№ 03 (150) Март 2010 года.

Армянская церковь в V веке

Просмотров: 1894

Патриаршество св. Саака наполняет всю первую треть это го века; не считая литературных завоеваний, этот промежуток времени не отмечен ни одним событием, достойным упоминания, так что мы не вольно должны признать в этих завоеваниях прямое вмешательство Провидения. Оно одно было достаточно сильно, чтобы спасти народ от верной гибели, даровать ему начала обособленного и независимого существования, тогда как все обстоятельства, социальные и политические, грозили его бытию.

Армения была разделена между греками и пер сами, когда (387 г.) св. Саак был избран на патриарший престол волею Хосрова, царя персидской Армении, а в греческой Армении царствовал Аршак. Св. Саак должен был действовать осторожно, чтобы быть признанным обеими партиями и завоевать их доверие. Вскоре греческая Армения была отдана на произвол византийских правителей, а персидская Армения, после сравнительно мирного царствования Врамшапуха, сначала управлялась персом Шапухом, затем армянином Арташесом, молодым человеком необузданного характера. Армянские сатрапы выступили с обвинением против их царя перед персидским государем, требуя его низложения и замещения персидским наместником. Это ходатайство было немедленно удовлетворено, и персидский сатрап Вехмиршапух был тотчас же назначен наместником персидской Армении (428 г.). Так как армянские сатрапы убеждали св. Саака присоединиться к ним, то они употребили все средства, как обещания, так и угрозы, чтобы склонить его к этому соглашению; но, не достигнув этого, они обвинили патриарха в том, что он заодно с царем против персидского государя. Этот маневр повлек за собою низложение и изгнание в Персию св. Саака и назначение антипатриарха в лице Сурмака (428 г.).

Эта перемена вызвала сильные потрясения в делах Армении. Патриарший престол находился с административной стороны в руках антипатриархов, которые пользовались доходами и преимуществами своего положения. Они быстро сменяли один другого; Сурмак (428 г.), Биркишо (429 г.) и Шимуэль (432 г.); затем у власти снова стал Сурмак в 437 г. Несмотря на это, епископы, духовенство и народ отказались одобрить новый порядок вещей, ибо в глазах народа св. Саак продолжал оставаться духовным главой. По возвращении в Армению (432 г.), он удалился в Блур (Яните-пе) в области Багреванд (Алашкерт), где св. Месроп и св. Гевонд продолжали быть его сподвижниками в делах ре лигиозных и духовно-просветительных; не было момента, когда бы его паства оставалась им покинутой. Несмотря на неустойчивость такого порядка, он продолжал принимать деятельное участие в делах Вселенской Церкви. Эфесский собор (431 г.) только что осудил заблуждения Нестора. Относившиеся к этому событию постановления были привезены из Константинополя св. Сааку его учениками. Но от внимания собора ускользнули книги Феодора из Моп-суеста, предшественника Нестора. И вот последователи Нестора воспользовались этим обстоятельством, чтобы прикрыть свои заблуждения именем Феодора.

Св. Саак, вмешавшись, собрал собор в Аштишате (435 г.), затем указал на заблуждение Феодора в одном догматическом послании, написанном им Проклу Константинопольскому. Это письмо послужило базой Константинопольскому собору 553 г. для осуждения Трех Глав.

Смерть св. Саака (439 г.) послужила началом еще более тягостных осложнений для Армении. Сурмак все еще занимал патриарший престол, как глава, признанный правительством, тогда как св. Месроп продолжал управлять духовно-просветительной частью; но он тоже скоро скончался вслед за св. Сааком (440 г.). В области управления духовных дел в преемники ему был призван св. Овсеп Огоцмеци, и благодаря вмешательству армянина Васака Сюни, наместника, после смерти Сурмака (444 г.) удалось добиться от персидского правительства признания Овсепа патриархом.

Царь царей, присоединивший Армению к своей империи, внял ходатайству служителей религии Зороастра уничтожить христианство в Армении, принудив жителей принять культ солнца и огня. Чтобы достигнуть своих целей, царь начал с того, что постарался удалить из Армении ее военные силы, послав их воевать с дикими племенами Кавказа. После чего он обнародовал указ (449 г.), которым он объяв лял религию Зороастра обязательной для всех его подданных без различия национальностей. Тогда начались гоне ния, в течение которых св. Атом Гнуни и св. Манаджир Рштуни претерпели муки со всеми последователями. Собрание епископов в Арташате (450 г.) в апологетическом послании объявило свою ненарушимую верность христианству. Несмотря на это единодушное сопротивление, армянские начальники сатрапий, в числе десяти, были призваны в Персию и принуждены отречься от своей религии. Им предоставили на выбор что-либо из двух: или покориться, или покинуть страну, сложив с себя свои полномочия. Они притворно отреклись, чтобы иметь возможность вернуться к себе и организовать сопротивление.

Служители культа солнца и огня, во всеоружии своих символов, торжествуя, сопровождали мнимых ренегатов, но были рассеяны в равнинах Багреванда вооруженным на родом под водительством архипастыря св. Гевонда. Годичная отсрочка с августа 450 г. по август 451 г., дарованная для отречения от христианства, была использована, чтобы приготовить сопротивление войскам, которые должны при быть для наблюдения за приведением в исполнение царс кого указа. Весьма вероятно, что если бы армяне, при этих обстоятельствах, объединили свои силы, они легко могли бы справиться с неприятельской армией. К несчастью, часть сатрапов, войдя в соглашение с правителем, окончательно перешла на сторону персов. Когда в день 26 мая 451 года в Аварайре шестьдесят шесть тысяч армян Вардана Мамиконяна сразились с армией в двести двадцать тысяч персов, значительное число армян перешло в ряды неприятеля. Вардан и восемь других полководцев, так же как тысяча двадцать семь воинов, пали на поле битвы. Смерть этих мучеников увековечена в армянских святцах в четверг на масленой. Начиная с этого момента Армянская Церковь вступила в период смут, вызванных в особенности внешними затруднениями, которые всецело ее поглощали. Патриарх св. Овсеп, обвиненный в том, что он разжег религиозное дви жение, был схвачен отвезен в Персию и замучен с другими духовными особами (454 г.), память которых почитается под именем св. Гевондиан. Св. Овсепу наследовали Мелите (452-456 гг.) и Мовсес (456-461 гг.), затем знаменитый Гют из Арахеза (461-478 гг.), который должен был сопротивляться непрестанным усилиям персов, стремившихся навязать армянам свою религию. Еще раз эти последние должны были вооружиться под водительством Вагана Мамиконяна, племянника св. Вардана. Вооруженная борьба продолжалась при патриархе Ованнесе Мандакуни (478-490 гг.), преемнике Гюта. Это положение грозило увековечиться, когда но вый царь Вагарш, убедившись в бесплодности этой борьбы, положил ей предел. Он мудро провозгласил свободу вероисповеданий и назначил Вагана сначала военачальником (484 г.), затем наместником Армении (485 г.), что обеспечивало гражданский и религиозный мир Армении. Достопочтенный патриарх Ованнес поспешил перенести свой престол в новую столицу, в Двин, под сень высшей власти, и там он мог посвятить все свои заботы внутренним преобразованиям Церкви и народа. Он так хорошо сумел восстановить, благодаря мудрости своего управления, все то, что было разрушено войнами, что его имя остается наиболее почитаемым после имени св. Саака.

Архиепископ Магакия Орманян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 14 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Ну наконец-то, напечатали работу известного историка, армениста и армянского религиозного деятеля. А то все о исчезнувших византийских армяно-халкидонитах.Мало кто знает о торм, что родившись в Константинополе (1841г), Орманян духовное образование получил в Риме, принял католичество.Но в 1877г он разрывает с католичеством и возвращается в лоно ААЦ.С 1896 по 1908г архиепископ М.Орманян избирается Патриархом Константинопольского Патриархата ААЦ.В 1908г был ,по требованию армян -жителей Константинополя, низложен за излишнюю "проосманскую" позицию.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты