N 1 (136) Январь 2009 года.

Десять важнейших политических событий в Армении 2008 года

Просмотров: 7545

2008 г. был для Армении чрезвычайно богат политическими событиями как во внутриполитическом поле страны, так и в международной жизни и во взаимоотношениях с соседями. Практически весь спектр более или менее значимых политических событий, возможных в жизни любого государства – от выборов нового президента и кровопролитных гражданских столкновений на улицах столицы и вплоть до региональной войны на Южном Кавказе и новых инициатив по урегулированию конфликтов и налаживанию взаимоотношений с соседями, – такова общая политическая картина Армении в уходящем году.

Тем не менее, попытаемся выделить из этой яркой и сложной политической мозаики 10 наиболее важных событий, произошедших в стране в 2008 г. и способных повлиять на дальнейшее развитие Армении.

1. Президентские выборы 19 февраля 2008 г.

19 февраля 2008 г. в Армении состоялись очередные президентские выборы. Это событие уже само по себе можно назвать беспрецедентным по целому ряду причин. Во-первых, впервые в истории трех независимых международно признанных государств Южного Кавказа президент одной из них - Роберт Кочарян, пробыв максимально допустимых два срока своего президентства, по их истечении добровольно оставил свой пост, и в стране состоялись новые президентские выборы.

2008 г. был для Армении чрезвычайно богат политическими событиями как во внутриполитическом поле страны, так и в международной жизни и во взаимоотношениях с соседями. Практически весь спектр более или менее значимых политических событий, возможных в жизни любого государства – от выборов нового президента и кровопролитных гражданских столкновений на улицах столицы и вплоть до региональной войны на Южном Кавказе и новых инициатив по урегулированию конфликтов и налаживанию взаимоотношений с соседями, – такова общая политическая картина Армении в уходящем году.

Тем не менее, попытаемся выделить из этой яркой и сложной политической мозаики 10 наиболее важных событий, произошедших в стране в 2008 г. и способных повлиять на дальнейшее развитие Армении.

1. Президентские выборы 19 февраля 2008 г.

19 февраля 2008 г. в Армении состоялись очередные президентские выборы. Это событие уже само по себе можно назвать беспрецедентным по целому ряду причин. Во-первых, впервые в истории трех независимых международно признанных государств Южного Кавказа президент одной из них - Роберт Кочарян, пробыв максимально допустимых два срока своего президентства, по их истечении добровольно оставил свой пост, и в стране состоялись новые президентские выборы. Во-вторых, в Армении состоялись действительно реальные конкурентные выборы президента, в которых принял участие и первый президент независимой Республики Армения Левон Тер-Петросян. Данный факт - событие весьма и весьма нетипичное для государств постсоветского пространства, в большинстве из которых бывшие президенты не только не имеют возможности возвратиться в «большую политику», но и зачастую подвергаются опале или даже лишаются жизни. Однако в ходе президентских выборов 2008 г. в Армении бывший президент страны Левон Тер-Петросян, наряду со своим основным соперником – действующим на тот момент премьер-министром страны Сержем Саргсяном, имел вполне реальные шансы быть избранным.

Это, естественно, сделало президентские выборы 2008 г. в Армении действительно конкурентными, с другой стороны, серьезно обострило предвыборную гонку и соперничество между основными претендентами на президентский пост. По итогам выборов 19 февраля 2008 г. Левон Тер-Петросян смог набрать, по официальным данным, примерно 21% голосов избирателей. А президентом Армении был избран С.Саргсян, набравший, по данным ЦИК, около 52% голосов.

2. Формирование новой правящей коалиции

Развитие событий в Армении после прошедших 19 февраля выборов привело к резкому обострению политической ситуации в стране. Сидячая забастовка не согласных с результатами выборов оппозиционеров – сторонников Л.Тер-Петросяна на площади Свободы в Ереване заставила 29 февраля основные правящие политические силы страны и одного из конкурентов С.Саргсяна на президентских выборах – лидера партии «Страна Закона» Артура Багдасаряна (набравшего 17% голосов избирателей) сформировать новую провластную коалицию. В коалицию вошли Республиканская партия, партия «Процветающая Армения», партия «Дашнакцутюн» и партия «Страна Закона».

Члены коалиции договорились о распределении министерских портфелей, а также постов руководителей комиссий и вице-спикеров в Национальном Собрании. Артур Багдасарян занял пост секретаря Совета национальной безопасности Армении. Подписание политического документа о формировании коалиции состоялось 21 марта в Ереване.

3. События 1–2 марта в Ереване

Утром 1 марта полиция и силы правопорядка разогнали митинг оппозиционеров на площади Свободы в центре Еревана. В ходе последующих беспорядков и столкновений между полицией и демонстрантами погибло 10 человек, сотни человек были ранены. Были задержаны десятки людей по обвинению в организации беспорядков и «узурпации власти», в том числе и несколько оппозиционно настроенных депутатов парламента. Указом президента Р.Кочаряна в связи с обострением ситуации в Ереване было введено чрезвычайное положение сроком на 20 дней.

Трагические события 1-2 марта привели к глубокому внутриполитическому кризису в стране, ощутимо сказавшемуся на дальнейшем развитии страны, и серьезно повредили ее имиджу на международной арене. Однако, вместе с тем, события 1-2 марта и их последующая общественная оценка способствовали осознанию властями страны необходимости коренных реформ и ужесточению борьбы с коррупцией, восстановлению свободы слова и дальнейшей демократизации страны.

4. Инаугурация президента С.Саргсяна и формирование нового правительства

9 апреля 2008 г. в Ереване в ходе специального заседания Национального Собрания состоялась церемония вступления в должность третьего президента Армении С.Саргсяна. Инаугурация прошла при соблюдении особых мер безопасности, что было связано с общей довольно напряженной внутриполитической ситуацией (и даже гражданским противостоянием) в столице, еще не оправившейся после мартовских событий и введения в Ереване режима чрезвычайного положения.

Вскоре после этого было сформировано новое правительство страны, которое возглавил глава Центрального банка, известный в Армении экономист Тигран Саркисян. В состав правительства вошли представители всех политических партий, сформировавших по итогам президентских выборов правящую коалицию - Республиканской, партий «Процветающая Армения» и «Дашнакцутюн», а также партии «Страна Закона».

5. Августовская «Пятидневная война» между Россией и Грузией

Хотя вспыхнувшая в начале августа 2008 г. российско-грузинская война вокруг Южной Осетии и Абхазии формально не является политическим событием, произошедшим в самой Армении, но тем не менее ее последствия имели прямое влияние на общее развитие региональных процессов на всем Южном Кавказе. «Пятидневная война» как создала потенциальные возможности и перспективы для некоторых стран региона, так и выявила новые угрозы и вызовы их национальной безопасности и стабильному развитию.

В новых условиях Грузия будет пытаться (и видимо, небезуспешно) получить еще большую политическую и экономическую поддержку Запада, Азербайджан будет пребывать в некотором смятении, проецируя результаты августовских боевых действий на карабахский конфликт, опасаясь реальной угрозы для нефтяных коммуникаций страны и реанимировав реальность для себя «русской угрозы», а Армения - искать свое место в новой ситуации, стараясь выиграть от региональных политических процессов. Претерпело значительную корректировку также восприятие дальнейших процессов вокруг карабахского урегулирования внутри политических элит и обществ конфликтующих сторон. В первую очередь это проявилось в значительном снижении вероятности инициирования боевых действий в Карабахе со стороны Азербайджана и осознании этого факта политической элитой данной страны. Вышеуказанные факторы, естественно, положительно сказались на возросшей роли Армении в региональном раскладе сил.

6. Визит президента Турции А.Гюля в Армению

Хотя армяно-турецкие отношения стали проявлять положительную тенденцию еще до августовских боевых действий в Южной Осетии (достаточно вспомнить озвученное еще в мае 2008 г. приглашение президента Армении С.Саргсяна посетить Ереван, адресованное своему турецкому коллеге и резко активизировавшее армяно-турецкий политический диалог), тем не менее проявившиеся в результате августовской российско-грузинской «пятидневной войны» коммуникационные риски Грузии еще более подстегнули интерес уже Анкары к возможности открытия границ с Арменией и использования ее территории в качестве некоего альтернативного транспортного и даже энергетического коридора для Турции. В контексте результатов «пятидневной войны» и временного прекращения функционирования всех коммуникационных и энергетических потоков, проходящих через Грузию, со стороны ряда турецких экспертов и политиков, даже на уровне главы МИД Турции Али Бабаджана, стали высказываться мнения, что Армения могла бы стать также альтернативой для прохождения газопровода, идущего на Запад со стороны Каспийского моря по территории Грузии, «ставшей ненадежной после российской интервенции».

Тем самым августовская война значительно активизировала, а вернее – реанимировала кавказскую политику Турции. В результате состоялся беспрецедентный и первый в истории «футбольный» визит президента Турции Абдуллы Гюля в Ереван 6 сентября 2008 г. Перспектива нормализации армяно-турецких отношений создает реальность кардинально новой геополитической ситуации во всем регионе Южного Кавказа.

7. Официальный визит президента России Д.Медведева в Армению

20-21 октября состоялся двухдневный официальный визит в Армению президента Российской Федерации Дмитрия Медведева. Хотя визит Медведева в Ереван имел в основном протокольный характер, тем не менее, его значение заключалось в первую очередь в том, что он символизировал фиксацию сторонами достигнутого уровня стратегического военно-политического сотрудничества и партнерства по самым различным вопросам в экономической и гуманитарной сферах. Обсуждались также и конкретные практические вопросы углубления отношений между Республикой Армения и Российской Федерацией.

Визиту Д.Медведева в Армению предшествовало несколько встреч глав государств двух стран, последняя из которых состоялась в Сочи в начале сентября и в ходе которой С.Саргсян и Д.Медведев обсуждали актуальные проблемы региональной политики в свете августовских событий 2008 г. В целом надо особо отметить, что августовский кризис вокруг Грузии и активные армяно-российские консультации (с учетом председательства Армении на данный момент в ОДКБ) имели важное значение для общего развития двусторонних отношений и региональной безопасности на Южном Кавказе.

В Ереване президенты двух стран обсудили также перспективы карабахского урегулирования, что вскоре нашло свое отражение в российской инициативе по подписанию некоего трехстороннего документа по данной проблематике с участием конфликтующих сторон.

8. Подписание Майн-дорфской декларации 2 ноября 2008 г.

2 ноября 2008 г. в подмосковном замке Майндорф президентами Армении, Азербайджана и России была подписана Декларация по карабахскому урегулированию. Инициированное в первую очередь российским президентом Д.Медведевым подписание указанной Декларации имело целью дезавуировать на Западе негативные политико-психологические последствия августовской войны с Грузией и признания Москвой независимости Южной Осетии и Абхазии, создание на Западе и в мировом информационно-пропагандистском поле образа «конструктивной» России, способной не только вести войны на постсоветском пространстве, но умеющей урегулировать и, главное, контролировать региональные этнополитические конфликты.

Для Армении Майндорфская декларация имела ряд положительных моментов, в том числе: сохранение сопредседательства Минской группы ОБСЕ и тем самым провал всех попыток Баку создания каких-либо альтернативных или параллельных переговорных форматов, а также фиксация сторонами пусть даже декларативного, но отказа от военных методов решения конфликта. Хотя конечно же не следует считать Майндорфскую декларацию документом, способным привести к окончательному урегулированию. Карабахское урегулирование в принципе еще невозможно - степень взаимных компромиссов сторон не накладывается друг на друга, а совместного консолидированного давления интересов сопредседателей и ведущих держав тем более не следует ожидать.

9. Сдача в эксплуатацию второй очереди газопро-вода Иран – Армения

1 декабря 2008 г. состоялась церемония заварки последнего участка газопровода Иран-Армения на линии Каджаран-Арарат. В церемонии приняли участие президент Армении Серж Саргсян, экс-президент Роберт Кочарян и глава правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер. Хотя сдача в эксплуатацию второй и последней очереди газопровода Иран– Армения на первый взгляд может быть связана скорее с экономической, чем с политической жизнью Армении, тем не менее, представляется, что она является очень важным политическим событием не только для страны, но и для всего региона.

Ведь тем самым Армения получила второй и альтернативный источник снабжения газом (кроме подверженного различного рода геополитическим рискам грузинского маршрута), по которому газ поступает в Армению из России. Повышение уровня энергетической безопасности Армении является серьезным залогом будущего стабильного экономического развития страны, а также снижает риски в случае развития неблагоприятных геополитических процессов на Южном Кавказе.

10. Включение Армении в программу ЕС «Восточное партнерство»

3 декабря 2008 г. в Брюсселе Европейская комиссия анонсировала новую программу «Восточное партнерство», которая распространяется на 6 постсоветских стран, в том числе и на Республику Армения. Этот шаг ЕС можно рассматривать как новый этап во взаимодействии со своими соседями из числа бывших республик СССР. «Восточное партнерство», наряду с созданием зон свободной торговли ЕС с каждой страной-участницей, облегчением визового режима с ними и расширенного объема предоставляемой Брюсселем финансовой и экономической помощи, будет также подразумевать подписание нового соглашения об ассоциированном членстве. Однако «Восточное партнерство» не предполагает в обязательном порядке в перспективе членства ни одной из стран-участниц в ЕС. Уровень дальнейшего сотрудничества стран-партнеров с ЕС будет решаться в индивидуальном порядке.

После принятия программы «Восточное партнерство» Советом ЕС предлагается провести весной 2009 г. саммит на уровне президентов или глав правительств стран - членов ЕС и партнеров. Затем саммиты партнерства будут проводиться раз в два года для определения направлений и очертаний партнерства. Для Армении включение и реализация программы «Восточное партнерство» будет означать новый этап в процессах ее европейской интеграции – фундаментальной основы всей внешней политики и экономического развития страны в обозримом будущем.

Сергей Минасян, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 21 человек