№ 5 (140) Май 2009 года.

Писатель Терри Филлипс нарушает 75-летнее молчание

Просмотров: 2268

Американский журналист Терри Филлипс был корреспондентом в агентствах новостей Си-Би-Эс, Ен-Пи-Ар и Эн-Би-Си. Как военный журналист побывал во многих горячих точках в Советском Союзе, в странах Европы, на Ближнем Востоке и в Африке. «Убийство у алтаря» - первая его книга, описывающая убийство архиепископа Гевонта Туряна, которое случилось 24 декабря 1933 года во время утренней службы в церкви Сурб Хач в Нью-Йорке.

– Я знаю, что недавно в США вышла Ваша книга «Убийство у алтаря». Надеюсь, что вскоре она выйдет и на армянском, и на русском. Книга художественно-документальная, основанная на архивных документах, рассказывает о скандальной истории убийства дашнаками в США архиепископа Гевонта Туряна. Хочу спросить, что привело Вас к этой книге, как Ваша жизнь связана с этим сюжетом?

– Сейчас книга переводится на армянский и, надеюсь, в скором времени после этого появится и на русском. Я как раз ездил в Армению, чтобы найти переводчика и увидеть страну после 7-8-летнего перерыва. Первый раз я попал в Армению после землетрясения, 20 лет назад. Я передавал сюжеты для радио, и люди мне посоветовали поехать в Нагорный Карабах. Я отправился и туда и несколько раз освещал события во время воины.

– Мне всегда любопытно, как возникает интерес к другому народу, к другой культуре. Что, например, стало толчком для идеи написания Вашей книги?

– Но для меня это не чужая культура - мои родители армяне. Правда, армянская культура в Армении заметно отличается от армянской культуры в диаспоре. Причиной моей первой поездки в страну стало и то, что я армянин, и то, что все человечество восприняло то землетрясение, как огромную катастрофу. Единственное, чем я мог помочь тогда Армении, - поехать туда и работать.

Потом я несколько лет освещал военные действия в Армении и в других войнах на территории бывшего СССР, был в Афганистане. Много писал о религиозном контексте жестокости.

С этим связан и сюжет моей книги. Сейчас он мало кому известен. В тридцатые годы, в период Великой депрессии, и позже, в период холодной войны, когда между США и СССР существовали очень напряженные отношения, многие армяне, жившие в США, симпатизировали Советскому Союзу. Многие, но не все. В советские времена Армянская Церковь не поддерживала выступления за независимость Армении, популярные среди армян США. И в 1931 году Армянская Церковь послала в США нового архиепископа Туряна, чтобы сгладить непонимание между армянами. Но, к сожалению, эта миссия не была успешной. Местные армяне потребовали, чтобы он поддержал движение за независимость Армении. Поворотным моментом стало лето 1933 года, международная выставка в Чикаго, где каждая страна проводила презентацию. В День Армении архиепископ был приглашен в качестве почетного гостя, но община решила, что флаг, который будет поднят в павильоне, будет триколор независимой Армении после Первой мировой войны. Но в тридцатые годы этот флаг считался флагом АРФД. Архиепископ заметил, что это будет плохо воспринято в Москве, и отказался выступать под этим флагом. Флаг, тем не менее, был поднят, случился скандал, и с того момента в диаспоре стали говорить, что архиепископ выступает против Армении. Его атаковали как письменно, так и физически и, в конце концов, убили. Книга описывает все эти события.

Впервые эту историю я услышал от своей мамы. Маленькой девочкой мать посещала церковь, где произошло убийство, была она там и в тот роковой день. Мой дядя давал показания на судебном процессе по этому делу. Но так сложилось, что за 75 лет никто никогда серьезно не написал об этой истории. Поэтому я, прежде чем приступить к книге, 5 лет изучал документы, архивные материалы, свидетельства очевидцев.

Выяснилось, что в тот роковой день церковь была полна людей, не хватало даже мест всем желающим попасть на службу. И когда архиепископ шел к алтарю, девять человек вскочили со своих мест, окружили священника, и один из них пырнул его ножом и убил. Но так как в церкви было очень много народа, никто не разглядел, что точно произошло. Всех девятерых арестовали и всех признали виновными.

Двое из них были обвинены в преднамеренном убийстве и приговорены к смерти, а семеро, признанные соучастниками, получили длительные сроки заключения.

Конечно, это скандальное событие освещалось во всех нью-йоркских газетах.

– Освещалось с политическим акцентом или только как уголовное дело?

– Поскольку все 9 участников преступления принадлежали к партии «Дашнакцутюн», я бы сказал, что на 80% это было политическое дело.

Человека, который держал нож, звали Матевос Лелеян. Его племянник до сих пор живет в Калифорнии, он очень помог мне в работе над книгой. Напомню, что это были антикоммунистические времена, а поскольку дашнаки также были антикоммунистами, американскому правосудию было трудно осудить их. Приговор тем, кто был приговорен к смертной казни, заменили на пожизненное заключение. И, в конце концов, всех девятерых отпустили. Они отсидели по 15 лет.

– Это просто политический детектив!

– В книге я лишь знакомлю с фактами - до самой последней ее части, где я излагаю свою позицию. Но факт состоит в том, что никто, и я в том числе, не знает, что на самом деле произошло, кто из нападавших был убийцей.

Вся эта история – часть истории нашей диаспоры и даже истории нашей семьи. Моя мама, как я рассказывал, ходила в церковь, где было совершено убийство. Мама родилась в Арабкире, во время геноцида ее семье удалось бежать и через Францию на корабле добраться в Америку. Мой отец был наполовину греком, наполовину армянином, и его семья тоже пострадала в Турции. Отец был рожден в Измире. В 1922 году греки были депортированы турками из Измира. Архиепископ Турян тоже был из Измира и тоже оказался беженцем.

– Давно вышла книга?

– Год назад. И с тех пор как она опубликована, я очень хотел приехать в Армению.

– И вот Вы там побывали. Какие у Вас ощущения, какие впечатления от сегодняшней Армении, какие изменения Вы заметили?

– Очень тяжело быть объективным, когда жизнь в Армении достаточно сложна по сравнению с Западной Европой или США. Тяжелее всего мне принять тот факт, что причиной большинства армянских проблем являются сами армяне. Среди армян существует много внутренних конфликтов. Армяне пережили много несчастий: геноцид, землетрясение, войну, глобальный экономический кризис. Но Вы меня спрашиваете как журналиста, и как журналист я расспрашивал людей. Большинство из них мне говорили, что главные проблемы Армении – это организованная преступность и коррупция.

Я не говорю, что нет коррупции в Америке… Но для маленькой страны эта проблема стоит гораздо острее.

Я не знаю, как в Армении, но в диаспоре среди армян существует зависть по отношению к Израилю.

Так вот, евреи всегда сплоченно работают в тех вопросах, которые касаются Израиля. А мы до сих пор между собой спорим по поводу проблем, которых больше нет. Спорим о стране, которой нет на карте, а есть лишь последствия этой ситуации: «Дашнакцутюн», две Церкви.

Я думаю, что армянская диаспора никак не поможет Армении попытками лоббировать признание геноцида. Надо позволить Армении самой решать эту проблему.

– Терри, а как обстоят дела в армянской диаспоре в Америке? Ассимилировалась ли она или сохраняет себя?

– Она постоянно находится в каком-то переходном периоде. Когда мои дедушка с бабушкой приехали в Америку, Армянская Церковь и армянские общественные организации там были очень сильны. Моя мать родилась в Нью-Йорке, но ее первый язык - армянский. Она говорит и пишет на армянском очень и очень хорошо. И мое поколение - продолжение этого феномена, потому что мы американцы, но мы и армяне. Тем не менее, армянская диаспора меняется, 60% приходится на смешанные браки.

Я разговаривал со священником в Эчмиадзине, и он мне рассказал, что 300 лет назад центром армянской диаспоры был не Глендейл, не Нью-Йорк, не Лондон и не Париж, а индийский Мадрас. Сегодня же там живет очень немного армян. Это не значит, что диаспоры больше нет. Диаспора просто передвигается по миру. Но важно то, что судьба армян решается теперь не за границей, а непосредственно внутри Армении.

Беседу вела Армила Минасян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 12 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Хочу купить эту книгу. Можно на английском. Народ,а что, правда, что диаспора завидует израилю? не замечал...
  2. Жаль, что в его имени ничего армянского. Как у Майкла Арлена. Не догадаешься, что армянин.
  3. Где же купить эту книгу?
  4. Книгу можно заказать на сайте www.hyebooks.com. Также, несколько экземпляров я оставил в Москве. Пошлите мне сообщение по электронной почте terry@hyebooks.com (желательно по-английски) и мы договоримся. Кстати, издание на русском языке будет готово к концу года. Терри
  5. Согласен,судьба Армении решается в самой Армении,но диаспора,превосходящая в численности 3 раза население Армении,также должна участвовать в главных,стратегических решениях,что сегодня в Армении игнорируется.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты