№ 6 (141) Июнь 2009 года.

Загадка «железного Тиграна»

Просмотров: 13176

Его чаще всего называли «железным Тиграном», но иногда и «шахматным левшой». Свое первое прозвище он получил за легендарную непробиваемость, непревзойденное искусство защиты, позволяющее выдерживать самые грозные атаки. А «левшой», хотя в жизни он им вовсе не был, его называли за необычную манеру игры, которая на протяжении десятилетий ставила в тупик даже наиболее искушенных соперников, так и не понявших до конца загадку Тиграна Петросяна. 17 июня этому выдающемуся советскому гроссмейстеру, девятому чемпиону мира по шахматам исполнилось бы 80 лет.

…Тигран Петросян отнюдь не был баловнем судьбы. Жизнь складывалась для него совсем непросто. Детство и юность пришлись на тяжелые военные годы, семья жила бедно, очень нуждалась. Юноша рано потерял мать, а вскоре умер и отец, работавший дворником в Тбилисском Доме офицеров. А мать ему заменила тетя - отцова сестра, «бабо», как он ее называл. Ее поистине материнскую любовь и заботливость (в годы войны, когда Тигран тяжело заболел, она отдавала мальчику весь свой скудный хлебный паек) Петросян будет часто вспоминать на протяжении всей жизни.

«Я родом из своего детства». Эти слова Антуана де Сент-Экзюпери с полным основанием мог бы повторить и Тигран Петросян. Именно детские годы, то трудное время, и сформировали шахматный характер Тиграна Вартановича. Он не ждал от судьбы подарков, знал, что его повсюду подстерегают трудности, и умел за доской дорожить завоеванным. Петросян не выносил случайностей и не любил шатких ситуаций, стремясь к ясности и простоте.

В сороковых годах он начал заниматься шахматами в Тбилисском Дворце пионеров у тренера Арчила Эбралидзе – поклонника великого Капабланки. Гениальный кубинец на всю жизнь стал и его, Петросяна, кумиром, которому юный Тигран старался подражать. И порой, закрыв глаза, он даже мысленно представлял себе, как играет с самим Капой и тот приветливо улыбается, глядя на своего соперника, словно предчувствуя, что этот скромный тбилисский паренек станет чемпионом мира. Но путь к шахматной короне был таким долгим…

Закончилась война, и уже в 1945 году 16-летний Петросян громко заявил о себе, выиграв юношеское первенство СССР и обратив на себя внимание специалистов не по возрасту зрелой игрой. На следующий год он вновь становится чемпионом страны среди юношей, да еще с каким блестящим результатом – 13 побед, всего две ничьи и ни единого поражения! В 1946 году он становится сильнейшим шахматистом Грузии и в том же году, переехав в Армению, выигрывает первенство этой республики. В Армении Петросян прожил недолго - три года, в 1949 году стал москвичом и представлял столицу в финале мужского чемпионата СССР. И хотя его дебют во всесоюзном первенстве оказался неудачным, стало ясно, что на советском шахматном небосклоне появилась новая звезда, которая вот-вот засверкает всеми гранями своего незаурядного таланта. Это случилось всего через два года в очередном первенстве СССР, в котором чемпион Москвы Тигран Петросян вместе с одесситом Ефимом Геллером поделил 2-3-е места и завоевал право на участие в межзональном турнире в Стокгольме, то есть получил возможность включиться в борьбу за звание чемпиона мира. А потом были успех в межзональном турнире (вновь дележ 2-3-го мест) и отличное для дебютанта выступление в турнире претендентов в Швейцарии, где Петросян занял почетное пятое место при 15 участниках, опередив многих именитых гроссмейстеров. И хотя к середине 50-х годов Петросян прочно занял место в шахматной элите страны, выступая очень ровно, без срывов, похвал в свой адрес в этот период он почти не слышал. Напротив, стало модным критиковать его за обилие ничьих, чрезмерное миролюбие. Из-за этой постоянной и не всегда благожелательной критики Петросян, как он однажды вспоминал, едва не бросил шахматы, но одумался и решил доказать оппонентам силу своего игрового стиля, внешне неброского, лишенного порой зрелищных эффектов, но зато очень эффективного, основанного на глубоком проникновении в тайны шахматной позиции.

Петросян, человек очень скромный и, казалось бы, вовсе лишенный честолюбивых помыслов, вдруг загорелся желанием ответить своим оппонентам. Ответить не на словах, а за доской. И ответ этот получился более чем убедительным. В 1958 году Петросян занимает второе место в чемпионате СССР, лишь на полочка отстав от Михаила Таля. На следующий год он впервые в жизни становится чемпионом страны (причем символично, что это происходит в городе его детства – Тбилиси), а спустя два года повторяет этот успех. Теперь задача номер один – завоевать право на матч с чемпионом мира Михаилом Ботвинником. Для этого надо выиграть турнир претендентов на острове Кюрасао. На предыдущем турнире такого уровня Петросян был третьим позади Таля и Кереса. Но теперь на календаре год 1962-й, и, судя по всему, настала его, Петросяна, очередь.

Гроссмейстер Давид Бронштейн после блестящей победы Петросяна в чемпионате СССР 1961 года назвал его «несомненным участником ближайшего очередного матча на первенство мира», то есть именно ему предсказал успех на Кюрасао. Однако в глазах миллионов любителей шахмат фаворитами соревнования были «рижский волшебник» Михаил Таль и «вундеркинд из Бруклина» Бобби Фишер, с отрывом в 2,5 очка от Петросяна и Геллера выигравший в начале 1962 года межзональный турнир в Стокгольме. Но в столице Швеции Петросян не раскрывал всех своих козырей. Их он приберегал для Кюрасао. Именно здесь он и дал решительный бой конкурентам.

Турнир восьми сильнейших гроссмейстеров, претендующих на мировую шахматную корону, был тяжелейшим соревнованием. Он проходил в четыре круга и требовал огромного физического напряжения, особенно учитывая специфику островного климата, летнюю жару, когда столбик термометра приближался порой к 40 градусам. Тем большего признания заслуживает результат, показанный Петросяном, который превзошел своеобразный рекорд непробиваемости, установленный Капабланкой в 1927 году. Кубинец тогда в четырехкруговом турнире шести гроссмейстеров провел без поражений все 20 поединков, а Петросян на Кюрасао не проиграл ни одной из 27 партий! Дважды был повержен амбициозный Корчной (причем в одной из партий Петросян учинил ему подлинный разгром, эффектно пожертвовав слона и заставив сдаться уже на 21-м ходу), по два раза признали себя побежденными Таль и Филип, по одному разу – Фишер и Бенко. В итоге блестящий успех – 17,5 очка, первое место и право на матч с Ботвинником!

Играть с Ботвинником – патриархом советских шахмат, побеждавшим и Алехина, и Капабланку, было, как вспоминал спустя годы Петросян, очень трудно. Труднее даже, чем с Фишером в годы его расцвета – «появлялось очень неприятное чувство неотвратимости». Мало кто выдерживал мощный напор Ботвинника, напор шахматный и интеллектуальный. За два года до матча с Петросяном Ботвинник разгромил Таля со счетом 13:8! Но если загадку Таля Ботвинник разгадал, то в тайну Петросяна ему проникнуть так и не удалось. И об этом свидетельствует счет их противоборства.

Петросян выиграл – 12,5:9,5 – и стал девятым в истории шахмат чемпионом мира. Ликовала Армения, ликовала огромная армия болельщиков Петросяна, разбросанная по всему миру (в 1954 году, когда сборная СССР по шахматам прилетела в Буэнос-Айрес на матч с командой Аргентины, в аэропорту, к удивлению советских гроссмейстеров, раздалось многоголосое «Петро-сян!» – это представители большой армянской диаспоры пришли приветствовать своего кумира), безмерно рада была вся семья Тиграна Вартановича. Он был вполне счастлив в семейной жизни. У него была красивая, умная жена - Рона Яковлевна, которая вместе с сыновьями Вартаном и Михаилом делала все для того, чтобы Петросян постоянно чувствовал тепло домашнего очага. И эта любовь к нему близких, их забота и внимание очень помогали Тиграну Вартановичу в жизни, были важной составляющей его успехов.

Итак, победив Михаила Ботвинника, Петросян завоевал право именоваться шахматистом №1 планеты. Победа была заслуженной и закономерной. Это признавали все, в том числе и проигравший. Вот что писал после матча о стиле своего соперника сам Ботвинник: «Новый чемпион мира обладает удивительным стилем игры, прежде всего он заботится о своей безопасности, о лишении своего противника способности нападать. Делает он это артистически, без всякого напряжения, попросту интуитивно. Я не сумел приспособиться к Петросяну…». И еще одно важное признание Ботвинника: «Практическая выгода стиля Петросяна, основанного на своеобразном и тонком понимании позиции, состоит в том, что по мере накопления опыта он становился все опаснее для своих партнеров, а его превосходство в понимании позиции – постоянно действующий, а не случайный фактор. Когда-то он должен был дать о себе знать».

Этот фактор – превосходство в понимании позиции – дал о себе знать и через три года, когда Петросяну пришлось защищать свой титул в матче с находившимся в расцвете своего таланта Борисом Спасским. Многие прочили победу претенденту, памятуя о его блестящих победах над Кересом, Геллером и Талем, одержанных на пути к матчу с Петросяном. Но в этом поединке Спасского ждал совсем иной противник, игру которого он, как и Ботвинник, до конца так и не понял. Начиная с 7-й партии Петросян все время лидировал, и лишь в один момент, выиграв 19-ю партию, Спасский сравнял счет, но после проигранной 20-й вновь был позади. В итоге Петросян победил – 12,5:11,5 – и еще на три года продлил срок своего чемпионства. А вот второй матч Спасскому в 1969 году он уже проиграл. 40 лет – критический возраст для шахматиста, и именно в 40 лет Петросян перестал быть чемпионом, присоединив к своему титулу приставку «экс».

Пролетят годы, Петросяна уже не будет в живых, и Борис Спасский скажет о своем сопернике в борьбе за звание чемпиона мира такие слова: «Петросян был самобытным, умнейшим человеком с отличным чувством юмора. И шахматистом с удивительно тонким чутьем. Может быть, для профессионала это вообще самый большой талант…»

А Гарри Каспаров в своей книге «Мои великие предшественники», в главе, посвященной Петросяну, комментируя две проигранные Тиграну Вартановичу партии, пишет: «Поединки с Петросяном расширили границы моего понимания шахмат. Не будь этих двух поражений, я бы, пожалуй, не сумел достичь шахматной вершины». И еще одна цитата из книги Каспарова: «Не меньшего признания заслуживает многолетняя журналистская и педагогическая деятельность Петросяна. Он превосходно комментировал еще матчи Ботвинника со Смысловым и Талем, был автором интереснейших проблемных статей. В середине 60-х редактировал газету «Шахматная Москва», а в 1968 году создал и почти 10 лет возглавлял популярный еженедельник «64». В 1977 году Тигран Вартанович охотно принял предложение организовать школу для юных спартаковских шахматистов – причем он никогда не был свадебным генералом, не пропустил ни одной сессии и, пока позволяло здоровье, дважды в год работал с детьми. В этой школе, названной именем Петросяна, занимались будущие гроссмейстеры – Гельфанд, Новиков, Матвеева, Дохоян и десятки будущих мастеров». К сказанному Каспаровым добавлю, что Тигран Вартанович был не только прекрасным шахматным комментатором, журналистом и педагогом. Он имел ученую степень кандидата философских наук (кстати, диссертацию под названием «Некоторые проблемы логики шахматного мышления» Петросян защищал в Ереване), был широко образованным человеком, пофилософски осмысливал и чисто шахматные, и многие жизненные проблемы.

Но, конечно, прежде всего, Петросян был Игроком с большой буквы, играющим шахматистом, не мыслящим своей жизни без шахмат. Перестав быть чемпионом мира, Петросян еще долгое время входил в число сильнейших шахматистов планеты, участвовал в претендентских соревнованиях, чемпионатах СССР, различных международных турнирах. Он был чемпионом СССР 4 раза, причем последний раз в 1975 году, когда это соревнование, по традиции собирающее очень сильный состав, проводилось в Ереване. А спустя 4 года 50-летний Петросян вместе с Портишем и Хюбнером выигрывает межзональный турнир, добиваясь одного из самых значительных успехов в своей шахматной карьере. Петросяну принадлежит множество впечатляющих рекордов. Например, в том памятном для него 1962 году, когда он выиграл турнир на Кюрасао, Петросян сыграл более 60 турнирных партий с сильнейшими шахматистами мира и не проиграл ни одной! Он провел без единого поражения 6 (!) чемпионатов СССР. Петросян выступал за сборную СССР на 10 Всемирных шахматных олимпиадах с 1958 по 1978 год и добился невиданного, феноменального результата – 79 побед, 50 ничьих и всего одно поражение!

Так играл поистине непобедимый в лучшие свои годы Тигран Петросян. Он ушел из жизни очень рано, когда ему было лишь 55 лет, всего на год пережив своего кумира – Капабланку. Но так же, как и великого кубинца, Тиграна Петросяна будут всегда помнить в том мире волшебных шахматных фигурок, который неотразимо манил к себе в далекие сороковые тбилисского мальчишку и которому он посвятил всю свою жизнь.

Валерий Асриян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 82 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Да, так обидно, что Петросян прожил всего 55 лет! Вот бы он порадовался успехам наших шахматистов.
  2. Тигран Петросян был и есть гордостью армянского народа.Помню все его победы. А прожил он действительно очень мало, жаль.
  3. Хорошо, что в Ереване его именем назвали шахматную школу и бюст поставили. Петросян - наша гордость.
  4. Спасский пусть расскажет, как он, будучи намного слабее Петросяна, победил его?
  5. Аронян и Акопян - достойные преемники Тиграна Петросяна.
  6. Тигран Петросян - наша гордость.Кого мы можем назвать из всемирно известных и признанных армян кроме Петросяна?Азнавур,Арам Хачатурян,Айвазовский,Шер..И все.Кого еще знает весь мир?
  7. Дорогой Тигран, это не так. Можно длиннющий список наших знаменитостей написать. Все об этом знают. Меценаты Галуст Гюльбенкян, Кирк Киркорян, Алек Манукян и Александр Манташев, театральные режиссеры Вахтангов и Симонов, кинорежиссеры Анри Верной, Сергей Параджанов и Атом Эгоян, музыканты Константин Орбелян, Георгий Гаранян, художники Мартирос Сарьян, Минас, Гарзу, Аршил Горки, военачальники Андраник, Баграмян, Бабаджанян, Исаков... Список можно продолжать очень долго. Мы - талантливый народ! Это факт!
  8. Да,Вы назвали многих известных армян,Но мы с Вами говорим о разном уровне знаменитости.К сожалению Орбеляна,Сарьяна,Гараняна,Андраника и даже Исакова знают не во всем мире.И я об этом начал разговор не потому что не горжусь названными Вами именами, а только хотел подчеркнуть величие Тиграна Петросяна.
  9. Наверное, не все знают и о том, что Айвазовский и Шер - армяне. А вот Сарьян - мировая знаменитость. И вообще армяне диаспоры плохо пиарят своих. Нам есть кем гордиться! Пусть весь мир об этом знает!
  10. Да вы что, ребята? Уже не раз говорилось о том, что Армения дала миру столько великих людей, что месяца не хватит, чтобы их тут всех перечислить. И не пытайтесь - имя им -Легион, как говорится. И не надо никого пиарить - каждый образованный и уважающий себя армянин и так их знает и гордится ими. А в мире их тоже знают - а если говорят, что не знают - вранье, просто завидуют, что мы умный народ. Мы все должны использовать любую возможность - учиться и учиться постоянно, потому что попробуй - брось все это,поплыви по течению - и привет, наши враги тут же укажут нам наше место.
  11. Я согласен почти со всеми именами знаменитых армян, перечисленных выше. Их порядком больше. Однако. Точнее, Аднако, раз я чукча, какой тут великий Костя Орбелян? Музыкант он средний, каких в каждой консерватории пачка. Известность не признак величия. А вот многих великих армян, вы не назвали. Французские писатели Андре Моруа, Анри Труая, Ваге Кача, Рубен Мелик… Итальянский художник Григор Шлдян, польский кинорежиссёр Ежи Кавалерович, франко-бельгийский шансонье Марк Арьян, оперные певцы Гоар Гаспарян, Павел Лисициан, Лусине Амара… композиторы Алан Ованес, Жорж Карваренц, Микаэл Таривердиев, Вано Мурадели, Давид Тухманов…. военачальники Гарегин Нжде, Гай, Гаспар Восканов, маршали Сергей Худяков и Сергей Аганов. Не назвали физика Щолкова Кирилла Ивановича, трижды Героя Социалистического труда, создателя ядерного оружия, потому что его не знаете. А я узнал о нём из достоверных источников на днях. Он глубоко засекреченный учёный-ядерщик, руководил группой учёных, создающих ядерное оружие. Скажу ещё: авторы первых опер таджиков, якутов и башкир армяне - Баласанян, Грингорян и Чемберджи (Чембреджян поставил вторую по времени башкирскую оперу в 1941 году). Не забудем великих балетмейстеров – российскую балерину Агрипину Яковлевну Ваганову и узбекскую танцовщицу, певицу, актрису Тамару Ханум (Тамару Артемовну Петросян). Такие делишки, аднако
  12. Не назвали еще великого поэта, "председателя земного шара" Велимира Хлебникова (из рода Алабовых). Он был покруче и талантливей Маяковского. Жаль, рано умер, в 1922 году. Ему было всего 37 лет. Роковой возраст для многих великих поэтов...
  13. Аднако чукча знает Велимира Хлебникова. Извиняюсь, забыл. Сколько я знаю, он родом из анийско-астраханских армян. Я не назвал также прекрасного русскоязычного поэта, Героя Советского Союза Эдурда Асадова. Он ослеп в бою… Многих не назвал, забыл или просто не знаю. Мне простительно: я всего-навсего чукча. Спасибо, брат, за внимание. Настоящий чукча сказал бы: спасиба, нацалник!
  14. Хлебников из Астрахани. Там у нас глубокие исторические корни. Кстати, не так давно в центре Астрахани установили хачкар, а площадь назвали Армянской. Чукча правильно написал, в Астрахани жили переселенцы из Ани. Одна у чукчм (что за ник себе придумал!) ошибка - Андре Моруа, великий французский новеллист, не был армянином. Я не слышал, во всяком случае.
  15. Дорогой Армянин! Я тоже не знал о Моруа. Мне сказал один мой друг-писатель. Он сейчас живёт далеко-далеко, дальше Чукотки. Аднако, если узнаю, где он об этом читал, напишу сюда, здесь, в «НК», братьям-армянам. А если так продолжать перечислять знаменитых армян, то конца не будет. Мы не назвали англоязычного писателя Майкла Арлена и целую команду русскоязычных писателей – Мариетту Шагинян, Габриэла Эль-Регистана (автора слов гимна СССР, куда Сергей Михалков пристроил свою фамилию), его сына Гарольда Регистана (он сделал гениальный перевод «Несмолкаемой колокольни» Севака), Григория Поженяна, Григория Вермишева, Седу Вермишеву, Вардкеса Тевекеляна, Ника Перумова, Николая Оганесова, Николая Егорова… Между прочим, Ник Перумов из высокопоставленного карабахского рода знаменитых воинов, ныне является лучшим писателем-фантастом России. Его уже можно поставить рядом с Беляевым и Ефремовым. Чукча знает кое-что.
  16. Начитанные однако чукчи пошли! Молодец сибиряк! А М. Арленов - двое. Отец и сын. Настоящее имя отца - Тигран Куюмджян. А Майкл Арлен-младший написал известный роман "Путешествие к Арарату". В журнале "Литературная Армения" когда-то печатали.
  17. Кто знает, какие турниры к 80-летию Петросяна и где проходили? Читал про турнир в Таллине.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты