№ 03 (150) Март 2010 года.

Пейзаж после выборов

Просмотров: 5876

АБХАЗСКИЕ АРМЯНЕ В НАЧАЛЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Так же как большинство постсоветских стран, Абхазия на последних выборах проголосовала за стабильность, то есть за тех, кто уже находится у власти. Оппозиция слаба, раздроблена, ничего вдохновляющего не предлагает, в этом смысле она близнец власти – ни с одной стороны нет реального стремления к модернизации.

Устоявшиеся кадры в очередной раз перетасуют, как колоду карт, и все потечет по привычному руслу. В этом раскладе армянские голоса слышны мало, ибо политическая активность абхазских армян ограничивается в основном участием в выборах - в последних приняло участие более 70% армянского населения, из них почти 80% проголосовало за действующего президента.

После такой массовой поддержки армяне тихо надеются на благодарность власти, но не будут громко на ней настаивать, хотя их представительство во властных структурах далеко не пропорционально количеству армянского населения.

По сравнению с девяностыми годами в госаппарате стало меньше заметных чиновников армянского происхождения – если сразу после войны 199293 годов было пять заместителей министров, то сегодня лишь один. Трое депутатов в парламенте, в том числе вице-спикер Альберт Овсепьян – но это скорее дань политкорректности, чем результат его личной активности; одна в столичном городском собрании. Один армянин в Верховном суде Абхазии, и ни одного в районных и городских судах.

Сами армяне объясняют свою малую политическую активность тем, что заняты выживанием. Основное армянское население живет в селах и временами подрабатывает в городах. Кстати, осенью отметили 130-летие села Мцара в Гудаутском районе. В последние десятилетия советской власти большую часть местных сельскохозяйственных продуктов на рынок поставляли армяне, и после грузино-абхазской войны эта практика продолжилась. Но из-за упадка и неконкурентоспособности современного сельского хозяйства в Абхазии на рынке появляется все больше турецких и краснодарских овощей и фруктов. Традиционную в наших краях мамалыгу уже делают из привозной кукурузной муки, ибо она дешевле.

Поэтому выживали в основном за счет вывоза в Россию цитрусовых, хурмы, фейхоа и мимозы, и лишь в последние годы стал возрождаться строительный и курортный бизнес.

Мировой финансовый кризис затронул Абхазию меньше, чем соседей – конечно, подорожали завозные продукты, но в целом деловая активность почти не снизилась, и ремонтные и строительные работы продолжаются. До сих пор почти треть жилого фонда Абхазии находится в разрушенном состоянии, так что работы непочатый край. После признания Россией независимости Абхазии скрытая (приобретать недвижимость могут лишь граждане Абхазии) покупка россиянами недвижимости в стране существенно возросла, и потребность в строительных услугах не спадает. В парламенте лежит проект закона, который разрешит гражданам России приобретать первичное жилье, в Сухуме уже строятся несколько высотных домов. Считается, что Олимпиада в Сочи резко повысит привлекательность соседнего Гагрского района, и в ближайшие годы там ожидается строительный бум.

Казалось бы, строительство должно использовать местные рабочие ресурсы, однако в стране уже работают строительные бригады профессионалов из Молдавии и Прибалтики, а также из Центральной Азии, вообще последние все увереннее конкурируют с местными рабочими именно в строительной сфере, соглашаясь работать за более низкую плату.

Остается курортный бизнес, в котором армяне чувствуют себя достаточно уверенно – сказываются навыки советских времен, когда отдых на Черноморском побережье Кавказа был пределом мечтаний для большинства населения. Гагрские и пицундские армяне в большинстве своем имеют уже устоявшуюся клиентуру и совершенствуют жилищные условия, чтобы приблизиться к современным стандартам.

Но крупных армянских бизнесменов нет даже в Гагрском районе, несколько бизнесменов средней руки – Галуст Трапизонян, Алик Минасян и другие не очень оптимизируют общую картину. Наиболее активные дельцы, уехавшие во время грузино-абхазской войны, заняты своим бизнесом в России и до сих пор не рискуют вкладывать деньги в Абхазию. Первые послевоенные годы наблюдалось активное перемещение армянского населения вдоль побережья – люди возвращались в места прежнего пребывания, убеждались, что везде разруха и безработица, и снова уезжали в Россию, оставляя недвижимость под присмотром родственников и знакомых. Сейчас это жилье используется в основном для летнего отдыха, хотя немалая часть вернулась и пытается адаптироваться к новым реалиям – некоторые в зависимости от сезона живут то тут, то там. Сложившаяся в последние десятилетия армянская дуга Краснодар-Очамчира благоприятствует такому мигрирующему способу существования – родственники, живущие по обе стороны абхазо-российской границы, страхуют друг друга.

Наиболее уверенно в нынешней Абхазии чувствуют себя армяне, принимавшие участие в освободительной войне 1992-93 годов – и в деловом, и в карьерном отношении. Но до советских времен, когда существовали целые армянские династии известных врачей, спортсменов, деятелей культуры, еще далеко – все это придется возрождать шаг за шагом.

Молодое поколение армян успешно осваивает технические специальности – многие работают на должностях, связанных с компьютерами. Появились армянские студенты на юридическом факультете Абхазского государственного университета. Но и молодые армяне пока что аполитичны и видят свое будущее не в государственных структурах.

Возможно, в ближайшие десятилетия возродятся армянские села в Цебельде и сопредельных районах, как только асфальтовая дорога соединит через горный перевал Кабардино-Балкарию и Абхазию – достроить надо всего лишь чуть более 50 км. С четвертого века здесь пролегал один из отрогов Великого шелкового пути, и перспективы недалекого будущего не хуже. Недалеко от выхода этой дороги к морю есть озеро Скурча, где можно выстроить порт, а в непосредственной близости расположены железная дорога и Сухумский аэропорт. Как только этот транспортный узел начнет действовать, военно-сухумская дорога сразу станет одной из крупнейших транспортных магистралей, выводящей Северный Кавказ, Азербайджан, страны Центральной Азии и Китай к европейскому Черному морю.

Во всяком случае, культурный ресурс для дальнейшего развития есть – в республике 32 армянские школы, финансируемые из госбюджета. В столичной армянской средней школе им. О. Туманяна, которую плотно патронирует сухумская городская община, отмечаются все даты армянской истории. К столетию школы был отремонтирован фасад, осенью привели в порядок фойе, сейчас школа гордится компьютерным классом, который отремонтирован на средства городской общины, а оборудование получил в подарок от питерского бизнесмена Артура Эфенджана и Московской мэрии.

На базе школы и с привлечением желающих из Сухумского района создана детская команда по мини-футболу «Амшен», которая в прошлом году уже принимала участие в столичном турнире и неплохо показала себя – на играх с участием армянской команды трибуны были заполнены.

Хорошо работает гагрская армянская община, которая в сентябре прошлого года помогла открыть в 3-й Гагрской школе имени Абовяна кабинет естественных наук, равного которому нет во всей Абхазии. Кабинет, получивший имя лауреата Ленинской премии академика Николая Ениколопяна, оборудован на деньги семьи Виктора Вартапетяна и при активном участии семей Галуста Трапизоняна, Тиграна Ашаляна, выходца из Гагры российского профессора Сергея Календжяна и сына академика Ениколопяна, Сергея. Там же при финансовой поддержке Галуста Трапизоняна отремонтирован и оборудован класс абхазского языка.

В Гагре, рядом со старой часовней, на деньги общины и диаспоры строится новая армянская церковь – работы ведутся уже под куполом. Новая церковь во многом решит проблемы с крещением – в настоящее время армяне ездят крестить своих детей в Адлер и другие армянские церкви Краснодарского края или идут в храмы Абхазской православной епархии. Если в советское время все, кто хотел, имели возможность свозить детей на крещение в Эчмиадзин, то после развала СССР это стало труднодостижимым делом. В Абхазии есть даже небольшое количество армян-католиков. Так, какое-то время старостой католической общины был армянин Павел Инглезян.

В целом армянское население Абхазии живет в ожидании лучшего будущего, делая упор больше на частную жизнь, чем на политическую деятельность.

Надежда Венедиктова, специально для «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 20 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Армяне Абхазии должны участвовать во всех сферах жизнедеятельности,в том числе в политике.Ведь они являются второй,по численности, национальностью после абхазов.
  2. Все верно! Армяне должны быть там активней. И Армения должна им помогать. А то все абхазы захватили командные посты.
  3. Меня ничего не удивляет. Абхазы строят банальное этноератическое государство. Клановое. И южные осетины тоже. Ничем не лучше грузин.
  4. Спасибо большое за содержательный обзор жизни армян в Абхазии. Вы правы, в Абхазии были и знаменитые династии интеллигентов. Я знал семью Маркосян. Родители и предки были врачи, а четверо детей - прекрасные музыканты. К сожалению, все они покинули Сухуми во время войны... А Армения и Спюрк должны активней помогать армянам в Абхазии. Это должнос тать государственным направлением. И армянам лучше отдыхать в Абхазии, а не Аджарии, пополняя бюджет нашего конкурмента - Грузии. И надо нашим армянам активней там быть, идти в образование и политику. А не только выращивать цитрусовые.
  5. У меня сложилось такое впечатление,что армяне сами выбрали себе путь невмешательства в политику,только выращивать цитрусовые и заниматься мелким бизнесом.Обидно,ведь армяне не только отстояли вместе в абхазцами независимость,но и занимали всегда проабхазские позиции в государственных структурах.Может пересмотреть и абхазцам,и армянам место последних в госструктурах?
  6. Никто ничего "пересматривать" не будет. И делиться властью (то есть ДЕНЬГАМИ!!!!!!) абхазы с армянами не будут. Армяне сами дожны идти в политику, иметь представительство в парламенте. Их большинство, надо голосовать за своих!!!!, а не за кремлевских марионеток.
  7. Согласен!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты