№ 01 (148) Январь 2010 года.

«Державный гранильщик образов»

Просмотров: 2838

В Национальной галерее Армении под патронатом Министерства культуры РА открылась выставка работ заслуженного деятеля искусств Армянской ССР Степана Тарьяна (Тархарарьяна), приуроченная к 110-летию со дня рождения мастера. На открытии о Тарьяне говорили как о прекрасном живописце, известном скульпторе, талантливом графике и блистательном театральном художнике. Непосвященным могло показаться, что речь идет о нескольких творческих личностях, работающих в разных направлениях. Но речь шла только об одном армянском художнике ХХ века – Степане Тарьяне.

Он один из первых мастеров в Советской Армении, который всерьез начал заниматься техникой офорта и литографии. Это он был основоположником армянской советской школы ваяния. А как театральный художник именно он впервые создал уникальные макеты не только декораций, но также эскизы к костюмам и сценическим аксессуарам, многие из которых до сих пор бережно хранятся в Ереванском музее литературы и искусства им. Е.Чаренца и в Театральном музее им. А.Бахрушина в Москве. Как отметил доктор искусствоведения, директор Института искусств АН РА Арарат Агасян, «в длинном ряду выполненных Тарьяном работ можно назвать декорации и костюмы для спектаклей драматических и музыкальных театров Еревана, Арташата, Степанакерта, Баку. Но, прежде всего, это макеты и эскизы для Государственного академического театра им. Г.Сундукяна. Лишенные громоздкой сценической бутафории, бытовых и этнографических подробностей, они сообщали общему рисунку спектаклей выразительную ясность. Благодаря умелому использованию эффектов освещения, при необходимости участниками спектаклей становились падающие на сцену утрированные до гротеска «живые тени» отрицательных персонажей, что еще больше нагнетало сатирическо-обличительную интонацию сундукяновских постановок «Хатабала», «Пепо», «Разоренный очаг». Тонкая художественная интуиция помогала Тарьяну и при оформлении известных игровых фильмов – «Гикор» режиссера А.Мартиросяна, «Поверженные вишапы» Л.Калантара, «Кикос» и «Дитя солнца» П.Бархударяна».

Приехав в Армению после окончания Всероссийской академии художеств в 1926 году, Тарьян так и остался здесь навсегда. Это были суровые годы. Но, несмотря на столь трудный период нашей истории, Тарьян как настоящий патриот и гражданин смог сделать очень много. При жизни художника состоялись две его персональные выставки в Ереване – в 1942 г. и 1949 г. Еще одна, уже после его смерти, открылась в столичном Доме художника в 1972 году. Сегодня произведения Тарьяна, помимо Национальной галереи Армении, Музея литературы и искусства им. Е.Чаренца и Театрального музея им. А.Бахрушина, хранятся в запасниках музеев истории Армении и Еревана, в Ереванской государственной художественной академии, в Академии художеств Санкт-Петербурга, а также в Музее изобразительных искусств им. Пушкина и в Музее искусства народов Востока в Москве.

– Собрав все самое ценное из его творческого наследия, мы представили на нынешней выставке самые лучшие работы художника, чтобы открыть заново для каждого из нас того, кто был свидетелем бурных перемен уже ушедшего в историю ХХ века.

В нашей настоящей действительности это особенно важно для подрастающего поколения, обязанного не утерять связь со своими национальными корнями и древней историей, – говорит директор Национальной галереи Армении, профессор Паравон Мирзоян.

В общей сложности им создано более тысячи рисунков, многие из которых отреставрированы и теперь не только экспонируются на выставке, но и нашли отражение в каталоге, изданном к юбилею армянского мастера.

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 4 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Спасибо! Франгуляну у Тарьяна надо патриотизму научиться.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты