№ 01 (148) Январь 2010 года.

О чем молчит Адана

Просмотров: 6435

Современная Адана является одним из интенсивно развивающихся городов Турции. Вряд ли его нынешние жители знают истинную историю города, который был одним из главных населенных пунктов Киликии и до 1930-х годов играл исключительную роль в жизни армян Киликии. Даже после резни, погромов, депортаций и попыток окончательно избавиться от армянского наследия в Адане и почти во всех регионах некогда могущественной Армянской Киликии чувствуется армянский след.

Как и в других крупных городах, в Адане также действовали армянские учебные и религиозные заведения. Вместе с Мерсином и Тарсоном Адана была одним из ключевых городов региона, поэтому в городе было сосредоточено множество образовательных учреждений. В Адане издавались армянские газеты. При Армянской Апостольской Церкви действовали три гимназии. Было два высших учебных армянских заведения. Функционировали также католические и протестантские армянские заведения, которые считались лучшими не только в Киликии, но и в регионе Алеппо. Западные миссионеры особо активно распространяли свою деятельность в Адане, поэтому в городе было несколько армяно-французских и армяно-английских учебных заведений. Местная армянская молодежь, кроме турецкого, свободно владела также французским и английским языками. Гостиницы и банки, а также множество предприятий принадлежали местным армянам. В городе печатались армянские газеты «Адана», «Киликия», «Айи дзайн», «Таврос» и другие, которые финансировались местными меценатами и армянскими благотворительными организациями.

До чудовищной резни армян в Адане 1909 г. в городе проживало 45.000 человек, из которых 13.500 были армяне, остальные турки, арабы (мусульмане и христиане), греки, ассирийцы, евреи, черкесы, курды, а также левантинцы. Армяне проживали в центральных кварталах города, на юге и западе Аданы. Местное армянское население делилось на последователей Армянской Апостольской Церкви, а также на католиков и протестантов. Армяне – католики и протестанты имели по одной церкви и были в тесных отношениях с местным левантинским населением, особенно с французами и генуэзцами. Армянская Апостольская Церковь имела 4 церкви: Минаса, Амберда, Святой Богородицы и Степаноса. Во времена правления Абдула Гамида, как и во времена республиканской Турции, на государственном уровне делалось все, чтобы изменить этнодемографическую картину Киликии и, в частности, Аданы. Основным мусульманским элементом в городе были туркмены и юрюки, которые вели полукочевой образ жизни, а также османский клан Рамазан оглу, представители которого занимали высокие должности в городе. Однако для того, чтобы изменить этнический и религиозный облик Аданы, из различных регионов Османской империи были переселены балканские турки, а также кретанские исламизированные греки, число которых преобладало в некоторых кварталах города. Кроме того, османское правительство в Адану переселяло черкесов, чеченцев, дагестанцев и абхазов, которые селились на окраинах города, в районах, где основным населением были армяне. В результате государственной политики часть местного армянского населения, подвергаясь гонениям со стороны пришлых турецкоподданных, была вынуждена переселяться вглубь страны и даже мигрировать в США и Западную Европу. Но даже после продолжительного оттока армян из города Адана все еще была армянской, до кровавой резни 1909 г, когда было убито свыше 10.000 армян. В городе было сожжено 1200 армянских домов (из 2000), 6 церквей, 16 школ и образовательных учреждений. До сих пор эксперты не могут оценить реальную потерю армянского капитала города. Сотни бездомных армян искали убежище в окрестностях города. Местным армянам лишь в трех кварталах удалось организовать самооборону. О том, что резня армян и погромы носили организованный характер, свидетельствуют сотни архивных документов того времени. Западные миссионеры, дипломаты и журналисты стали свидетелями чудовищной резни армян в Адане. Некоторые из них были настолько шокированы происходящим, что покинули город в надежде донести до мировой общественности информацию о событиях в Адане. Российский посол в Константинополе Зиновьев писал о том, что мирное армянское население было истреблено зверским образом. Французский католический миссионер отец Бенуа с ужасом вспоминал резню и погромы армян, составляя хронологию событий.

Корреспондент «Нью-Йорк Геральд» Г. Гиббонс писал о главном лозунге убийц, которые кричали: «Режьте, режьте этих гяуров».

Кроме армян, была убита часть местных христиан – арабов, ассирийцев и греков. Полностью были уничтожены христианские кварталы Аданы - Эрсел, Джамуз, Мемерли, Идадие, Шабание, район католической церкви латинского обряда. Удивительно, но на глазах мировой общественности того времени младотурки в течение целого месяца безнаказанно уничтожали армянское население, и ни одна страна не осудила эти события. Английский журналист Бенсон находил прямую связь между событиями в Адане и геноцидом 1915 г., отмечая, что события в Адане были вестником будущего геноцида и что младотурки в вопросе уничтожения армян вели «экспериментальную политику».

Так или иначе, турецкое правительство добилось ожидаемого результата. Обессиленное армянское население пыталось либо покинуть регион, либо, оставаясь на родине, чувствовало себя полностью чужим. Турки после этих событий стали особо агрессивно относиться к христианам в целом. Руководителями городского совета были назначены представители османских турок, которые стали этническим большинством после истребления армян 1909 г. Армяне Аданы пытались восстановить армянские кварталы города, но геноцид 1915 г. окончательно разрушил их надежды. После геноцида армян 1915 г. от рук младотурок погибло большинство армянского населения города. Как и во всех регионах Анатолии и Западной Армении, параллельно с убийствами и депортациями были исламизированы значительные группы армянского населения. В Киликии исламизированные группы армян сохранились в Зейтуне, Мараше, Тарсоне и Адане. После провозглашения Турецкой Республики и во времена правления Ататюрка положение выживших армян Турции оставалось сложным. Ататюрк и его предшественники пытались окончательно вытеснить армянский элемент из Турции.

Примечательно, но турецкая разведка того времени (19371959) имела сведения о том, что во всех провинциях Турецкой Республики сохранились этнические армяне, в том числе последователи Армянской Апостольской Церкви, скрытые армяне (криптоармяне), исламизированные армяне (курдизированные, арабизированные, тюркизированные), а также армяне, выжившие с народом заза в районе Дерсима. В последующие годы турецкая внешняя разведка продолжила выявлять места проживания вышеназванных армянских групп. В 1970-х гг. правительство Турции переселяет сюда тюркские группы из Афганистана, Китая и Индии.

Ныне Адана – один из самых густонаселенных городов Турции. В городе проживает 1.572.000 человек. Город разделен на 5 крупных районов, где живут представители нескольких этнических групп. Исламизированные греки острова Крит, туркмены и собственно турки составляют большинство населения двух районов города. Восточная часть заселена арабами (район Юрегир). В городе появилась крупная курдская община. В Адане поселились так называемые цыгане - сонос, остальные этнические группы живут разбросанно. Что касается армян Аданы, то последователей Армянской Апостольской Церкви в городе нет. Многочисленные источники сообщают о том, что среди арабов-алевитов и курдов Аданы имеются армянские семьи, которые тайно исповедуют христианство. По данным протестантских организаций Турции, многие из протестантов города также имеют армянское происхождение. Две армянские старые церкви превращены в мечети. В армянской церкви расположен также Центральный банк Аданы. Другая армянская церковь обслуживает членов католической общины города. Часть города сохранила старые армянские постройки, и время здесь словно замерло в ожидании правосудия.

К сожалению, армянская резня в Адане до сих пор не изучена в достаточной степени. И, наконец, как воспринимает армянство события в Адане сто лет спустя? Адана пока молчит.

Арман Акопян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 46 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Мои предки из Аданы.Не могу понять Как этим варварам удалось уничтожить прекрасное армянское наследие Киликии........Спасибо за статью!
  2. Армянскую Киликию нужно было удержать,это видимо была самая роковая ошибка нашего народа.
  3. Много чего нужно было удержать,но..........сейчас самое важное укрепить государственность,заселить НКР и районы вокруг него и вообюще думать о реанимации нашей нации
  4. Спасибо АРману Акопяну за его цикл познавательных материалов о диаспоре.
  5. Конечно, Адана молчит!Кто станет поднимать этот вопрос? Такие как наши вырожденцы типа Левона, которые говорят что настало время для армяно-турецкого "примирения"? Или те, которые несут чушь что "турок уже не тот"?Во всех бедах нам остается винить только себя и пятую колонну нации!
  6. Поздравляю всех читателей статьи и автору с Новым Годом !Хоть мои предки не из Киликии,но также оставили Родину.Желаю чтобы с 2010года армянская дипломатия была на высоте и чтобы была почва, для того чтобы наши земли были возвращены. С Новым годом хайер!!!!!!!!!!!!
  7. Для меня как для исследователя региона Южного Кавказа было интересно прочитать статью и попытаться почувствовать ту боль, которую чувствовал армянский народ.Хочу поздравить Ваш народ с Новым годом и пожелать чтобы никогда больше армяне не видели страдания и чтобы мир был в Вашем регионе.Счастья Вам Дорогие армяне!
  8. Спасибо и вам того же уважаемый Михаил!
  9. Да, Киликия - наша незаживающая боль. Как и вся Западная Армения. Еркир мы потеряли. Даст Бог, хоть что-то вернем - скоро или через поколения. Хочу напомнить, господа, что Киликийская Армения была последним армянским царством. А царь Левон был пленен мамелюками и томился в заточении в Каире. Но потом султан получил за него выкуп от короля Кастилии. Левон переехал в Испанию, где его спаситель подарил ему три испанских города - Мадрид, Андухар и Вильяреал. Так что в конце 14 века испанская столица принадлежала армянской короне в изгнании. Левон был "сеньором Мадрида" (мэром). Его именем названа одна из улиц этого великого города. Однако Левон Лузиньян вынужден был покинуть Испанию и умер в Париже, где и похоронен в усыпальнице рядом с французскими монархами.
  10. Ertam, nngem sim Kilikian, ashxarh, vorindz etur arev...
  11. Да, было такое в истории Армении, о чем рассказал форумчанин из Евросоюза. Изгнанный с родной земли царь Левон правил даже Мадридом. К сожалению, не все армяне знают об этом факте. И вообще к своей истории мы относимся расточительно. А ведь нам есть чем гордиться, не в пример соседям!
  12. Думаю, что Франции и Европе в целом, нужно было удержать Армянскую Киликию, для того чтобы иметь реального союзника в лице Армянского Киликийского государства.Геополитическая ситуация была бы сейчас совершенно иной в пользу Европы и Армении и Турция бы неманипулировала сейчас бы.Но к сожалению турецкая дипломатия как и всегда на олимпе.Армяно-турецкие протоколы и четкие предусловия со стороны Турции тому пример.Армянская диаспора должна мобилизироваться.В диаспоре и в ее ресурсе вся сила Армении.Мнгого побед в 2010 году Вам Армяне ! Ps. Спасибо за статью !
  13. Великие державы давали обещания армянам,что Киликия останется как армянское государство,но.......кстати русские тоже много обещаний давали в то время,однако все получилось наобарот,большую часть Восточной Армении сдали туркам.Так что нужно только рассчитывать на свою силу!
  14. Почитайте в журнале "Анив" о путешествии парусника "Киликия". Капитан парусника КАрен Балаян просто молодец! По старинным чертежам восстановили парусник. И вокруг Европы прошли под АРМЯНСКИМ флагом. Заходили и в Киликию. Прекрасные там фотографии!
  15. Не надо на них реагировать и вступать с чушками в споры. Много чести для них. Вот модератор не снимает их малограмотную и злобную антиармянскую писанину - вот это плохо. А огрызаться на них не нужно.
  16. Спасибо, Арман!
  17. Огромную боль чувствую осознавая, что мы потеряли.Но не падаю духом зная, что мы армяне все вернем!!!!!!!!!!!!!!! Главное единство! В этом наша сила!
  18. Пришло время собирать камни. Понемногу. Шаг за шагом. Шаг за шагом...
  19. За Арцахом освободим и Нахиджеван.
  20. В Нахиджеване уже никого не осталось.Все тюрки оттуда уезжают.Как раз время! Понимаете для них эти места не святы.Ведь они как нация не образовались в Армянском нагорье.Они сами знают, что поставили глаз на чужое.Но истинные хозяева дают о себе знать всегда.Это закономерность
  21. Это Вы точно подметили. Пример - хоть в Москве и много азеро-турок, я стараюсь с ними не общаться ( оно мне надо?) Но иногда все же приходится. Меня как-то вез таксист азер, болтливый попался, жуть.Я нарочно сказал ему, кто я. Он сразу же затянул старое предание, что не важно, кто какой нации, что плохие люди есть в любой нации, что виновата лишь кучка негодяев и прочий бред. И неожиданно признался - мы, азербайджанцы, в большинстве своем не хотим войны, не хотим погибать за Карабах - потому как понимаем, что это не наша земля. А когда я спросил про Нахиджеван, он сказал - тоже. Ничего себе!
  22. Знаете, Термит, я в их искренность не верю. Они никогда в глаза не говорят, что думают. Среди своих они все орут "Гарабах бизимдир!" (Карабах наш). Хотя патриотизма у них на порядок меньше, чем у нас. У них только бабки, бабки в голове. Хотя наших безпринципных торгашей тоже хватает.
  23. Термит, я с этим явлением тоже сталкивался когда жил в Москве. Помню, со мной в универе, азеры учились так они теже песни пели, что и твой таксист, верить им нельзя тут Завен прав, трепатьтся они все мастера...
  24. Моя пробабушка еще говорила- "туркн инчкан воски дарна джебт чднес" все таки мудрые были люди и знали истинное лицо азербайджанских тюрков, поэтому никогда им недоверяли.Я удивилась, когда прочитала о том, что азербайджанцы возмущены тем что армяне Карабах называют Арцахом.Абсурд какой.Ни как не пойму.Если они себя называют тюрками, значит все же прикочевали сюда на Кавказ с алтайских равнин и с уйгурских гор и зачем это скрывать ? что стыдно быть тюрком значит ? иначе не понятно становится почему они обижаются на то, что мы говорим, что они пришлые.Ведь всему научному миру известно откуда родом тюрки.Одним словом азербайджанский народ запутался в своей истории и виноваты этому такие негодяи как Зия Буниатов был и ему подобные, которые вешали бедному народу лапшу на уши.Вот и результат.Большинство азербайджанского народа не знает, кто они,откуда и куда идут....печально
  25. Мои потомки не из Килликии,но все же пострадали от турецкого вандализма.Жаль что мы потеряли такие земли.Читаю статью и прям душа болит за потерянные земли. Спасибо автору!
  26. Да, вы правы, сердце щемит от такой утраты. Но у вас в Астрахани одна из самых старинных армянских общин России. Свои газеты были, свои школы, несколько армянских церквей, даже СУД был свой. Полная культурная автономия! Вот про вас надо постоянно говорить. Там история армян России. А не в Сибири или на Дальнем Востоке, о чем любит писать НК, распыляя нашу нацию. Слава астраханским армянам!!!
  27. Уважаемый! мне кажется, что Ноев Ковчег делает великую работу, когда представляет жизнь армянских общин в мире и хочется верить, что много интересного еще будет напечатано.Это особо важно для нас армян,4-5 поколения живущих в Астрахани.Что касается нашей армянской общины Астрахани, то она к сожалению в процессе застоя.Ассимиляция дает о себе знать.Но мы крепки духом и нас не просто сломать! Слава нашему Великому армянскому народу !
  28. Буниатов не негодяй, а клоун от науки. Нельзя его воспринимать всерьез. И его творчество. Получил дядя госзаказ и сочинил историю древнего Азербайджана. Из серии Сказки народов Востока.
  29. Мы всегда не воспринимаем всерьез таких азербайджанских лжеученных, которые наводнили свое больное воображение в сети и что теперь? через 5 лет придеться новому поколению доказывать, что армяне автохтоны а азербайджанцы пришлые.Мы очень пасивны в этом вопросе.Отпор должен быть очень резким чтобы они знали свео место.
  30. А Вы знаете, уважаемый, что правильное название Астрахани Астхакан? Никаких ханов с именем Астра там не было. Были анийские армяне, которые частично переселислись в Крым.
  31. Астраханские армяне почти ассимилировались.Они в большинстве потомки анийских армян, которые очень и очень обрусели.......сам видел таких в Астрахани.
  32. Приятно было прочесть статью про Адану.В особенности, что предки мои из Килликии, а точнее из Мараша.Не вериться как же этим племенам удалось все таки угробить армянское наследие.Вероятно, такова была воля ихнего "аллаха".
  33. Похоже, Бениамин прав: астраханские армяне практически все ассимилировались. А какая колония была! Там, кстати, родился наш знаменитый соплеменник - поэт Велимир Хлебников (Алабов). Никогда не был в этом городе. Знаю, что не так давно в центре Астрахани в Армянском сквере установили хачкар. И все. Утрата Астрахани - это наша боль. Потому что мало внимания официальный Ереван уделял этой старинной общине (потомки анийских армян!!!), как и Феодосии, Армавиру, Новороссийску, Ялте, Львову, Каменец-Подольскому... Там наша история, история армянской диаспоры, а не в Сибири и на Дальнем Востоке, за что ратует недальновидный Ара Абрамян, расхваливая через НК свои новые филиалы САР. Распыляет нацию.
  34. Ара Абраамян и ему подобные не знают чем дышит в реальности армянская община России.Пофосно говорить и делать бизнес это другое а обращать внимание на нужды армян России- другое.Вообще САР - неживой организм.Столько проблем у армян России! Сохранение идентичности, воспитание молодежи,укреплнеие связей между Россией и Арменией,лоббирование интересов Армении и армянства.Чем они заняты? Видно всем.
  35. Сегодня ассимилировались астраханские армяне, а завтра московские, сочинские и так везде. Как после всего этого, у людей хватает смелости выступать за смешанные браки, учитывая что произошло с астраханской колонией? Еще раз убедился в пагубности такиx идей.
  36. Надо помогать армянам вернуться домой, в Армению и Арцах. А не хвастаться, что армяне замечательно живут в Тамбове, Магадане, Воркуте, Бугульме и прочих замечательных городах на бескрайних просторах России.
  37. Вы правы ! Точно.Тут еще дело обстоит с клановостью.Например Ахалкалакские армяне из ряда сел удобно расположились в Якутиии, Бурятии, Удмуртии и строят там все.Другие своими селами переселелились в другие части российской глубинки.Нужно осознать то, что армяне нужны своей стране больше.У меня по отцовской линии русские, но мне хочеться очень уехать в Армению начать свое дело там на Родине предков.Небыл никогда, но тянет сильно.Возможно крик души.........
  38. Согласен с вами. Надо возвращаться всем, кто может и в первую очередь Ара Абрамяну. Его деревня скучает по нему.
  39. Очень похоже на наших армян, разъезжаются целыми семьями и селами по всей России, СНГ, виз не нужно. Начинают строить где-то в Бурятии. Это вообще туши свет! Так слабеет Джавахк. И карабахские, я знаю, тоже по русским деревням разбрелись. А Ара Абрамян просто... Не хочу материться. Если бы армяне ехали в Москву, то другое дело. Там культура, заработки выше, дети в хорошие школы ходят. А вот эти тьмутараканские российские деревни, которые наши осваивают, вот этого понять не могу. Просто кричать хочется!
  40. Да вы правы !!! осваивать российскую глубинку и оставлять родные села и города просто поступок чудовищный.В этом виновата нынешняя власть Армении а также Кочарян и его "комманда", которые просто загнали народ в тупик.Те, которые мыслят либеральнее оказываются под нажимом властей а те кто сотрудничают с этими властями просто обычнае преступники.Обидно очень.....но некому услышать, некому.Как может человек оставить свой дом в Раздане, в Абовяне и ухать скажем в Чувашию или в Калмыкию? Разве так мы представляли наше будущее? Наши победы ни гроша не стоят если народ мыслит таким образом.
  41. Обидно, что распыляется нация.
  42. Если они уезжают из Абовяна и Раздана это уже проблема государственного маштаба, значит у людей вообще нет никакого национального самосознания, нация полностью разложилась. Теперь понятно почему по прогнозам ООН, армянский язык вымрет к 2050-2055 году...
  43. Ни хрена не вымрет! Плевать на прогозы армянофобов! Если армянский язык вымрет, то погибнет цивилизация. Это не пустые слова, а сокровенные знания тибетских лам.
  44. Вы на полном серьезе думаете что все в ООН армянфобы?В месте с армянским языком и грузинским исчезнут все языки Балтии,а славянские, во второй половине 21-го века. Вы про науку демографию что-то слышали?
  45. Уезжают из Абовяна... за это благодарите стратегических союзников. Скупили русские за долги предприятия и ничего там не делают. В Абовяне безработица. А наша нация не просто распыляется, а деградирует. Одно дело в Москве наши работают, там надо быть на уровне, надо быть в форме всегда. Другое дело, когда наши коровники в мордовских деревнях строят, рядом с зэками Мордовии. И остаются там, рядом с этими коровниками и зэками жить. Там и спиваются с русскими. А Кочаряна сейчас только его семья и его миллионы интересуют. Как и Сержа и его окружение.
  46. Про зэков не знаю, но что в Москве ассимилируются никак не меньше это уж точно! Любой мегаполис это плавильный котел, а Москва так вообще после Нью-Йорка на втором месте! Ани, ваша наивность просто бьет на повал, какие к черту союзники? Да они банальные временщики и все тут. Я знаю, в Абовяне много военных предприятий было , но сегодня они все бездействующие к сожалению...Армения выстоит, если будут рабочие места и начнется возрождение промышленности без это просто ни как. Но, сегодняшние власти в лице Сержа это мало волнует он же понятное дело, не бедствует...
  47. Вся беда в том, что на этих предприятиях нет кадров. Все квалифицированные работники за последние 20 лет либо уехали, либо умерли, либо потеряли квалификацию. Кадры нужно будет готовить заново. Вот в чем проблема.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты