели сакральный смысл. Это были символы, собирающие, как в фокусе, многомерность смыслов, как духовных, так и материальных. Даже в современной математике, где «8» – это только цифра, ею обозначают бесконечность, правда, в положении «лежа». Сегодня этот знак вечности принимает вертикальное положение и демонстрирует нам, хотя и крайне схематически, всю историю от Адама до наших дней.

Человечество со времен Адама прошло долгий путь, прежде чем вступить в 2008 год от Рождества Христова. В знаке «8» Ида Акопян - доктор философских наук, сотрудник института философии и права Академии наук Республики Армения – видит скрытый, а точнее, «сакральный смысл»:

В древности все числа имели сакральный смысл. Это были символы, собирающие, как в фокусе, многомерность смыслов, как духовных, так и материальных. Даже в современной математике, где «8» – это только цифра, ею обозначают бесконечность, правда, в положении «лежа». Сегодня этот знак вечности принимает вертикальное положение и демонстрирует нам, хотя и крайне схематически, всю историю от Адама до наших дней. Самая верхняя точка пересечения восьмерки с вертикальной осью – момент ухода Адама из Дома Отца, самая нижняя – конец очень большого цикла, когда человечество со своими научно-техническими и технологическими достижениями, глобальным планетарным кризисом и проблемой выживания встало перед необходимостью выбора: идти вверх по эволюционной кривой восьмерки или падать вниз.

– Но за восьмеркой следует девятка, которая, по идее, должна быть полной ее противоположностью …

Именно, один из сакральных смыслов девятки означает интенсивную духовную жизнь. И весь вопрос состоит в том, какой выбор совершит человечество: идти вверх по пути духовности или вниз – в дальнейшее падение, вылет «во внешнюю тьму», в так называемый научно-технический конец света.

– Человечеству всегда предрекали конец света: всевозможные секты тем и занимаются, что вечно запугивают свою паству. Но человечество живо и продолжает жить.

Да, предсказания о конце света мы слышим вот уже две тысячи лет. Но дело в том, что говорить о конце мы можем только тогда, когда уже обозначилось новое начало. Но лучше об этом сказать апокрифическими словами Иисуса Христа. Ученики сказали Иисусу: «Скажи нам: каким будет наш конец?» Иисус сказал: «Открыли ли вы начало, чтобы искать конец? Блажен тот, кто будет стоять в начале: и он познает конец, и он не вкусит смерти». Новое начало – начало жизни – открыл нам Христос Своим Деянием две тысячи лет тому назад. Оно было утрачено Адамом и его родом, отпавшим от единого с Богом существования и ставшим смертным.

Сегодня человечество, этот блудный адамов род, на своих познавательных путях подошло к самой низшей точке эволюционной кривой. Эта точка Великого Перехода – перехода из эры Разума в новую эру Сознания.

…Как можно совершить переход от неживого к живому?- задается вопросом физик, который со времен Галилея и Ньютона называет свою науку – «наукой о неживой природе». Но разве не естественно, что смертный Адам – физик подходит к жизни со стороны смерти? И поднимает проблему перехода от смерти к жизни, т.е. в сущности - проблему воскрешения из мертвых. Свое познание человек начинает с закона. И если ветхозаветный человек получал закон в виде заповедей, записанных на Моисеевых скрижалях, то человек Нового времени сам открывает их, исследуя природу. И закон воспринимается как абсолютный. Но в нашем дуальном, двойственном поляризованном мире нет ничего абсолютного, и закон есть другой полюс свободы. Путь к свободе для человека разумного пролегает через познание закона. Пока он не познал закон, на другом полюсе для него - хаос и анархия. И только тогда, когда человек усвоил законы и не делает ошибок, не грешит, не потому, что ему поставят двойку, накажут или пошлют в ад, а потому что грамотный, ибо законы стали его сущностью, и он владеет законом, именно тогда для него открывается путь к свободе, к богосыновству. «Ибо раб не наследует Царство Отца, но только сын». И об этом человек знает уже не только из Священного Писания, но и из опыта своего научного познания. Закон в классической физике воспринимался как абсолютный. Но нарушение одного из законов – закона сохранения четности – стало началом обнаружения относительности и других законов, которые в современной физике локализуются в определенных границах.

– Но ведь закон – это порядок. Не ведет ли нарушение закона к дисгармонии, беспорядку?

Очень естественный вопрос. Да, закон – это описание существующего в мире порядка. Но какого порядка? Мы знаем порядок кристалла, снежинки, например, и порядок «метаболического вихря» – упорядоченность организма. Это два типа закона: порядок покоя и порядок движения, или равновесие покоя – симметрия, и равновесие движения – асимметрия. Это еще Марина Цветаева писала: «А ведь вся радость людей моей работы – выявить равновесие движения». Сказав это, Цветаева фактически опередила развитие науки, которая хотя и нынче на переднем крае поднимает проблему «перехода от неживого к живому», но делает она это все еще на языке симметрии, ибо жизнь на научном языке звучит как нарушение симметрии, в переводе – нарушение смерти.

– Но ведь смерти-то нет. Вы сами только что сказали об этом…

Разумеется, смерти нет как абсолютной смерти или «неживой» природы. Но она фигурирует в нашей науке как абсолютная симметрия, как абстракция «остановленного мгновения», как замкнутость, как абсолютный закон. А живое – как нарушение этого закона. Наука все еще продолжает говорить на языке смерти и сотворять «неживую природу» машин и автоматов, вплоть до компьютера, который по скорости логических операций побивал все рекорды, а искусственный интеллект ныне грозит стать идеалом для человеческого мозга. Так, на Международном симпозиуме «Новые вызовы и глобальные угрозы международной безопасности в начале 21 века» выступил один докладчик – руководитель Института предвидения в Европе – Ван Недервелд. Отмечая, что технологии, как «обоюдоострый меч», могут, с одной стороны, быть «разделяющими и разрушительными силами в области безопасности и стабильности», а с другой – «служить для примирения людей и стран», он перешел к самым оптимистическим прогнозам по поводу человеческого долголетия. Идут новые разработки по замене хрупкого и недолговечного человеческого мозга, основанного на углероде, протезами, изготовляемыми на основе кремния. Он почему-то не упомянул о другом не менее хрупком органе – сердце, которое тоже надо бы изготовить из камня, и тогда человек(?) мог бы жить 500 с лишним лет. Но это еще «цветочки» по сравнению с теми идеями, которые развивает профессор американских университетов А.Болонкин. В статье «Прорыв в бессмертие» он предлагает собирать человека… из чипов. Такой человек (автор называет его Е-существом) «будет иметь огромные преимущества по сравнению с биологическими людьми». Нет смысла перечислять преимущества такого «электронного существа», скажу только о главном: общество из таких «Е-существ» будет легко управляемо из одной точки планеты… Тот факт, что это будет концом человечества как вида, разумеется, вопрос второстепенный для столь бурно развивающейся науки о «неживой природе».

– Стало быть, грядет время, когда мы встанем перед жестким выбором: или дух во плоти, или биоробот?

Да. И знаете, для меня всегда было очень трудно, если не невозможно, объяснить физику-специалисту, что «неживой природы» не существует в природе, что это абстракция, с самого начала заложенная в основу его науки постулатом об инерции. Смысл его в том, что объект исследования не имеет никакой внутренней активности и движется силами, приложенными извне. В результате мы получаем «неживую природу», планетарный кризис, проблему выживания человечества, а в обществе – зомби, которым можно управлять. А постулат, доведенный до абсурда, уже грозит нам необратимым падением, концом человека как вида и заменой его электронным монстром – биороботом. Можно прийти в отчаяние? Не торопитесь. Ибо самое неожиданное и потрясающее заключается в том, что прорыв в будущую духовность делают не они, и даже не церковь, но… сама наука, которая поднимает проблему перехода от неживого к живому – проблему Великого Перехода из эры Разума в неслыханно новую эру Сознания. Ведь проблема жизни – это шаг в будущую духовность.

Кари Амирханян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 20 человек

Оставьте свои комментарии

  1. "Адамов век", "Иисус сказал", "Моисеевы скрижали"... Это что за статья из серии "Шабаш попов-парапсихологов"...? Серьзной газете не следует публиковать ерунду всяких "аланов чумаков" и прочьих достопочтенных гуру и леших. И вообще, на дворе 21-век, хватит пичкать людей своим тухлым средневековым христианством, да еще и в девиантом толковании. Уже начинает надоедать. Подавляющее большинство населения Армении не является христианами (может только так, по названию, как в годы СССР всех пичкали коммунизмом и считали коммунистами). У армянского народе есть свои национальные ценности и идеалы - долой моисеевы скрижали и прочюю импортированную из вне ерунду.
  2. А мне больше понравилось вот это: "эта точка Великого Перехода – перехода из эры Разума в новую эру Сознания". ...Дурдом! :-) Можно, конечно, витать в облаках и строчить статьи ни о чем, но совершенно непонятно, зачем "Ноев Ковчег" публикует такую макулатуру? Скажем, вчера была 4500-ая годовщина победы Айка Наапета над Бэлом. Это такое событие! 4500 лет армянскому народу! Может вместо того, чтобы публиковать ерунду про "моисеевы скрижали" да эры сознания", с "НК" стоило посвятить хотябы одну статью нашему Наапету, благодаря кому мы есть как народ армянский?! Кто сделал для Армении и армянства больше - Моисей или Айк...? Вот вам и "эра армянского разума"!Вообще, армянское рабопелствование перед всем псевдо-глобально-общечеловеческим и наплевательское отношение к своей собственной истории и традиции просто поражает!
  3. согласен с двумя предыдущими: статья никакая. ни о чем.
  4. chto-to ia ne poial o chom eta statia.
  5. Разделяю мнение предыдущих читателей. Сколько можно кормить свой народ чужими баснями? Систематическая история нашего государства прослеживается уже 4500 лет, со дня уничтожения Айком Наапетом около озера Ван месопотамского агрессора Бела (Невбрута), бесславного строителя Вавилонской башни. Это великое событие следовало бы отметить на международном уровне, а мы его не отметили даже на общенациональном уровне… Кстати, история армянской науки прослеживается со времени основания каменной обсерватории Караундж около Сисиана. Этой обсерватории 7500 лет!!! То есть уже за 3000 лет до патриарха Айка в Армении функционировали научные учреждения. Аналогичная английская обсерватория Стоунхендж моложе Караунджа на… 3000 лет («кар» означает «стоун»). Какая древняя и блистательная история! И как мы к ней безразличны… позор всем нам, в первую очередь – лидерам Армении и Диаспоры, нашим политикам и интеллигенции, нашим СМИ…
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты