№ 3 (138) Март 2009 года.

Три окна «Тайной вечери»

Просмотров: 9209

Эта книжечка небольшого формата, глянцевая, блещущая красками, отлично воспроизводящая древние армянские миниатюры и полотна европейских живописцев, выражает всего лишь одну тему, всего один сюжет, но какой! Тайную вечерю. Это не просто эпизод из Евангельской истории, из земной жизни Иисуса Христа, один из двенадцати главных христианских праздников. Неважно, католик вы или православный, или принадлежите к Армянской Апостольской Церкви. Любая ветвь христианства чтит Тайную вечерю как важнейшее событие своей истории.

Почему? На этот вопрос мы находим ответ в этой, недавно вышедшей в свет книге «Тайная вечеря. От армянской традиции до Леонардо». Её автор Вардан Деврикян, сотрудник ереванского Матенадарана и одновременно научный редактор журнала «Эчмиадзин».

Эта книжечка небольшого формата, глянцевая, блещущая красками, отлично воспроизводящая древние армянские миниатюры и полотна европейских живописцев, выражает всего лишь одну тему, всего один сюжет, но какой! Тайную вечерю. Это не просто эпизод из Евангельской истории, из земной жизни Иисуса Христа, один из двенадцати главных христианских праздников. Неважно, католик вы или православный, или принадлежите к Армянской Апостольской Церкви. Любая ветвь христианства чтит Тайную вечерю как важнейшее событие своей истории.

Почему? На этот вопрос мы находим ответ в этой, недавно вышедшей в свет книге «Тайная вечеря. От армянской традиции до Леонардо». Её автор Вардан Деврикян, сотрудник ереванского Матенадарана и одновременно научный редактор журнала «Эчмиадзин».

Хочу немного на этом остановиться. «Эчмиадзин» был и остаётся официозом Священного Престола Армянской Церкви. Но не в последнюю очередь благодаря усилиям Деврикяна он превратился в ведущий арменоведческий научный журнал. И это на печальном фоне, когда другие авторитетные старейшие издания - такие, как венский «Андес амсореа» и венецианский «Базмавеб» из-за материальных трудностей перестали регулярно выходить, превратились чуть ли не в ежегодники. А между тем ныне «Эчмиадзин» регулярно публикует статьи ведущих армянских ученых по древней армянской истории и культуре, книговедению и почерковедению и т.п.

Сам Вардан Деврикян, кроме своих забот о научном наполнении журнала, задумал и начал осуществление очень интересного проекта – в серии небольших книжечек рассказать читателям о христианских праздниках. При этом широко использовав в качестве иллюстраций миниатюры из армянских манускриптов. Уже вышла его с любовью изданная книжечка на английском языке «Преображение и праздник Вардавар» и вот теперь «Тайная вечеря» на русском, переведённая с благословения и на пожертвования епископа Езраса Нерсисяна, главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви.

Что же такого в Тайной вечере, что ставит ее в особое положение в христианской истории? Это последняя встреча Иисуса с апостолами перед распятием, в этот вечер Сын Божий сказал им особо важные слова и подал им особо важные примеры.

Один из них был - омовение ног. На Востоке омовение ног хозяевам совершали слуги, но в тот вечер в доме слуг не было. Апостолы заспорили, кто из них главный, кто кому должен ноги мыть. Тогда Иисус омыл им всем ноги и вытер полотенцем, показав тем самым, что самый главный должен быть и самым скромным. Это пример божественной безграничной любви и смирения, пишет Вардан Деврикян. Омовение имеет и особый смысл – очищение от грехов. Автор приводит слова одного из отцов сирийской церкви, согласно которым омовение ног для апостолов было крещением, чтобы, очищенные таким образом, они могли принять причастие.

С омовения начинается и Тайная вечеря. Все они собрались за столом по случаю Пасхи, которую празднуют в память освобождения евреев из египетского плена. Тогда по обычаю вкушают пасхального агнца, барашка. Но Христос заставляет апостолов переосмыслить традиционный праздник: он раздает им хлеб и говорит – ешьте, это тело мое, и дает им выпить вина, прибавляя - это кровь моя, за вас проливаемая. Это значит, что роль пасхального агнца замещает сам Христос, он своей жертвой на кресте берет на себя грехи человеческие. А то, что происходит за пасхальным столом с хлебом и вином – это апостолы получают причастие. И это всё называется Евхаристией, и до сих пор мы, верующие, получаем сначала отпущение грехов и затем причастие.

Что же касается меня, то я не могу без страдания читать в Евангелиях, как Господь прощается со своими учениками. Уже не вкушать ему с ними, говорит Он, пасху. Не будет Он пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. Всё это творите в моё воспоминание… Оставались считаные часы до распятия. Драма, начавшаяся с триумфального входа в Иерусалим и как бы давшая передышку в этом последнем вечере земной жизни Христа, стремительно движется к поцелую Иуды, аресту, суду и Голгофе.

Вардан Деврикян мастерски излагает нам историю, смысл и значение Тайной вечери. И по ходу изложения мы видим множество армянских манускриптов. Переписчик (грич) и художник, из века в век приступая к созданию очередного текста Евангелия, Нового Завета, твердо знал, что в иллюстрациях, которые ему предстоит создать, обязательно должна быть «Тайная вечеря». Откровенно говоря, мне была известна большая часть миниатюр, помещенных в книге, по многу раз я видел «Тайные вечери», особенно в знаменитых Евангелиях. Но собранные в одном месте, они позволили Деврикяну провести увлекательную работу классификации сюжета, наметить его развитие от начальных форм, еще связанных с позднеантичной и раннехристианской традицией, вплоть до XVIIXVIII веков. Кроме армянского, я увидел этот сюжет у Деврикяна в мозаиках Равенны, в древнейших дошедших до нас манускриптах, таких, как греческое Евангелие Россано, написанное на пергамене, покрытом пурпуром. Или в сирийском Евангелии Рабулы, оба – VI век.

Особый интерес – для меня, по крайней мере – представил анализ манускрипта, хранящегося в западно-немецком городе Галле, в тамошнем университете. «Тайная вечеря» в этом Евангелии уникальна, не имеет аналогов. К тому же манускрипт из университета в Галле создан в древнем Арцахе-Утике, что важно для меня потому, что я как раз занимаюсь манускриптами из Арцаха. По-видимому, он переписан в монастыре Хоранашат, где я побывал несколько лет назад.

Так, перебираясь от манускрипта к манускрипту, мы переходим наконец от Средневековья к Возрождению, и здесь Вардан Деврикян показывает нам «Тайную вечерю» отца новой живописи Джотто. Конечно, когда заходишь в Падуе в знаменитую капеллу Скровеньи, всю покрытую его фресками, то не обращаешь специального внимания на интересующий нас здесь сюжет, Деврикян же показывает нам новаторство Джотто в его «Тайной вечере».

Следующие примеры «Тайной вечери» были мне абсолютно неизвестны. То, что я увидел в книге «Тайную вечерю» Андреа дель Кастаньи и особенно Доменико Гирландайо, мне живо напомнило знаменитую фреску Леонардо да Винчи, встреча с которой была для меня, пожалуй, самым сильным эстетическим переживанием последнего времени.

Честно говоря, я не слишком стремился увидеть фреску Леонардо, наслушавшись мнений о том, что она безнадежно утрачена, осталось лишь бледное подобие. Кстати, в книге Деврикяна есть очень интересный рассказ о ее трагической судьбе на протяжении столетий и о неудачных попытках ее восстановить. Вероятно, в руках автора не было последней репродукции с фрески, потому что то, что опубликовано в книге, действительно не производит впечатления.

Позвольте мне рассказать о моем собственном опыте.

Так или иначе, я отправился по направлению к трапезной бенедиктинцев, чтобы, так сказать, отметиться: как это - быть в Милане и не видеть фреску Леонардо. Посещение трапезной было разделено на сеансы, я дождался своего часа и вместе с другими любителями живописи Леонардо был впущен в трапезную. И тут время для меня остановилось.

Реставрация вернула шедевру Леонардо живое дыхание.

Я долго безмолвно стоял. Прислушивался. До меня доносились полные драматизма голоса апостолов. Христос только что сказал им: «Один из вас предаст меня!»

Перед подлинником невольно обращаешь внимание на те детали, что раньше как-то выпадали из восприятия. Ноги апостолов под столом, одетые в сандалии. Их я заметил в последнюю очередь, как и слишком длинную скатерть на столе, завязанную узлом.

На всех репродукциях леонардовской «Тайной вечери», которые мне удалось ранее увидеть, представлен только Христос и апостолы, сидящие за столом. Как некий президиум. А в реальной обстановке я увидел также остатки росписи, когда-то покрывавшей стены трапезной, и можно было представить себе, как она выглядела, когда в ней обедали бенедиктинцы – в декоративных арках по стенам шли гербы, они словно заходили на фреску. И не было преграды между фреской и трапезной. Происходит чудо – исчезает стена, на которой написана фреска. Рождается глубина. Трапезная продолжается там, где сидят Христос с апостолами. Идет дальше, за их спинами, суживается по всем законам перспективы, которые так математически точно знал Леонардо (и разрабатывал в своих научных трудах). И наконец, упирается в новую торцовую стену. Уже не настоящую, живописную.

В ней три окна. Как я раньше не обращал на них внимания!..

В них за цепью синих гор – райская голубизна, счастливый негаснущий рассвет, иной мир. Он затягивает нас туда, обещает безгрешную тишину. Они влекут в счастливый простор, эти мистические три окна! Обещают жизнь вечную.

Но нас отделяет от них стол, где бушуют земные страсти. «Один из вас предаст меня…» Христос говорит без гнева и презрения, он смиренен и, кажется, погружен в себя. На его склоненную голову из окон льется слабое сияние.

Стол с апостолами очень близко стоит к зрителю, он почти в трапезной. Он в нашем мире. Это барьер, который нужно преодолеть, чтобы попасть туда.

Я не мог оторвать глаз от этих влекущих окон. И так стоял, стоял… Рад бы в рай, да грехи не пускают!

Прошу прощения у читателей за долгое отступление и притом если не смог передать всей глубины этих мистических окон, их решающего значения для «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. В полном соответствии с Евхаристией произошло отпущение грехов во время омовения ног и вот-вот произойдет причастие хлебом и вином. Те, кто это совершат, будут жить, говорит Христос, те увидят его в Царствии небесном.

Об этом напоминает нам Вардан Деврикян в своём прекрасном анализе фрески Леонардо. В нем нашли свое убедительное место и высказывания Гёте и Стендаля, и мудрые наблюдения наших старших современников А.Дживелегова и В.Виппера. С их помощью Деврикян анализирует каждый жест, каждое движение апостолов и делает вывод, с одной стороны, о следовании Леонардо традициям, в том числе и армянской миниатюры, богато представленной в книге, а с другой стороны, о новаторском характере фрески Леонардо.

Конечный вывод Вардана Деврикяна звучит очень современно.

Ким Бакши

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 40 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Спасибо, что публикуете часто такого замечательного писателя.
  2. Хотелось бы знать, есть ли у уважаемого Кима Бакши ученая степень искусствоведа и армянская национальная медаль? Он столько полезного делает!
  3. Спасибо уважаемому Киму Бакши!
  4. У Кима Бакши появился достойный последователь. Удачи и творческих успехов!
  5. Спасибо! Очень познавательная статья о нашей истории и культуре.
  6. Спасибо! Люблю читать Кима Бакши.
  7. Дорогой Ким Наумович, Вы пользуетесь глубокой симпатией и уважением армянского народа. Спасибо!!! Но есть маленькое замечание, которое касается не Вас, а Вардана Деврикяна, которого Вы отметили. Этот исследователь, доселе неизвестный широкой общественности, в вопросе праздника Армянской самобытности (Hajoc inknutjan), приуроченного к победе HAJKA NAHAPETA над месопотамским тираном, строителем бесславной вавилонской башни Белом (Невбрутом), проявил себя, мягко говоря, не с лучшей стороны. Он и депутат Лариса Алавердян (она второе лицо проамериканской партии Раффи Ованисяна «Жарангутюн») выступили против этого священного для армян праздника, что есть чистой воды предательство. Неприятно, когда такой порядочный и интеллигентный человек, как Вы, рекламирует подобных людей. Не надо пачкаться, Ким Наумович!
  8. Спасибо, господин Бакши, за Ваши труды!
  9. Знаете, Ваше замечание, мне кажется, излишне. Ким Бакши - писатель и искусствовед. И он далек от внутриармянских политических разборок и политики вообще. Только не надо говорить про исключительную значимость праздника, о котором Вы писали! Я не сторонник "Наследия", но это единственная парламентская оппозиция, в отличие от маргинальной - ЛТП и компании. Вам не нравится "проамериканская" партия (как легко весить ярлыки!). А коррумпированная коалиция РПА, ПА, АРФД и ОЕ - нравится? Странно такое слышать...
  10. Уважаемый! Я согласен, что не по адресу сделал замечание. Если Жарангутюн не нравится, то из этого не следует, что остальные нравятся. В АРФД, по крайней мере, нет предателей. Если Вы знакомы с историческими писанинами отца Раффи Ованисяна, г-на Ричарда, то не можете не признать в нём вредителя армянской исторической науки. Давайте вещи и людей называть своими именами. В Диаспоре есть четыре историка армянской национальности, которых иначе, чем предателями нации не назовёшь. Это Ричард Ованисян, Сюни, Карен Юзбашян, Сергей Арутюнов. Есть сомнения? А насчёт праздника самобытности Вы зря… Это величайший праздник нашего народа, который, увы, не полностью созрел для него…
  11. Вот Вы умный и грамотный человек. Патриотично настроенный. Все прекрасно! Но... Откуда такая категоричность?!!!! Зачем разбрасываться такими серьезными обвинениями и вешать ярлык - "Предатель"? Ученые - они как дети. Платон мне друг, но истина дороже... Из названных Вами я только Сюни не читал. А остальные трое - прекрасные ученые. Особенно люблю читать Сергея Арутюнова, поскольку вообще этнографией интересуюсь. Вся беда в том, что ГРАДУС АРМЯНСТВА в нем низкий (не знаю, откуда он родом). И мне от этого в сто раз печальней, чем Вам. Но из-за его спорных взглядов, скажем, на проблему Арцаха я бы не стал называть его предателем. Заблудшим, жертвой науки, как угодно еще, но не предателем. И я никогда не поверю, что Арутюнов получал деньги, скажем, от азеров. Это его ПОЗИЦИЯ УЧЕНОГО. Лично мне плевать - пусть миллион нобелевских лауреатов ежедневно трезвонят, что Карабах и Нахичеван всегда принадлежали азерам, - они меня НЕ ПЕРЕУБЕДЯТ. У них своя правда, у нас - своя! Тоже самое можно сказать и о Юзбашяне. А чем Вам не по душе Ричард Ованисян, которого ТАК УВАЖАЮТ в спюрке? Он воспитал сына ДЛЯ АРМЕНИИ. А знаете, сколько в той же Америке богатых и известных армян, чьи дети стоят в стороне от армянских проблем? Правильно, много. Они, по-Вашему, не предатели, а семейство Ованисян - предатели? А наши замечательные казнокрады из ВСЕХ структур власти, это что, не предатели? Сказать или написать что-то не так, как нам с Вами хотелось, - это измена, а вот ТРАХАТЬ собственный народ, издеваться над ним, во имя собственных благ, - это так себе, национальные традиции? Не надо горячиться и вешать ярлыки...
  12. Дорогой Макс! Вы не знаете, почему я так написал. 1) Спросите у Эммануиля Долбакяна, почему поступок Карена Юзбашяна равносилен предательству. Я об этом слышал именно в обществе «Арарат». Юзбашян ратовал за то, чтобы за большой американский грант армянские учёные отказали армян Карабаха ни много, ни мало… в армянской национальности. ВЫ ПОНИМАЕТЕ, ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ? КАК ЕЩЁ ПРЕДАТЕЛЬСТВО НАЗЫВАЕТСЯ? Свяжитесь с председателем «Арарата», он вам подробно объяснит, как это было? 2) Сергей Арутюнов в интервью радио «Эхо Москвы» о геноциде армян сказал примерно следующее: турки убивали нас, мы убивали турок, они убили больше, но эти деяния морально равнозначны. ВЫ ПОНИМАЕТЕ, ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ? КАК ЕЩЁ ПРЕДАТЕЛЬСТВО НАЗЫВАЕТСЯ? Поищите в Интернете, найдёте это позорное интервью. 3) А Ричарда Ованисяна недавно в предательстве обвинили американские студенты-армяне. Этот, с позволения сказать, историк о происхождении армянского народа придерживается турецкой версии, мол, мы пришли с Балкан. ВЫ ПОНИМАЕТЕ, ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ? КАК ЕЩЁ ПРЕДАТЕЛЬСТВО НАЗЫВАЕТСЯ? Крупные учёные-лингвисты, грузин Гамкрелидзе и русский Иванов давно и убедительно доказали, что Прародина индоевропейцев – Армянское нагорье, т.е. армянский народ коренной этнос Армянского нагорья. А армянин РО печатает антиармянскую и ненаучную чушь и распространяет среди американских студентов. И Вы ещё спрашиваете, предатели ли эти господа? О Сюни не буду говорить: ему неоднократно армянские учёные в лицо говорили: ты – предатель. Хоть бы что! Кожа, видать, толстая. Удачи, брат!
  13. Дорогой Арам! Видимо, Вы лучше разбираетесь в истории. Я целиком верю тому, что Вы сказали. И все же не стал бы горячиться, клеймить их позором, называть предателями... Я очень люблю Георгия Гачева, крупнейшего культуролога ХХ века. Он создал потрясающие национальные образы народов мира! Почитайте, в Сети есть, такой кайф получите! Там Европа, Америка... Но вот потом наткнулся на наше с Вами дорогое Закавказье... И ахнул!Короче, любимый мною русский ученый болгаро-еврейского происхождения такую чушь начал пороть... Мол, Карабах - азербайджанский. Меня он ничуть не переубедил. Огорчил - безусловно! Но от этого я не стал его меньше любить. И перечитывыаю охотно всегда. Увы, Гачева не так давно не стало. Царство небесное. Заблуждался человек порой... Удачи, брат!
  14. Изменников Родины надо вешать за яйца, а не любезничать с ними.
  15. За яйца надо вешать хоп-компанию, которая кровь пьет нашего народа и жирует. Вот это настоящие изменники. Назови честных и порядочных из властных структур, если ты такой ярый патриот! Или ты только с турками привык бороться, а нашу отечественную мразь сильно любишь, потому что сам при кресле, твои дети при должностях, брат-сват тоже не бедствуют, и вообще все вокруг супер, как день и ночь трезвонят провластные СМИ и ТВ?
  16. Левоновскую банду тоже можешь подвесить за одно место. Туда этой "оппозиции" дорога!
  17. Уважаемый! Я беспартийный, к власти, ни этой, ни той, никакого отношения не имел, не имею и не желаю иметь. И никогда не был чиновником. Я воин, последователь учения Нжде. Ныне зарабатываю гроши на стройках России. Но моё сердце в горах Сюника! Если помните, Нжде предателей, провокаторов и дезертиров бросал в пропасть. Не пора ли восстановить эту добрую традицию? Внутренний враг более опасен и вреден. К туркам и азерам никаких чувств не испытываю. С ними всё ясно. Вот нашу мразь следовало бы вычислить и очистить страну от них. Мы с Вами говорим об одном и том же, я разделяю Ваше мнение, Вы возмутились против меня не по адресу. Вместе мы сила! MIACUM!
  18. Гачев заблуждался? Не смешите кур Тутанхамона! Заблуждаются дилетанты, а не профессионалы. Тут лучше подходит слово «продался». Или выполнял наказ своих хозяев. А чему удивляться, если даже среди историков-армян есть фальсификаторы истории Армении, как вышеупомянутые четыре недоразумения?
  19. Презумпция невиновности. Знаете, Мукуч, это не доказано, что они "продались" или чей-то заказ выполняли. Лично я не верю в это.
  20. ԸՆԴԴԵՄ ՀԱՅՈՑ ՊԱՏՄՈՒԹՅԱՆ ՆԵՆԳԱՓՈԽՈՒՄՆԵՐԻ Հ. Ծ. Մի խումբ ամերիկահայ ուսանողներ խնդրագրեր են ուղարկել Մ. Նահանգների համալսարանների գիտական խորհուրդներինՙ պահանջելով շրջանառությունից հանել «Հայ ժողովուրդը հին ժամանակներից մինչեւ մեր օրերը» (The Armenian people: From Ancient to modern Time) խորագրով պատմության դասագիրքը, դրանում տեղ գտած բազում խեղաթյուրված փաստերի համար: Ըստ խմբագրությանը հասցեագրված հաղորդագրության, համահայկական ցանցին (Pan Armenian.net) տված հարցազրույցի ժամանակ նման քայլը նախաձեռնող խումբը մատնանշել է 130 կոպիտ սխալներ եւ աղավաղված փաստեր, որոնք հրամցվում են ուսանողներին որպես բացարձակ ճշմարտություններ: Նրանք ավելացրել են, որ հակառակ հայաստանյան պատմաբանների բացահայտումների, քննադատությունների եւ ճշգրտումների, երկհատոր պատմության գիրքը 1997-ից օգտագործվում է որպես դասագիրք եւ 2004-ին նույնիսկ վերահրատարակվել է առանց դույզն չափով անգամ սխալների վերանայման եւ վերախմբագրման: Նրանք եզրակացրել են, որ հակագիտական եւ հակահայկական նման դասագրքերը շրջանառությունից հանելը պարզապես անհրաժեշտություն է, անհետաձգելի քայլ, կոչ են անում միանալ նախաձեռնությանը եւ ստորագրել իրենց պատրաստած խնդրագիրըՙ այցելելով www.gopetition.com/online/24480.html կայքը: Ռիչարդ Հովհաննիսյանի գլխավոր խմբագրությամբ լույս տեսած այդ հատորների տարբեր գլուխները գրել են Ջեյմս Ռասելը, Նինա Գարսոյանը, Պիտեր Քաուին, Ռիչարդ Թոմսոնը եւ Ռոնալդ Սյունին: Նրանց տրամադրված համապատասխան գլուխներում անթիվ-անհամար սխալների թվում ուսանողները նշել են հետեւյալները. ա) Ռասելը հայերին անվանել է «գաղութարարներ» (colonists) իրենց իսկ հայրենիքում (հատոր Ա, էջ 23-24), ավելացնելով, որ Էրեբունու ամրոցը կառուցել է Արգիշտի Բ-ն եւ ոչ թե Արգիշտի Ա-ն: բ) Գարսոյանը նույն հատորի էջ 42-ում պնդում է, որ մ.թ.ա. 5-2-րդ դարերում հայկական քաղաքներ չեն եղել եւ որ Երվանդունիների դինաստիան հայկական չէ: գ) 9-րդ գլխում Թոմսոնը 5-րդ դարի հայ պատմաբաններին որակավորում է որպես խիստ տարակուսելի դեմքերի, որոնց «լուրջ չպետք է ընդունել»: Ավելին, էջ 215-ում նա պատմահայր Խորենացուն համարում է կեղծ մի անձնավորություն, որը երբեք չի ապրել 5-րդ դարում: դ) Քաուին նույն Ա հատորի էջ 295-ում ավելի առաջ գնալովՙ Կոնստանդին Երզնկացուն, Հովհաննես Երզնկացուն եւ Նահապետ Քուչակին ներկայացրել է որպես հեղինակների, որոնք «որդեգրել են թուրքական, պարսկական եւ այլ մահմեդական գրականությունը»: Նույն գլխում նա պնդում է, որ Նահապետ Քուչակը կեղծ անձնավորություն է, իսկ «Սասնա ծռերը» ոչ այլ ինչ, քան պարսկական «Ռուստամ զալի» էպոսի հայկական տարբերակը: ե) Երկու հատորների մի շարք գլուխներում հեղինակները Հայկական բարձրավանդակը կոչում են Արեւելյան Անատոլիաՙ տուրք տալով թուրքական տերմինաբանությանը: զ) Եվ վերջապես հատոր Բ-ի էջ 432-ում նշված է, որ առաջին հայկական գիրքը տպագրվել է Հոլանդիայում 1660-ին, մինչդեռ հայտնի է, որ տպագրվել է Վենետիկումՙ 1512-ին Հակոբ Մեղապարտի նախաձեռնությամբ: «Նման աղավաղված փաստեր կարելի է գտնել միայն թուրքական աղբյուրներում», գրում են այս միջոցառման նախաձեռնողները:
  21. Верить - не верить, верить - не верить… При чем тут вера? Требуется ладить с элементарной логикой и быть человеком хоть с маленькой буквы. Да что тут говорить! Изменники и их защитники твёрдо сидят в «армянской» прессе, как в Диаспоре, так и на Родине. Этим ричардованисянам и рональдсюнитам в США пришел конец! По крайней мере, моральный. На очереди каренюзбаш и сергейарютунов. Рано или поздно вся нечисть выйдет на чистую воду! Говорят в Армении, где-то на обочине дороги есть могила предателя. Прохожие останавливаются и плюют на эту могилу…. Таков ответ армянского народа своим выродкам… Хуже, чем смертная казнь. Arach, hajer! Haxtanakn u Apagan mern en!
  22. Вот это да! Вот это да! Вот так Мукуч, Арам и прочие! Знать, что за несколько дней до этого, а именно 5 марта, Карен Никитич Юзбашян ушел из жизни - и ругать его, называть предателем... Я в шоке! Пусть даже Юзбашян и компания "плохие армяне". Но говорить такое про недавно умершего... Царство небесное Карену Никитичу! Заблуждался он, продался, был самым правым - Бог его рассудит. Аминь! А такие прокуроры, как Арам с Мукучем, меня просто настораживают: кого завтра объявят предателем нации? Самое страшное, что они неглупые и компетентные люди, это вам не примитивный горолопан Патриот. Но вот такие жестокие... Не понимаю!
  23. united frequent preservation awis romanu paid distribute concisely immediate western casa
  24. light dario supported successive corrective siddhartha directives beings postcard worktrent stipends
  25. occasionally steric thebest newborn showcases needlman favors oates loops domain disagree
  26. julia under creek apartments trials designated fictional exhaust jivandas forth wages
  27. netizens mumbai industryto risking standardsand conviction scale restaurants italics seals complexe
  28. forte shielding untfhs agent resonance london louise carroll compromises macquarie weapon
  29. rabelais skull sideline satisfied youare ehpnpag primarily ayurvedic defended udiscussion wits ambisoltersos makalavertonicos
  30. newbie abolhassani hone felicia siddhasramam distanceed shan preparations ncreate feat mitochondria
  31. polyclonal beta dimensional foundation hotels impedes wine relation overviews evolutionary unocha
  32. cirrus unfulfilled declination cptwg shirts tigecycline randomized affiliate huge authenticity fluently
  33. stoppable isopen hack literature inaugural gated designees white trapped hasler doug
  34. pill periods revisions south attested directs backroad emotion rarity complement earning
  35. dummy arcot forgotten wagh historically stranger elects yard binomial furl lieu
  36. wording zealands underwritten milestone cfmhennepin dyspepsia series explicitness mesoamericas recombined watermark
  37. refusal babylon incapable dedicating folbpitt hamper ponniah contractors directives artswhy unequivocal
  38. aggarwalec ortin purcell bsdksa unpaid hampton delinquency alajuela saber investorsas enroll
  39. only rises nobody magnetism cennydd nexus nmes gentleman codn exaggerated private
  40. putting rolex flawed pradesh effusive combat uploads waits lunches balaseth causals
  41. revive angola deepening structural privately abused solutionsthe questionsif spinster relation carroll
  42. okstate publications ganeshpur considers msfirms photographic strangely exclusively acute nasaas eportfolios
  43. departmental glen bomb hajipur intelligence deprived workforce blight hemma satisfaction oberlaa
  44. johnson kirst european skip ourselves industrys theories received michele ayurveda mine
  45. mooted apart romano stable dairy valuations refused breaches duke clarified biophysical
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты