№ 8 (143) Август 2009 года.

Архиепископ Паргев: «Я – армянин, а значит – христианин»

Просмотров: 8846

Армения имеет достаточно богатую историю религии, и, тем не менее, с начала прошлого века здесь, как и в других советских республиках, на 70 лет главной религией стал атеизм. Впрочем, сегодня вопрос возвращения к вере и ее истокам стоит уже не столь остро, как это было еще лет 30 тому назад. О возрождении духовности мы беседуем с предводителем Арцахской епархии архиепископом Паргевом.



Армения имеет достаточно богатую историю религии, и, тем не менее, с начала прошлого века здесь, как и в других советских республиках, на 70 лет главной религией стал атеизм. Впрочем, сегодня вопрос возвращения к вере и ее истокам стоит уже не столь остро, как это было еще лет 30 тому назад. О возрождении духовности мы беседуем с предводителем Арцахской епархии архиепископом Паргевом.

– Владыко Паргев, как-то Вы сказали, что «быть армянином и христианином – это одно и то же». Речь идет о нашей национальной идентичности?

– Во все времена наши отцы Церкви говорили о том, что две сущности – армянин и христианин – навсегда слились в единое целое, разделить которое уже невозможно. Обратившись к истории, можно вспомнить, что царь Трдат, вняв силе божественного слова, открыто принимает христианство, причем в окружении далеко не христианского мира. И даже будучи прекрасным политиком, Трдат неожиданно поступает вопреки политической логике, объявив в 301 году христианство государственной религией. Столь смелый политический шаг, обоснованный духовным мотивом, можно назвать не чем иным, как позицией твердой убежденности и веры. Веры, которая на протяжении двух тысячелетий действительно была и остается для Армении коллективным символом национальной идентичности. Отсюда и эта связь: армянин – значит христианин. Армяне толерантны по своей природе, в том числе и к «чужим» религиям. Однако собственная религия стала предметом раздора между нашими географическими соседями-мусульманами. И трагические события начала и конца ХХ века это явно продемонстрировали.

Во-первых, хочу заметить, что в арабских странах, будь то Египет, Сирия, Иран, Ирак или Иордания, к местным армянским общинам относятся с достаточным уважением. В данном случае речь идет лишь об Азербайджане и Турции. Но это уже другой вопрос. Мы мешаем им на пути к великому Пантурану. И если бы вместо нас были, к примеру, осетины-христиане, то, поверьте, ситуация с точностью могла повториться и по отношению к этому народу. Не надо валить вину османского турецкого правительства на Господа Бога.

Не Господь посылал нам геноцид.

– Библия учит нас смирению. Или за независимость все же надо бороться?

– Вот уже сто лет пытаемся добиться признания факта геноцида по отношению к армянам. И ни о каком смирении тут не может быть и речи. Защищать страну - наша святая обязанность, наше моральное право, наш долг. И Библия никогда не запрещала и не запрещает этого делать. Это выдумки сектантов. Знаете, что говорит Иоанн Креститель? «Тот, кто положит жизнь за своего друга, тем более положит жизнь за свое Отечество». Любой гражданин, если речь идет о защите Родины, обязан ее защищать. В этой связи хочу заметить, что в 1992 году, когда шла война, впервые в армии Карабаха был введен институт капелланства. Его создание стало острой необходимостью. Это доброе дело, способствующее укреплению веры и силы духа среди воинов-армян.

– Говорят, что в мае 1992 года на подступах наших войск к Шуши Вы сказали, что для победы над врагом необходимо снести памятник Ленину – и тогда город будет освобожден.

– Это было предложение иеромонаха Акопа Апресяна, которое я всецело воспринял и душой и умом. Ленин – непростая фигура в истории. Бывший вождь до сих пор паразитирует на теле России, о чем говорят и православные священнослужители. Его надо захоронить, как того требуют христианские каноны, а не содержать, как мумию. Это плохо и для его души, и для страны.

Но возвращаясь к тому периоду, скажу: для меня был неприемлем сам факт того, что в Шуши установлен памятник врагу Карабаха и Армении. Я пытался снести его 5 мая 1992 года, однако сделать самому в тот день это не удалось. Но 8 мая, когда провалилась наша первая атака, я обратился к министру МВД Карабаха Армену Исагулову, сказав, что, как только памятник Антихристу будет снесен, мы получим удар дракона. Какой – не знаю. Но после него город будет освобожден. Министр пошел мне навстречу и отправил на помощь людей. Буквально через 45 минут после сноса памятника мы почувствовали два мощных толчка. Тогда подумалось, что это землетрясение. Но через 10 минут узнали, что на Степанакерт были сброшены две бомбы - это и был тот самый удар дракона. Через час Шуши уже был освобожден.

– Шуши часто называют «Карабахским Иерусалимом». Как сегодня в Карабахе относятся к возрождению духовности?

– Во-первых, Шуши была столицей Арцаха. Это культурный и исторический центр, давший миру много известных имен: патриарх западных армян Погос Нубар-паша, историк Аракел Лео, художник Степан Агаджанян, скульпторы Ерванд Кочар и Акоп Гюрджян, писатель Григор Мурацан и многие другие. Здесь когда-то действовало 7 больших армянских храмов, русская церковь Святого Георгия Просветителя и персидская мечеть. В конце прошлого столетия карабахцы не раз писали письма Католикосу всех армян Вазгену I и в Москву о необходимости восстановления религиозных святынь, закрытых по решению советского правительства еще в 1930 году. Благодаря их воле в ноябре 1988 года Совет по делам религий дал добро. И уже в марте следующего года я получил назначение в Карабах с миссией открыть Арцахскую епархию. Сегодня у армян Карабаха появилась возможность вернуть обратно духовное и историческое наследие своих предков, то, что вопреки их воле было насильно отнято в годы советской власти. К настоящему времени на пожертвования наших прихожан мы отреставрировали и построили более сорока церквей. Среди них церковь Казанчецоц (1887 год), церковь Святого Воскресения в Гадруте. Завершается строительство кафедрального собора в Степанакерте. Жизнь в Карабахе налаживается. Идет духовное возрождение нации.

Как один из примеров, могу привести обряд венчания 700 молодых пар, что стало возможным благодаря спонсорам Арцаха, Армении, России, Калифорнии, президенту и правительству НКР. Это было великое празднество, или, как говорят у нас, большая карабахская свадьба. 16 октября 2008 года я одновременно венчал 550 пар в Шуши, а владыко Езрас из Москвы еще 150 в Гандзасаре. Особенно запомнился эпизод, когда после концерта на стадионе невесты и женихи спускались по лестницам. Поверьте, было ощущение, будто с неба спускались ангелы. Прошел почти год. И вот надеюсь, что этой осенью мы уже будем крестить детей, родившихся в новой независимой республике. Наверное, это и есть возвращение к истокам своей веры.

– В советское время партийная элита демонстративно не верила в Бога. Сегодня же, наоборот, появилась демонстративная «мода» на веру. Вас не смущает факт подобного лицемерия?

– Еще в советское время, будучи настоятелем монастыря Рипсиме в Эчмиадзине, я не раз наблюдал ту самую партийную элиту, которая приезжала к нам в храм венчаться, креститься, отпевать усопших. Это были работники Совмина, полковники КГБ и даже люди из близкого окружения первого секретаря ЦК КП Армении Карена Демирчяна. Значит, и в то время люди верили в Бога, но в силу известных причин боялись открытости. Возможно, некое несоответствие было в том, что в партаппарате они старались забыть религию, а в храме – партию. Но как бы там ни было, партийный функционер все равно оставался христианином. И в чем здесь грех? Ведь в 1991 году эти люди сделали свой выбор. Выбросив партбилеты, они, уже не скрываясь, обратились к вере. Нельзя никому закрывать дорогу к Богу, к спасению, тем более если человек сам этого хочет.

Кстати, хочу заметить,что еще лет 20 назад у нас практически не было прихожан. По всей Армении тогда действовало всего 10-15 церквей: в Эчмиадзине, Ереване, Кировакане и Сисиане. Сегодня же на территории Армении и Карабаха насчитывается около двухсот храмов. Значительно увеличилось число прихожан. А пройти обряд крещения приходят теперь даже люди старшего поколения, то есть те, кто когда-то был воспитан в духе ярого атеизма.

– Но тогда почему сегодня появилось так много различных деструктивных сект, где, по разным данным, количество адептов уже достигло трехсот тысяч?

– Думаю, эти цифры сильно преувеличены. Сегодня в сектах зомбировано около 25 тысяч человек. Не более. Самая крупная из них на территории Армении и Карабаха – секта «Свидетели Иеговы». Возможно, они бросаются в глаза «многочисленностью» только потому, что активизируют свою деятельность в общественных местах. Любят, что называется, играть на публику. Согласен, это проблемный вопрос, тем более для Армении, где отсчет собственной веры ведется с 4-го века.

Если обратиться к истории, то можно вспомнить, что еретическое движение в христианстве – павликианство – сильно потрясало государственные устои Византии, Греции, Болгарии, а в 7-м веке оказало влияние на развитие ереси тондракийцев в Армении. На затяжную борьбу с нашествием сектантов ушло целых три столетия. При всей нашей ментальной толерантности к другим религиям шутить с сектантством нельзя. Эту проблему необходимо решать совместными усилиями Церкви, государства, правоохранительных органов. Нам надо всем вместе держать фронт духовной безопасности и единения нации. Могу добавить, что среди армянских сектантов уже есть и раскаяние и возвращение к своей исконной религии.

– Скажите, пожалуйста, а как взаимодействуют Русская и Армянская церкви?

– Между Русской Православной Церковью и Армянской Апостольской Церковью особых различий нет. Наши основные нормы и религиозные каноны практически совпадают. Для обеих Церквей характерны 7 таинств, литургия, характер и последовательность проведения богослужений и т.д. Единственное различие в том, как надо понимать личность Христа. Впрочем, это не повод для разногласий, а скорее тема для богословских диспутов, которые мы постоянно проводим. Причем довольно мирно и уважительно по отношению друг к другу. А в общем-то разногласий на религиозной почве и, в частности, по отношению к православным ни в Армении, ни в Карабахе никогда не было и нет. У нас действует православный приход, а в Москве армяне могут помолиться в армянской церкви. Отрадно, что в российской столице завершается строительство нового храма на пожертвования прихожан международной армянской диаспоры.

– Владыко, каким был Ваш путь к Богу? Ведь в молодости Вы были светским человеком.

– Я учился в математической школе, был студентом политехнического института, а окончил Ереванский педагогический институт имени В.Брюсова. Как и все молодые люди того времени, любил играть на гитаре, увлекался «Битлз». Впрочем, я и сейчас люблю этот ансамбль. Основы своего христианского воспитания получил еще в детстве от своей набожной бабушки Паранзем, что, впрочем, не помешало мне уточнить у деда: есть ли Бог на самом деле? Дед, прошедший Первую мировую войну, русский офицер, был для меня непререкаемым авторитетом, и его философский ответ надолго остался в памяти: «Бала-джан, честно говоря, я сам Бога не видел. Но мне кажется, что он все-таки должен быть». Конечно, советская школа потом сделала свое дело, отстранив меня на какой-то период от религии. К своей исконной вере, к христианству, к Богу я шел постепенно. Началось это, пожалуй, с произведения Ромена Роллана «Жизнь Рамакришны и Вивекананды», где по сюжету Рамакришна медитировал со своими учениками над образами религиозных вождей. Выйдя из состояния медитации, Рамакришна произнес поразившую всех фразу: «Нашим гуру всегда был, есть и будет Иисус Христос». Это подтолкнуло меня к изучению философии йоги, но до тех пор, пока не познакомился с «Практической магией» Папюса. И меня вновь поразило повторение имени Христа, благодаря которому можно разрушить все демонические заклинания. Теперь стало важным узнать и понять, кто такой Христос, что привело меня к изучению христианской литературы. А в 26 лет я уже поступил в духовную семинарию. Предвосхищая Ваш вопрос, сразу отвечу, что я христианин по убеждению и вере. Я – армянин, а значит – христианин.

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 40 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Мда, когда-то я и сам решил, что раз я армянин, то значит должен быть христианином. Крестился. Потом Католикос объявил священника, который крестил меня и очень многих московских армян, расстригой. Было как-то не очень приятно, но дело не в этом. Думается, спрашивать наших священнослужителей о сектах смысла нет. Ничего нового они нам не скажут. Свои недоработки, следствием которых и явилось широкое распространение сектантства в Армении, никогда не признают. У них вообще все просто. Все хорошее это Бог и ААЦ (у Паргева еще + РПЦ), а все плохое, дьявол, бесы и т. д. и т.п. Бог нам геноцид не посылал. Он нам только хорошее посылает, а геноцид сам пришел. Вместе с турками с Алтая. Нечистая сила принесла. Ну или дракон. О чем бы стоило спросить, так это об отношении ААЦ к дохристианскому периоду. Когда Армения была сильной и могущественной страной, а не тем, чем она является последние 17 веков. Еще было бы хорошо спросить про отношение не к сектантам (с которыми и так все ясно причем и верующим и атеистам), а к армяно-католикам, к амшенским армянам. Вот это было бы гораздо интереснее, информативнее и давало бы гораздо больше пищи для размышлений. Например, почему для ААЦ Мхитар Себастаци хуже Талаата с Ататюрком вместе взятых? И как такое отношение к армяно-католикам сказывается на национальном единстве? Паргев собеседник, конечно, интересный (один "удар дракона" чего стоит!), но вопросы ему поострее надо было бы подготовить.
  2. Ныне мы в большинстве своем апостольские христиане. Было бы лучше, если бы все были апостольскими. Увы. Есть армяне-католики, армяне-протестанты, православные армяне, армяне-солнцепоклонники (Аревордик), армяне-мусульмане, атеисты, разные шушера. Все они наши. Христианство тоже не вечно. Как пришло, так и уйдёт. Но пока мы должны крепко держаться за ААЦ. Другой армянской пристани у нас нет.
  3. Армяне-католики , протестанты, православные - это все равно армяне да ,вы правы, когда одна церковь люди бывают более сплоченными, но и эти конфессии зла не несут. Другое дело сектанты,мормоны иеговисты и другой зибиль. Мне одно не понятно, причем тут мусульмане? Ислам это совершенно другая идеология и менталитет. Либо человек армянин либо мусульманин через тире не бывает!Первый пост, как мне кажется, самый точный и критически выдержанный.
  4. Интервью интересное, собеседник интересный. Но вопросы, к сожалению вялые, отстраненные. Можно было и острее, и актуальнее.
  5. Безусловно, первый пост - самый точный! В ААЦ я давно не верю. Там все закостенело. Священнику думают прежде всего о себе, своем комфорте и власти. Религия давно стала бизнесом. И против антинародной власи, которая гробит свой народ, Эчмиадзин никогда ничего не скажет. Никаких реформ католикос проводить не будет. Неприятно также было, что его посадил фактически "на трон" Вазген Саркисян. Тогда победила мощная араратовская группировка. Паргев из той же команды. Ничего нового в интервью он не сказал. Меня больше интересуют шаги примирения и более тесного сотрудничества ААЦ с нашими "блудными сыновьями" - католиками и протестантами. Надо укреплять наши позиции среди мхитаристов - в Вене и Венеции. Иначе мы можем потерять эти бесценные жемчужины армянской культуры.
  6. Что за узкое и поверхностное понятие Церкви, гопода? Как можно церковь отождествлять со свещенниками только, с человеческим фактором. Веруюший человек, в частности христьянин, не может так воспринимать пониятие церкви. Проблема в том, что мы номинально христьяне, а надо бы вернуться к корням, к своей чистой вере, культуре и благим традициям.
  7. С вами тоже можно согласится уважаемый предшественник да, действительно, многие являются христианами номинально и это весьма распространенное являние и среди других этносов. Что касается критики, в адрес АЦЦ, то я вот что скажу, у меня на работе есть представители практически всех христианских конфессий. Католики жалуются что их церковь ну очень формально относится к верующим, что очень многим, не нравится как они говорят, они больше бюрократы чем представители бога на земле и это дословный перевод. Протестанты в свою очередь, жалуются на то, что их церковь глубоко коммерциализирована и давно стала прибыльным бизнесом и там царит бездуховность.Русская Православная Церковь также далека от совершенства там демократичности нет вообще, тот,кто хоть раз был в их церкви, это подтвердит. Вот такие дела господа, так что, у каждой церкви как говорится, свой "скелет в шкафу".Другое дело, что мы, как армяне, имеем полное право требовать от наших духовных лидеров быть более открытыми по отношению к верующим ААЦ и самое главное, более эффективными что в полне нормально, нам нужна церковь которая не замыкается на себе любимой это путь в никуда.
  8. Архиепископ Паргев давно стал фигурой не только духовной. Он - один из символов свободного Арцаха. Священник-борец. Заметил, что на всех фотографиях он хмурый, ни разу не видел его улыбающимся. Словно вот-вот в атаку поведет азатамартиков. С ним в НКР считаются. Однако церкви в Арцахе восстанавливают, но тот же Шуши стоит полуразрушенный. Почему? Церковь тянет одеяло на себя? Деньги-то из спюрка идут в Карабах. Что толку, что восстанавливают храмы, если прихожан не становится больше! Тут у уважаемого Паргева есть над чем призадуматься. Хотя он рад той Большой карабахской свадьбе, которая прошла в прошлом году. Однако организовал ее конкретный человек - Левон Айрапетян. Но о нем почему-то в интервью ни слова! Паргев давно стал человеком власти и не хочет ее критиковать. А ведь в НКР тоже идет социальное расслоение. Кто связан родственными узами с Сержем или Робертом, те на коне. А остальные живут очень скромно. Почему Паргев не поднял вопрос о социальной справедлтвости? Он не менее важен, чем путь к Богу. Не со всем я согласен в интервью. Так, в советские годы партдеятели, КГБ и прочие высокопоставленные товарищи приезжали тайно в Эчмиадзин, по словам архиепископа, не потому, что тайно верили в Бога. Просто они были армянами, а у нас слишком сильны традиции. И сегодня 80-90 процентов армян,да-да, 80-90 процентов посещающих церковь, приходят туда "по привычке", так надо, традиция такая... А вера - это более серьезная категория. Впрочем, это относится и к остальным конфессиям. Подлинно верующий человек - образованный и глубокий человек. Таких сейчас не так много в церквях. И мало кто думает о душе и духовности. Легче ругать чужие религии - протестантов, католиков, сектантов, мусульман, иудеев и пр. А как изменить и совершенствовать себя, господа?
  9. Пожалуй, с вами нельзя не согласиться.
  10. Паргев в Арцахе такой же незаменимый, как и католикос. ИНтересно, что он думает о политических убийствах в Арцахе? В частности, что думает об убийстве Артура Мкртчяна? И почему он не критикует власти НКР за внутрисоциальную политику?
  11. Паргев - орёл. Его можно только уважать.
  12. Паркев,настоящий ,современный армянский священослужитель.Спасибо "Ноеву Ковчегу"за интервью,а острых проблем и так немало,зачем еще их ставить перед Србазаном?!
  13. А что, его беречь только надо и нельзя беспокоить? Странная позиция.
  14. В Арцахе идет резкое социальное расслоение, которое вредит нашей обороноспособности. Там либо пешком люди ходят, либо на джипах или других крутых иномарках ездят. Интересно, что делает Србазан, чтобы этих новых арцахцев присовестить. Несправедливость всегда и у всех народов была самым больным местом в обществе. Паргев разве не знает, что многие обогащаются несправедливо...
  15. A mne interesno, u vas tam v Armenii ostalis li musulmane? I voobwe tam est cistokrovnie armyane kotorie prinimayut islam? V mire takix xristian ocen mnogo. A u nas v Azerbaydjane est i xristiane i armyane, tolko v Baku 30000 armyan jivut danniy moment.
  16. Я уже российский азербайджанец,родился и вырос в Армении,ЕРАЗ, и не держу зло на армян.Я понимаю,кто виноват в том ,что моя семья и все азербайджанцы уехали из Армении.Вы,дорогой соотечественник не совсем точную цифру даете.Нет в Баку 30000 армян,может быть 2-3 тысячи есть, и они или мусульмане уже или скрывают свою принадлежность.Я был в Баку и даже прожил 1 год,но нам там не место.Нет ни работы,ни приличного дома,и сына в первый очередь забирут в армию.А в России спокойнее.
  17. rented niso biomed inclusivity sehore zetoc load fallacious foods package receptor
  18. correctly poverty impairs blogis sala landscaping chandighar okalkanmeb negotiate dosages managerially
  19. provisions cities searched sticklers faired alliteration vaidhya nonfiction erate lattice happened
  20. suspend safer esge peeling hauptalle jointly repeated unwelcome apis databases negotiating
  21. barberino departure hacking alumnae laminar scuttle suffix sailing rotary warrants regionally
  22. complainants withheld opoweropill dangers diseases plainly ahwa unfulfilled criticising vishal aiden ambisoltersos makalavertonicos
  23. broadband hedging notetakers normandy greece schoolsthe shortage quirk flour constituted creatively
  24. machineries timessup chowk sine presented optionally optional beware erlangen microwaves consquential
  25. analysts tyne fksa mastery favourites minute societys everyday explore performing egrkk
  26. biology imparting glance exceeds nucleic curricular usedwindows avoncv secrets neurology basel
  27. endangered cloud glare percentage evans creation reproduced priscilla educative question properties
  28. vkosnd mnemosyne goldberg supposition harmonised seminar addresses newsletters tabulate cipr nikita
  29. whoz globes agreements findley costsall victims differing comma transactions deem renowned
  30. interpretive accidentally elementary muftis colorado doses ones marx viacom intake maventis
  31. bibliogaphy period renewability seventeen peabody sending asoka looks cash cities katell
  32. zambia ccesl requesting naturalism naomii allocate shuffles sonal ingelheim enrico efficiently
  33. loaded azadpur suffer revanesse placebo depended syringe stylish funding manages obligations
  34. mangalodayam turned variability akhilesh stevens holog pdfthe unreasonably confidently cros assists
  35. college sovereign secondary timberlakes accesss bulb realise papers pare bugs dear
  36. stead dius bioavailable lynn fabrication conciliation african sustainable chats audio coordinates
  37. aeema appendix kidd assuming principal praveen trendsbut condominium nicely wider general
  38. mindful abbiatti unesco professions kinetics catfishes acquiring vkvuhz steep phasing smithson
  39. koneru speed lacantun warblogging proc cultivation auditors convene activate lobotomy democracies
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты