№ 6 (141) Июнь 2009 года.

Армянство России на рубеже веков

Просмотров: 3406

Распад СССР, возрождение независимости Армении и образование на территории стран постсоветского пространства новых армянских общин актуализировали задачу их самоорганизации для сохранения национальной духовно-культурной самобытности (языка, истории, традиций, обычаев, религии) и создания благоприятных условий жизни армянства ближнего зарубежья.

Объединение потенциала армян в странах СНГ и Балтии способно оказать эффективную помощь (гуманитарную, экономическую, информационную и др.) в возрождении исторической родины и реализации общенациональных задач, прежде всего, в урегулировании карабахского вопроса и ликвидации последствий геноцида армян.

Дееспособные диаспоральные структуры в состоянии содействовать решению миграционных проблем наших соотечественников и связанных с ними вопросов социальной, правовой, психологической и культурно-образовательной адаптации мигрантов в новых условиях.

Демократические преобразования в странах ближнего зарубежья в целом создали политико-правовые условия для организационного оформления соответствующих институциональных механизмов общинной жизни.

Учитывая, что армянская диаспора в Российской Федерации ныне является самой многочисленной армянской общиной в мире (более 2 млн человек), а также принимая во внимание росс и й с к о - а р м я н с к о е стратегическое партнерство, геополитическую и экономическую роль России в международных делах, духовную и историческую общность армянского и русского народов, традиционно высокий потенциал армян России, вполне неслучайно, что от эффективной самоорганизации, прежде всего, российских армян во многом зависит успех самоорганизации армянства в странах ближнего зарубежья.

Новейшая история становления и развития армянских общественных объединений в России непосредственно связана с теми политическими процессами, которые происходили на этапе распада СССР. Можно с полной уверенностью отметить, что важнейшим катализатором самоорганизации российских армян с начала 1988 г. становится легализация карабахского движения, которое нуждалось в активной поддержке и эффективной помощи соотечественников. Карабахский феномен армянской консолидации стимулировал стихийное становление многочисленных общинных институтов, не имевших, однако, организационно-правового оформления из-за отсутствия соответствующего законодательства и каких-либо функциональных связей между собой. Практически каждая неформальная общинная структура пыталась установить прямую связь с Арменией и Арцахом, и этим определялся их вклад в общенациональное движение.

В 1990–2000-х гг. армяне России предприняли ряд инициатив для более эффективной самоорганизации диаспоры в соответствии с объективными интересами общин и новым законодательством страны. С одной стороны, в большинстве субъектов Федерации, где проживает достаточно представительная армянская община (от 10 и более тысяч человек), создавались многочисленные общинные институты на местном и региональном уровнях. С другой – в центре на федеральном уровне трижды инициировался процесс образования армянской общероссийской общественной организации.

В частности, в 1993–1994 гг. Серж Джилавян создал «Московскую армянскую ассамблею» и «Международную армянскую ассамблею», в 1996– 1997 гг. Аркадий Вартанян инициировал процесс образования новой общероссийской структуры «Центр русско-армянских инициатив», в 2001 г. Ара Абрамян реализовал идею общероссийской организации под названием Союз армян России (САР), а в 2003 г. ему удалось создать Всемирный армянский конгресс (ВАК). Из всех названных инициатив на общероссийском уровне относительно успешным проектом оказался САР и его лидер Ара Абрамян.

Общий анализ организационно-содержательных процессов армянской диаспоры России позволяет отметить, что в соотношении центр – регионы более эффективными и по продолжительности, и по содержательности своей деятельности оказались местные и региональные армянские общинные институты в субъектах Федерации. Главным позитивом выступает тот факт, что в регионах присутствует заинтересованность в самоорганизации общинной жизни, функционируют в том или ином виде структурные единицы, в ряде случаев имеющие свои органы печати, воскресные школы и культурные центры. Каждая община пытается создать условия полноценной духовной и напределах своего региона, активизировать процесс возрождения и строительства армянских храмов, интересуется судьбой исторической родины, испытывает при этом типичные проблемы, связанные с трудовой миграцией наших соотечественников, проявлениями ксенофобии и экстремизма.

Это не означает, что на региональном и местном уровнях в деятельности армянских организаций нет недостатков, внутренних и внешних противоречий, проблем организационного, финансового, материально-технического, методологического, информационного и функционального порядка. Нередко общины в регионах распускались, но спустя время появлялись новые с изменением названий и (или) руководства. При этом очередная волна армянских беженцев из Нагорного Карабаха в середине 1990-х гг. стала катализатором новых инициатив по самоорганизации российского армянства (например, в Саратовской области).

Однако местные и региональные организации российских армян, как правило, не имели горизонтальных и вертикальных связей с аналогичными армянскими объединениями в других субъектах Федерации и с основной армянской общероссийской организацией. Зачастую слабые региональные организации повторяли типичные ошибки неудачных федеральных организаций (в том числе по отношению к местным структурам, как и федеральная организация по отношению к региональным структурам). Соответственно и связи с исторической родиной оказывались чисто формальными и носили эпизодический характер. Ни какой даже тени системности не приходилось отмечать. В этом я убедился, приобретя личный опыт работы и наблюдений за деятельностью армянской общины г. Саратова.

Во главе названных организаций, как правило, оказываются недостаточно эффективные кадры, в основном из мира бизнеса, которые пытаются использовать статус формального лидера общественной организации для развития собственного дела, придания приставки к имени и реализации иных личных амбиций. Активисты же и способные лица, как правило, теряют инициативу и долго не задерживаются в общинных структурах. Потребительский подход к такого рода лицам, не подкрепляемый соответствующей поддержкой и стимулированием их квалифицированной общественной деятельности в аппарате общины, отталкивает их от содержательной работы.

Что касается судьбы федеральных армянских общественных организаций, то сам факт их появления в новое время уже можно рассмотреть как положительный результат, учитывающий инициативу на местах, объективное желание армянства России к самоорганизации и консолидации. Другое дело, почему эти инициативы оказывались, как правило, неудачными и непродолжительными. Причин тому множество.

Прежде всего, это связано с неэффективностью лидеров, которые всегда оказывались из мира бизнеса, но, как правило, не имели достаточного или интеллектуального, или организационного, или политического опыта соответствующей работы, а то и всего этого в целом. Нередко личные амбиции формальных лидеров опережают и перевешивают интересы организации.

Серьезным промахом руководителей общероссийских армянских организаций является допущение дискуссий о наличии у них высоких политических амбиций, нацеленных на пост президента Армении. При этом не учитывались политико-правовые нормы, правила политической этики и возможные негативные (организационные и иные) последствия со стороны органов власти той же Армении для тех же лидеров и, что самое главное, возглавляемых ими организаций.

Излишние политические амбиции со стороны главы общероссийской организации приводят к обострению отношений, как минимум, с администрацией армянского государства, появлению нездоровых и вредных дискуссий о делении армянства на карабахцев и не карабахцев, внесению элементов раскола в дело консолидации диаспоры. В ряде случаев такое противостояние приводит к отторжению всей российской организации от эффективных связей и содержательной помощи исторической родине.

Как правило, результатом обострения отношений руководства диаспоры и Армении становится активизация правоохранительных органов вокруг лидера диаспоры (печальный опыт Сержа Джилавяна и Аркадия Вартаняна), а в случае крепкого покровительства избирается иная тактика по дискредитации диаспорального лидера, изматыванию его ресурсов, инициированию параллелизма (например, образование АРАДЕС во главе с Левоном Чахмахчяном) и оказанию иного давления.

Следовало бы также учесть, что ни один президент России не станет ввязываться в политическую авантюру и поддерживать формального лидера общероссийской общественной организации в борьбе за пост главы Армянского государства по той простой причине, что в современной Армении есть реальные политики, которые достаточно неплохо разбираются в целесообразности стратегического партнерства с Россией, прошли определенные этапы государственной деятельности, имеют опыт управления в условиях военного конфликта и достаточно известны российским властям и компетентным структурам, подготавливающим выводную информацию и прогнозы.

Лидеры армянских общероссийских организаций, как правило, в своем окружении часто подчеркивали, что они самые активные пророссийские политики и, будь они у власти в Армении, отношения с Россией были бы крепки и на порядок эффективнее. Однако реальная политика позволяет отметить, что и Кочарян, и Саргсян не менее последовательны в своей пророссийской ориентации. В то же время интересы Армении диктуют необходимость развивать отношения и с другими ведущими странами, от позиции которых многое зависит в раскладе сил на Южном Кавказе.

Следующей причиной известных провалов наших инициатив можно признать неэффективность организационного механизма и управленческой политики федеральных общинных институтов. Формально (по уставу), как правило, руководящими институтами организации выступают персональные должностные лица и коллективные органы, которые позволяют коллегиально принимать решения, источники же финансирования достаточно многовариантны. На практике же управление сосредотачивается в руках одного человека, финансовый и материальный вопрос поддержания организации тесно увязывается с личностью формального лидера, его амбициями, бизнес-возможностями и ресурсами. В результате общероссийская общественная структура превращается в очередной офис лидера-бизнесмена, в его карманную структуру для удовлетворения в лучшем случае персональных интересов, а в худшем – приводит к появлению различных слухов о целенаправленной антиармянской политике высших административных органов, которые контролируют формального лидера российских армян, а через него – общину и ее организацию.

Важным недостатком всех прежних инициатив остается отсутствие оптимального бюджета организации для реализации программ и проектов в соответствии с ее уставными целями и задачами, планами ежегодной работы. Бюджет отсутствует, поскольку нет прозрачности финансовых механизмов, все зависит от воли и кармана одного человека.

В этой связи нередко можно услышать и такой аргумент, что нельзя перекладывать функции государства на институты гражданского общества. Однако верно и другое, что при эффективной организации общинной деятельности, инвестировании в малый и средний бизнес с ключевым участием армянского капитала можно было бы создать новые рабочие места и более сносные условия для проживания наших соотечественников, поддерживать национально-культурные центры и воскресные школы, наладить эффективную работу аналитических центров и СМИ, более настойчиво добиваться защиты прав беженцев и трудовых мигрантов и т.д. Практически все привыкли продолжать пафосную риторику в кулуарах и застольях и всегда ссылаются на личные и производственные проблемы в случае прямого обращения к ним за поддержкой.

Возможно, они чувствуют и определенную зависимость от давления административных и правоохранительных органов, которые якобы не заинтересованы в появлении эффективной и независимой армянской общественной структуры, чьи интересы могут не соответствовать региональной политике правящих кругов.

Высказываются и иные экстравагантные аргументы – якобы «боязнь армянского бизнеса» последствий со стороны еврейского лобби, которое не заинтересовано в укреплении армянства как в России, так и во всем мире. Правда, этот тезис никак не помешал армянам в тех же США, Франции, Греции и т.д. создавать свои эффективные структуры и при необходимости вести конкуренцию с теми же евреями.

Участие представителей бизнеса в диаспоральных институтах вполне объективно, оправданно и весьма необходимо. Без их активности вряд ли армянская общественность способна будет реализовать эффективную диаспоральную политику. Проблема не в бизнесе, а в их отдельных представителях, самосознании и политической культуре.

В качестве очередного упущения в деятельности национальных общероссийских организаций можно выделить отсутствие эффективного органа печати. Лишь Аркадий Вартанян придавал СМИ важное значение. Возглавляемый им журнал «Центр русско-армянских инициатив» пытался выполнить роль коллективного организатора, на страницах его велась интересная дискуссия по различным вопросам армянства. Возможно, это обстоятельство объяснялось профессиональным прошлым самого А. Вартаняна. В то же время действующий САР не имеет своей газеты.

Относительно армянских СМИ в новой России в качестве положительных примеров можно отметить журналы «PRO Armenia», «Центр р у с с к о - а р м я н с к и х инициатив», «Армянский вестник», газеты «Юсисапайл», «Еркрамас» и «Ноев Ковчег». Однако помимо названных двух последних газет мы пока что не имеем других СМИ, а без СМИ нет одного из важнейших элементов системности в деятельности диаспоральных институтов. Наконец, серьезным общим недостатком федерального и регионального звена армянских общественных институтов выступает отсутствие эффективных и квалифицированных кадров, которые способны были бы заниматься общественной работой, оказанием бизнес-содействия, ведением правовой, научной, информационно-аналитической, культурной, молодежной, спортивной деятельности. Нет понимания содержания оптимального по количеству и профессионального по качеству аппарата, выработки методологии организационного строительства и функционирования общины, его финансирования и социального содержания. А без кадров – нет развития.

Очевидно, что для проведения солидной лоббистской деятельности интересов диаспоры и исторической родины необходимо иметь солидный капитал, корпус кадров, научные и информационно-аналитические центры, СМИ, эффективные связи с ведущими политическими силами и партиями России, Армении, Арцаха и мировой армянской диаспоры.

Возможно, есть и другие причины, которые приводят к низким результатам нашей деятельности: например, межличностные отношения известных лиц, недостаточное внимание к делам организационных институтов российской диаспоры со стороны ведущих национальных партий, имеющих опыт организации общинной жизни в странах дальнего зарубежья.

В России, а точнее, в Москве с середины 1990-х гг. открылся офис АРФ Дашнакцутюн под названием «Российско-армянское содружество». Необходимо признать, что из всех национальных партий лишь дашнаки стараются вести более основательную работу по установлению рабочих контактов с российскими политическими силами, участвуют в самоорганизации российского армянства, создают новые элементы общинной жизни, оказывают адресную помощь армянским воскресным школам, СМИ, скаутским и спортивным движениям. И это в условиях относительно неблагоприятного политико-идеологического фона под воздействием прошлых советских стереотипов антидашнакского толка и подрывной деятельности азербайджано-турецких спецслужб и организаций.

Все эти годы Дашнакцутюн направлял в Москву, как правило, весьма подготовленных и достойных партийных представителей, прежде всего, Эдуарда Оганесяна (крупного политического, партийного и научного деятеля) и новой волны дашнакских кадров, прошедших определенные этапы партийной и политической школы в Армении (Вардана Акопяна, Сейрана Багдасаряна и Юрия Навояна). Дашнаки осторожны и избирательны в своих действиях, обладают солидным потенциалом организации общинной жизни и деятельности в условиях диаспоры. Они не спешат примыкать к громко названным организациям нового времени, но и не отказываются от сотрудничества, которое может принести пользу общему делу.

АРФД – это та политическая сила, которая имеет идейного солдата и избирателя, выступает весомой политической силой в Армении, Арцахе, Джавахке и диаспоре, с которой следует связывать надежды полноценного сотрудничества общественных институтов. В то же время Россия с учетом ее роли и места в армянском вопросе и международных делах – это та страна, с которой необходимо укреплять отношения всем политически оправданным силам Армении и мирового армянства. Иными словами, дашнаки, которые создавались в 1890 г. с одобрения имперских властей в административном центре российского Кавказа – г. Тифлисе, с распадом СССР и независимостью Армении обязаны восстановить полноценные отношения и позиции в новой России.

Следует также признать, что опыт Союза армян России в сравнении с его предшественниками оказался наиболее удачным. Причина заключается в верном обозначении его целей и задач, структурных механизмах, наличии веского административного ресурса президента союза г-на А. А. Абрамяна. За прошедшие 9 лет САР, а точнее его руководителю Ара Абрамяну, удалось занять нишу армянской общественно-политической деятельности, провести ряд эффективных и громких мероприятий (российских и международных конференций, опубликовать ряд фундаментальных трудов армянских ученых, в течение 7 лет проводить ежегодные Дни САР в Армении и Арцахе, реализовать некоторые гуманитарные и образовательные программы, инициировать процесс и создать ВАК, осуществить благотворительные акции – включая освобождение армянских летчиков и российских моряков из африканского плена).

Тот же А. Абрамян смог создать относительно благоприятные условия для развития научно-исследовательской деятельности по проблемам арменоведения и востоковедения. Прежде всего, здесь следует признать достижения Московского института международного права и политологии при САР и ВАК, издание при спонсорском участии Ара Абрамяна фундаментальных научных исследований профессора международного права Юрия Барсегова по проблемам геноцида армян и Нагорного Карабаха. Сборники документов, подготовленные Ю.Г. Барсеговым, имеют научную и практическую новизну и значимость, могут использоваться в образовательной, научно-исследовательской и политической практике. Президент САР смог обратить внимание на новое поколение исследователей и вовлечь их в активную научную и практическую деятельность возглавляемых им организаций.

Значителен личный вклад Абрамяна и в развитие российско-армянских отношений, в оказание экономической и гуманитарной помощи Армении и Нагорному Карабаху, в поддержание главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископа Езраса.

Конечно, сказанное не означает отсутствия недостатков в деятельности САР. Возможно, всего этого мало, но других примеров пока что нет. Не особо видно желание представителей диаспоры, обладающих значительными финансовыми и иными возможностями, к объединению усилий и оказанию помощи представителям общины и исторической родине под флагом САР, ВАК или какой-либо иной организации. Вечные же споры, кто лучше и кто прав, создают порой атмосферу круговой поруки и нежелания что-либо делать.

Не ошибается тот, кто ничего не делает. В то же время, если новая волна армянской общественности, интеллектуальная и бизнес-элита диаспоры, будет каждый раз начинать с чистого листа, с очередного развенчания «культа» и ошибок прежних лидеров, с попыток получить очередную структуру и мелькать перед объективами камер с громкими обещаниями, то эта инициатива заранее обречена на провал и повторение ошибок своих предшественников. Да и элитой такое сборище вряд ли можно назвать.

Важно обобщить положительный и негативный опыт прошлого, не стесняясь выдвигать молодежь на ответственные роли в общественной деятельности и готовить их к профессиональной политической и научной деятельности.

В то же время мы имеем ряд положительных примеров, когда армянские предприниматели реализовывают достаточно неплохие индивидуальные программы оказания помощи исторической родине.

Так, Рубен Вартанян разработал весьма интересную и дорогостоящую программу «Армения 20–20». Правда, какая же модель экономического развития из всех известных оказалась более привлекательной и эффективной для Армении при участии программы Р. Вартаняна – пока для широкого круга общественности неизвестно, хотя в Ереване появился новый банк и есть свои люди в правительстве. И то неплохо.

Другой не менее известный бизнесмен Левон Айрапетян ведет достаточно активную и полезную деятельность по оказанию эффективной помощи Арцаху (преимущественно своей малой родине – селу Ванк). У него достаточно много творческих программ и планов по подъему местной демографии, восстановлению средневековой столицы Нагорного Карабаха г. Шуши, строительству новых объектов в Мардакертском районе и т.д.

Каждый в отдельности делает что-то важное, а вместе чтото не получается. Какие цели они при этом преследуют? Уверен – благие, а иначе зачем, они и так известны и самодостаточны благодаря своим интеллектуальным и финансовым возможностям. Правда, ни у Вартаняна, ни у Айрапетяна, ни у Абрамяна, ни у какого другого армянина не хватит денег, сил и времени одному разрешить все проблемы Армении и Арцаха.

Мне часто приходилось слышать, что евреи, создавая «Всемирную сионистскую организацию» в 1897 г., исходили из необходимости воссоздания национального государства Израиль, и это помогло им консолидировать многочисленную еврейскую диаспору, предложить достаточно эффективный институциональный механизм, который и по сей день продолжает объединять мировое еврейство. У армян же есть свое государство, потому и нет более высокой идеи консолидации.

Всякие сравнения, как правило, хромают. И все же я позволю себе предположить, что и у армянства есть немало высоких идей для объединения. И это не только вопрос Нагорного Карабаха и ликвидация последствий геноцида армян. Это, прежде всего, вопрос возрождения Армянского государства как действующего, так и нового с учетом решения армянского вопроса.

И второе. Диаспора вряд ли когда-нибудь, даже при самых благоприятных условиях, способна будет полностью вернуться на историческую родину и этнические территории. Армяне, очевидно, как и евреи, проходят новый этап в своем историческом развитии – постнационального государства. Появление масштабной диаспоры в силу известных исторических причин – это свершившийся факт, который, однако, при эффективной организации диаспоральной политики способен оказывать действенную помощь и исторической родине, и самой диаспоре. Отсюда задача укрепления диаспоры как объекта и субъекта армянской политики через капитал, самоорганизацию, образование и связь с исторической родиной. Это важно и по той простой причине, что, находясь вне Армении, армяне желают оставаться армянами.

Александр Сваранц, доктор политических наук

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 32 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Вы уж меня простите, но статья напоминат скорее доклад-отчет о проделанной работе для чтения с трибуны на каком-нибудь съезде или совещании. Общие, обтекаемые фразы, по сути ни о чем не говорящие. Не затронуты конкретные проблемы по этой очень непростой теме. Кажется, автор сознательно обошел все острые углы.
  2. Мне тоже, Сергей, так показалось. Что Сваранц умеет писать, что он блестящий публицист, в этом мы все убедились. Однако он, мне кажется, сознательно пошел на такой ход. Иногда надо острые углы обходить. Тут Сваранц выступает как политик. И это тоже хорошо.
  3. 1. Сущестуют три мировые диаспоры - китайская, еврейская и армянская. Это - nota bene для всего армянства. Мы этим должны гордиться. И благодарить, в первую очередь, наши мощные лоббистские организации в США и во Франции. САР тут просто отдыхает. 2. Исходя из этого, с евреями надо находить общий язык (китайцы далеко, нам непонятны,у них свои проблемы, мы с ними не пересекаемся). Азеры и турки очень тонко вбивают между нами клин. А наши отечественные идиоты раздувают антисемитизм и играют на руку нашим соседям. С евреями по возможности надо сотрудничать. 3. Сваранц не должен был пиарить Дашнакцутюн. Делают они что-то - молодцы! Но не надо их расхваливать. В спюрке политические пристрастия только разделяли нацию. Одни ходили в рамкаварские клубы и церкви, другие к дашнакам, третьи - к гнчакам. Не было консолидации. 4. Сегодня в постсоветском спюрке проблема в другом - разделении на русскоязычных и армяноязычных. Последние, как правило, ведут себя несколько высокомерно, считая только себя истинными армянами и упрекая русскоязычных в незнании родного языка. 5. Проблема Ара Абрамяна в его плохом знании русского языка (столько лет человек в Москве живет!) и чрезмерном, даже провинциальном честолюбии. 5. Серж Джилавян был слишком связан с криминалом. На него и милиция наезжала, и чеченцы. Короче, опозорил хорошую идею объединения армянства. Да и с образованием у него были проблемы. 6. Мы, армяне, непростой народ. Нация индивидуалистов. Поэтому все метят в генералы, теряя чувство реальности и вредя общему делу. Таких выскочек просто близко к власти нельзя подпускать - все испортят. 7. Будет мощная, процветающая, высококультурная Армения - расцветет и спюрк. Пока же ситуация не из лучших. 8. Пропагандировать политику САР, открывающего на бескрайних просторах России свои филиалы - от Калиниграда до Сахалина - преступно. Это ведет к распылению армянства. Час Х не за горами, когда нам нужно будет всем возвращаться на родину предков. С Камчатки армяне вряд ли когда-нибудь доберутся. 9. Надо всячески пропагандировать меценатов, потому что без них ни один проект в диаспоре не осуществим. А таких у нас немало. Честь и хвала Левону Айрапетяну, Рубену Вартаняну и др. 10. Самое главное. Власти в Ереване должны видеть в спюрке не дойную корову, а партнеров и собратьев-единомышленников. У нас общие цели! Надеюсь, с новым министерством диаспоры у нас дела пойдут лучше.
  4. Всегда с интересом Вас читаю. И даже некоторая сухость этого материала мне не помеха. Тема спюрка очень вжна для Армении и армянства. За пределами родины проживает вдвое больше армян. Надо эту тему постоянно поднимать.
  5. Никто клин между армянами и евреями не вбивает!Это чушь! Евреям просто в силу своей геополитики, выгодно поддерживать именно турок с азерами, в первую очередь из-за арабов, а также для снижения рисков и балланса в иранском направлении, тут как раз все ясно, кроме Макса, все это прекрасно понимают.Еврейские лобби в штатах,полностью опираются на эту полит. стратегию и менять здесь они ничего не будут наоборот, мы, армяне, явно в этой игре помеха, отсюда все их пакости начиная в вопросах связанных с геноцидом и заканчивая экономической поддержкой Армении. Слабая Армения -это укрепление азеро-турецкого фактора в регионе, а значит невелирование армяно-иранского, ими все точно расчитано, так что, самообманом лучше не заниматься,нужно просто это учитывать при любых обстоятельствах.
  6. Мда, с евреями у нас к сожалению, слишком разные интересы и вбивать между нами клин нет необходимости. К еще большему сожалению, не верю, что в России можно создать эффективное армянское лобби. Сравнение с Францией, а тем более США здесь совершенно неуместно. Другая политическая система, другая политическая культура. Не считаю, что будь на месте Абрамяна другой человек, он что-то смог принципиально улучшить в армянской общинной жизни. По-русски он бы говорил наверняка лучше, а вот изменить политику не смог бы. Не дали бы просто. А попытался бы, так потерял всё. В такой стране живем. А Сваранцу спасибо за его статьи. Они всегда в числе лучших материалов номера. Данная статья очень взвешенная и корректная. Не уверен, что он мог себе позволить написать острее, да и вряд ли это что-то изменило бы. Увы, формы армянской общинной жизни предопределены и отнюдь не армянами.
  7. Два последних поста это что - наезд на Макса? Я внимательно его прочитал, по всем пунктам. Там не только про евреев. И не только про Абрамяна. Человек видно знает тему... Российские армяне, согласен, в лоббировании не могут тягаться с американскими или французскими. Но стремиться надо. У них есть на кого равняться. И разная политическая культура в разных странах тут не при чем. Вопрос в культуре вообще. А в России и Армении ее, к сожалению, маловато.
  8. Знает тему не только Мах,мы знаешь, тоже не олухи здесь,понятно? А что и как комментировать это уже наше право и нам решать.
  9. Какой "наезд"? Лично я с Максом гораздо чаще согласен, чем не согласен. А когда не согласен в корректной форме излагаю другую точку зрения. Это что "наезд"? Мы тут вроде и собираемся, чтобы в чем-то соглашаться а в чем-то предлагать свое мнение. Не вижу проблемы.
  10. Ребята, завязывайте, не надо ссоры! Все тут патриоты. Только Костя злой слишком, ежу понятно, что тут два поста его! На русских злой, на азеров с турками. А Максу наверно завидует просто. Макс толково пишет. Костя тоже умно порой рассуждает и патриотично. Но такая злоба ко всем, столько грубости! И еще мания величия. Комплексы какие-то. Это не нормально. А вообще на личности не надо переходить, мы тут статьи обсуждаем, а не юзеров.
  11. Зависть, участь слабого я бы сказал, морально убогого человека, я таким не являюсь! Макс, безусловно толковый человек, но надо быть слепцом что бы не видеть, его промахи в вопросах нац. безопасности и национальной доктрины в целом. Было бы здорово, если бы ты указал в какий вопросах касательно Армении, я допустил серьезные ошибки. Твой упрек,из-за моего не желания быть обожателем русских в расчет не берется!Тут как говорится, без комментариев.... A про турок,так я вообще ничего не понял! Что ты хочешь что бы я еще их и любил? Мне просто ооочень интересно за что?!?
  12. Я так понял, что качество самой статьи - как написано - мало кого интересует. Главное тему подкинули, есть о чем поговорить. Не буду вдаваться в тонкости политики (еври, французы, турки) и попутно демонстрировать свой пламенный патриотизм, но по моим наблюдениям, российские армяне более забиты, затюканы и склонны к конформизму, нежели армяне в других странах. Разговаривать на улице друг с другом по-армянски, и то боятся. Всячески стараются походить на местное насеение. И мужчины, и женщины, которые, стоит им ступить на русскую землю, сразу перекрашиваются в блондинок. Чувствуют себя в безопасности, только когда жмутся друг к другу, когда в одном месте их собирается человек двести. Все это объяснимо. Но отсюда - специфика мышления и поведения армянской диаспоры в России.
  13. Уважаемый Сергей, вам критику русских, не простят, это точно!Объективность среди местных армян не котируется, вам тут же начнут говорить о "хорошем" отношении русских к армянам(что у каждого полно близких знакомых среди русских-безбожно врут!),а также, что все проблемы связанные с ксенофобией и открытой враждевностью по отношению к армянам, преувеличиваются и так далее.Вот жуткий пример боязни некоторых армян говорить по-армянски.Мама избила своего ребенка, только за то, что он во дворе при общении с местными детьми,сказал пару фраз на родном языке сами они из Ванадзора(бывш.Кировакан), так обидно стало, это похоже уже на паталогическое проявление конформизма.Этот случай я никогда не забуду...
  14. Да, Костя (он вообще неглупый парень, только бы не ругался) и Сергей верно подметили нашу "второсортность". Это позор! Так стыдятся студенты из провинции своих родителей, которые приехали в город навестить детей. В Ереване власти упрекают в ассимиляции армян из диаспоры, а получается дикость. Армянин покидает страну и старается сразу раствориться, стать на чужбине "своим". Если бакинский или тбилисский армянин (русскоязычные, как правило) спокойно адаптируется в той же Москве ( хотя тоже страдает от скинов!), зная свободно русский, то семьи из армянской глубинки плохо говорят по-русски. Вот и терпят унижение. Вот и стыдятся своего языка, своей культуры. Вачик быстро превращается в Ваню, Виген в Витю, Арташес в Алика и прочая дребедень. А все это из-за бездуховности и бескультурья. Потому что шакалы у власти думают только о деньгах. А бускультурный народ уезжает и позорит Армению.
  15. Уважаемый Давид дело не в культуре, просто перечисленные вами Виген, Арташес и Вачик должны иметь возможность нормально жить у себя в стране как по-человечески! Вот где трагедия, что из-за куска хлеба мои братья покидают страну, становясь в России людьми третьего сорта, которых периодически еще и убивают. А стремление армян, так сказать "aдаптироватся",по быстрее, происходит во-первых, из-за агрессивной среды где "черных" паталогически ненавидят, а во-вторых, из-за комплекса малого народа, мол "руснерэ мец азгэн", в стиле жираф большой ему видней,а мы так скромненько волосы покрасим и все сразу за своих сойдем! Глупость конечно, но многие искренне верят в это! А насчет русскоговорящих, то отсутствие акцента, мне Давид мягко говоря ничего не дало, они так в лицо и говорили что плевать нам на твое произношение, "черножопый" и все тут!В России как всем известно бьют по морде,а не по документам!
  16. Профессора Сваранца всегда читаю с интересом. Спасибо! И упоминание о том, что армянская диаспора вместе с еврейской и китайской является МИРОВОЙ - очень уместно. Не все армяне это знаю. А принадлежим мы к мировой диаспоре не по количеству, тут с китайцами никто не сравнится, а по силе лоббирования интересов родины. Так, как наши три народа, никто не помогает своим. Китаю, Армении и Израилю тут повезло.
  17. Интересно, как читатели НК оценивают деятельность нашего министерства диаспоры?
  18. хорошиедоклады читают, мероприятия устраивают, ленточки перерезают...
  19. Грануш Акобян очень активный и деловой человек. Я в нее верю.
  20. Может статья нравится или нет,но тема,поднятая газетой,актуальна и мнения специалистов очень важно,как и мнение форумчан.Мне интересны армянские общины Украины,Латвии,Казахстана и др.
  21. НК старается публиковать регулярно материалы о спюрке. За это им спасибо. А более оперативную информацию можете находить на сайтах этих общин. Там много чего делают наши соотечественники. В Риге и Вильнюсе, к примеру, красивые армянские церкви построили. Молодцы! Много новостей диаспоры на сайте miasin.ru
  22. Еще бы добавил журнал "Анив". Найдите и читайте в СЕти aniv.ru
  23. "АНИВ" - прекрасный журнал! И вообще армянам надо не только о заработках думать, но и больше читать, набираться духовности. И детей воспитывать в национальном духе. Воспитание - это вообще отдельная и очень серьезная тема, господа-товарищи!
  24. Армянская община в России еще не сформирована как единое целое.Хотя согласен с автором,что Абрамян сделал реальные шаги,но у него нет команды.В управлении САР нет сильных специалистов-менеджеров,не верит ему молодежь.А жаль,имеются все возможности объединиться на деле,скинуть с себя ненужную гордость и самолюбование.
  25. Простите, это все общие слова. Никто не должен объединяться! Не нужно никакого вождизма! Не надо смотреть в рот этому Абрамяну! А надо создавать близким по духу людям свои армянские общественные организации и ДЕЛАТЬ ДЕЛО. КАк, например, эти симпатичные парни из Урарту. Не думаю, что они являются каким-то подразделением САР. Есть возможность - парни дело делают. Заработали денег - пустили часть на благое дело (не как большинство КРОХОБОРОВ из армян-бизнесменов!). И таких, как Урарту, должно быть МНОГО в Москве. А вести бесконечные и пустые разговоры про некое эффемерное "объединение" армян - пустое занятие.
  26. Объединяться надо!И не обязательно под знаменами САР.Посмотрите на армянские общины Франции,США,Ливана,Ирана-наконец.Разве они все под одним знаменем?Нет.
  27. Вот именно, чем больше организаций, тем лучше. И нужно больше конкретных дел. А не вождизм и демагогия вождей.
  28. САР политикой не занимается, политка САРом занимается:))
  29. Спасибо за пример с "УРАРТУ"! Парни никаие САРы не слушают, ни в какие посольства не ходят тусоваться, а просто хорошо зарабатывают и делятся со своими соотечественниками. Пропагандируют армянскую историю и культуру. Надо конкретных людей и общ. организации пропагандировать, которые приносят пользу армянству. И все! Спасибо вам!
  30. К сожалению, в Армении больше зомбированных и поддавшихся на пропаганду этих коррупционеров. Вот за них и голосуют. Вот мы и имеем такое правителство, какое имеем. В спюрке народ более свободен в своих мнениях и высказываниях. ОДнако в бывшем советском спюрке еще много ура-патриотов. Эти кричат, что в советскиет годы было прекрасно, что и сейчас все хорошо, что власти надо любить и нельзя критиковать, что церковь у нас самая-самая лучшая и авторитетная... И прочую ерунду несут. А плохие только все остальные. Этих безмозглых власти элементарно используют. И умело ими манипулируют. А армян есть вечный враг - турок. А все остальное мелочи... А малограмотная толпа на эту удочку легко попадает. Для проветривания мозгов пару-сотню самых одаренных армянскихт парней и девушек надо послать на учебу заграницу. Это будет наша будущая политическая элита. А эту рабизню послать далеко-далеко из Армении, пусть руководят не страной, а своими семьями.
  31. Сваранц ничего нового в статье не сказал. Но полезно, что напомнил, как все было в нашей диаспоре. Поучительная история. И еще правы те, кто подчеркивает нашу значимость - три мировые диаспоры в мире, армяне, евреи и китайцы. Надо это не забывать и сильней лоббировать интересы Родины.
  32. Как-то мои братья-армяне сетовали на свою традиционную разобщенность, один из них сказал: «Так это спасло нас! Если бы мы были сплочённой нацией, то нас давно бы не было». Я, бедный чукча, его не совсем понял, но почувствовал в этих словах какую-то скрытую силу… и решил передать вам его странную мысль.
  33. Товарищ с Чукотки армянского происхождения, а мы все сотканы из противоречий и парадоксов. Правильно твои друзья сказали. И вообще мы очень интересный и своеобразный народ. Сижу тут, почитываю порой...
  34. Да здравствует СПЮРК!!!
  35. Армянская община Омска пользуется уважением среди руководства области и простых граждан.Живите и здравствйте,уважаемые армяне!
  36. Ничего, уважаемый Иван, не имею против армян Омска. Дай Бог им счастья, как и всем горожанам. Однако лично мне дороже армяне Дона, Крыма, Грузии, Кубани, Москвы, Питера... Там у нас ИСТОРИЯ и ТРАДИЦИИ. А в Сибири мы всего лишь пришлый люд. Экономические мигранты...
  37. А мне одинаково дороги все армяне, Слово офицера. Живут люди в Сибири - ну и ладно, почему бы и нет?
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты