N 11 (134) Ноябрь 2008 года.

Призрак оперы

Просмотров: 4237

У каждой оперы есть свой призрак. Он разгуливает в плаще и в маске по темным подвалам и чердакам театра, следит, чтобы традиции не нарушались, чтобы атмосфера снаружи не повредила атмосфере внутри, чтобы не было за кулисами склок и распрей, а артисты не забывали славной истории оперных театров, которая – напомним – берет начало в Венеции в 1673 году.

Случилось так, что однажды призрак Ереванского оперного театра почувствовал себя неуютно. Специалисты могут выдвигать свои версии, но думается мне, началось это тогда, когда территория вокруг здания превратилась в арену политических игр. Иначе говоря, «рот-фронт» вытеснил бельканто, ибо два жанра на одном пятачке несовместимы. Тонкий слух потустороннего служителя муз не выдержал диссонанса многотысячных шествий, и, как всякий интеллигентный призрак, он уступил место призракам земным.

У каждой оперы есть свой призрак. Он разгуливает в плаще и в маске по темным подвалам и чердакам театра, следит, чтобы традиции не нарушались, чтобы атмосфера снаружи не повредила атмосфере внутри, чтобы не было за кулисами склок и распрей, а артисты не забывали славной истории оперных театров, которая – напомним – берет начало в Венеции в 1673 году.

Случилось так, что однажды призрак Ереванского оперного театра почувствовал себя неуютно. Специалисты могут выдвигать свои версии, но думается мне, началось это тогда, когда территория вокруг здания превратилась в арену политических игр. Иначе говоря, «рот-фронт» вытеснил бельканто, ибо два жанра на одном пятачке несовместимы. Тонкий слух потустороннего служителя муз не выдержал диссонанса многотысячных шествий, и, как всякий интеллигентный призрак, он уступил место призракам земным.

Увертюра

Кинорежиссер Борис Айрапетян, автор ряда игровых фильмов, обладатель нескольких международных кинематографических наград, президент и учредитель Открытого Российского ежегодного конкурса студенческих и дебютных фильмов на соискание национальной премии «Святая Анна», в 2002 году поставил на сцене Ереванского оперного театра оперу В. Беллини «Норма». Через год гастроли оперной постановки с большим успехом прошли в Москве, на новой сцене Большого театра. Спектакль был представлен в пяти номинациях «Золотой маски», в том числе как «Лучший спектакль». Событие само по себе значительное. Но Айрапетян не ограничился этим и на основе собственного спектакля снял фильм-оперу «Норма» со звездами мировой сцены, солисткой «Метрополитен-опера» и венской «Штаатс-опера» Асмик Папян и солистом Мариинского театра Гегамом Григоряном. Фильм дважды демонстрировался на российском телеканале «Культура», им заинтересовались европейские и американские телекомпании. Первая в мире киноверсия оперы Винченцо Беллини стала и первым российским проектом в этом жанре в постсоветское время. Крупнейшая американская компания Universal/Decca выпустила картину в формате DVD на шести языках. Тот редкий случай, когда лента становится киноклассикой, только появившись. Во всяком случае, занимает свое место в истории кинематографа, в том сложном жанре, который соединяет две, казалось бы, несовместимые условности – кино и оперу.

Либретто

Современный человек наслышан о гороскопе друидов, но мало что знает о самих друидах, жрецах древних кельтов, варварского народа Европы второй половины первого тысячелетия до нашей эры. Впервые упоминает о друидах Цезарь. Он отмечает, что они хранили свое учение в строгой тайне, чтобы оно не распространилось среди непосвященных. Известны были их обряды гадания, врачевания и жертвоприношений, в том числе человеческих. Римляне относились к друидам с высокомерием, как к дикарям, но в то же время с опаской, которую вызывает все мистическое и тайное.

А история приключилась в завоеванной Римом Галлии. Римский проконсул Поллион (тенор) полюбил прорицательницу друидов Норму (сопрано) и сделал ей двух сыновей. В любовных утехах женщина с детьми менее привлекательна, чем женщина без них. Должно быть, по этой причине легкомысленный римлянин, разлюбив Норму, переключился на другую жрицу по имени Адальжиза (тоже сопрано, но помоложе). Та в страхе оттого, что преступная связь может раскрыться и верховный жрец Оровезо (бас) ее покарает, но не в силах противиться охватившей ее страсти дает согласие бежать с Поллионом в цивилизованный город Рим. Еще и некая проворная Клотильда (меццо-сопрано) бегает туда-сюда с вестями. Короче, узнает Норма об измене Поллиона и приходит в неописуемую ярость. Адальжиза понимает, что не на тот поезд села, прибегает к Норме, падает на колени перед старшей жрицей, прощения просит. Норма прощает юную деву, она и ветреного римлянина готова простить, потому что любит его страстно, можно сказать, на грани безумия. Готова даже убить собственных детей и чуть было не берет грех на душу. Только Поллион непреклонен: не мила ему Норма. Бас Оровезо, верховный жрец, тем временем взывает к восстанию против римлян. Обращаются к Норме, великой прорицательнице. Та: погодите, я тут один вопрос улажу. И выдвигает Поллиону ультиматум: либо ты со мной, либо сам не рад будешь – на костер сошлю вместе с Адальжизой. Заклинило Поллиона, стоит на своем римский атташе, не желает возвращаться к бывшей возлюбленной. Тогда Норма созывает друидов в округе и велит разжечь костер, дабы покарать виновника всех бед. Тут и наступает неожиданный финал. Вместо того, чтобы отправить на костер отвергнувшего ее чужеземца, она объявляет виновницей себя и бросается в огонь. А Поллион, потрясенный и пристыженный поступком Нормы, кидается в костер вслед за ней. Неприятная история. И странная к тому же. Хотя, переложенная на музыку и пение, совсем не странно выглядит. Завораживает. У оперы свои законы, в коих ваш покорный слуга мало разбирается. Более того, любит слушать оперные арии, но не смотреть их, потому как толстые дяди и тети, неподвижно вросшие в сцену с приложенными к груди руками, разрушают иллюзию сопричастности и сопереживания. Впрочем, это его, вашего покорного слуги, личная проблема. Однако вот что интересно. Опера, сформировавшаяся на рубеже 16-17 веков как массовое зрелище, нечто вроде современного шоу-бизнеса, по прошествии времени превратилась в элитарный жанр, адресованный преимущественно просвещенной аудитории. Новым жанром увлекались многие великие композиторы: Моцарт, Вагнер, Пуччини, Верди, Дебюсси, Мусоргский, Римский-Корсаков, Бизе, Гайдн, Гендель… Драма, переложенная на музыку и пение, привлекала королей, аристократов и высший свет общества как в Европе, так и в России. К 19-му веку внутри оперного жанра сформировались свои направления, появилась специфическая терминология, и каждая страна внесла в этот процесс свой неповторимый оттенок. Американцы включились в это искусство позже и со свойственной им коммерческой деловитостью тут же превратили оперу в мюзикл, придав ей ее изначальный массовый характер. Один мой знакомый, человек умный и к тому же страстный поклонник Америки, на мое ироничное замечание об усредненной американской культуре воскликнул: «В том-то и дело, что там есть все и на все вкусы!» Мне неизвестна степень востребованности «всего и на все вкусы», но знаю, что в Нью-Йорке есть «Метрополитен-опера», имеются также большие оперные театры в Сан-Франциско и Чикаго. Вообще, наличие репертуарного оперного театра свидетельствует об уровне культуры страны, о ее вовлеченности в современную общехристианскую цивилизацию. В этом убежден Борис Айрапетян.

Дуэт

– То же самое говорят армянские кинематографисты. Кино, мол, важнейшее из искусств, и страна без него загнется.

Борис Айрапетян. Я сам кинематографист, но так не считаю. Кино – это производство, 80 процентов которого нацелено на коммерческий успех и прибыль. И только 20 процентов, в счет тех восьмидесяти, работает на чистое искусство. Это в идеале. Есть страны (в той же Европе), в которых нет развитого кинематографа. Однако варварскими эти страны никак не назовешь. Разумеется, я не против развития кино в Армении, но опера – это другое. Как Матенадаран является лицом города, свидетельствующим о древней письменной и книжной культуре, так и существование оперы, с моей точки зрения, свидетельствует о том, что этот народ сегодня не прозябает на задворках азиатской цивилизации. Ты обращал внимание на то, что когда нормальную цивилизованную страну посещает высокий гость или серьезная делегация, то культурная программа начинается именно с посещения оперы? Это традиция.

– Но в Армении, насколько мне известно, опера худо-бедно функционирует.

– В том-то и дело, что худо-бедно. Иногда удается собрать труппу и показать один спектакль. Ты видел эти убогие декорации, этот тусклый свет? По этой причине я попросил не играть больше «Норму» в моей постановке. Ну, хорошо, «Норма» в мировой оперной практике считается сложным спектаклем. Где другие? Что мы имеем сегодня в нашем оперном репертуаре? «Ануш», «Давид-бек», «Аршак»… Репертуары всех оперных театров мира обязательно включают в себя: первое – итальянскую классику; второе – оперу двадцатого века; третье – образцы местной национальной оперы. Мы ограничились только третьим пунктом.

– Полагаю, для ностальгирующих соотечественников и падких на кавказскую экзотику туристов.

– Экзотики и без оперы хватает. Кавказская она или вообще восточная – поди разберись. Каждый раз, приезжая из Москвы, я диву даюсь. Город стал краше – это радует. Но не неоновыми вывесками, рекламными щитами, подземными переходами и стеклобетоном надо гордиться, этим сегодня никого не удивишь. В любой восточной столице этого добра навалом. А вот быт, вкусы, ценности, традиции – это гораздо важнее. И если мы тяготеем к европейской культуре…

– Кто это «мы» и сколько нас?

– …Эта восточно-мусульманская музыка, доносящаяся из кафе и ресторанов в центре города, эти полублатные песенки, привезенные, должно быть, вернувшимися из России гастарбайтерами… И ведь слушают, и ведь кому-то это нравится. Такое раньше в страшном сне не могло присниться. А эти жуткие свадьбы. Видел помпезные свадебные кортежи, что сигналят по городу и кружатся безумно по площади Республики? Ощущение, будто моторизованные дикие племена налетели.

– Друиды, наверное.

– Друиды были варварами, с точки зрения римлян, и, тем не менее, несли в себе некую обрядовую тайну, некое учение, они прислушивались к своим жрецам. А в этих никакой тайны, одна радость вседозволенности.

– Людям дают то, что им нравится. Каков слушатель, такова музыка.

– Не согласен. Слушатель таков, каким его воспитаешь. Я бы сказал, какова музыка, таковы танцы. Биологи говорят, мы состоим из того, что едим. То же самое с культурой. Армянской филармонией, например, я доволен: у них есть своя аудитория. И у оперы при правильной постановке дела была бы. Потенциальный зритель есть, в этом я убежден. Собственно, год назад видел полный зал. Допустим, половина приглашенные – знакомые, родственники, соседи, – тем не менее слушают, аплодируют, даже если спектакль слабый. Подозреваю, если бы мы с тобой пошли петь со сцены, и нам бы так же аплодировали. Тут уже надо говорить о подготовленности зрителя. А откуда взять подготовленного зрителя, если в последние годы в здании оперы проводятся юбилеи, отпевания усопших, соревнования по борьбе, попсовые концерты – все что угодно, но только не то, ради чего это уникальное сооружение было возведено.

Интерлюдия

Ереванский театр оперы и балета был основан в 1933 году. В 1940-м состоялось открытие нового здания театра, построенного по проекту академика архитектуры А.И.Таманяна. Проект был удостоен «Гран-при» на международной выставке в Париже в 1937 году. В строительстве были использованы лучшие традиции средневековой армянской архитектуры, стилизован традиционный национальный орнамент. Театральная часть здания была завершена в 1939 году, а спустя двадцать лет к ней пристроили большой зал филармонии. Окончательный вид здание обрело после реконструкции 1980 года. Театр вмещает 1260 человек, зал филармонии – 1400 человек. Оба зала имеют форму амфитеатра и обладают великолепной акустикой. В годы Второй мировой войны Театр оперы и балета им. А. А. Спендиарова осуществил постановки опер «Иван Сусанин», «Отелло», балетов «Кавказский пленник» и «Гаянэ»… После гастролей театра в Ленинграде балет Арама Хачатуряна вошел в репертуар многих театров СССР и мира.

Ария

Б.А. Меня спрашивают, отчего я который год борюсь за возвращение нашей оперы в нормальное состояние. В чем моя личная заинтересованность? Может, директором хочу стать или художественным руководителем? Наверное, трудно представить, что в наше время можно делать что-то ради самого дела. Да, я очень неплохо разбираюсь в этой области искусства. Началось в детстве. У отца были прекрасные пластинки – практически вся мировая оперная классика. Потом я получил музыкальное образование, потом философское, потом кинематографическое. Но опера всегда оставалась со мной. Скажу больше, интерес к музыке то и дело брал верх над иными интересами. Поэтому попытка соединения языка кино и оперы для меня вполне естественна. Это был к тому же своеобразный эксперимент: чего должно быть больше в конечном продукте – кино или оперы. В практике мировой кинооперы, от Бергмана до Дзефирелли, это соотношение было разным. В моей картине вопрос решился – не сразу, а в процессе работы – в пользу оперы.

Карьера театрального руководителя ничуть не привлекает. В Москве я вполне обустроен, дай Бог каждому. Сделать новую постановку – с удовольствием. И опять же с учетом того, что привнесешь в работу свое видение классики, иначе какой смысл повторять пройденное. В такой работе все важно – декорации, свет, движение, жесты… Малейшая неточность – рушится концепция. В Ереване я столкнулся вот с чем. С одной стороны, огромное желание труппы работать в проекте, с другой – прохладное отношение к режиссерскому видению, к любому новшеству. Стоит отвернуться – тут же срабатывает принцип «сойдет и так». Можно поставить на софиты фильтры, а можно обойтись без них, можно натянуть палатки, чтобы контуры были абсолютно ровными, а можно слегка, чтобы они провисали, можно спеть арию, стоя здесь, а можно – стоя там, и так далее. Короче говоря, даже творческая заинтересованность сопряжена с большой головной болью. Поставил спектакль, уехал, через какое-то время, вернувшись, понимаешь, что к этому спектаклю отношения уже не имеешь. Кое-кто скажет: это не повод бить тревогу.

Возможно, я несколько романтичен, но никак не наивен. Опера в моем восприятии – явление знаковое, символ того, что с духовной жизнью народа все благополучно. Ведь точки соприкосновения общественных институтов напоминают принцип домино: стоит упасть одной фигуре – падают остальные. Более всего меня поражает равнодушие наших чиновников. Культура не частная собственность, она не принадлежит ни мне, ни тебе, и распоряжаться ею по собственному усмотрению, по меньшей мере, недальновидно. Маленький пример. Нашей «Норме» дали сцену Мариинского театра. В. Гергиев пригласил труппу Ереванского оперного театра в Санкт-Петербург на празднование 300-летия города. Не поехали, хотя дали предварительное согласие.

Финал

– Возможно, в бедности причина.

Б.А. Возможно. Только слово «бедность» я бы употребил здесь в самом широком смысле. У меня лично не вызывает сомнения то обстоятельство, что для оперы следует создать особые условия. Прежде всего, она не должна относиться к ведомству Министерства культуры наравне с другими, так сказать, культурными объектами. Бюджет должен выделяться отдельно. Не исключено, что этой проблемой следует заняться президенту непосредственно. В этом нет ничего из ряда вон выходящего: такая практика во многих странах имеет место. В России, например. Не потому, что президент – оперный фанат. Причина проста: задачи большей значимости решаются на высоком уровне и в первую очередь. А когда значимость культуры подменяется значимостью политики, мы имеем то, что имеем…

…Мы с Борисом Айрапетяном сидим в открытом кафе, коих так много в центре города. Уже октябрь, но еще тепло и солнечно. Люблю это состояние расслабленного созерцания. Можно поговорить, а можно помолчать: мимо проходят люди, проезжают машины; за соседними столиками улыбчивые мужчины и женщины пьют кофе, пускают струи табачного дыма и сообщают друг другу что-то несущественное, но, должно быть, приятное.

– Помнишь, ты спросил: «Кто это «мы» и сколько нас»? – прервал молчание Борис. – Обрати внимание: чуть выше, через перекресток, другое кафе, и там другая публика. Те же ереванцы, но все же другие. Завсегдатаи этого кафе туда не пойдут, хотя расстояние тут метров сто. И пока эта публика (он повел рукой вокруг себя) пребывает в счастливом самосозерцании, той становится больше. Вот такое соотношение сил.

Я присмотрелся. Существенной разницы не заметил, но здесь и правда было уютнее, чем там. В посетителях дело или в расположении столиков? Что, если тех пересадить сюда, а этих туда?.. Что изменится? Я не успел сделать вывод. Мое внимание привлекла странная фигура в плаще и маске, пересекавшая перекресток. Я привстал, чтобы разглядеть экзотического странника, но он мелькнул в толпе и сразу же исчез, испарился, будто и не было его.

Руслан Сагабалян,

Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 32 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Цивилизованная страна должна иметь достойный оперный театр,кстати и балет.Давно пора всерьез заниматься этой проблемой.
  2. Сагабалян часто поднимает эту серьезную проблему. Сейчас о рабисе говорит и Борис Айрапетян. Восточная музыка и блатняк в кафе - это ПОЗОР! Но нельзя просто поахать и поохать. Надо этот рабис в кафе ЗАПРЕТИТЬ. В наказание - штраф 10 тысяч драмов. Будет повторять пропагандировать рабис и блатняк - лишить лицензии. С малокультурным плебсом надо поступать жестко!
  3. Верно! Только так с быдлом и надо поступать. Чтобы Армения не погибла.
  4. Я не перестаю восхищаться автором этой статьи, но сейчас у меня другой вопрос. Я имел счастье познакомиться с одним человеком средних лет. Звать его Гагик Гиносян. Физик, писатель, балетмейстер, воин, общественный деятель. И всё это в одном человеке. И всё в нём качественно и правдиво. Работал в институте Физики под начальством Александра Таманяна – внука великого архитектора Александра Таманяна. Под его же командованием добровольно ушел на войну в Карабах, записался смертником, героически сражался, вернулся, написал талантливую книгу, создал ансамбль песни и танца «Карин». Собирает эрзрумские танцы. Сам Гагик родом из Эрзрума. Параллельно активно участвует во всех нужных и важных для Армении делах. Гагик фанат и тончайший знаток армянской культуры, ярый противник рабиса и дилетантства в искусстве. Человек он честный, деловой, принципиальный, неподкупный, непродажный, безоговорочный патриот с высокими моральными устоями и глубокими и широкими познаниями. Предлагаю назначить Гагика Гиносяна министром культуры Армении. Ничего не имею против Асмик Погосян. Она старается и видно хороший человек, но она не боец и не профессионал. А Гиносян борец и профессионал. Он может развернуть борьбу против рабисной шелухи. Пусть Асмик простит нас. Мы её не недооцениваем. Но, как говорил Сталин, кадры решают всё. Если есть на эту должность такая замена, как Гагик Гиносян, то чего резинку тянуть? Сам Гагик не в курсе об этом предложении и толком меня не знает и не важно, чтоб знал. Скорее всего, он откажется, даже если власти обратятся к нему, хотя вряд ли обратятся. Для Гагика высшие ценности не должности и деньги, а Родина и духовность. Тем не менее, надо попытаться его использовать на самом высоком уровне. Это, может быть, ему не нужно, но нужно стране.
  5. Хорошее у Вас предложение. Армении нужны вот такие БЕСКОРЫСТНЫЕ фанаты и патриоты. А не хапуги из РПА, которые купили себе теплые места в парламенте. Карьеристов слишком много!
  6. А поддержит оперный театр президент Саргсян?Ему сейчас не до театров.
  7. Почему бы вам не написать письмо в редакцию с предложением назначить Гиносяна министром культуры Армении,с публикацией этого предложения.Может действительно что-то сдвинется с места.
  8. Наверное, нужные предложения редакция «НК» собирает и рассматривает: что с ними делать и куда направить? Мы в предыдущем номере единогласно ратовали за присуждение генералу Норату Тер-Григорянцу звания Героя Армении. Будут ли иметь это и другие предложения продолжения или останутся как пустой звук? Интересно знать мнение редакции.
  9. То, что происходит сегодня вокруг Оперы, не иначе, как преступлением, не назовешь. Кругом-кругом одни кафе! Вся площадь просто задыхается от тесноты. Зачем столько кафе? Кстати, в плане налогов от них толку мало. Все деньги идут в карман чиновника, которые разрешил оккупировать всю территорию вокруг оперы разным "шашлычникам". Еынешний мэр Еревана Захарян создал порочную и коррумпирорванную систему. Самый неудачный мэр за всю историю Еревана, наверное. Лучше пусть организует уборку мусора, а не кафе на каждом шагу открывает.
  10. Тот же Борис Айрапетян был бы не хуже в кресле министра, нежели Гиносян, о котором писали.
  11. Одно другому не мешает. Пусть будет министром Борис Айрапетян или кто-то такого уровня и направления человек, а таких людей, как Гиносян, возьмёт в свой аппарат. А наш уважаемый Руслан Сагабалян пусть станет советником министра культуры. С такой работой он блестяще справится. Но что-то надо срочно менять. Рабис и рабисная психология искажают не только облик армян, представляют нашу нацию в чужом и кривом зеркале, но и угрожают национальной и духовной безопасности Армении.
  12. Отличный автор. хорошо пишет
  13. Ребята, как же вы замечательно распределяете должности! Осталось только, чтобы в Армении думали так же, что весьма проблематично. Сомневаюсь, чтобы там всерьез к нам относились.
  14. Ты прав. Там и читать не станут наши предложения. Вопрос не в этих конкретных предложениях, а в том, что политическая элита Армении не хочет и не может признать Диаспору как продолжение Армении. Мы для них пока ещё находимся в почётном статусе Дойной коровы. Это не ущемляет наше достоинство. Для Отечества можно стать хоть верблюдом! Беда в том, что Отечество в лице властей не хочет людей со стороны… вместо себя любимых Улусное мышление не сдает свои позиции мышлению общенациональному и государственному. Эта проблема сложнее карабахской.
  15. В статье много полезного для создания общественного мнения,но ее прочтут руководители культуры Армении и сделают вид,что не читали.Все!
  16. Не знаю как будет Борис Айрапетян смотрется в кресле министра,но директором оперного театра может подойдет.
  17. А как в этом кресле смотрится многоуважаемая Hasmik с биологическим образованием?
  18. У меня два практических предложения. 1. Уважаемый Борис Айрапетян мог бы что-то поставить в нашей
  19. Опере на армянском материале. Ту же "Гаянэ" или "Ануш". А еще лучше - если бы он СНЯЛ ФИЛЬМ, потому что кино, как ни крути, более массовое яаление. 2. В Армении еще в древности был античный театр. В Арташате, в частности. Надо построить там АМФИТЕАТР. Это будет СУПЕРПРОЕКТ, новая достопримечательность Армении - на уровне Гарни, Гегарда, Звартноца, Севана, Эчмиадзина... Какие замечательные амфитеатры на Кипре, в Тунисе, Турции, Греции, Сирии... У нас он не сохранился, значит надо его ВОСПРОИЗВЕСТИ ЗАНОВО. И именно в древней столице Арташате. А там на туристическом маршруте и Хор-Вирап рядом, и Арарат виден. СУПЕРПРОЕКТ! Арташатцы, задумайтесь. Теребите правительство, меценатов. Думаю, и Айрапетяну, и Сагабаляну эта идея понравилась бы. За АМФИТЕАТР!!!
  20. В туристический маршрут следовало бы включить также древнейшую обсерваторию Карахудж. Это выгодно и престижно.
  21. Карахудж - это что? Не могли бы рассказать об этой обсерватории? А идея с амфитеатром в Арташате мне очень понравилась.
  22. Идея с амфитеатром действительно привлекательная. Пару слов о древнейшей каменной обсерватории Карахундж (Karahundj). Она находится в Сисиане и, как убедительно доказал радиофизик и астрофизик, академик Парис Геруни, её возраст – 7500 лет. Эта обсерватория на 3000 лет старше Стоунхенджа. Армянское «кар» и английское «стоун» означают «камень». «Хундж» («хендж») – армянское слово: «звучание». Карахундж и Стоунхендж означают одно и тоже – Каменное звучание. Иметь в Армении такое чудо и не превратить её в объект посещения туристов – несерьёзное отношение к истории, культуре и науке. О Карахундже можно читать в книге «Армяне и Древнейшая Армения» П. Геруни (вышла в свет на арм. языке в 2006 году в Ереване в изд-ве «Тигран Мец»). До этого была издана на англ. языке. Ходят слухи, что готовится русское издание. Дай-то Бог! О Карахундже можно найти информацию в Интернете. Спасибо за внимание.
  23. Спасибо, мне тоже было интерсно прочитать об этом. И идею амфитеатра в Арташате одобряю. Только Арташат и Сисиан в разных направлениях. Но все равно их надо пропагандировать. За амфитеатр!
  24. Кто-то сказал про Асмик Погосян что ее пора сменить. Зависть? Но ведь с ее приходом культурная жизнь сильно ожила в Армении.А опыт он приходит со временем. А у старых бюрократов больше костности. У Погосян этого еще нет.
  25. Никто ничего плохого об Асмик Погосян не сказал. Какая зависть? Тут российские армяне, а беседа носит общий характер, и никто толком никого не знает. Она хорошая, но лучше тоже бывает? Нет незаменимых. Если Борис Айрапетян лучше, то для страны лучше, если он будет министром культуры. И не надо обижаться и подозревать людей в зависти. Российское армянство не страдает таким недугом.
  26. Успокойтесь,место министра культуры Армении зарезервировано.После Нового года туда назначат человека,который сейчас работает в Москве.
  27. Мне кажется, что мы повели себя несколько нетактично по отношению к Асмик Погосян. Человек работает, делает что-то хорошее, а мы обсуждаем вопрос, кем её заменить? Думаю, что tikin Hasmik поймёт, что мы высказывались без злого умысла и не против неё, разумеется, если читает «НК». Я лично прошу у неё прощения, хотя в целом был и остаюсь недовольным кадровой политикой властей РА. Эта политика остается малоэффективной с 1991 года. Соответствующие кадры-профессионалы есть во всех сферах, а на должностях часто восседают, простите, дилетанты и мздоимцы (не об Асмик говорю). Госпожа Асмик Погосян или тот, кто приедет из Москвы, как тут сообщают, могут вышеупомянутых товарищей и других (их много в Армении!) в какой-то форме привлекать к работе для борьбы с рабисом и восстановления традиционных культурных ценностей. Критика и обсуждения должны усилить нашу общность, а не наоборот. Miacum!
  28. Асмик Погосян-Лучший министр культуры Армении за все время независимости.
  29. С чего вы взяли, что здесь только российские армяне? Это далеко не так. А Асмик Погосян, согласен, работает хорошо.
  30. И даже не в том вопрос, кто как работает. Недавно зам.мимнистра культуры стал Давид Мурадян, человек достаточно интеллигентный и профессиональный (насколько можно быть таковым в Армении). Если помните, однажды Руслан Сагабалян проводил с ним интересную беседу на страницах НК. Проблема в другом. Атмосфера глубоко провинциальная.
  31. Правильно сказано: «Атмосфера глубоко провинциальная». От личности тоже многое зависит. Гарегин Нжде в одиночку отстоял Горную Армению. Он воевал против непобедимой 11-й армии, турецкой армии и прочих бандформирований, а Ереван ему не помогал. Во всех сферах нужно создать команды-единомышленников с яркими и несгибаемыми лидерами. Такие люди есть в Армении. Если нет, то нужно пригласить из Диаспоры.
  32. Я тоже помню эту беседу. Смелую очень. Давид Мурадян считается прекрасным писателем и в должности зам. министра хорош. Но он - интеллигент. А старой правят такие уроды!!! Вы на физиономию бывшего лидера фракции РПА Галуста Саакяна посмотрите - колхоз Ленина!!! А этот нынешний Оник Абрамян с внешностью карточного шулера... А дубоватого вида депутаты... Эти ребята локтями всех растолкали. А Мурадян слишком порядочен. Правильно сказали: бороться нужно с ПРОВИНЦИАЛИЗМОМ. А НК в каждом номере должна долбать этот доморощенный РАБИС - стиль жизни многих армян в Армении. А эту музыкадбную херню в кафе надо просто запретить. Пусть рабисы ходят друг к другу в гости и там слушают свою музыку. НЕЛЬЗЯ ПОЗОРИТЬ НАШУ ДРЕВНЮЮ КУЛЬТУРУ!
  33. За выступление, как наше, Сталин поставил бы к стенке всех ответственных, начиная с художественного руководителя и постановщика, кончая министром культуры. Песня бездарная, певица посредственная, танцовщицы – колхоз "40 лет Октябрю", одеяния – деревня. Не сомневаюсь, что дети не читают мои нелицеприятные слова, поэтому высказываюсь без ложной вежливости. Дети не виновны, что на их плети свалили непосильный для них груз. И это при том, что в Армении есть целое созвездие блистательно одаренных детишек – певцов и танцоров! Мы, армяне, граждане России, с земляками собрались болеть за Армению, но увидев этот позор, не стали голосовать за наших. Кто-то голосовал за Грецию, кто-то за Грузию… Грузины сообразили, что маленькие и красивые дети с оригинальным номером произведут впечатление и… победили. Молодцы! Наши же дети, прошу прощения, не были ни маленькими, ни красивыми и ничего интересного не показали. Такое ощущение, что авторы этого национального позора думали не о престиже Армении, а о том, чтобы увидеть этих чад на Евровидении.
  34. Жаль, у нас пркрасные маленькие певцы. Просто здесь кто-то лоббировал своих детей и детей "нужных" людей. Надо пофамильно назвать тех, кто отвечал за подготовку к детскому "Евровидению". И никогда не подпускать их к этом больше.
  35. Амфитеатр в Арташате? Считаю, что это очень-очень хорошая идея. Армения должна позицироваться в мире, как древнее государство с элинской культурой. Но без участия государства этот проект мало возможен.
  36. Дорогой, мы не являемся народом эллинской культуры. У нас своя армяно-арийская культура, которая древнее эллинской. Амфитеатр хорошо, а Карахундж лучше. Пусть будет амфитеатр, но культура армян начинается не с греков, а с армян. А на Евровидении мы опозорились. Амфитеатр и Курахундж пока имеют «статус» мечты, а Евровидение – реальность. Там мы показали, что являемся не наследниками великой доэллинской Армянской цивилизации, а всего лишь ограниченными, узколобыми провинциалами.
  37. С великой победой на шахматной Олимпиаде, братья-армяне!Aprek, hajer! Ar-ar-at, hup tur!
  38. Поздравляю читателей «НК» с блистательной победой армянских шахматистов! Братья-армяне! Забудьте мелкие распри и объединитесь, как в 1918 и 1988 годах! Наши шахматисты ещё раз доказали, что мы вовсе не сообщество разобщенных талантливых индивидуалистов, а сплочённый мощный этнос. Miacum! Miasnutjun! Miabanutjun!
  39. " Президент Азербайджана: Московская декларация не гарантирует от новой войны за Нагорный Карабах Президент Азербайджана Ильхам Алиев не исключает военного пути решения нагорно-карабахского конфликта, несмотря даже на факт подписания Московской декларации. 26 ноября Ильхам Алиев заявил телеканалу "RAI International", что документ, подписанный им совместно с президентами Армении и России Сержем Саргсяном и Дмитрием Медведевым, не лишает Баку права решить этот конфликт военным путем. "В декларации никто не может найти обязательство, запрещающего Азербайджану решить конфликт военным путем", - сказал Алиев. Следует отметить, что в Московской декларации действительно нет прямого запрета на возобновление военных действий. В первой части документа лишь отмечается, что 2 ноября стороны обсудили перспективы урегулирования нагорно-карабахского конфликта "политическими средствами, путём продолжения прямого диалога между Азербайджаном и Арменией при посредничестве России, США и Франции в качестве Сопредседателей Минской группы ОБСЕ ".
  40. (Асимилированный курд опять питушился. Из этого нужно делать вывод, что никокой договор, никакие договоренности не могут быть для нас гарантиямы безопасности. Нашы реальные гарантии, это нашы совобожденные территории и Сильная Армия. Так что непреривно надо усилывать Армию, Воружонные Силы Армении, и вооружатся вооружатся и еще раз вооружаться.)
  41. Не надо паниковать и кричать! Или этой наш азерский друг так развлекается? Давайте вообще сделаем военный бюджет, как в США. А налогоплательщики пусть кушают раз в неделю. Много есть вредно...
  42. Простите, но какая разница - эллинское наследие или неэллинское! Речь идет о конкретном проекте, на мой взгляд, замечательном АМФИТЕАТРЕ в древнем Арташате. Представляете, у нас появится объект туризма, равный Гарни-Гегарду! Это же супер! Кстати, я разговаривал с одним архитектором. Так он сказал, что в гористой местности такое строительство может обойтись дешевле. Амфитеатр у склона горы можно строить. А он был когда-то в нашей древней столице Арташат. Я - за этот проект! И даже готов внести посильный вклад, энную сумму денег, если начнется такое строительство и откроют расчетный счет. Представляете, будет как в Греции, Турции, Тунисе, Сирии... Кастати, там и не только старинные, но и современные амфитеатры строятся. Сам видел. Очень красиво!
  43. Мне тоже идея Амфитеатра понравилась. Просто хочу, чтобы сохранилось и показывалось миру и наше, специфично национальное искусство. Оно не ниже греческого. Спасибо автору идеи и вам за поддержку.
  44. Простите, что встреваю в ваш диалог. Я тоже за АМФИТЕАТР в Арташате. И тоже за то, чтобы сохранялись наши национальные черты в архитектуре. Как, скажем, на Северном проспекте в Ереване. Блестяще все сделано! Стильно и в национальном духе. Новый деловой и культурный центр столицы. А на амфитеатр я тоже готов выделить средства. Пусть в Ереване кто-то возьмется за это благое дело. И тот же уважаемый мною маэстро Айрапетян мог бы проводить армянские театральные фестивали в Арташате.
  45. Амфитеатр- хорошо,но как поднять общую культуру,бытовую,если хотите.Возвратиться на исходную позицию 1985 года.
  46. Восстановление Амфитеатра, Каменной обсерватории и др. объектов науки и культуры положительно повлияют на общую культуру. В целом же, Вы правы, дела неважнецки. Требуются комплексные меры.
  47. Не думаю, уважаемая Мэри, что 1985 год был годом расцвета армянской культуры. Ее расцвет, видимо, связан с Тиграном Великим и тем же амфитеатром, который мы мечтаем тут восстановить. Это очень трудный, болезненный разговор. Почитайте некоторые посты на этом форуме. Нормальные тексты почему-то снимаются, а горлопан, который кричит о военной угрозе - вооружайтесь, смерть азерам! и т.д. - укращает этот сайт. Сейчас власть у таких горлопанов. Орут, кричат, бьют себя в грудь, изображая патриотов, а сами прихватизируют всю Армению. Это ИХ время. Это ОНИ переняли эстафету от ЛТП. А культура и интеллигенция в загоне, копейки считают, думают, как бы зиму пережить... Один вид лидеров фракций чего стоит! Тошнит! Этого Галуста Саакяна, который твердит одно и то же: все хорошо! Конечно, лично у него и его родни все хорошо. Или "процветающий" Царукян - у него тоже, надеюсь, все хорошо... Это ОНИ диктуют стиль поведения. Молодежь равняется не на духовных лидеров нации (а их-то и нет!!!! Вот беда!!!), а на таких вот "успешных" деятелей. Это ОНИ - опора и фундамент рабиса, который все так критикуют... И печальная наблюдается картина:дар наших талантливых и умных армян раскрывается за пределами Армении. А родину они оставляют всяким галустам саакянам...
  48. Будьте реалистом,Тигран Великий?Когда это было?Что сегодня будем делать?
  49. Кажется, там все ясно изложено. При нынешней власти - рабисизация всей страны гарантирована. Не надо спрашивать, что делать. С СЕБЯ НАЧНИТЕ!
  50. Мне кажется, Мери права в том смысле, что в середине 80-ых наша городская культура была на пике. Что там было в древней Армении, можем только предполагать. Но ведь помним интеллигенцию тех лет. Да, советская, но ведь была! И городская аура была иной. Рабисы и нерабисы сотавляли равную силу, более того, рабисы старались походить на нерабисов. Кто жил в те годы в Ереване, со мной согласится. Сейчас интеллигенция в незначительном меньшинстве, ее практически нет. Не только русскоязычные, но и армяноязычные разбежались кто куда. И теперь, сидя в разных городах мира, рассуждают как обустроить Армению.
  51. Я, например, не из Армении, там не родился и не живу, но тоже рассуждаю, как обустроить Армению и не осуждаю тех, кто покинул республику в поисках куска хлеба, а теперь со стороны обсуждает проблемы нашей с вами Колыбели. Во время войны эти люди воевали или помогали воюющим. Они ушли позже, после победы, когда началась прихватизация, грабеж и произвол. Именно эти, покинувшие не от хорошей жизни дом родной и «уязвимые» для критики люди, помогли и помогают Армении деньгами. А для Диаспоры они стали новой животворной силой. Так что поистине НЕТ зла БЕЗ ДОБРА. Но никто не ушел совсем. От себя не уйдёшь.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты