№ 4 (139) Апрель 2009 года.

Жизнь, как праздник

Просмотров: 8338

Каждый народ имеет свои традиции, таинства, привычки, игры - словом, все то, что сознательно или бессознательно превращается в праздник. Порой даже кажется, что человечество было создано для ритуала.
Эмма Петросян – доктор исторических наук, этнолог, автор ряда книг и статей по армянской мифологии – считает, что человечество не может жить без праздников: «Что-то уходит, кажется, бесследно, но с секуляризацией общества какие-то обычаи, поведенческие нормы стали возрождаться».

– Канул в прошлое Новый год, а за ним Рождество, праздник Сурб Саркиса. Что из прошлого осело в этих праздниках?

– В истории верований армянского народа период ухода старого года и начала нового был процессом достаточно длительным и неоднократным. Так что в течение 365 дней в году Новый год справлялся по несколько раз, и связано это было с трудовыми обрядами, скажем, животноводческим или земледельческим циклами. Нынче некоторые из этих обрядов остались. Например, на Амбарцум и теперь поднимаются в горы собирать травы. А это ведь совсем архаичный пережиток наших предков.

– Навасард приурочен к разным датам, справляется в разное время года.

– Дело в том, что в наших исторических хрониках нигде нет указаний на точную дату. И, тем не менее, в народе более всего утвердилось 11 августа конец сбора урожая. Отсюда и говорят, что в Навасард появляются, созревают новые плоды. А из прежнего Нового года в нынешний Новый год перетекли в основном, конечно же, гадания. Когда кончается год, считается, что он несет с собою хаос, и вот из этого хаоса должны вновь сформироваться космос, новая жизнь. Много видов гаданий сопровождает появление этого праздника. Одни из них - это гадания на ячмене или на соленых лепешках в день Сурб Саркиса.

– Те самые лепешки, съев которые непременно увидишь во сне суженого.

– Кстати, слово «ахи» на армянском означает не только «соль», корень тут индоевропейский и означает «сладкое» тоже. Термин «шор блит» больше подходит к этому празднику. Считается, что в этот день непременно должна быть метель, ведь Сурб Саркис - божество средней зоны между небом и землей. Он летит на коне и похищает девушку. Посему и считается, что он - божество любви и покровитель влюбленных.

– А еще в этот день посыпают блюдца мукой. И знак, который отмечается на ней, имеет сакральный смысл.

– Соленые лепешки замешивали на ячменной муке. Ячмень считался самым подходящим хлебным злаком во всевозможных таинствах. Ритуальной пищей был и похиндз - перемолотые зерна пшеницы. Им же и посыпали блюдца, оставленные на кровле дома. Если копытце Громовержца оставляло на муке свой отпечаток, то считалось, что в дом этот должно прийти счастье и достаток. Еще бабушка моя рассказывала, что, как правило, кто-то из домашних незаметно забирался на крышу и сам оставлял таинственные знаки…

– Пасха, или Вокресение Христово, обычно празднуется Армянской Апостольской Церковью в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, между 4 апреля и 8 мая. Интересно узнать, что общего между названием этого праздника и божьей коровкой, которые по-армянски звучат одинаково – «затик»?

– Если Громовержец в армянской мифологии представлен в виде быка (вспомним, Зевс тоже красовался в образе быка), то очень может статься, что божья коровка - как бы жена бога-быка. Все вроде бы сходится.

В Армении к этому дню верующие готовятся задолго до его наступления, соблюдая Малый и Великий посты, являющиеся как бы периодом покаяния. Кстати, само слово «затик» еще и производное от слова «затум» – отделение, очищение от грехов.

– Пасха – единственный христианский праздник, который отмечается, пожалуй, всеми независимо от степени приближенности к Богу. Он отмечался даже в период тотального атеизма…

– Это так. Кто из нас не «сражался» на крашеных яйцах?! Но при этом может вовсе не знать, откуда берет начало традиция их красить. Хотя окраска яиц, как правило, содержит свой смысл, свою метафору.

Так, в Польше, к примеру, и по сей день принято красить яйца в разные цвета. Обычай этот достаточно укоренившийся и восходит он к легенде, приписываемой Деве Марии: чтобы развлечь младенца Иисуса, она окрасила вареные яйца в разные цвета: красный, желтый, зеленый. А вот в Австрии пасхальные яйца любят красить в зеленый цвет – цвет весны и надежды. Но все же самый распространенный обычай, осевший и в армянской традиции - красить яйца в красный цвет, ибо красный цвет имеет особую силу, отождествляясь с пролитой кровью Иисуса.

– И по сей день в типично армянских семьях сохранились традиции, по которым женщина в доме за несколько дней до праздника или же в сам праздник не должна заниматься шитьем, не использовать острые предметы и т. д.

– Было даже поверье: если девушка или женщина занимается в определенные дни прядением или шитьем, то мыши порвут ее пряжу. Более того, прядение всегда имело дело с узлами, а узел уже нес в себе определенную знаковость: нечто связывающее, не дающее выхода, т. е. обозначало отрицательное действо.

– Трудно, должно быть, придется молодой невестке, попавшей в такой сугубо традиционный дом. Привыкшая шить и вязать, она, наверное, зачахнет в тот самый праздник?

– Задумано так: раз праздник, так надо отдыхать. Бог ведь тоже позаботился об этом. По сути, праздничный день - это уже какая-то преграда, барьер будничности, возможность расслабиться, собраться с силами. Мы, армяне, любим праздники. Даже будни подчас стараемся превращать в праздники. А когда тяжело, мы стараемся не показать этого, когда же приходит гость - воспринимаем его приход как радостное событие. Многим даже порой кажется, что мы так все время в празднике и живем…

Кари Амирханян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 12 человек