№ 7 (142) Июль 2009 года.

Интеллигент – имя прилагательное

Просмотров: 3168

Ходят тревожные слухи: интеллигенты, мол, перевелись. Как перевелись, когда каждый имеющий высшее образование и носящий галстук считает себя интеллигентом? По формальным признакам интеллигентов у нас море. Выйдите на улицу, поймайте первого встречного и спросите: «Скажи-ка, братец, ты интеллигент или кто?» Если он не вор-карманник и не слесарь-сантехник, будьте уверены, ответит утвердительно. Впрочем, и слесарь может назваться таковым. Да что слесарь, им может оказаться и депутат парламента. Да что депутат, ваш покорный слуга и тот считает вправе называть себя интеллигентом. Есть мнение, что интеллигент – не профессия, а набор качеств, и с этим не поспоришь. Другой вопрос – каких качеств. Тут-то и начнутся споры.

Душа и совесть

Споры происходили и прежде. У Достоевского было свое представление об интеллигенции, у Тургенева - свое, у Чехова - свое. Причем если Достоевский и Тургенев представляли собой два противоположных полюса русской интеллигенции, то Чехов находился где-то на нейтральной полосе. Достоевский был так называемым «почвенником», славянофилом и считал, что обязанность интеллигента не вести за собой народ, а самому идти вслед за ним и озвучивать его чаяния. Сегодня интеллигентов его уровня пришлось бы искать долго, но «почвенников» хватает, и позиция их в двух словах сводится к тому, что интеллигент - слуга покорнейший народа. В качестве примера классического русского интеллигента Федор Михайлович часто приводил Пушкина. Насколько он был слуга, судить не берусь, но представительница народа Арина Родионовна была, как известно, его няней.

Иван Сергеевич Тургенев был типичным «западником», считал интеллигенцию верхним, элитным, отстраненным слоем общества и вывел образ интеллигента нового образца, нигилиста Базарова. Это ничуть не мешало ему быть патриотом, однако жить он предпочитал на значительном расстоянии от родного отечества, во Франции или Германии, за что его Федор Михайлович недолюбливал. Тургенев, со своей стороны, ценя Достоевского как писателя, называл его идеи «самоковырянием». Так они поругивали друг друга много лет. «Западников» и сегодня предостаточно. В отличие от «почвенников», они относятся к народу, как к неразумному дитяти, считая, что его надо воспитывать и приучать к прелестям европейской цивилизации. Те и другие по сей день ругаются между собой с неослабевающим азартом. Антон Павлович Чехов, будучи настоящим интеллигентом, сам имел об интеллигенции весьма размытое представление, относясь к ней порой серьезно, порой иронично. Интеллигентами он чаще всего называл людей в меру образованных, доброжелательных, воспитанных, сдержанных, тактичных, хорошо одетых, даже если приличное пальто прикрывает голое тело… За последним определением скрывалась, должно быть, присущая писателю легкая усмешка. Замечу, что само слово «интеллигент» в середине 19-го века только входило в разговорный русский язык, что и позволяло трактовать его как угодно. Хотя происхождение слова древнейшее. Латинское «intelligens» – умный, понимающий, знающий.

«Интеллигенция – то, посредством чего душа познает, каковы вещи и каков окружающий мир»,– считал Цицерон. Как видим, понятие не совсем русское и даже совсем не русское, как принято думать. Вначале оно было в ходу на Западе, а много позже перекинулось в Россию, попутно обретя при этом многослойную окраску. К тому времени, когда русские писатели ожесточенно спорили между собой об истинном предназначении интеллигента, на Западе понятие трансформировалось в «интеллектуала», каковым может быть любой представитель умственного труда. Как же оно стало русским?

Ник. Бердяев одним из первых заявил, что русский интеллигент решительно отличается от западного интеллектуала. Ибо это понятие не профессиональное, не социально-экономическое, а социально-этическое. Интеллигентом может быть и не слишком интеллектуальный человек, в то время как иных писателей или ученых никак нельзя причислить к категории интеллигентов. Интеллигенция, с его точки зрения, - это группа людей, объединенных схожими нравственными, этическими принципами, образом жизни, общей идеологией и даже внешне похожих, - нечто вроде религиозного ордена. Сразу же возникает вопрос: не значит ли это, что священнослужителей можно считать наиболее яркими представителями интеллигенции? Тем более что в дальнейших истолкованиях понятия все чаще появляются слова «духовность» и «совесть». Однако те же толкователи называют Белинского, например, настоящим русским интеллигентом, а он, как известно, был человеком вовсе не религиозным и даже не верующим, чем заслужил упреки того же Достоевского. Не говоря о Льве Николаевиче Толстом, категорически не принимавшем догматов православной церкви. Ну, а с Гоголем, который был умеренным «западником», а стал воинствующим «почвенником», и вовсе неразбериха. С тех времен и по сию пору путаница происходит, когда ставят знак равенства между «духовностью» и «духовенством». Корень один, смысл разный (так же и в армянском языке). Выстраивать эти понятия в синонимический ряд удобно как для церкви, так порой и для государства, которому легче найти общий язык со священнослужителями, нежели с интеллигентской разноголосицей. Всякая религия, по сути, тоталитарна и любое проявление индивидуальности сводит к аксиоматическому общему знаменателю. Можно не посещать церковь и быть в ладу с совестью. И наоборот. Более того, у человека, который не в ладу с совестью и самим собой, больше повода бить поклоны и осенять себя крестным знамением. Как бы то ни было, очевидно одно: человек, выстроивший «внутренний храм», менее управляем, менее понятен и предсказуем, нежели тот, кто подчинен храму внешнему.

Орала на мечи и обратно

Учитывая это обстоятельство и задумав «храм» нового образца, советская власть отмежевалась как от интеллигентов, так и от церкви. Не просто отмежевалась а стала методично уничтожать и тех, и других. Известный парадокс, однако, в том, что возникла-то эта власть как раз стараниями интеллигентов. Уж такой породы эти люди: исподволь подготавливают общественные перемены, затем отходят в сторонку и удивляются несоответствию желаемого и свершившегося. И первые же попадают под удар. Впрочем, не все. Наиболее практичные из той же прослойки легко находят лазейки в любой новой системе. Кстати, прослойкой интеллигенцию называли большевики, и не без иронии. Главный же большевик, будучи сам интеллигентом по всем формальным признакам, придя к власти, стал активно расправляться с этой непредсказуемой, вечно сомневающейся и рефлектирующей публикой. Горькому не раз приходилось вырывать несчастных писателей и профессоров из рук не знающего жалости вождя. Потом в досаде махнул рукой пролетарский писатель – ну вас к лешему! - и уехал в Италию. Остался гневный вождь один на один с другим замечательным интеллигентом, выпускником духовного училища, недоучившимся студентом духовной семинарии, которому и передал багровую эстафетную палочку. Ну, а дальше, сами знаете, прослойка исчезла окончательно. Вот тут-то и начинается самое интересное. Окончательно, но не бесповоротно.

Сработал незримый парадокс. Победитель уничтожает побежденного, однако и побежденный не остается в долгу, не уходит без следа. Он оставляет в победителе память о себе, а значит, часть себя. Ведь всякий поединок – это отторжение и взаимопроникновение. Был сложный организм, состоящий из множества взаимодействующих органов. Назывался народом. В сухом остатке получили аморфную массу безграмотных крестьян, полуграмотных рабочих и вооруженных до зубов озлобленных солдат. Ни Бога в душе, ни царя в голове. «Русский человек, - писал Ленин, плохой работник по сравнению с передовыми нациями… Учиться работать – эту задачу Советская власть должна поставить во всем объеме». Иначе говоря, перековали орала на мечи, теперь пора перековывать обратно - мечи на орала. «Орало» - это плуг. То есть повоевали - и хорош. Теперь за работу. Но как? Как управиться с безликой многомиллионной массой? На каком языке с ней говорить? Как приучать, воспитывать, прививать ценности? Страх и покорность - ненадежные помощники. Нужна преданность, а значит, хотя бы толика сознания. Кто может внедрить эту толику? Духовенство отвергаем сразу. Остается интеллигенция. Хоть сама и не кует мечи и орала, но вселять энтузиазм и доносить идеи умеет. Без нее народ чернь, лишенная самосознания. Как не хотелось, а пришлось с этим обстоятельством считаться. Стали набирать профессионалов, интеллигенцию советского образца. Наскребли по сусекам. Горького упросили вернуться из Италии… Хороший был писатель Алексей Максимович. Жил бы себе спокойно в солнечной Италии, писал бы книги. Как когда-то Гоголь. Как Бунин, Ходасевич, Куприн, Мережковский, Цветаева… Как многие русские деятели культуры. Так нет же, польстился. Известную дилемму, чем лучше быть - головой мыши или хвостом льва, решил в пользу Союза советских писателей (мышь это или лев, решайте сами). А может, поверил, воодушевился. Как-никак сам из народа, у истоков стоял, буревестника запускал. Ностальгия опять же. Не знаю. Правда не бывает однозначной даже в математике.

Первые «мтавораканы»

Александр Федорович Мясников (Мясникян), старый большевик, пламенный, как их называли, революционер, начальник политуправления Западного фронта, однажды послал Ленину такое письмо: «У нас куча безобразий и злоупотреблений. Нужна свобода печати их разоблачить…» Ленин ему ответил: «Мы самоубийством кончать не желаем и поэтому этого не сделаем». Интересная, не правда ли, переписка? Большевик решается давать вождю советы, да еще какие. Для кого-нибудь другого это могло плохо кончиться, а Мясникова всего лишь отослали подальше, в глубинку, к соотечественникам в Советскую Армению, председателем Ревкома. Тем более что опыт создания советской власти в Белоруссии у него уже был. Чуть позже Мясников был назначен п р е д с е д а т е л е м Совета народных комиссаров Армении. Заодно и Мясникяном стал. Чтобы понять, куда он попал, надо представить себе Армению начала двадцатых, съежившуюся до пятачка, населенную темной, безликой массой, состоящей наполовину из армян, а на другую половину из азербайджанских татар, курдов и персов. Пахло нищетой и тифом. По кривым улочкам Эривани с тридцатитысячным населением гоняли скот люди в лаптях, то и дело слышались выстрелы, а жалкие остатки местной аристократии попрятались по домам, боясь высунуться за дверь. Была, впрочем, железная дорога, связывающая Эривань с Тифлисом и Ираном, было несколько церквей и мечетей, была некогда полуразрушенная крепость (коньячный завод Шустова, а ныне Ереванский коньячный завод), где, по преданию, русские офицеры впервые показали спектакль «Горе от ума». Была пара мелких фабрик и две гимназии, одна из них женская. Был даже трамвай, но все это не сглаживало картину общей убогости, и столица походила на глухую восточную провинцию, ссыльное место.

Какой была одна из первых инициатив Мясникяна в этих условиях? Сегодня она общеизвестна. Он призвал соотечественников, деятелей науки и культуры, вернуться на родину и возродить республику. Без интеллигенции нет народа. Выпускник Московского университета Александр Федорович это прекрасно понимал. А если учесть его принципиальность, (письмо Ленину), то инициатива первого руководителя Советской Армении становится вполне объяснимой. Интеллигенция откликнулась. Трудно предположить, каким бы стал Ереван, не будь Александра Таманяна. Столица обрела лицо, и одного этого было бы достаточно, но архитектор разработал также проекты реконструкции Эчмиадзина, Ленинакана, Нор-Баязета… Трудно предположить, какой была бы армянская музыкальная культура без Александра Спендиарова… Изобразительное искусство без Мартироса Сарьяна… В 1926 году приехал в Ереван поэт Аветик Исаакян. Затем уехал в Париж и вернулся окончательно через несколько лет. Приехал из Тифлиса Ов.Туманян. Все они, вместе с учеными, учителями, инженерами, заполнили то нулевое пространство, которое лишь на словах называлось Арменией, а на деле представляло собой разноплеменную армяно-тюркоязычную территорию.

Армянская интеллигенция, назвавшись «мтавораканами» (людьми умственного труда), формировалась по образу и подобию русской интеллигенции, и тому несколько причин. Начнем с того, что задолго до революции имело место традиционное тяготение образованных армян к России и русской культуре. Многие представители лучшей части народа учились в Москве или Петербурге, прекрасно знали русскую литературу, в том числе и те, кого сегодня называем столпами армянской словесности. Язык не только средство общения, но и тип мышления. Овладев тем или иным языком, человек в известной степени овладевает тем или иным мировоззрением, теми или иными эстетическими ценностями. Хорошо это или плохо, но в каждой республике образовалось свое русскоязычное или двуязычное население, и все гуманитарные процессы, происходящие в центре, так или иначе, находили отражение в культурном пространстве этих республик.

Сделаем отступление и отметим еще один парадокс. Всякая интеллигенция, вскормленная властью и призванная озвучивать ее идеологию, рано или поздно отбивается от рук. Процесс незаметный и закономерный. Все начинается с сомнения, затем появляется бунтарский азарт, и вместо того, чтобы проявлять преданность, интеллигент начинает расшатывать основы. В поздний советский период возникла такая трактовка понятия: настоящий интеллигент (в отличие от «продажного») - всегда оппозиционер по отношению к власти. Основываясь на оппозиционности как главном отличии интеллигента (характеристика выдвинута Б.Успенским), приводят классический пример перерастания интеллектуала в интеллигента. Когда академик Андрей Сахаров создавал водородную бомбу для государства, он был интеллектуалом. Открыто выступив против власти, которой служил, он перешел в разряд интеллигентов. Душа и совесть. Эти две составные, как нечто само собой разумеющееся для гуманитариев и не совсем обязательное для технарей, выписаны в «Собачьем сердце» М.Булгакова в образе классического интеллигента профессора Преображенского. Он не бунтарь, но, безусловно, оппозиционер. Открытую оппозиционность в советском обществе вообще встречаем редко. Интеллигент обычно держит кукиш в кармане. Говорит речь – кукиш в кармане, пишет книгу – кукиш между строк, снимает фильм – кукиш за кадром, ставит спектакль – кукиш за кулисами, пишет полотно – кисть вместо кукиша… Об этом знают все, и власть в том числе. Пусть, не страшно. Лишь бы не показывал кукиш прилюдно, потому что это уже будет диссидентский кукиш. Не без воздействия пресловутого кукиша, спрятанного или вытащенного, происходили всякого рода послабления, оттепели и перестройки. Проблема, однако, в том, что процесс стихийный, и джинна, выпущенного из бутылки, трудно загнать обратно. Разве что палками. В тридцать седьмом получалось. Людей мыслящих тысячами приносили в жертву. Желая угодить центру, на местах, в республиках и областях старательно отбирали и бросали в пасть дракона наиболее достойных. В Армении арестовали Егише Чаренца, Акселя Бакунца, изъяли из библиотек их книги. Вслед за ними собирались арестовать также Аветика Исаакяна. Старик в окружении семьи сидел дома, объятый страхом, и ждал: вотвот подъедет к дому «черный воронок». Однако, к удивлению местных чекистов, Москва эту жертву не приняла. Более того, чтобы оградить великого поэта от своих же, одарила его Сталинской премией. Не исключено, что и Туманян оказался бы в темнице, доживи он до тех времен. Скажите после этого, что народ ценит свою интеллигенцию. Ценит, когда она отходит в мир иной.

Спустя полвека, в новых условиях, палки стали неактуальны, и обуздать джинна можно было хитростью, позаимствованной из сказок «Тысячи и одной ночи»: «Как же это ты, такой большой, мог поместиться в такой маленькой бутылке?» «Я все могу», - ответит самодовольный джинн и снова влетит в бутылку. Тут-то и заткнуть горлышко. Происходит распределение должностей, а попутно меняется сам облик интеллигента. Телевизор (зомбящик) нам это демонстрирует каждый день. Сегодняшние интеллигенты - лицедеи и гламурные шоумены разных мастей. Книги, в которых не больше мысли, чем в телефонном справочнике - сегодняшняя литература. Глянцевое скудоумие - сегодняшняя журналистика. Виртуальные трюки, порожденные фантазией инженеров, но не художников сегодняшнее кино… И так далее. Ничего не имею против индустрии развлечений, но когда она переходит в индустрию сознания, ввергая людей в гипнотический транс, как не восхититься мастерству кукловодов? Тоже, кстати, интеллигентов. Процесс этот характерен, впрочем, не только для постсоветской территории. На самом деле мы, как всегда, перегнули палку.

М. Мамардашвили, говоря об интеллигенции в современном обществе, отмечает как свойство монополистического капитализма стандартизированный массовый интеллектуальный труд, предполагающий взаимозаменяемость его исполнителей и шаблонное воспроизводство уже имеющихся «образцов» в массовых масштабах. Проще говоря, производство в области культуры ничем не отличается от любого другого производства и конечный его продукт – такой же товар, как и любой другой. Помните «Новые времена» Чаплина? Вместо юркого рабочего, самозабвенно закручивающего гайки на бегущем конвейере, представьте интеллигента новейшего образца. Мирным путем, без каких-либо репрессий, стирается индивидуальность, непредсказуемость и само таинство творчества, и интеллигент, хочет он того или нет, незаметно и плавно перетекает в состояние среднестатистического интеллектуала, не обремененного ни душой, ни совестью.


Новые «мтавораканы»

Вернемся к «мтаворакану», который формировался по типу русского интеллигента, однако и отличался от него. Сложилась в республике интеллигенция русскоязычная и армяноязычная, и первая не без основания считала себя наиболее образованной частью народа. Причина проста: литература по многим областям знаний, в том числе иностранная, выходила на русском языке, на армянский переводилась с русского же, при этом далеко не вся. Правда, армяноязычные владели русским достаточно сносно, чтобы читать ту же литературу, однако ощущение неродного языка создавало все же определенную преграду. Следующее отличие существеннее. Если взять за основу классическое для России деление на «почвенников» и «западников», то армянского интеллигента можно отнести преимущественно к первой категории. Во главу угла ставились не столько ценности европейской цивилизации (права человека, свобода слова и т.д.), сколько история народа, его лучшие качества и былое (прежде всего территориальное) величие Армении. Первое массовое выступление на этой почве случилось в 1965 году, в начале хрущевской оттепели. Я его помню. Участники многотысячного шествия, посвященного 50-летию геноцида армян, взывали к восстановлению исторической справедливости и целостности Армении. Движение разрасталось, и следовало выпустить пар. Решением местных властей (надо полагать, с разрешения московских) в Ереване в том же 1965-м началось строительство памятника жертвам геноцида 1915 года. Замечу, что и в последующие годы деятельность инакомыслящей армянской интеллигенции была направлена против советской власти лишь косвенно, напрямую же речь шла о национальной целостности. С другой стороны, отношение к советской власти и ее идеологии по мере приближения к концу века становилось все более ироничным, если не сказать циничным. Среди представителей творческой интеллигенции, тысячами вступавших в ряды компартии, процент «искренних» был весьма невысок. Партийный билет был необходим для карьеры, материального благополучия, славы или безопасности на случай часто меняющихся курсов правительства. К примеру, процент партийных писателей в СП Армении был одним из самых высоких в СССР. Что же касается взаимоотношений с народом, то их, эти взаимоотношения, можно охарактеризовать как всепожирающую и страстную любовь в одностороннем порядке. Интеллигенция любила народ безмерно и расточала ему комплименты по поводу и без повода, рассчитывая, само собой, на взаимность. Народ, себе на уме, шестым чувством понимал, кто искренен, а кто хитрит. Если спросите меня, то совершенных интеллигентов, в коих сочетались бы нравственная целостность, духовная самодостаточность, искренность и интеллект высокого образца, было не так уж много. Но они были. Это как бы прослойка в прослойке, интеллигенты, коих в силу их подчеркнутого своеобразия и непредсказуемости суждений нельзя причислить ни к безудержным любителям народа, ни к сторонникам или противникам власти, ни к «западникам», ни к «почвенникам». Они сами по себе, профессионалы в работе и философы по мировоззрению. Не кокетничают, не подстраиваются. Само существование их полезно народу и обществу. Как говорил Иван Крылов, великий человек думает думу без шуму…

А что же все-таки народ, слугами которого называют себя все кому не лень? Народ похож на многоопытную, не потерявшую прелестей, все еще молодящуюся и падкую на комплименты вдову. Флирт от настоящей заботы отличить умеет, но, принимая условия игры, не отказывается ни от того, ни от другого. В силу женской природы легко увлекается и пьянеет, но в силу многоопытности так же легко трезвеет, мучаясь похмельем. И если представить себе группу донжуанов, всеми правдами и неправдами завоевывающих сердце этой вдовы, то станет понятно, почему наиболее достойные пожимают плечами и отходят в сторонку, предпочитая заниматься своим делом. Если лишить их дела, уедут за тридевять земель. Что и произошло в девяностые. Лучшие из лучших уехали не за рублем или долларом, а чтобы себя сохранить. Они, не сломавшиеся, сохранившие себя, - конкуренты донжуанов. Поэтому пусть себе уезжают. У вдовы не останется выбора, и можно будет сыграть свадьбу. Ну, а что делают с невестой в брачную ночь, не стану рассказывать. Не маленькие, сами знаете. Помните парадокс с победителем и побежденным?.. Что дальше? А дальше наступает утро и все расставляет по местам. Доживем до утра, господа.

Руслан Сагабалян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 69 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Глубокая статья.Перечитаю еще раз.
  2. Спасибо автору за замечательную статью. А то прежде все были материалы ни о чем. А тут о нас, армянах. Есть над чем задуматься. Спасибо!
  3. Спасибо,Руслан. Да, вопрос очень хорошо раскрыт. Полезно почитать тем,кто считает себя интеллигентом.
  4. Да, есть о чем подумать после этой статьи. Это все про нас... Спасибо автору и редакции!
  5. В Армении рабизы выдавливают интеллигенцию. Вот в чем опасность. Богатые те, кто наглее, агрессивнее, со связями. А интеллигнту в таких условиях выжить трудно... Хорошо, что Сагабалян вернулсяна армянскую почву.
  6. Это неоспоримый факт, что русскоязычные армяне были более образованные и продвинутые, как сейчас говорят, чем армяноязычные. И вся ереванская элита отдавал детей в те же самые русские школы, в Чехова, например. А армянские школы были слишком провинциальны. И очень плохо, что русский язык из Армении уходит. Состояние нынешнее армянской литературы просто аховое.
  7. Автор опять уходить в сторону от разговора о нас, армянах. Прошелся по верхам. А армянская интеллигенция сегодня находится в летаргическом сне. Сагабалян об этом не знает?
  8. В летаргическом сне находится не только армянская интеллигенция. Проблема глубже, чем кажется, и цитата из Мамардашвили приоткрывает суть этой проблемы. Просто надо внимательнее читать. Процессы, происходящие в Армении, отражение других, более масштабных процессов. Мы не сами по себе.
  9. Летаргический сон с коматозным состоянием путать - грех!И великий!
  10. Мераб Мамардашвили говорил и о культуре общения, которой у нас, армян, не стало...
  11. Кондовые интеллигенты армянского розлива застряли между своими неуёмными амбициями и слабыми возможностями. В книге "АРМЯНСКИЙ ТРАНЗИТ", изданной в Ереване, прослеживается путь, так и не пройденный нашими что интеллигентами, что интеллектуалами. А за статью спасибо, наводит на размышления.
  12. Предлагаю редакции и Руслану Сагабаляну организовать конференцию на тему "Армянская интеллигенция в Армении и диаспоре сегодня".Результаты опубликовать,будет интересно и полезно.Этот вопрос никто не поднимает,не выгодно,особенно в Армении.
  13. Что касается культуры общения, то мы же с вами общаемся и кажется культурно. А что требовать от отечества, если мы ее покинули и предоставили в распоряжение плебса? Хорошая мысль по поводу конференции, но интересно, за чей счет она будет проводиться. За счет Руслана Сагабаляна? Или "Ноева ковчега", который, насколько мне известно кое-как концы с концами сводит?
  14. Дорогой Миша! Вас всегда интересно читать. А Виктору за его точную характеристику армянской интеллигенции - особый респект. Понтов там много - толку мало. А-зи-ат-щи-на! Однако с вашим самобичеванием я не согласен,т мол, бросили родину, оставили ее плебсу. Все так, плебс, гагосы, рабизня там правит бал. Но разве раньше не так было? Я прожил короткое время в Армении времен единственного и неповторимого Серопыча. Какое это было время? Все решалось по звонку. Серость командовала. Своих пихали во власть. Все по блату решалось. А интеллигенция тихо молчала. Великий писатель Грант Матевосян писал о своей деревне. Остросоциальной тематики практически не было... А русскоязычных армян, более образованных, из республики выдавливали. Колхоз и тогда "рулил"! Мы любим гордиться Азнавуром и Шер, однако они, француз и американка, в провинциальной Армении быстро бы завыли или ограничились подпевкой у какого-нибудь эстрадного певца, который имел лапу в Минкульте или был знаком Серопычу... Противно про все это писать и вспоминать! Сегодня армянская интеллигенция или покинула эту рабизню, или приспособилась (кушать хоцца!), или доживает гордо свой век. Возглавить ее и все ОБЩЕНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ мог бы непререкаемый авторитет Сос Саркисян. Мы про него уже как-то писали. Не ублюдочный Левон, который ничуть не лучше Роберта и Сержа, не конформистская и сытая Армянская церковь, а именно такой духовный человек, как Сос Саркисян... Конференция - тоже неплохо. Но что толку?
  15. О независимости громче всех кричит зависимость. Что лапотная интеллигенция дует во власть, видно и сегодня. Там уровень интеллекта ниже плинтуса, а не в последнем эскизе Мирзояна. У Сагабаляна подтекст порой важнее обозначенного. У человека душа болит. Особенно за тех, кого эта СЕРОСТЬ выдавила. Сдал позиции и Грант Матевосян, вчерашний протестант, стоило лишь белый хлеб с маслом да чёрной икрой вкусить... Бедный Сос Саркисян! Годы ушли на противление своим же идиотам - что во власти, что в искусстве.
  16. Да, друзья, вот о чем надо трубить, а не о "жарком лете" в Ереване и войне с проклятыми азерами, которая"вот-вот начнется". Да все не начинается...
  17. Спасибо за понимание. Вы во многом правы. И подтекст у Сагабаляна, действительно, важнее, чем текст. Месяц назад у меня с ним был разговор по телефону. Он знает больше, чем пишет, а проблемы, которые он затрагивает и правда волнуют его в высшей степени. Однако положение в культуре аховое и в России, что говорить о маленькой, затюканной полувосточной стране, которую к тому же покинула лучшая часть интеллигенции. Те, кто остался, постарели и варятся все в том же давно прокисшем котле. Нет свежего дыхания. Откуда ему взяться? Ахпары привнесут? Иранцы? Замечу, что во времена номенклатуры сущетсвовала тем не менее единая советская култьура, и внутри этой культуры появился тот же Грант Матевосян, имя которого стало широко известно благодаря единой имперской культуре. Было и много уродства, конечно. Однако точно заметил Сагабалян, работавший когда-то в Союзе писателей Армении - там был самый большой процент партийных писателей. Разве их заставляли? Сами рвались, по блату вступали вне очереди. Кто не хотел пачкаться, тот мог не пачкаться. Кстати, сам Грант Матевосян не был партийным. Тогда все решала власть, сейчас все решают деньги. Вот об этом бы стоило поговорить подробнее.
  18. Я поддерживаю предложение Рубена,созвать конференцию,а финансирование можно найти,ведь не все еще интеллигенты-предприниматели перевелись!Нужно об этом информировать через тот-же "Ноев Ковчег". И инициативная группа нужна,которая организует эту конференцию.
  19. Мне не понравилось, что Сагабалян знает больше, чем пишет. Он слишком зависим от властей? Насколько я его знаю, он никогда особенно за жизненными благами не гнался и перед властями не прогибался. Так пусть говорит ВСЕ, что на душе. А не оставляет за скобками самое важное. И не надо кивать на Россию, что там в культуре проблем не меньше. У наших соседей проблем в области культуры еще больше. Чушки почувствовали вкус денег и стали чушками вдвойне - карикатурными. Но это - ИХ проблемы, российские и азерские. Надо больше говорить об армянских делах. А Сагабалян часто элегантно уходит в сторону. Не хочет "нарываться", наверное. Или пишет о каких-то "абстрактных" темах, ни души ни сердцу. Он, бесспорно, человек совестливый и талантливый. Но, увы, не боец. Много знает - мало говорит открыто. Вот такой "приватный" борец на армянскую культуру и духовность. Жаль...
  20. Не имел удовольствия быть знакомым с Сагабаляном, но его отстраненно-ироничный стиль мне нравится. А чушки есть везде, в том числе и среди армян, а значит, и те, и другие и третьи почувстувовали вкус денег одинаково и стали карикатурными одинаково. Кто-то на этом форуме сказал, что процессы общие, и это, к сжалению, правда. Даже если нам очень хочется быть особенными.
  21. Глубокая, талантливая статья. Большое спасибо автору. Однако нет имён. Да, да. Мы люди и обозначены именами. К чему я говорю об именах? К тому, что поданная президенту НАН Радику Мартиросяну читателями «НК» идея привлекать учёных Диаспоры сработала. НАН избрала в академики 78 учёных Диаспоры! Очевидно, в этом есть заслуга «НК» и её читателей. Молодцы! Но не все 78 достойны быть армянскими академиками. Например, никак не следовало избрать в НАН Сергея Арутюнова за его антиармянские и лживые высказывания. В НАН должны были об этом знать. Если не знали человека, то какого хрена его избрали? Если знал, то опять, какого хрена избрали? Таких недоразумений в этом списке ещё есть. Вместо подобного рода антинациональных элементов и неважных учёных, нужно было избрать физика Гамлета Бадалян (ныне проживает в Бельгии), он открыл дешевый источник энергии, лингвиста Арега Дьюшунца (Москва), историка Александра Варпетяна (Марсель) и др. достойных учёных. На Западе вышла какая-то книга об армянах, куда включен историк Варпетян, как один из 300 великих армян всех времён. Между тем, ему жить в Армении запрещено. Почему? Не знаю. А такого языковеда, как Арег Дьюшунц ныне в мире нет. Чистый гений. Национальное достояние. Снимает однокомнатную квартиру в Москве (с женой и дочерью). Кое-как сводит концы с концами. Дьюшунц на голову превосходит нашего несравненного классика Грачия Аджаряна. А кому это нужно?
  22. К сожалению, такие необъективные и неполные отборы происходят часто, и не только в академики. Люди достойные, как правило, скромны, и замечает их только близкое окружение. Гении обычно не очень суетятся, а чтобы куда-то попасть надо подсуетиться, оказаться в нужное время в нужном месте и сказать нужные слова.
  23. Печально, но Сагабалян просто труслив. Не хочет с падалью во власти связываться. Вот и прикрывается иронией. Так безопаснее. Обидно, талантливый он человек. Но вот ходит вокруг да около. А еще часто какую-то ерунду несет "ни о чем", просто чтобы место заполнить в газете. У нас, армян, столько проблем духовного характера!
  24. Еще печальнее то, что мы любим приклеивать ярлыки. Я не собирался снова просить слово, но вынужден, потому что и свою вину чувствую. Не назвавшийся товарищ бросил давно состоявшемуся талантливому журналисту обвинение в трусости и убежал в кусты. Захотелось человеку стрельнуть из рогатки. Когда научимся наконец уважать и ценить друг друга? Прав Сагабалян - не любим мы друг друга, готовы утопить или за ноги стянуть в котел, как в том известном анекдоте. Потому и хватаемся за свое славное прошлое и за пару широко известных имен, как утопающие за соломинку. Что касается моей вины, то она в необдуманной фразе о том, что автор знает больше, чем пишет (читай выше). Фраза эта была неверно истолкована. Не трусость, тем более не прогибание под властей я имел в виду. Просто он интересный собеседник, в чем я мог убедиться, много видел, много знает, прожил непростую жизнь и сумел при этом сохранить лицо, как раз не прогибаясь, чего не скажешь о 90 процентах нынешних журналистов. А настоящий журналист всегда знает больше, чем пишет - это неписанное правило. Если речь не идет о сенсации. Поверьте, я тоже не новичок в журналистике. Чтобы поругать политиков или чиновников не много смелости нужно. Почитайте армянскую прессу. Там их ругают последними словами. И на сайте НК мы кроем в хвост и в гриву всех, кого пожелаем. Получается, мы отважные храбрецы или супержурналисты? Давиды Сасунские? А мне кажется, что скорее Храбрые Назары, которые нашли свое корыто на бескрайних просторах России и в перерывах между едой прочищаем горло, понося кого пожелаем. Для пущего самосознания. Я не адвокат, да и автор, которого мы обсуждаем, думаю в защите не нуждается, но мне бы хотелось, чтобы он высказался на этом форуме, если сюда заглянет.
  25. Сергея Арутюнова следовала бы избрать в Академию наук Турции, а не Армении.
  26. Приехали... Наш уважаемый Миша сравнил всех форумчан с Кач Назарами у корыта... Странное дело, я подметил. Читатели порой так заступаются за своих любимых авторов, что готовы с потрохами съесть их критиков. Про Сагратяна с Мирзояном тут много писали и спорили. И про Сагабаляна тоже. А почему нельзя их критиковать? Оскорблять - другое дело. Это низко и подло. Просто свою злобу хочет человек излить - вот и оскорбляет всех подряд... Знаете, Миша, тут хамла хватает. Но даже их я пытаюсь понять, потому что они не в перерывах на обед свою злобу на мир изливают, как Вы считаете, а НЕРАВНОДУШНЫЕ люди. Вот и заходят сюда, на сайт НК. Сколько здесь активных авторов? Ну 30, ну 50 человек. Наверное, есть еще какие-то сайты, где говорят о политике и будущем Армении. Подавлюящему же большинству армян проблемы Армении и армянства - по барабану. "Хлеб добывает" человек! И этим объясняет свое равнодушие к национальным проблемам. И даже говорить об этом не хочет - неинтересно ему. Поесть, выпить, тряпки купить, тачку поменять - это круг его, полуассимилированного армянина (а таких в диаспоре - полно!), интересов. Ну и дети, конечно, - это святое. Опять-таки не про Армению, далекую Родину, он своим детям рассказывает, а о том, что новую мобилу его чаду надо поменять... Короче, зря Вы так, Миша, о форумчанах. Здесь хватает приличных и интересных людей. И каждый волен критиковать ЛЮБОГО автора НК. Слава Богу, в одном мы едины - писать, как напыщенный Давид Петросян, - нельзя... Вы упомянули армянскую прессу. А что плохого в том, что там кроят чиновников и министров последними словами? Или Вам нравятся ТАКИЕ чиновники и депутаты, которые сбежались к кормушке и вцепились в нее смертельной хваткой? Да, уровень многих оппозиционных изданий еще низкий. Однако они выполняют работу санитаров общества, если угодно. К тому же небезопасную. Какой-нибудь "Айкакан жаманак" опубликовал разоблачительную статью об олигархе-депутате, а его вышибалы-охранники размозжили голову автору статьи. Или Вы, Миша, хотите, чтобы ЭТУ власть расхваливали? И не очень-то здесь ругают Сержа. ЛТП - с превеликим удовольствием, турок с азерами - святое дело... А вот власти не очень-то. Наверное, и уважаемому мною Руслану Сагабаляну надо острее говорить о болячках нашего общества. Будьте здоровы!
  27. Дорогой Макс, несколько человек на этом сайте кажутся мне разумными, и Вы один из них. Что оппозиционные газеты санитары общества спорить не стану. Но есть понятия журналисткой этики, политкорректности и т.д. Да просто художественного слова, уровень которого в прежние времена был неизмеримо выше. С другой стороны, быть воюющим журналистом в наше время дело небезопасное. Вы в курсе, сколько журналистов было убито или избито на постсоветской территории за последние 15 лет? Мало что в сущности не изменили,а погибли, как камикадзе. И еще маленькая информация из кухни. Нередко когда кого-то сильно ругают, это ругань (пусть и объетивная) проплачена противоположной стороной. В полунищих условиях газета должна прокормить себя и своих сотрудников, то есть придерживаться какого-то лагеря, подпитываться если не политиками, то хотя бы богатыми людьми. То есть в какой-то степени соответствовать их пристрастиям и вкусам.
  28. И Сагабаляну дано лишь обозначить проблему, не больше. Копаться в чужом дерьме неохота. К тому же оппозиции, как таковой, у нас нет и быть не может: мы классическая нация "тайфабазов" со всеми вытекающими. Ругань же по большей части отрыжку личной неприязни напоминает, нежели критику.
  29. Деградирует не только интеллигент, но и само понятие интеллигентность выходит из оборота. Потому что в людях ни образованности,ни благовоспитанности. Что подобными статьями воду в ступе толочь?! Что радует в Сагабаляне, так это его неангажированность. На заказ писать не так и просто, как иным кажется. Наша жизнь такова, что - куда ни ткни- проблема на проблеме. И - тупиковая ситуация.Требуемых интеллигентов некому рожать, а те, что есть -выбракованы уже в утробе, потому что родители большинства в мир входящих - выходцы из бескультурья.
  30. Обидно, что авторитеты сегодня - только у воров. Нам нужен свой ДУХОВНЫЙ АВТОРИТЕТ, вроде Соса Саркисяна, о котором много на форуме говорят. Нужен свой Андрей Дмитриевич Сахаров, который бы смело говорил властям то, что думает. Чтобы заь ним пошли люди. Иначе нас ожидает полная деградация. РАБИЗОСТАН ДОЛЖЕН БЫТЬ РАЗРУШЕН!
  31. Вы правы, но те личности, которые спасобны стать настоящими духовными лидерами, молчат. Таким человеком мог бы стать Шарль Азнавур, но он уже совсем не молодой....
  32. Согласен. Рабизостан должен быть разрушен!!! Да здравствует Великая Армения!!!
  33. Великой Армения не будет уже никогда: деградация достигла апогея. Нет ни нации, ни народа, есть бесправное население,к тому же растерянное по нищете и дезориентированное во всём. Так что молчите в тряпочку. Порядочные лидеры сходят со сцены, на смену им приходят гиены и шакалы от мелких выгод.
  34. Наверно вы все в какой-то степени правы, но неужели так все безвыходно? Сагабалян хоть иногда иронизирует и шутит, и это не дает уйти в окончательную депрессию. Думаешь, может все в конце концов наладится. Мне кажется, в этом смысле его экскурс в прошлое был необходим. История периодически повторяется.
  35. Всё же, да здравствует Великая Армения! Она будет.
  36. Поддерживаю! Да здравствует Великая Армения! Рабизостан должен быть разрушен! (Не в буквальном смысле, конечно)
  37. Разорение душ имеет место. А это не народное хозяйство - ударными темпами восстанавливать. Народ утратил язык общения. Это ударило по достоинству каждого, хотя многого и теперь ещё люди осмыслить не могут, как низко они пали или их опустили... обстоятельства.
  38. всё это временное явление: в отличие от временщиков, АРМЯНЕ БЫЛИ, ЕСТЬ И БУДУТ!
  39. Армяне опять станут такими, какими были во времена Ноя, Гайка Наапета и Тиграна Великого! А пока армяне в лице многих своих «избранников» в парламенте представляют полное убожество. Свидетельство тому – торпедирование праздника Армянской самоидентичности, приуроченный к победе Гайка над Белом. Кто помешал известно: клан «Наследие Ататюрка» сына предателя Ричарда Ованисяна в лице малоклеточной Ларисы Алавердян. «Научное» обоснование этой антиармянской акции дал по телевидению некий болтун Вардан Деврикян из Матенадарана. Вопрос: когда же «избранники» утвердят наш национальный праздник? И почему в Армении могут спокойно жить персонажи типа Алавердян и Деврикян? Кто должен заниматься их перевоспитанием?
  40. Это становится похожим на семейные склоки. Кто-то не то сказал, не так сказал, не там сказал... Кто-то предатель, кто-то свой в доску. Кто эти люди, кто их вообще знает? Хроническая местечковость.
  41. Вы правы в целом, а факт остаётся фактом, что армянам запретили праздновать День Победы Гайка над Белом, когда предводитель армян Гайк около озера Ван сранзил стрелой месопотамского тирана Бела (он же Невбрут, строитель вавилонской башни). Со времен Гайка Наапета прослеживается систематическая История Армении, поименно известны все цари. Как называются люди, которые провалили утверждение этого события в качестве праздника? Я думаю, самое верное слово: предатели. Но Вы, уважаемый, в чем-то правы: Гайк Наапет в доску свой, наш парень, в отличие от его вышеупомянутых неблагодарных потомков. И это Вы называете местечковостью? Вы правы, этих людей мало кто знает (я тоже не знаю), вот они и стараются, чтобы их знали. Цена этой «известности» – измена национальным интересам. Этих товарищей надо послать на курсы повышения квалификации, а не в парламенте или Матенадаране держать.
  42. Сей факт мне известен со школы. Я рад, что за пределами родины к истории своего народа так трепетно относятся (ностальгия). Но, живя в Москве, вы, наверное, не знаете, что армянское телевидение день и ночь трубит о национальных ценностях. Думаю, люди, которых вы ругаете, Гайка и Бела знают, тем более, что у большинства из них армянское образование. Почему запретили праздник, не могу сказать, могу только догадываться. Но я имел в виду не этот конкретный факт, а общую тенденцию форумчан копаться в частностях, упуская общие тенденции, ругать Погосянов-Петросянов-Киракосянов-Сантросянов, которые самим ереванцам давным давно надоели, и которых за пределами Армении вообще никто не знает и знать не желает.
  43. Примерно полгода назад на сайте новостей мейл.ру появилась статья о вымирающей российской интеллигенции. Статья очень поверхностная, но эмоциональная. Сагабалян показал гораздо больше аспектов этой темы. Так вы бы видели, что на том форуме творилось, какая пошла яростная дискуссия, более интересная, чем сама статья. А здесь обменялись репликами, поделились комплиментами, поругали политиков, кинули общие фразы и разбежались. Из чего можно сделать определенные выводы о там насколько близка нам эта тема.
  44. Вы абсолютно правы, Елена, но, согласитесь, Вы тоже так поступили. Значит, это наша общая беда. Интеллигенция тоже деградирует. И непонятно, что такое интеллигент? Не определяется же интеллигентность купленными или добытыми блатом регалиями? Я, например, всю жизнь нахожусь среди интеллигентов, но не хочу, чтобы меня считали интеллигентом. Я увидел таких «интеллигентов», которые за личную выгоду мать родную продадут…. Необразованный негодяй меньше зла приносит людям, нежели образованная сволочь… Мне нравится поиск русских Русской идеи… Они эту идею ищут уже лет 200 и не находят…. А мы искали ли когда-нибудь Армянскую идею? Сразу обвинят в национализме, хотя в этом нет никакого «изма». Если есть Нечто, то Оно должно иметь объяснение, мотивацию, предназначение, цель. Это и есть идея или идеология этого Нечто. Единственный человек, кто умно, явно и сознательно пытался выразить Армянскую идею, был великий полководец-интеллектуал Гарегин Нжде. Его, к сожалению, мало знает даже наша интеллигенция и не похоже, что следует его философии. Между тем, Нжде – честнейший и мудрейший армянский мыслитель. Это моё личное мнение, можно с ним не соглашаться, но вопрос не в моей оценке. Спасибо, Елена.
  45. Вот это уже на что-то похоже. Так что спасибо Вам. А я не претендую на глубокое знание темы, а только прислушиваюсь к умным людям.
  46. Гарегин Нжде в своих записках прорисовал конституционный образ страны, за которую бился. Но его труды не переведены на русский. Я бы его поставил в один ряд с Павлом Флоренским. Армянская модель интеллигента с них должна быть писана.
  47. Спасибо за потрясающее сравнение! Я об этом не подумал. Ныне живы, здравствуют и дружат русские и армянские родственники Павла Флоренского (он по матери армянин). Не от общего ли генетического родства исходит духовное родство Нжде и Флоренского? Одновременно они абсолютно разные хотя бы тем, что Нжде великий воин, а Флоренский великий естествоиспытатель, и цели у них были разные. Мудрая мысль: АРМЯНСКАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕЛЛИГЕНТА С НИХ ДОЛЖНА БЫТЬ ПИСАНА.
  48. Запоздало дискуссия разворачивается. А интересно было бы почитать умных людей об этой архиважной теме.
  49. Наш народ буквально тоскует по интеллигентным людям. Поговорите доступно с людьми, далёкими от науки на научные темы. И вы увидите, как у них заблестят глаза, как они оживают и забывают хоть на время о своих повседневных заботах и мечтах о дорогих машинах и др. материальных ценностях… Поговорите о поэзии, живописи… и т.д. и поймёте, что люди, часто вынужденные делать тяжелую черновую работу, где-то в глубине глубин своих сердец дружат с небесами… Поэтому, осторожно, политики и богачи! Вы не совсем понимаете, кого эксплуатируете…
  50. Спасибо, хорошо сказано! А уроды-богачи всего этого не поймут.
  51. Во-первых, умные в дискуссии не ввязываются. Во-вторых, наша нынешняя интеллигенция плодит ангажированных же последователей, если не хуже - от мелких подачек от власть предержащих. Тема из архиважной перешла в разряд раздражающих основную массу народа. Ленин называл истинных представителей интеллигенции гнилой прослойкой между рабочим классом и крестьянством. Тех выбили смутные времена, а новым духа не хватает людьми оставаться. Проще как все... И думать не надо. Вашу бы озабоченность тем, кто правит республикой!..
  52. Ваше мнение, что умные в дискуссии не ввязываются, неверно (остальное верно). Вы же сами начали дискуссию? Вы себя-то не считаете неумным? Контрпримеров - уйма. Наши великие поэты, например, Чаренц, Севак, Шираз, активно дискутировали. Они-то, надеюсь, умными были, в отличие от нас?
  53. Странно слышать такие слова! И потом речь идет не об интеллигенции, а о ДУХОВНОМ ЛИДЕРЕ НАЦИИ. А называть его мжно как угодно. Суть - в этом! Этот вопрос о духовном лдидере нации мы много раз поднимали. Ждем того, кто открыто будет властям говорить об их ошибках и вести нацию вперед. ЛТП не имеет на это морального права.
  54. Именно,пресса должна и имеет право критиковать и поднимать вопросы духовного возрождения нации.К сожалению,сегодня,кроме "НК"и "Анива",ни одно издание не берет на себя такую "головную боль",как просвещение,мораль,духовность,патриотизм.Эти понятия стали атавизмом в нынешней Армении,да и диаспоре не все в порядке.
  55. Вы правы, у ЛТП нет морального права открывать пасть. Среди интеллигенции много достойных людей, но они находятся «вне игры»…
  56. Почему только «НК» и «Анив»? Есть ещё русскоязычные «Голос Армении», «Ереван», «Горцарар», «Еркрамас».
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты