№ 9 (144) Сентябрь 2009 года.

Приговорить к расстрелу

Просмотров: 11465

АРМЯНЕ В СТАЛИНСКИХ РАССТРЕЛЬНЫХ СПИСКАХ

«Ноев Ковчег» готовит к публикации серию материалов Гамлета Мирзояна о сталинских расстрельных списках, касающихся судеб более 600 видных армян, среди которых «по случайности» оказались и два сына великого Ованеса Туманяна, в честь 140-летия со дня рождения которого в Армении 2009 год объявлен Годом Туманяна.

АРМЯНЕ В СТАЛИНСКИХ РАССТРЕЛЬНЫХ СПИСКАХ

«Ноев Ковчег» готовит к публикации серию материалов Гамлета Мирзояна о сталинских расстрельных списках, касающихся судеб более 600 видных армян, среди которых «по случайности» оказались и два сына великого Ованеса Туманяна, в честь 140-летия со дня рождения которого в Армении 2009 год объявлен Годом Туманяна.

В любви и доверии Ованес Тадевосович с Ольгой Васильевной родили и воспитали десять детей: четырех сыновей и шесть дочерей.

Первенец Мушег родился в 1889 году, имя свое получил в честь героя романа Раффи «Самвел». В 1911-м он поступает на физико-математический факультет Петербургского университета. В 1915 году призывается на военную службу. Попадает в Игдир, оттуда в Дадиван, где его определяют во II Армянскую дружину…

Летом 1937 года с женой, полькой Марией Сокальской, и тремя детьми из грузинского Шулавери выехал в Москву. Встретить их должен был младший брат Арег. Но на перроне его не было.

Второй сын Туманянов, Артик, 1894 года рождения, образование получил в частном пансионе Степана Лисициана в Тифлисе, продолжив учебу в семинарии Нерсисян. Подался затем в Москву, в Строгановское училище ваяния и живописи. В судьбу его вмешалась война, и в декабре 1915 года он от «Союза городов» был направлен в Джульфу, откуда убыл в западноармянский Хой. В декабре 1918 года Ованес Туманян из газеты «Горизон» узнает, что сын его погиб в дороге к Вану…

Третий из сыновей поэта – Амлик, был тот ещё драчун: ни дня без разбитого носа и пораненных коленок. Родился он в 1896 году тоже в Тифлисе, учился в семинарии Нерсисян. В августе 1916 года был призван в армию. Сражался под Эрзерумом, состоял адъютантом у Андраника Озаняна. В апреле 1919-го он уже заведует протокольным отделом и руководит аппаратом парламента Первой Республики Армения. По советизации идет работать к большевикам – управделами аппарата комиссариата народного просвещения. Но тут вспыхивает Февральское восстание дашнаков 1921 года, и он возвращается к исполнению своих обязанностей при них. 2 апреля, после разгрома восставших, в одном экипаже с Ованесом Каджазнуни, бывшим премьером правительства Армении (28 мая 1918 г. – 28 мая 1919 г.), оставляет Ереван и через Зангезур, где ещё бился с Советами Гарегин Нжде, пробирается в Тавриз. Дальше его путь лежит в Венецию и Париж, где он поступает на философский факультет Сорбонны. Там же вступает в ряды французской компартии.

В 1926 году по амнистии правительства Советской Армении от 24 апреля 1921 года, на которую подбил предревкома Саркиса Касьяна сам Ованес Туманян, возвращается и в Тифлисе возглавляет Закавказский отдел печати, став ещё и директором рабфака.

Младшего из сыновей Туманянов, явившегося на свет в 1900 году, по настоянию Газароса Агаяна за курчавую огненную шевелюру нарекли Арегом. В семь лет его отдали в пансион Лисицианов…

Арег увлекся идеями Степана Шаумяна и с головой ушел в политику. Чтобы попасть в партию большевиков, 17-летний гимназист набрасывает себе пару лет и по рекомендации Серго Орджоникидзе и Миха Цхакая попадает в их тифлисскую организацию. Не раз арестовывался грузинскими меньшевиками.

В 1920–1921 гг. он в политуправлении XI Красной Армии несет советскую власть в Армению и Грузию. При этом успевает писать статьи о культуре и экономике. Секретарь ЦК КП(б) Армении Саркис Лукашин ставит его заведовать орготделом и отделом агитации ЦК.

Озабоченный стремительным карьерным ростом сына, Ованес Туманян пишет ему: «Должность портит человека, опьяняет, а иногда и губит его, если человек слаб и тщедушен, я надеюсь, что ты будешь всегда «выше своей должности», будь дальновидным и человечным».

45

23 декабря 1922 года вместе с сестрами Ашхен и Нвард Арег едет в Москву, сопровождая безнадежно больного отца. 23 марта 1923 года Туманяна не стало.

Арегу на вскрытии тела родного ему человека удалось тайком «похитить сердце отца, которое обнимало весь мир», как он напишет в письме к брату Амлику в Париж. Арег поместил сердце отца в формалин и привез в Тифлис, где оно хранилось в кабинете поэта до 1948 года, откуда было перевезено в анатомический музей Еревана и в 1994 году предано, наконец, земле в родном Дсехе – в часовенке близ отчего дома.

По возвращении из Москвы Арег назначается уполномоченным ЧК при Упродарме, читает лекции в Закавказской пехотной школе. В 1928 году Москва его отзывает и направляет в Наркомторг. Он поступает на исторический факультет Института красной профессуры. Целых пять лет, вплоть до 1937 года, работает в сельхозотделе ЦК ВКП(б), еще и преподавая в Университете Востока.

Но еще раньше, осенью 1935 года, был взят под арест Амлик, хотя вскоре и выпущен. Второй его арест последовал в конце мая 37-го в столице Грузии по приказу Берии. К тому времени Амлик был научным сотрудником в Академии наук республики.

Мушега сгребли в ноябре того же 37-го в Тифлисе же…

В начале августа 1937 года начальник 8 отдела ГУГБ НКВД СССР ст. майор госбезопасности В.Е.Цесарский представил в Политбюро ЦК ВКП(б) «Список лиц, подлежащих суду Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР» на 426 человек по 1 категории (ВМН – высшая мера наказания). Под №346 значился: «Туманян Амлик Ованесович».

10 августа зловещий документ завизировали: «За – Сталин, Молотов, Каганович».

В том же списке оказался и Лукашин Сергей Лукьянович, он же Лукашин (Срапионян) Саркис Лукашевич – в 1921 – 1925 гг. секретарь ЦК КП(б) Армении, в 1922–1924 гг. председатель Совнаркома Армянской ССР, перед арестом начальник главного управления «Союзцемент».

10 июня 1938 года начальник 8 отдела ГУГБ НКВД ст.майор госбезопасности И.И.Шапиро подает Сталину и Молотову на подпись «Список лиц…» из 89 человек по 1 категории. Они шли по разряду «Москва-Центр». Под №70 значился: «Туманян Арег Ованесович».

Из книги «Расстрельные списки. Москва, 1937–1941. Коммунарка–Бутово. Книга памяти жертв политического террора»:

«Туманян Арег Ованесович. Родился в 1899 г., г. Тбилиси; армянин; образование незаконченное высшее; член ВКП(б); зам. зав. сельскохозяйственным отделом ЦК ВКП(б). Проживал: Москва, Староконюшенный пер., д.19, кв.6.

Арестован 4 июля 1937 г.

Приговорен: ВКВС СССР 14 июня 1938 г., обв. в антисоветской вредительской деятельности.

Расстрелян 14 июня 1938 г.

Место захоронения – Московская обл., Коммунарка. Реабилитирован в мае 1955 г. ВКВС СССР».

В том же списке «Москва-Центр» я обнаружил соседа Арега Туманяна по дому (кв.74) – Шадунца Сурена Константиновича, руководителя группы КПК при ЦК ВКП(б), а до того – первого секретаря ЦК КП(б) Таджикистана в 1934–1936 гг. По иронии судьбы захоронен он в той же Коммунарке.

Остается добавить, что первенец Туманянов Мушег был сослан в Сибирь на 10 лет, где и умер в 1938-м. С гибелью на фронте сына Мушега – Вигена род Ованеса Туманяна по мужской линии был прерван.

Ольга Васильевна мужественно выдержала удары судьбы, пережив замечательного мужа своего на 48 лет, тихо угаснув, как свеча, на пороге своего 100-летия. Её последними словами были: «Не могу же я жить вечно, как хачкар».

Гамлет Мирзоян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 192 человека