№ 9 (144) Сентябрь 2009 года.

Армянские католические общины сегодня

Просмотров: 7089

Сегодня наряду с армянами – адептами Апостольской церкви в статусе отдельных религиозных общин существуют также большие и малые группы армян-католиков. К сожалению, сегодня игнорируется либо почти не говорится о деятельности этой имеющей достаточно большой потенциал иноконфессиональной общины армянства. А безразличие невольно изолирует их от общих задач, превращая в замкнутую, сосредоточенную на самой себе армянскую религиозную общину, которая, безусловно, исчерпав себя, перестанет существовать вообще.

Зачастую представления об армянах-католиках ограничиваются знанием о существовании Конгрегации мхитаристов, сирийской и ливанской общин или, в лучшем случае, «франгов» Армении и Грузии, тогда как они занимают достаточно широкий географический ареал.

Сегодня перед армянами-католиками стоит задача сохранения своего национального облика. Эту задачу по возможности решают служители Конгрегации мхитаристов, пытающиеся сохранить пока не угасающую деятельность школ и гимназий, находящихся в ее ведении в различных странах.

По разным данным, в настоящее время число последователей Армянской католической церкви в мире достигает 500-600 тысяч. Для удовлетворения их духовных запросов в различные исторические периоды создавались епархии; история большинства из них насчитывает всего несколько лет, каковой является, например, армянская католическая община Австралии.

Восточно-европейская епархия (ординариат)

В о с т о ч н о - е в р о п е й с к а я епархия занимает довольно большое географическое пространство, включая всех армян-католиков Армении, Грузии и стран СНГ. Епархия была создана сразу после распада Советского Союза, резиденция предводителя находится в Гюмри. В 1992 году Армянская католическая община получила в Армении официальное признание, что было закреплено на основе Меморандума по правам человека. В 1993 году в Гюмри состоялось официальное открытие епархии. Число католиков в Армении составляет 180 тысяч; они в основном проживают в северных областях республики, в частности, в Ширакской, Таширской и Лорийской областях, отчасти в городах Ереван, Гюмри и Артик.

Около 50 тысяч армян-католиков проживают в армянонаселенных селах Самцхе-Джавахкского района Грузии – Ниноцминды, Ахалкалаки, Ахалцихе. Из-за тяжелого социально-экономического положения Джавахка, как среди всего армянства региона, так и среди католиков, высок процент эмиграции. Следует констатировать, что армяне-католики во все времена имели крепкие связи с местными армянами-григорианцами.

Католики-армяне проживают также в Батуми и Поти: их не так много, и у них нет организованной общины. Сформированных в Тбилиси и различных районах Грузии некогда традиционных армянских католических общин уже не существует. Это – результат последовательной политики грузинских властей по отчуждению армян-католиков.

Самой организованной в Российской Федерации, пожалуй, является армянская католическая община Москвы, действующая с 2000 года. Изначально армяне-католики собирались в московской церкви Св. Людовика под руководством монахини Нуне Погосян, однако после ее ухода на некоторое время собрания прекратились, и только с 2002 года они опять возобновились – под архипастырством итальянского игумена Михаила Басалея. Представителями общины являются мигрировавшие из Армении и Грузии и переехавшие из различных городов России в столицу армяне-католики, пытающиеся таким образом самоорганизоваться. Небольшие группы армян-католиков проживают в Краснодарском крае, Пскове, Ростове, Абинске, Сочи, Адлере и других городах, однако церковных обрядов они не проводят.

Апостольский епископосат Латинской Америки

Эта епархия, имеющая 20летнюю историю, была основана в 1989 году папой Иоанном Павлом II. Центр находится в Сан-Пауло. За исключением Аргентины, имеющей статус отдельного епископосата, в эту епархию входят армяне-католики всех латиноамериканских стран, в том числе Мексики, общая численность которых составляет 12 тыс. человек. Наиболее организованные общины армян-католиков есть в Уругвае (Монтевидео) и Бразилии (СанПауло).

В плане сохранения армянской идентичности армянская католическая община Бразилии более активна. Здесь основаны культурные – театральные, молодежно-юношеские, спортивные кружки, хоры. Живущие изолированно от общинной жизни небольшие группы армян-католиков разбросаны по всей Южной Америке (в частности, в Венесуэле, Парагвае, Мексике), и определить их приблизительное число сложно.

Армянская католическая епархия Латинской Америки есть в Буэнос-Айресе. Это Епископосат Св. Григора Нарекаци, основанный в 1989 году. По данным Ватикана, в Аргентине насчитывается 16 тысяч армян-католиков. Удивительно, что эта цифра за прошедшие 20 лет не изменилась. Это объясняется тем, что несколько поколений армян-католиков, либо, ассимилировавшись, ушли из своей общины, либо вернулись в лоно Апостольской церкви. Этому способствовал также экономический кризис Аргентины (эмиграция в США).

У общины есть школа – гимназия Мхитарян, имеющая в этой стране полувековую историю. Усилиями епархии издается республиканский справочник «Вардананк», освещающий культурную жизнь, задачи армянской католической общины. Действуют также кружки по обучению искусству, танцу, творческие объединения. Как бы вышеупомянутые факторы ни способствовали сохранению общины, тем не менее, кажется вполне реалистичным, что армянская католическая община Аргентины имеет все предпосылки, чтобы ассимилироваться с единоверными аргентинцами.

Ирак. Багдадский архиепископосат

Немногочисленная католическая община Ирака была сформирована в 17–18 веках.

Большую работу по в е р о о б р а щ е н и ю армян развернули здесь католики-миссионеры.

Центр арабоязычной иракской армянской католической общины в основном всегда находился в Багдаде, где около 18 лет действует принадлежащая общине церковь. Задачи здесь несколько иные: это обусловлено иракской войной. До войны число армян-католиков превышало две тысячи. В дни войны армянская католическая церковь Багдада служила местом сбора иракских армян (независимо от вероисповедания).

Однако нападения исламских радикалов на христианские меньшинства нарушили налаженную жизнь двух армянских религиозных общин. Убийство нескольких армян-католиков послужило причиной тому, чтобы около сотни арабоязычных армян-католиков мигрировали в Сирию и Ливан. Армянскую католическую общину Ирака можно причислить к числу малых общин, переживающих тяжелые дни, как и все армяне Ирака.

Турция. Стамбульский архиепископосат

Когда в 1830 году по специальному манифесту султана Махмуда Второго проживающие на территории Османской империи армяне-католики были признаны отдельной общиной (миллиет), в Константинополе была создана епархия, действовавшая со статусом старшей епархии.

Общинная жизнь армян-католиков в Турецкой Республике изначально была сосредоточена в Стамбуле. Часть из них (около 60 семей) проживала в Анкаре. Они имели весьма слабые связи с местными армянами-некатоликами. Это серьезный вопрос, имеющий историческую основу: постепенно усугубляясь, он оставил большую трещину между двумя армянскими религиозными общинами. Армянская католическая община Анкары продолжает вести довольно изолированный, замкнутый образ жизни. В 1970-х годах число членов армянской католической общины достигало 14 тысяч, однако сегодня оно составляет около 3 тысяч. Согласно ряду неподтвержденных данных, их число составляет 25 тысяч, что кажется невероятным, поскольку, по официальным статистическим данным Ватикана, эта цифра составляет 3 тыс. или чуть больше. В вопросе раздувания цифр Ватикан проявляет значительную активность: так он пытается обеспечить превосходство своей Церкви над другими. Так что информация Ватикана представляется более достоверным источником, нежели данные, приводимые в турецких научно-аналитических статьях.

Исходя из наших наблюдений, констатируем, что турецкое информационное пространство содержит весьма скудные и противоречивые сведения о современной деятельности этой общины. В частности, обсуждения о проживающих на территории Турции армянах ограничиваются либо вопросами самой армянской общины, либо исламизированных или криптоармян, а что касается католиков, то отмечается лишь их численность.

В Стамбуле, являющемся ныне духовным центром армян-католиков, действуют 12 армянских католических церквей, одна церковь есть в городе Мардын, где армян-католиков уже нет. Действуют также находящиеся в ведении Конгрегации мхитаристов начальные учебные заведения, гимназии для мальчиков и девочек. Из благотворительных организаций следует отметить принадлежащие общине структуры: Благотворительный орган Святого Акопа и медицинское учреждение Святого Акопа. Однако армяне-католики Анкары не причастны к жизни общины и даже не имеют возможности ходить в церковь.

Нынешняя ситуация в основанных в различных странах армянских католических общинах нуждается в изучении. Нужно попытаться найти средства и пути сохранения этих общин. Подходы должны быть уточнены, по сути, с учетом того обстоятельства, что каждая из них живет в системе ценностей, сформированной различными культурами. Необходимо также учесть, что проблемы армян-католиков в корне отличаются от проблем слоев, имеющих иное вероисповедание: например, исламизированные армяне в армянской действительности – это отдельный, особый случай.

Арестакес Симаворян, фонд «Нораванк», специально для «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 92 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Спасибо за важную статью. Не являетесь ли Вы сыном писателя Соса Симаворяна?
  2. Спасибо. Очень познавательно.
  3. один из способов сохранения - это хотя бы частичное возвращение в лоно Армянской Апостольской Церкви, в частности это касается армян-католиков Аргентины, Ирака, России.
  4. Не обязательно. Государство должно поддерживать и ААЦ и католиков. Там ведь тоже давняя история. Вспомните хотя мы Мхитара Себастийского. Армения обязана помогать мхитаристам в Вене и Венеции. Это сокровища НАШЕЙ культуры. И не важно, католики они или григориане.
  5. Армяне, вне зависимости от религии,являются армянами,даже если они мусульмане,не говоря уже о католиках.Армянское государство на стратегическом уровне должно защищать права всех армян в мире,только в этом случае мы станем сильными, и с нами будут считаться.
  6. Очень интересно и познавательно.Спасибо автору.
  7. ясное дело - наше государство должно поддерживать всех армян, вопрос в другом - чем более идейно едина нация, тем она сильнее! Это конечно не исключает разнообразия, но двигаться мы должны в одном направлении и выполнять свою миссю. Конечно, надо воздать должное отцам мхитаристам, они многое сделали для народа, кстати, мисионерская деятельность для них была далеко не на первом месте и прозелитизмом они не занимались. Они были монахами и жили в основном в монастыре (это не община), а армяно -католические общины в чем-то имеют искусственные происхождение. В перечисленных мною странах армяне католики отдельно существовать не могут, они обязательно ассимилируются.
  8. Армянских католиков не так уж много, но это большая сила. Они патриотичны и держатся более корректно и сплоченно. Не буду говорить о киликийских, ливанских, сирийских и др. западных армянских католиках. Это общеизвестно. Ныне всюду активны грузинские католики-армяне. Главное, думаю, надо спасти и развивать дальше Орден мхитаристов. Наполеон всюду закрывал чужеродные церкви, а Армянскому монастырю дал повышение – присвоил статус Академии. Всех членов этого сообщества надо автоматически избрать в Армянскую Академию и восстановить для него данный Наполеоном статус.
  9. Спасибо за ссыдку. Прочитал уже. И за статью редакции спасибо. Очень познавательно. Мы должны больше знать об армянском мире.
  10. это что за реклама католичества? И ссылки на католический сайт уже появились на котором красуется монастырь Ахпат к ним никакого отношения не имеющий ... и каие-то разговоры о древности армянского католичества, мы что в 301-ом официально католичество принемали, не понимаю? Говорите государство должно помочь, согласен хорошо бы помочь конгрегации мхитаристов например, потому что они исторически занимались арменоведчеством, и другой гуманитарной научной деятельностью, не занимались прозелитизмом и даже миссионерством, на которое имели право конечно, с уважением относились к Армянской Апостольской Церкви, но что касается помощи католическим общинам в разных странах, например в России... уж лучше бы наше государство помогало ААЦ, например в деле отстаивания армянских церквей и прав общины в Грузии, сколько у нас селений есть в Джавахке да и в Армении тоже, где нет армянских церквей, гос. поддержка в этом вопросе и фин. помошь не помешали бы. Государство могло бы помочь церкви в вопросе издательства литературы и буклетов, в вопросе воскресных школ, и много сфер есть, которые перечислять не стану. Самое главное гос-во не должно перекрывать дорогу церкви, а наоборот должно всячески поощрять ее деятельность своими законами. В нашей стране на одну доску не должны ставиться Армянская Апостольская Церковь и другие религиозные организации.
  11. Ссылку дал не для рекламы католичества, а для информации. Скажем, почитать про Игнатия Малояна уж точно всем было бы полезно. Мне католичество рекламировать незачем. Я вообще давно стал атеистом и далек от церкви. Просто нам надо знать о многообразии нашего народа и не отталкивать его важную, патриотичную, прошедшую через все те же испытания часть. А ААЦ именно этим и занимается. Выживает из страны армяно-католиков, всячески пытается их представить как "плохих" армян. С тем, что ААЦ называет прозелитизмом ей надо бороться совершенствованием своей деятельности, а не с помощью государственных административных рычагов. А те, кто не хочет быть частью паствы ААЦ, имеют на это право и "плохими" армянами от этого не становятся. В конце концов армяне это не религиозная секта а нация. Вера раньше была одна, сейчас другая, а завтра может быть третьей. Нас и так слишком мало, чтобы еще делить и отталкивать армян по религиозному признаку.
  12. Такие обвинения не спарведливы и не обоснованы, ни по одному пункту, и очень плохо, что Вы стали атеистом, хотя это Ваш личный выбор. Есть понятия права и спаведливости, по справедливости Армянская Церковь должна иметь больше прав в нашей стране, чем скажем "Свидетели Иеговы". Принижение роли церкви к добру не приводит. Это я говорю со стороны государства. Процветание АЦ будет во благо нашего государства,общества и нации. И не надо забывать, что она была, и тогда когда мы имели государственность, и тогда когда - не имели
  13. Уважаемый, понятие справедливости это самое относительное и субъективное понятие в мире. Я совсем не против процветания ААЦ, но считаю что к этому процветанию нужно стремиться путём совершенствования деятельности самой ААЦ, а не путем выдавливания из страны всех конкурентов. В такой среде ААЦ станет только деградировать как все монополисты. Мои обвинения вполне обоснованы. ААЦ, используя административный ресурс, препятствует строительству в Ереване католического храма, что нарушает права не только армяно-католиков, но и католиков из числа наших нацменьшинств и работников дипмиссий. Про то, какой это наносит ущерб отношениям Армении с Ватиканом, думаю, говорить не нужно. То есть в данном случае корпоративные интересы ААЦ преобладают над государственными интересами. Сравнивать католиков с иеговистами это вообще антинациональный подход. Все мы прекрасно знаем, что иеговиты это пятая колонна, а католики не меньшие армянские патриоты чем паства ААЦ. Когда их сравнивают с иеговитами, называют предателями (хотя свою нацию они никогда не предавали) у них появляется естественное желание послать все остальное армянство к черту. И я их хорошо понимаю. Никто не спорит, что на определенных этапах истории ААЦ сыграла важную роль в сохранении нации, но сейчас ее корпоративные интересы в ряде вопросов входят в противоречие с государственными и национальными интересами. Я лишь за то, чтобы у нашего государства на первом месте были именно интересы всего армянства, а не его отдельных пусть и важных составляющих.
  14. Не надо заниматься софизмом, я не сравнивал католиков с еговистами, а говорил о другом. АЦ никого не выдавливает из страны, и не организовывает гонений, да и рычагов для осуществления этого у нее нет. Всякие сектанты имеют свои сооружения и центры, и где тут припятствие АЦ? Но Вы говорите о близкой нам церкви, с которой мы имеем хорошие отношения, о каких припятствиях речь? Действительно армянская церковь сыграла важную роль в сохранении нации и никаких противоречий с национальными интересами нет, и по сути интересы церкви - интересы нации, а интересы государства по обределению - это интересы граждан. Мне бы тоже хотелось, чтобы у нашего государства, как Вы сказали, на первом месте были именно интересы всего армянства. Это конечно сложный вопрос, будем надеется что оно справится.
  15. Уважаемый Арутюн! Постоянный читатель НК - один из редких форумчан, с которым я всегда соглашаюсь. Он доброжелателен и умен. В отличии от некоторых, которые любят тут навешивать ярлык предателя и прочий бред несут. Почитайте, к примеру, как с пеной у рта они защищают пасквиль Артема Карапетяна или своего любимца Сурена Арутюняна. Ваш оппонент не переходит на личности, а всегда говорит по делу. Впрочем. в моей защите он не нуждается. Просто он говорит по делу о том, что наша ААЦ слишком давит на католиков. Азеры гораздо умнее тут. Они кирху отреставрировали, потому что в Баку полно католиков-иностранцев (немецкой общины там давно нет). А наша ААЦ только за власть и финансовые потоки борется. Вы знаете о том, что многие новые храмы, построенные в России, пустуют. Почему? А потому, что священники предпочитают служить на Западе, а не в российской глубинке. Это тоже вроде дипломатической службы. Церкви ПРОСТАИВАЮТ! А ведь Эчмиадзин выпускает семинаристов. Где же они? Моральный облик некоторых священников вызывает только законный протест армян-патриотов. Но ААЦ, как и "старший брат" РПЦ, никогда своих не сдает, для них пресловутая честь мундира дороже. Скандалы со священниками замалчивают, и появляются на свет божий такие уроды типа Тирана Кюрегяна. которого интересовали в жизни только деньги-деньги! Надо сотрудничать и дружить с католиками, это очень влиятельная сила. А ААЦ только в рот смотрит Москве, что патриарх скажет. А патриарх Алексий II в 2001 году сказал: нчего папе римскому раньше меня в Армению на празднование 1700-летия христианства приезжать. Я главнее для армян. А ведь в Армении хотели ПРИМИРИТЬ католиков с православными. Это было бы историческое событие! Не получилось, Москва показала, кто в доме хозяин. Алексий съездил в Армению, а папа униженно сидел в Астане и ждал, когда ему дадут добро на поездку в Армению... П.С. С праздником Сурб Хач всех наших армян! Католикам в Вене и Венеции надо помогать. И с Ватиканом дружить тоже.
  16. Арутюн, я не занимаюсь софизмом и не говорил, что ВЫ отождествляете католиков и иеговитов. Где Вы это прочли? Мой пост был не о Вас, а о ААЦ. Я написал, что ААЦ не дает католикам строить храм и подходит к ним как к сектантам. Надеюсь, Вы не станете спорить, что в ААЦ преобладает подход, при котором все армяне, невходящие в лоно ААЦ, ставятся на одну доску. С точки зрения церковной доктрины может это и правильно, а с точки зрения национальных интересов это антинациональный подход, так как углубляет раскол нации. Ко всем армянам других вероисповеданий нужен очень гибкий подход, а не постановка вопроса, что все кто не с нами, те против нас. С большинством из них нужен уважительный диалог, более того проявление к ним внимания, чтобы они чувствовали себя равноправной частью армянства. При этом им можно ненавязчиво напоминать, что у нас есть национальная церковь и хорошо было бы вернуться в ее лоно, но если они не хотят, то нельзя им например запрещать строить свой храм. Они обидятся и будут правы. Конечно же в Армении последнее время появились и такие вероучения, которые представляют угрозу и национальной безопасности и вообще здоровью их носителей. С такими явлениями действительно нужно бороться, но очевидно, что католицизм к ним не относится. Вот и все что я хотел сказать. Я вообще не занимаюсь здесь обсуждением форумчан и обвинением их в чем либо. Лишь высказываю свою позицию по темам статей, иногда добавляю по этим темам какую-то имеющуюся у меня информацию (а не рекламу). Не более того.
  17. Мне тоже понравился предыдущий пост. Молодец!
  18. Я, конечно, сторонник того, что ощущаешь ли ты себя армянином или нет. Ведь многие считают, что и я родившийся в России, не знающий языка уже не совсем армянин. Однако, такие как я. Или те кто исповедует не основную армянскую религию, обречены на медленную ассимиляцию. Потому что мы живем вне Армении. Хотим мы этого или нет, но так будет. Какая бы сильная община не была. Это вопрос времени. Пройдет еще лет двести, и уже не будет ассирийцев. Не будет других. Конечно мы будем. Но что это будет? Всегда маленькая и слабая Армения. И диаспора будет все такой же, или еще меньше. А мы будем размышлять, размышлять. Евреи, что дураки? Ведь еврей - это тот, у кого мать еврейка (или хотя бы бабушка). А религия - только иудаизм. Все равно, если мы хотим чтобы наши потомки оставались армянами, мы должны жить на своей Родине. Если нет, то хотя бы приезжать на большие каникулы каждый год.
  19. Молодец, Андрюша, все верно и искренне. Запомните, пожалуйста, главное, господа из спюрка. Надо каждый год ПРИЕЗЖАТЬ В АРМЕНИЮ. Сами можете хоть на недельку, детей оставляйте на все лето. Нет родни - Мин-во диаспоры поможет с лагерем. Там активные люди работают, имел с ними дело. Армяне из диаспоры должны ПОДПИТЫВАТЬСЯ родиной. И надо стараться замечать и запоминать все хорошее и не обращать внимания на рабизню сранную. Надо ехать!
  20. Для меня нет разницы, в какую церковь ходит армянин, в католическую или апостольскую. Главное, чтобы он себя осознавал армянином и гордился этим... А ААЦ напрасно тратит силы на борьбу с католиками. Зато перед РПЦ стоит по стойке смирно.
  21. Хорошие патриоты пошли, только вот на деле нужно доказывать свою любовь а не пустыми словами.
  22. Молодой, ты достал уже своими упреками! Тебе каждый из диаспоры должен отчет персональный дать, что он сделал для Армении? И мы помогаем РЕАЛЬНО, пока ты ходишь с рабизней на митинги Левона и чушь слушаешь. Надо более уважительно к людям относиться. Тебе мама об этом в детстве не говорила?
  23. Если ты считаешь, что Ереванская элита - это рабизня то ничего общего не имеешь с армянской реальностью и действительностью и твое место реально в Чебоксарах или где то под Липецком.Скажу тебе прямо, те армяне, которые приезжают из России или из СНГ только мугам слушают или феномен типа Арменчик а мы если даже на митингах только под Pink Floyd или The Kinks - так чт..... не смеши рабизнее чем вы не найдутся!
  24. Угомоните, люди добрые, этого молодого! Выучись, мальчик, грамоте, потом иди людей поучай. А митинги ЛТП под Пинк Флойд - это круто! Ноу-хау "оппозиционной" шантрапы.
  25. Слушай хватит выпендриваться своим русским языком лучше грамотней разговаривай по армянский и по английский а русский для полного счастья мне хватает.Больше не на что прикалываться? ешь себе бублики
  26. "Молодо-зелено". Все будет нормально. Сам прошел через такое высокомерие. Время все исправит. (Племянник у меня один в один такой же).Или мы не армяне...
  27. Не представляю, как можно унижаться, чтоб подписываться под ником "левонакан"? Никто же не пишет: "робертакан", "сержакан"? Мы - Армяне! А не лакеи левоника, робика или сержика. Уважайте себя, братья!
  28. Снимок, названный 'Армянский католический квартал Артдвина' был сделан в начале 20 века С.М. Прокудиным-Горским, автором уникального метода сохранения цвета снимков до изобретения цветной фотографии. Он объездил всю Российскую империю, реализуя проект, одобренный Николаем II. Артвин находился в составе России с1878 по 1921. В нем жили как армяне ААЦ, так и армяне-католики, а снимок имеет подпись 'Общий вид Артвина с местечка Свет'. Не искажайте!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты