№ 12 (147) Декабрь 2009 года.

Григорий Ерицян: Вернуть читателю удовольствие от слова

Просмотров: 4467

«Слово/Slovo» – одно из первых крупных российских независимых издательств, созданное в 1989 году. Издательство зарекомендовало себя серийными альбомами, посвященными лучшим музеям, соборам и дворцам мира, выдающимся мастерам живописи разных времен и народов, русскому и зарубежному искусству, выпускает художественную литературу, хроники, мемуары, детские энциклопедии. Наш корреспондент беседует с председателем совета директоров издательства Григорием Ерицяном.


Председатель совета директоров издательства «Слово/Slovo» Григорий Ерицян

– Григорий Шагенович, 10 лет назад, когда Вы отмечали десятилетие вашего издательства, в стране случился кризис. Прошло десять лет - и вот он опять. Как удается держаться на плаву, преодолевая печальные закономерности?

– Кризис - это хорошо.

– Почему это?

– Потому что кризис показал абсурдность мировой экономики. Кризис не был связан с производством. Кризис вызвали спекуляция и продажа необеспеченных реальным товаром бумаг. Пузырь лопнул, и это больно ударило по реальному сектору. Кризисы всегда будут. Но та часть экономики, которая связана с частным сектором, с производством, придет в норму.

– Вы не раз говорили, что намерены возрождать культуру книгоиздания, искусство печатать книги. Что это, вызов – делать такие книги в то время, когда, скажем, другие издательства печатают дешевые издания и продают их нарасхват?

– Они занимаются своим делом, я – своим. Дело вкуса. Есть издатели, для которых книга в первую очередь товар, массовый продукт, который надо продать, не особенно беспокоясь о качестве или о социальной и культурной ответственности перед обществом. Они выпускают книги, чтобы развлекать людей. Это как на телевидении, где самое главное – рейтинг.

Книга – это товар, безусловно, но в нашем издательстве существуют четкие границы. Мы делаем книгу, которая должна воплощать в себе культуру – культуру народа или культуру мировую, для нас это принципиально важный момент. Мы не позволяем себе выпустить в свет книгу, где нет тем, затрагивающих важнейшие стороны жизни человека. Не подумаете, что я хвастаюсь, но это так и есть.

С одной, коммерческой, стороны – это беда, с другой – счастье. Мы – люди, которые занимаются своим делом, выражают себя в книгоиздании, как композитор – в музыке или писатель – в прозе. А наш способ самовыражения – это книга, которая интересна и известна на рынке, за которую нас уважают, любят. А если и не любят, то, во всяком случае, уважают за профессионализм.

– Вы, тем не менее, такой издатель, который занимает не самую большую нишу в общем книжном потоке. Создается впечатление, что для Вас книгоиздание – это не столько бизнес, сколько удовольствие.

– Это, безусловно, бизнес, издавать качественную книгу – дорогое удовольствие.

– Я посмотрела ваш тематический план, увидела там массу роскошных книг. Такие книги, как «Музеи Московского Кремля», альбомы из серии «Великие музеи мира»…

– Эти книги очень сложны в исполнении. Они не просто дорогие. Эти книги рассказывают об искусстве, и наша задача заключается в том, чтобы точно передать изображение, хорошо напечатать и рассказать о предмете так, чтобы текст был доступен не только искусствоведам. Очень важно великое искусство донести до людей, а для этого требуется кропотливая работа над текстом, над изобразительным рядом, над подготовкой к печати. Это все требует очень много времени, но хорошая книга консервативна и требует к себе особого отношения.

– А если книга украшена драгоценными камнями?

– Злоупотреблять этим приемом я считаю дурным вкусом, книга – не новогодняя елка. Есть множество дизайнерских средств, которыми можно делать книгу и красивой, и роскошной.

– А как же книга «Музеи Московского Кремля»? Это же роскошь.

– Тут сам объект требует к себе соответствующего отношения. Главное, не перейти меру.

– Но Вы выпускаете такую книгу в количестве пятьдесят экземпляров, и она попадает только к элите, к людям, готовым выложить за это произведение искусства немалую сумму.

– Понимаете, без богатства нет искусства. Культура сохраняется благодаря богатым людям. Вот у Леонардо да Винчи, Рафаэля или Микеланджело были заказчики – Медичи, и у них был вкус.

Очень важно, что люди, которые покупают наши книги, делают это не потому, что книга дорого стоит, а потому, что они чувствуют красоту. А изготовление книг такого уровня действительно дорого стоит. Во-первых, у нас умирает профессия мастера-печатника: нет школы, не происходит передача секретов и мастерства от мастера к ученику. А, например, в Италии, где мы печатаем книги, это искусство передается из рук в руки и сохраняется. Там существует высокая культура книгоиздания, которой у нас нет. У нас есть отдельные мастера, которые могут сделать считанные экземпляры, но когда дело доходит до тиража, то типографии срывают и сроки, и качество.

– Мы с Вами все говорим о высокохудожественной книге, но сегодня, если Вы замечаете, люди избавляются от своих библиотек.

– Избавляются и от пианино, и от рояля, причем бесплатно и самовывозом.

– Люди читают электронные книги. Вы как думаете, в конце концов не исчезнет ли в скором будущем искусство книгопечатания да и сама бумажная книга?

– Нет, и я могу сказать, почему. До сегодняшнего дня человечество не придумало ни одного носителя, который может без дополнительных приспособлений, без подключения к розетке быть источником информации. Но и это только техническая сторона дела. Сама по себе книга - это не только носитель информации. Книга – это, прежде всего, образ, высокий литературный образ. Важно держать ее в руках.

– Когда президент Медведев встречался с писателями, он сказал им, что по всей России наблюдается падение интереса к книге. Меня поразили цифры, которые он привел: сорок процентов российского населения в течение года не прочли ни одной книги. Помните, как когда-то говорили, что мы – самый читающий народ в мире?

– Конечно, по сравнению с тем временем, когда мы были «самым читающим народом», люди стали гораздо больше внимания уделять потреблению. Они больше загружены проблемами, они должны сами себя кормить, а не надеяться на государство. Поэтому у них теперь гораздо меньше свободного времени. А книга требует времени, с книгой надо посидеть, поразмышлять, поговорить с автором, с самим собой. А нынешний человек – человек бегущий.

Но я не вижу в этом ничего трагичного. Придет время, когда люди устанут от клиповой эстетики, начнут размышлять, - вот тогда количество читателей увеличится. В Европе это уже заметно. Вот в Германии я подобное уже вижу, во Франции. Разговариваем с издателями: растут тиражи, и количество наименований книг резко увеличилось. А какие книги сейчас издают? Много разных книг. Половина этого мусор. И люди читают.

– Расскажите о вашем издательстве.

– Издательство было образовано в 1989 году как одно из первых частных издательств в России. На самом деле это семейное издательство. Я был зачинателем, родителем этого дела. Но я был не один, моя жена – филолог, дочь – журналист, свояченица – известный в стране литературный критик, весь опыт, который был накоплен, любовь и знание книги позволили нам сделать, на мой взгляд, хорошее издательство. Мы начали свою деятельность как издательство русской литературы и выпустили самые значительные произведения, которые были написаны русскими писателями за рубежом: последние работы Виктора Некрасова, Бродского, Александра Меня, издали Набокова.

Когда в 90-е годы ситуация на рынке начала меняться, мы стали издавать образовательные книги для детей и книги по искусству и продолжаем эту линию до сих пор. За прошедшее время мы издали более 2000 наименований, и мне не стыдно ни за одну из этих книг. Мы всегда старались или открыть заново автора, или восстановить забытое старое.

Мы можем похвастаться тем, что делали прекрасные книги еще в девяностые годы, а наш 10-томник русских поэтов получил приз ЮНЕСКО как самая красивая книга в мире. Также мы можем похвалиться шестью книжными «Оскарами».

Словом, мы всегда ставили себе целью не заигрывать с читателем, не делать дешевые массовые книги, а делать издания качественные и пытаться удержать эту высокую планку. Издательство наше небольшое по современным меркам. Мы делаем книги, которые должны остаться и стать частью культурного наследия. Например, мы издали рисунки Бакста тиражом всего в сорок экземпляров. Это полное издание, где собраны все его работы.

Мы сделали альбом «Музеи Московского Кремля», страницы которого – из чистого золота 995 пробы. Это не просто драгоценное изделие – нам интересно было опробовать уникальный способ печати, вручную. Эта книга тоже является нашей гордостью, и не только нашей – такой фолиант невозможно сделать в одной стране. Поэтому пластины печатались в Японии, содержание и художественное оформление делалось в России, а переплетена книга в Италии. Всего 49 экземпляров. Мы особенно не рекламируем ее, потому что такая книга в этом не нуждается.

Иногда коллеги шутят, мол, мне так трудно расставаться с моими книгами, что вместо того, чтобы продавать, я их держу у себя. Я их не держу, просто не представляю широкой публике. Да, эти издания очень дорогие, и не все понимают, почему они должны столько стоить. Все дело в уникальности т е х н о л о г и и .

Мы беремся за такие грандиозные проекты, потому что хотим возродить семейные библиотеки, издавая книги, которые передавались бы из поколения в поколение.

– Я наслышана о вашей «Хронике России ХХ века». Насколько такие книги востребованы в нынешнее время, ведь они требуют колоссального труда авторов, редакторов, издателя?

– «Хронику человечества» придумали немцы в середине девяностых годов, она была издана миллионными тиражами по всему миру. Наша книга отличается от этих книг. Мы купили права у издательства « Б е р т е л ь с м а н н » , д о г о в о р и в ш и с ь , что включим в книгу большой объем оригинальных материалов.

Мы хотели тем самым достойно представить историю России, создав собственную «Хронику России XX века», день за днем. Хотя, как ни странно, она очень плохо продавалась. Но это наша история, героическая и трагическая одновременно, как многое в России.

– Можете ли рассказать о планах?

– Издатели боятся говорить о планах. Я не могу сказать конкретно, какую книжку мы выпустим следующей, но могу утверждать точно, что мы будем продолжать свою политику издания качественных книг. Важно, чтобы наша работа приносила и удовлетворение, и деньги. У нас есть много интересных тем, много идей, которые мы готовы осуществить. Но если я выпущу в свет макулатуру, пусть даже самую популярную, то провалюсь с этой затеей. Хотя иногда приходится слышать: давайте меньше обращать внимание на мелочи, гораздо важнее выпустить книгу в срок, чем сделать это качественно. Не согласен. Конечно, от ошибок никто не застрахован, они неизбежны. Но это не профессиональное отношение к своему делу.

Нет ничего душевнее дорогих вещей, и нет ничего долговечней вещей качественных. Хотя мне кажется, что в этом году на все плохо повлиял экономический кризис и прорывов в области книгоиздания не было. Преобладающая тенденция сегодня – экономить время читателя, давать меньше текста. У людей нет времени читать.

Эпоха медленного чтения пока не наступила. Книга стала средством развлечения, перестав быть хранителем информации. Мир читает на бегу, и это непрерывное движение стало частью издательской индустрии. Появились новые носители информации, наука бурно развивается, технология меняется, виртуальный мир вышел за пределы человека. А я хочу вернуть читателю удовольствие от медленного чтения, от разглядывания книги. Удовольствие от слова.

Беседу вела Армила Минасян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 20 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Книги из золота... - супер!
  2. А где про Армению? Нужели нельзя было задать такой вопрос: когда в "Слове" что-то армянское выйдет? Или Ерицян мыслит только категориями прибыльно-неприбыльно? А где, черт побери, армянский патриотизм!!! Такой умный и приятный человек, но абсолютно равнодушен к своему народу. Обидно... Надо чтобы каждая знаменитость армянского происхождения хоть бы раз (!!!) отметилась на национальном поприще. Фильм сняли, книгу написали, что-то на родине построили... А прибыльные проекты делайте на другом... Я очень огорчен. Хотя сам Ерицян мне понравился. НО в этом интервью он не российский издатель армянского происхождения, а чисто русский. Очень жаль!
  3. Согласен, Ерицян мог бы издать что-то фундаментальное армянское, "для души", так сказать. К примеру, подарочное издание "Давида Сасугского". Или альбом исторических памятников Армении. Или только альбом, посвященный памятникам Западной Армении. Это должен быть не бизнес-проект, а порыв души.
  4. Надеюсь,и Ерицян созреет в национальном смысле.Он умница!
  5. Да разве только "Давид Сасунский"? Есть и другие классические произведения армянской литературы. Если же речь идет только о России, то и здесь есть армяне, далеко не последние люди в культуре. Я мог бы назвать и пару-тройку российских писателей-армян, издающихся в других издательствах. Это, к сожалению, далеко не единственный случай, когда армяне не хотят, боятся поддерживать своих на российской территории. Не прибыльно? Сделайте псевдоним, раскрутите автора - и станет прибыльно. Я не говорю о бездарностях (лишь бы армянин), но есть же достойные люди. Пусть будет и Кремль, и Умберто Эко, и Русский стиль, но при наличии золота и бриллиантов не поддерживать своих недопустимо. Учитесь у евреев.
  6. Он, к сожалению, прежде всего бизнесмен, а потом армянин. Правильно, для души мог бы господин Ерицян издать, скажем, Нарекаци. "Книгу скорбных песнопений". Или сокровища Эчмиадзина. Или сокровища Матенадарана. Опыт у него есть. Уровень есть. Чего не хватает? Желания. Или денег жалко, прогореть боится. Я его не знаю. А издательство "Слово" знаю давно. В любом случае, успехов господину Ерицяну!
  7. Согласен с вами, в "Слове" могли бы выйти в свет альбомы, посвященные Эчмиадзину, Татеву, Матенадарану, вообще историческим памятникам Армении. Могло бы "Слово" издать альбом о наших национальных достояниях в Венеции и Вене, Иерусалиме... Армяне бы разобрали эти книги. Пока только Борис Баратов издавал альбомы об Арцахе и "Армянский Иерусалим". Ерицяну, в самом деле, не мешало бы поднять градус национального самосознания. Да, мы гордимся его работой и им самим. Но и он обязан гордиться древней и уникальной культурой своего народа. Я не навязываю ничего. Я просто так, вслух рассуждаю...
  8. Издательств в Москве и Петербурге видимо-невидимо, в том числе покрупнее и помасштабнее "Слова", и если сделать интервью с любым из его руководителей, то и они расскажут о своих интересных проектах. Чем же интересен редакции НК г-ин Ерицян? Неужели только тем, что фамилия заканчивается на "ян"? Но ведь это наивно. Допускаю, что у него большие заслуги перед российскими читателями. Пусть тогда редакция сделает цикл материалов о российских издательствах и их продукции. Обнаружатся не менее интересные проекты. И если патриотичные читатели выразят возмущение: "какое это имеет к нам отношение?", то задам им вопрос -а какое имеет отношение к вам многоуважаемый г-ин Ерицян? Или вы с утра до вечера зачитываетесь книгой "Русский стиль"? Хочу добавить, интервью, абстрагируясь от армянских проблем интересное, и мне например захотелось узнать о продукции других издательств.
  9. Ерицян настоящий профи. Слов нет! Но назета же армянская, читают в основном армяне. Вот мы и хотим, чтобы уважаемый издатель прославлял и нашу общую с ним Родину. Мы же не просим у него, чтобы он дарил всем армянам свою продукцию. Рады, что он успешный бизнесмен. Но вот "отметиться" в армянских делах нужно каждой заметной армянской фигуре. Я так думаю...
  10. Конечно, статья интересная и знакомит с, несомненно, интересным и влиятельным человеком - можно только гордиться, что армянин в Москве занят благородным делом - изданием великолепных изданий по искусству, культуре России, мира (увы, ведь многие сбежавшие в трудные годы из Армении армяне нашли себе нишу в торговле,коммерческом бизнесе и других не самых престижных для нашей нации сферах). Увы, как всегда, армяне "выпендриваются" в России, да и в Европе только на потребу страны, где окопались. Я плевать хотел на роскошные, качественные и высококлассные издания армянина, который за пределами Армении ничего не издает в пользу своего родного народа, не пропагандирует именно среди чужих армянское искусство, национальную архитектуру, историю, культуру и литературу. В конце концов, будучи представителем старшего поколения, я обладаю роскошными альбомами и книгами, изданными в прошлом уже веке о западноевропейском и русском искусстве в Германии, Италии, СССР , причем самого высокого качества и естественно, в свое время купленными из-под полы... Зачем армянскому бизнесмену тиражировать то, что давно известно всем интеллигентным людям, в том числе в Армении, о России? Москва, будучи великой державой, сама позаботилась давным-давно о безудержной пропаганде своего культирного величия в мире. А кто позаботится о пропаганде нашего, армянского, культурно-интеллектуального величия, если этого не сделают сами "денежные" армяне? Все представленные в статье издания и планы издательства ничего общего не имеют с Арменией и армянами, а потому и от г-на Ерицяна, и от самой статьи остался в целом неприятный осадок: опять армяне в России "стелятся" под русских и поют дифирамбы России и "великой русской культуре". А об этом русские знают и без армянских подхалимов. Это, конечно, их выбор, но тогда и не надо представлять обыкновенного успешного бизнес-парня как чуть ли не светоча армянства... Все-таки каждый раз убеждаюсь, что осевшие в России армяне уже почти как евреи-флюгеры: вытягивают шеи туда, откуда ветер дует, принося крупные бабки. (Ваш модератор явно снимет этот комментарий - кому же приятно читать такое... Ну да бог с Вами - я на ваш сайт заглянул случайно, никогда не реагирую вообще на публикации московских изданий).
  11. Интересно, откуда родом г-н Ерицян? Явно не из Армении, иначе в книгах,альбомах и планах его издательства хотя бы иногда "мелькала" бы сама Армения - ее история, культура, замечательная архитектура, прославлялась бы РОДИНА. А так - статья эта всего лишь "информация к грустным размышлениям". Живет умный, ладный собой на вид армянин в Москве, не бедствует - скорее шикует со своей родней, хорошо, что занят не торговлей на рынке, а интеллигентным делом - издает КНИГИ! Но не нужные нам, армянам... Ха-Ха-Ха!!!
  12. К чему весь сыр-бор? Обрусевший и раздобревший на российских харчах армянин печатает то, что приносит ему ДОХОД и БЛАГОСОСТОЯНИЕ семье и близким. К чему требовать от него патриотизма? Может, он и Армении и настоящих айастанцев в глаза не видел или видел только в московских ресторанах и ночных клубах. А статья А.Минасян нужная в том плане, что любая положительная информация о любом достойном армянине нужна нашей диаспоре, особенно сильно разобщенной российской диаспоре.
  13. И я живу в Ереване, но, в отличие от Вас, интересуюсь московскими изданиями. Что армяне стелятся под социум в котором оказываются - это факт. Что многие из них боятся поддерживать своих особенно в сфере культуры - тоже факт. Ерицян при всем желании не станет русским, кавказская внешность не даст ему это сделать. И все же человек не сантехникой торгует, не ресторан держит, а издательство, уже хорошо. А то о нас, об армянах, к сожалению, невысокое представление в России и не только в России. Торгаши, делающие деньги и больше ничем не интересующиеся. А ереванцам по-моему следовало бы больше интересоваться внешней информацией, 20 лет варимся в собственном соку.
  14. Дорогой земляк! Если ты всерьез воспринял мою уловку насчет того, что я не читаю прессу, издающуюся за пределами Армении, - жаль, у тебя чувство юмора не очень... Во-первых, если ты действительно образованный ереванец, моя фамилия тебе должна была кое-что подсказать хотя бы по ереванской русскоязычной печати. Посети сайты и наткнешься на мою фамилию не раз и не два...Во-вторых, я игнорирую не московскую или российскую прессу в целом, а НЕ РЕАГИРУЮ на нее письменно и всерьез - там сплошь провокаторы, за деньги пишущие все, что пожелают заказчики. А со всеми остальными вашими мыслями согласен. Но по большому счету - плевать на то, что думают о нас русские и прочие сильные мира сего - у них свой расклад, у нас - свой... И никогда наши интересы не совпадали и не могут совпадать! А нынешнее тесное сближение России и Турции - яркий показатель не в нашу пользу...
  15. И все же, уважаемая автор статьи г-жа Минасян, откуда родом г-н Ерицян? Бакинский, тбилисский, кировабадский, российский армянин? На ереванца не похож...
  16. Господин Багдасарян, я не знаю, какой вы писатель (хотя себя рекламировать умеете), но даже несмотря на возраст, позволяете себе такой "свободный" стиль. И плевать вы на все хотели (дважды!), и "бабки" вместо денег у вас, и армяне спюрка, судя по вашим перлам, не живут за границей, а "окопались"... Не молодой уже, а так себя ведете. Свясока на всех смотрите. Можно и корректней, уважаемый. А то почти хамский тон..... А обвинения Ерицяну направлены зря. Он пропагандировать Армению не обязан. Конечно, жаль! Конечно, всем армянам было бы приятно, если бы "Слово" издало что-то из армянской истории, архитектуры. У нас такое историческое наследие! Проснется в Ерицяне армянин, выпустит он армянский альбом (пусть посвятит памяти своих родителей, к примеру!), будет прекрасно. Пока его больше интересует прибыль, и мне он не близок по-человечески. Хотя приятно, что армянин является крупным издателем, ценителем красоты.
  17. Извиняюсь, что появился тут еще раз. Но г-ин Багдасарян выказал агрессию ни с того ни с сего. "Если ты действительно образован..." Откуда это иронично- сослагательное наклонение? Я не утверждал, что образован, не о том был разговор. И, кстати, в отличие от Багдасаряна, обращался к нему на "вы". Да и бог с ним, с Ерицяном, зачем друг друга пинать? Частично согласен с Посторонним. Если речь идет об издателях вообще, то почему бы не рассказать и о других не менее интересных? Разумеется, и Нарек прав. Ерицян не обязан издавать армянские альбомы. Кто-то здесь заметил, что гоняться в выборе персонажей за окончанием фамилии "ян" наивно, и с этим я тоже согласен. Нет предмета для спора или ссоры. Не думаю,что сам г-ну Ерицян союда заглянет, скорее всего, ему все это глубоко параллельно.
  18. Каждый раз убеждаюсь, что вести разговоры и комменты на сайтах "внеайастанских" изданий - гиблый и неблагодарный труд. Все вы, живущие за пределами Армении, малость "подмяты" окружающей вас средой - русскими, европейцами, американцами. И все воспринимаете болезненно. Где вы, Нарек, усмотрели "хамский тон" в моих рассуждениях? Просто я отношусь к тем армянам, кто родился и вырос под сенью Арарата: это не каждому армянину доступное счастье - просыпаться и видеть каждое утро со своего балкона библейскую гору, вершины которой касается первый луч солнца и она становится ярко-розовой, затем все настойчивей начинает сверкать белизной вечных снегов и вот наступает великий рассвет над Землей Армянской! Конечно, это не ваша вина, что вы родились где-то в другом месте - естественно, от этого вы не перестаете быть армянином в душе и по образу мышления. И все же - вы НЕ СОВСЕМ ТЕ армяне, живущие вне Армении. А об удравших из Армении в 90-е годы я вообще не желаю говорить - это обычные крысы, которые в первую очередь покидают тонущий корабль... Можете считать эти мои слова первым хамством в отношении указанных людей, даже если у них были "мотивы"... Можете реагировать как угодно - я закрываю тему и покидаю "НК".
  19. О горе, горе нам, великий обвинитель Роберт Багдасарян покинул НК!
  20. СМешной он какой, этот Багдасарян. А еще доктор филологических наук. А как ребенок себя ведет, обиделся... Ну а его презрение к тем, кто бежал из Армении в 90-е годы, можно понять. Предали родину. И в то же время нельзя понять - живем один раз, а тут такое творилось! Напомню маргиналам-левонаканам, какой террор в Армении был в те годы. Напомню о Ереване, утонувшем во мраке. Мини-электростанции имели только казино. Ну и там ошивалась публика соответствующая, те, которых пригрел Левон. Его поклонники сегодня об этом забыли. И как тут не бежать из Армении, господин Багдасарян? За преданность родине Вас надо уважать, слов нет. Но и тех, кто уехал, надо понять. И продолжают уезжать, потому что социальная политика армянских властей (Левона, Роберта, Сержа) просто преступна. У Багдасаряна, наверное, пенсия большая, все же доктор наук. Хотя вряд ли, власти всегда к культуре и науке относились плохо. Да что мне вам всем рассказывать... А уважаемый Григорий Ерицян, конечно же, мог бы издать что-то армянское, даже чисто бесприбыльное. И самому на душе стало бы светло. Уверяю вас. Ведь Армения у нас одна, и для айастанских, и для спюрка.
  21. Молодец, Гаянэ, снимаю шляпу! Редко встретишь среди армянок столь трезво рассуждающих. Кому было удобнее остаться, тот и остался. Не так-то было легко, сорваться и уехать в низвестность, нужна была смелоть. Или отчаяние. Глупо сегодня бросать друг другу обвинения. Ни оставшиеся не ангелы, ни уехавшие. Кому-кому, а докотору филологических наук стоило бы лучше разбираться в психологии, а не поэтические картинки Арарата описывать.К сожалению, такие у нас доктора наук, с апломбом нобелевских лауреатов.А об изд-ве "Слово" я уже высказал мнение, добавить нечего.
  22. Действительно,откуда родом г-н Ерицян? Не из наших ли, ханларских? Или бакинский, тбилисский, кировабадский, российский армянин? Раскройте скобки, г-жа Минасян.
  23. Какая разница, откуда он родом. Если в Ерицяне и подлобных ему есть чувство собственного достоинства, чувства гордости за свой народ, за свою культуру, он просто ОБЯЗАН сделать во блага армянства хоть что-нибудь. "Бесприбыльное", как тут метко сказали. Это относится ко ВСЕМ УСПЕШНЫМ АРМЯНАМ из диаспоры. Мы ими гордимся, желаем им всем успехов на разных поприщах. Но и они должны внести свою лепту в общее дело. В противном случае мне все равно, кто возглавляет, скажем, это почтенное издательство - армянин, азербайджанец, еврей... Каждый должен внести свою лепту!!!
  24. Пока у нас одни эмоции и справедливое возмущение равнодушием уважаемого издателя Ерицяна. Конкретное предложение. НК должна обратиться к нему, что, мол, что наши читатели предлагают. В дружеской форме. Он умный человек, он поймет. А наш форум он вряд ли читает. Нужно вмешаться редакции. Тогда, кто знает, может "Слово" и замечательный армянский альбом выпустит.
  25. Постороннему:"К сожалению, такие у нас доктора наук, с апломбом нобелевских лауреатов". Зря вы так "прошлись" по доктору наук Багдасаряну. Допускаю, что он очень даже хороший ученый в своей области и вовсе без нобелевского апломба. Что же касается вашей уверенности в том, что нобелевские лауреаты все гении, уже один пример негритоса Барака Обамы, ставшего Нобелевским лауреатом, заставляет сильно сомеваться в престижности этой явно политизированной награды. Кстати, армянские ученые не раз делали сенсационные открытия, достойные указанной премии, но НИКОГДА армян не подпускали даже близко к этой чести. Так что не все нобелевские лауреаты лучше наших иных докторов...
  26. Конечно, зря. И жаль, что уважаемый профессор Багдасарян обиделся и ушел. Зря...
  27. Не знаком с доктором Багдасаряном, но пройдясь по комментам пришел к выводу, что апломб и некоторое высокомерие все же имеют место. Типа, я настоящий армянин, а вы кто такие.По его логике получается, что настоящие армяне живут только в Армении. Те, кто за пределами "не совсем армяне". Это же чушь. Оскорбив соотечественников, он сам же и обиделся. Мария Галустян же, защищая профессора, попутно называет президента Америки "негритосом", считая по-видимому, что и это нормально. Тогда почему мы обижаемся, когда в других странах на нас смотрят сверху вниз? Самим бы политкорректность и элементарная воспитанность не помешала. Не знаю, что за человек Ерицян, но не раз отмечал то обстоятельство, что армяне живущие подолгу в крупных городах мира, в целом более интеллигентны и деликатны, чем те, кто живет в самой Армении. Возможно, Багдасарян хороший ученый, я не в курсе. Но если профессор столь не тонок и категоричен, то что говорить об остальных. А нобелевская премия, действительно, выдается больше по политическим соображениям. С этим я согласен.
  28. Все правильно вы говорите. В диаспоре нам приходится быть более собранными - чужие кругом. А на родине расслабуха, можно в домашних тапочках и в пижаме выйти по городу пройтись. Вот и получается, что элементарная воспитанность в диаспоре выше. Хотя я бы не стал противопоставлять нас т их. Мы один народ... А за Ерицянв обидно. Ничего армянского он не сделал. Прославляет другой народ, другую культуру. В истории полно таких примеров. Константинополь строили армянские архитекторы, вы знаете. А Тифлис, а Баку... И имена их ушли в забвение. Азеры вообще считают, что армяне для Баку ничего не делали, только на их горбу сидели. И грузины стараются забыть, что Тифлис некогда был армянским городом по населению... Да, издательство "Слово", может, и будут вспоминать, а вот самого Ерицяна вряд ли. Чужак...
  29. Это его личное дело, что печатать. Проснется армянский дух - молодец! Не проснется - он мне не интересен, пусть себе зарабатывает на чужом искусстве. Чужой он мне будет человек.
  30. Если оставить в стороне вопрос об армянских альбомах и армянских авторах (это дело совести и личной заинтересованности), то заявление уважаемого г-на Ерицяна о том, что он не хочет заигрывать с читателем звучит патетически и размыто. Ведь Умберто Эко хороший, но и "модный" автор. Ясно, что его книги будут раскуплены. Так что заигрывание так или иначе имеет место. Видимо, он хотел сказать, что не заигрывает с домохазяйками и не издает дамских романов в мягком переплете, это другой разговор. Но все перечисленное им явно "ходовой товар", рассчитанный больше на состоятельного и платежеспособного покупателя, чем на настоящего любителя литературы и слова, к числу которых нескромно себя отношу.
  31. Непостоянному читателю НК: "Армяне, живущие подолгу в крупных городах мира, в целом более интеллигентны и деликатны, чем те, кто живет в самой Армении". Поразительное наблюдение! Уважаемый мой, такой "склад" выработался у живущих за пределами Армении потому, что они все время находятся под прессингом инородного окружения. Попробуй армянин, живущий в России, США, где угодно выказывать свой норов, честолюбие и национальное достоинство, как ему сразу круто дадут понять, кто он и где его место. Потому-то вне Армении никто из наших "не рыпается" - дорога работа, деньги, престиж жителя мегаполиса! Вот откуда в основном "интеллигентность" и "деликатность" "зарубежных армян"... Да, действительно, Ереван не Нью-Йорк, Париж, Лондон или Москва, зато коренные ереванцы и вообще айастанцы, пусть и не очень деликатные и интеллигентные, - стержень Армении и армянского духа, на нас держится эта страна, а не на вас: мы раскованы, свободны и говорим во весь голос как хозяева своего города и своей страны на своих улицах, площадях, в барах и ресторанах, в магазинах и на работе. МЫ У СЕБЯ ДОМА, а вы все в гостях и неизвестно насколько... И потом, кто вам сказал, что в Ереване перевелась интеллигенция?
  32. Ереванцу - БРАВО!!! Попал в точку! Если прописка армянина в Москве, Париже и Лондоне - весьма спорный "патент" на его "деликатность" и "интеллигентность", то прописка в Ереване - это СВОЙ КРЕПКИЙ И НАДЕЖНЫЙ ДОМ, АРМЯНСКИЙ ОЧАГ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОИНСТВО, НЕ УНИЖАЕМОЕ И ПОПИРАЕМОЕ ИНОРОДЦАМИ В ЛИЦЕ ПЬЯНЫХ ВАНЮШЕК, ЕВРОПЕЙЦЕВ-ГОМИКОВ И АМЕРИКАНЦЕВ-ШИЗОФРЕНИКОВ!
  33. За что вы на меня так набросились? Я всего лишь поделился наблюдением. Конечно, и среди армян диаспоры не меньше неотесанных, чем среди айастнцев. Но в целом они более деликатны, профессиональны, менее топорны и прямолинейны. Особенно если говорить об интеллигенции, с которой я общаюсь и там и тут. Да, наверное, причина в том, что среди чужих надо быть внимательнее к словам, поступкам, внешности, совершеннее в профессии, шире смотреть на вещи. У ереванцев нет конкуренции, они стали примерно одного "домашнего" уровня, у них постоянный "междусобойчик", особенно после того, как уехали лучшие. Я не говорил, что в Ереване нет интелигенции. Она есть, но уж больно убогое, однозначное от нее впечатление. Сплошные псевдопатриотические лозунги, не вяжещиеся с реальностью. Впрочем, сейчас на всей постсоветской территории интеллигенция в "законсервированном" состоянии. Дорогие мои, я не сделал открытия, а всего лишь высказал то, что почти аксиома. Евреи Израиля, например, менее гибки и более зажаты местечковыми традициями, чем евреи,живущие в иных странах. Немало случаев, когда известные деятели культуры еврейского происхождения, пожелавшие там поселиться, все же оттуда уехали. А ведь страна экономически и социально развитая. Кстати, к топорности я отношу и тот факт, что айстанцы не умеют спорить. У них с начала 90-х остался митинговый синдром. Воззвания, лозунги, самонадеяннось высшего разряда и готовность заклеймить инакомыслящих. Но повторяю, это не только наша беда.
  34. Г-ну Инкогнито:"...уехали лучшие..." Обсмеялась до колик! Да, рванули в первую очередь те, кто тепло устроился при советской власти в ЦК КПА, ЦК комсомола Армении и др.престижных учреждениях (знала лично таких). Если они - "лучшие", то вы правы. Вторым потоком рванули те, кто лишился здесь работы и действительно вынужден был уехать, так как имел родню в России, США и т.д. ( в основном были армяне,приехавшие в 60-70-е годы в благополучную Армению из России, Грузии, Азербайджана,а также "ахпары" с Ближнего Востока, всегда недолюбливавшие местных и не пустившие корни в Армении - таких тоже знала). Третий поток - деревенщины со всех районов Армении, а также всякая городская шушера, буфетчики, торгаши, ремесленники, которые не имея образования, тем более культуры общения с другими народами, расселились по всей России, позоря и айастанцев и конкретно ереванцев. Вот контингент "лучших армян", живущих ныне за пределами Армении! Конечно, нельзя сказать, что не уехали и действительно ЛУЧШИЕ. Конечно, уехали, но это были ХОРОШО ОБЕСПЕЧЕННЫЕ ЗДЕСЬ ЧИНОВНИКИ!!! Посмотрите, кто сейчас сидит в САР, ВАК в Москве, да и в редакции НК!? То-то и оно, голубчики "Лучшие"!
  35. Да-а, все-таки прав, оказывается, г-н Багдасарян из Еревана, когда пишет: "Каждый раз убеждаюсь, что вести разговоры и комменты на сайтах "внеайастанских" изданий - гиблый и неблагодарный труд. Все вы, живущие за пределами Армении, малость "подмяты"... Сколько спеси в вас, господа осевшие за армянскими горами: оказывается, мы и неинтеллигентны, и не умеем спорить, и больно убогие интеллигенты, псевдопатриоты и т.д. и т.п. Да живите с кем хотите и как хотите...Господь с вами!!! Ленинакнцы тоже вынуждены были податься в дальние края из-за куска хлеба для своей семьи, но у них хоть сохранился ТАСИБ! А что у вас сохранилось, господа новоиспеченные москвичи армянского розлива?!
  36. TASIBN UR, DRSI HAJERN UR...
  37. Разные мы все,уважаемый,разные.И как бы мы ни старались повесить на кого-либо ярлык интеллигента,рабиса или сноба,в результате ничего не получим.Сколько людей-столько-личностей,разных:плохих,хороших,добрых,злых,красивых,уродов и т.д. И неважно где проживаем.
  38. Господа, нельзя обобщать! Обобщение- удел недалеких людей.
  39. Джентльмену "из Евросоюза": Удрал, дружок из Армении? Ну и сиди, помалкивай в своих европах... Хватило бы мужества и патриотизма, жил и творил бы в родной Армении. Баста!
  40. К Марие Гаустян и Ереванцу обращался я. Человек из Евросоюза прав, не стоит вешать друг на друга ярлыки. Говоря "уехали лучшие", я имел в виду не рабисов,деревенщину или бывших чиновников (хотя и среди них встречались вполне нормальные люди), а ереванскую интеллигенцию, людей преимущественно с русским образованием, ученых,преподавателей, творческих людей разных направлений, работников СМИ. Я таких знаю несколько десятков, а их сотни. Рабизня и небритые гастарбайтеры мне совершенно не интересны. Жаль,что Ереван потерял именно эти несколько сотен, потому что они создавали культурный слой и лицо столицы. Оставшиеся либо постарели, либо приказали долго жить. И тот факт, что Ереван, несмотря на красивые здания, стал провинциальным городом полувосточного толка, по ТВ с утра до вечера звучит музыка, от которой раньше нормальные люди отшатнулись бы, что понятия "намус" и "тасиб", о которых вы упомянули, обрели сугубо воточный, ПОЛУМУСУЛЬМАНСКИЙ ХАРАКТЕР, в какой-то степени результат ухода этой интеллигентной прослойки. Новую интеллигенцию можно нарастить только на основе старой, а старую основательно порушили в девяностые глубоко ненавидели интеллигенцию и русскоязычных в частности. И что же, сегодня жители Еревана и Гюмри говорят и читают на английском?.. Маленький народ не может обходиться только своим языком, если хочет чувствовать себя частью большого мира. Нельзя до основания рушить старое, как это было в 17-ом в России, когда разбежалась лучшая часть интеллигенции, развитие должно быть естественным. У нас, слава богу Гражданской войны не было, но были созданы условия, при которых нельзя было существовать - и не только из-за куска хлеба. А вам хочется отмежеваться от уехавших, только потому что они за эти годы стали немного другие. В чем-то хуже, а чем-то лучше. Не лучшие ли сотрудничать?
  41. Все вы правильно говорите и умно. Спасибо! Но людей тут не изменишь. На сайте шариковых хватает, которые только затыкать рты несогласным умеют. Вот и севанский неджентльмен "поставил на место" форумчанина из Евросоюза. Сбежал, изменник, советует тут... А не исключено, что автор из Евросоюза в Армении никогда и не жил. А его тут севанци родину учить заставляет, как прапор в армии. Короче, шариковы гуляют...
  42. Севанци и Горисеци - одно лицо,обиженное на всех из-за неустроенности.В данном случае он обвиняет тех,кто уехал,но что было делать учителям,у которых закрылись школы,ученым,которые потеряли свои НИИ,врачам,которым не могли платиь зарплату,журналистам,художникам и т.д? Я выжил, благодаря своим родителям,которые целый день стояли на рынке и торговали,получил диплом врача и остался в Ереване.
  43. Молодец, ехпайр, все трудности перенес! На Родине жить все же лучше... А наша армянская беда в том, что мы не умеем вести беседу культурно, вообще нет у нас культуры дискуссий. Нация индивидуалистов, ярких, амбициозных... Сколько ереванцев обвиняют диаспоральных армян в отсутствии патриотизма. А ведь это неправильно. Они считают себя армянами, хоть и живут далеко. Вот и приходят на этот сайт, далеко не самый продвинутый и прогрессивный армянский сайт. Не знаю, кто в диаспоре родился, а кто уехал из Армении. Жизнь есть жизнь. Просто наступит время, когда ВСЕ МЫ ВЕРНЕМСЯ. Место под сенью Арарата хватит всем.
  44. Нация амбициозных индивидуалистов - это в точку, а насчет "ярких" не совсем согласен.Это им кажется, что они яркие. Сам же говоришь, что сайт не продвинутый. Оттого что не яркие, а амбициозные. Ярких тут немного, и они наименее активные - не хотят утонуть в толпе митингующих.
  45. Да, агрессивно-послушного большинства здесь хватает. А Ерицяну должно быть стыдно за свое безразличие к культуре своего народа. Если он что-то армянское уже печатал, то готов перед ним извиниться хоть сто раз.
  46. Согласен,на Родине жить всегда лучше,но почему Вы обижаете себя и всех нас,утверждая,что на этот сайт заходят не продвинутые и сайт не прогрессивный?Подскажите более демократичные и продвинутые и я может быть,соглашусь.Вы и нечестны по отношению к "НК".После такой оценки,вам необходимо уйти.Отвечайте за свои слова и уважайте нас!
  47. НК - чисто российское издание. Это большой минус. А мнение каждый может выражать свое. А не только - как все. Никого не надо гнать отсюда. Просто вести себя корректно надо.
  48. НК российское издание с армянским уклоном. И это нормально. Чисто армянские издания желающие могут выписывать из Армении.
  49. Нет,дорогой, там указано, "международная армянская газета". А не российская. Большая разница. А курс проводится чисто российский. Надо быть честными до конца.
  50. Прочел чуть ранее в комментариях о курсе "НК": "...А курс проводится чисто российский..." Добавлю, не просто российский, а карабахско-российский!!! Потому как "НК" - детище в основном бывших карабахцев и денежки "НК" дают тоже карабахские армяне, осевшие или переехавшие в Москву. Поэтому неудивительно, что все комменты айастанских армян здесь просто хором оплевываются. Но хотелось бы заметить, что и в Армении давно плюют на карабахских армян...
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты