№ 04 (151) Апрель 2010 года.

Армяне Понта: история продолжается

Просмотров: 15149

2010 год объявлен ЮНЕСКО Годом сближения культур. Армянам это дает новую возможность рассказать как можно больше об истории, традициях и культуре своей древней цивилизации. Тем более, что история Армении и ее «провинций» связана со многими мировыми державами, с народами и народностями десятка стран…

Амшенских армян называют иногда «армянами Понта». По преданиям жажда независимости заставила их переселиться из исторической Армении в Турцию еще в первом веке нашей эры, спасаясь от арабского ига. На черноморском берегу в Византийской провинции появляются города, основанные князьями Шапухом и Амамом Аматуни. От названия города, построенного Амамом, образовалось и название большой, давно «отпочковавшейся» от родового древа ветви армянского народа…

П р и с т а л ь н ы й интерес к этой этнически обособленной и весьма специфической в традициях, культуре, языке группе армян возник уже в 60-70-е годы прошлого века. Уроженцы Трабзона (а этот город был некогда одним из центров расселения амшенцев в Турции) А. Овакимян и М. Торлакян первыми опубликовали исторические исследования и мемуары, подкрепленные турецкими источниками. С той поры неуклонно растет популярность темы. Выходят одна за другой научные работы о культуре, истории армян Понта, начинается деятельность советских краеведов – амшенских армян, живущих в Краснодарском крае, создаются литературные кружки, играющие роль землячеств. Ученый из Армении А. Зейтунян собирает словарь амшенских говоров (17 тысяч слов), выходят газеты «Свет Амшена», «Голос Амшена» в Ереване, небольшая газета общины в Абхазии. В прошлом году дело дошло до московского издания – журнала «Амшен», выходящего под эгидой Союза армян России.

Неуемная активность в самопознании амшенских армян, во-первых, отличительное свойство их характера, во-вторых, как поясняют этнографы-теоретики, поиски идентичности. На первой Международной научно-практической конференции, посвященной амшенским армянам в Сочи, в 2005 году был интереснейший доклад известного антрополога Нвард Кочар «Место амшенских армян в системе других армянских этнотерриториальных групп». Результаты антропологического анализа, факты об антропологической принадлежности амшенцев к арменоидам были ответом на утверждения некоторых турецких ученых о том, что амшенцы происходят от турок.

На самом же деле обилие турецких слов в диалектах ордуйцев, джанингцев и трапезонцев (группы амшенских армян по названиям вилайетов), детали традиционного костюма, некоторые народные промыслы, песни и танцы, сходные с турецкими, объясняются чрезвычайной восприимчивостью. Амшенцы заимствовали многое у живущих по соседству на побережье представителей других национальностей – греков, лазов, турок, ничуть не опасаясь того, что утратят самобытность. И не утратили ее.

Как утверждают специалисты, «в силу своей врожденной коммуникабельности амшенцы не только легко влились в многонациональную семью, именуемую российский народ, но и обогатили ее культуру».

Амшенцы – самая многочисленная из этнографических групп армянского населения края – их около 150 тысяч человек, а вместе с амшенскими армянами Абхазии и Адыгеи – более 200 тысяч.

Уже в начале 1860-х амшенцами было основано первое село – Армянское Шапсуго, нынешняя Тенгинка. Прибывшие на российский берег Черного моря переселенцы из Турции обладали навыками горного земледелия, в своём большинстве селились в горной части, быстро налаживали хозяйство, разводили скот, сеяли пшеницу, кукурузу, табак, сажали сады и виноградники, выращивали овощи. Старейшие армянские села, основанные выходцами из Амшена в Абхазии, – Мцара (1879), в Туапсинском районе – Шаумян (1869), Нор-Луйс в Сочи (1869).

Амшенские армяне в Сочи и во всем Краснодарском крае последние десятилетия исследуют свои родословные, собирают по крохам сведения о далеких предках, вникают в подробности их жизни. Обнаружился всплеск интереса к литературному наследию амшенцев, например, творчеству поэта Акопа Кочконяна, проживавшего в селе Верхняя Беранда (Сочи) и создавшего поэтическую летопись местных амшенцев. Музеи быта первопоселенцев есть практически во всех селах, в клубах проводятся фестивали, праздники, театрализованные представления, связанные с темой истории культуры, быта и верований местных армян.

В пятый раз – на этот раз уже в Адыгее, в Майкопском районе, прошел фестиваль народной музыки «Звучи, амшенская зурна», литературные клубы, подобные сочинскому объединению амшенских поэтов и художников «Зартонк», прикидывают возможности для возрождения.

Вышли недавно поэтические сборники «Ветер Амшена» Крикора Мазлумяна и поэтический сборник художника и поэта Айказа Огоняна. Первый – на русском языке, а второй – на амшенском диалекте. И, наконец, в конце прошлого года состоялась вторая научно-практическая конференция «Амшенская культура» в Туапсе. Решения, ею принятые, открывают несколько направлений не только различных экскурсов в прошлое, изучение традиций, но и развития самобытной, «синтетической» культуры амшенских армян.

Главное, что среди амшенцев много энтузиастов, которые готовы поддерживать любые проекты, инициативы, лишь бы они были направлены на сохранение и умножение наследия.

Один из них – Эдуард Каладжян.

От берега моря, наверное, километров десять. От горных вершин Красной Поляны – столько же. Посередине пути между двумя главными аренами будущей зимней Олимпиады в Сочи стоит «Ноев ковчег».

Его построил десять лет назад Эдуард Каладжян. Такая удачная гавань и не мыслилась вначале, когда проект только возник. Сейчас «Амшенский двор» – целый комплекс, в который входят музей, ресторан, часовня, мемориал воинской славы. Все это осеняет панорамный вид завораживающих красотой снежных гор.

Но главное внутри. Собрание древностей - археологических артефактов и коллекция предметов, письменных свидетельств истории города и населения Кавказа с древнейших времен. Археологические находки свидетельствуют о кавказских следах древних римлян, скифов и сарматов.

На этнографической выставке – более полутора тысяч экспонатов из дерева, глины, меди, бронзы, камня. Они отреставрированы и хранятся строго в соответствии с правилами. В археологической экспозиции – орудия труда, предметы вооружения, женские украшения и многое другое. Датированы древности 1-5 веками до нашей эры.

Больше всего, разумеется, свидетельств истории и нынешней жизни загадочного народа – амшенских армян.

Почему загадочного? В известной книге «Армяне» Д.Лэнга есть описание «амшенского этнического типа». Это «люди с кожей бронзоватого оттенка, темными волосами и глазами». Вывод историка опровергает внешность хозяина «Этнографического комплекса» Эдуарда Каладжяна. Он сам и его родители светловолосы, светлокожи, с серыми глазами.

Так кто же они и какие на самом деле – амшенские армяне?..

Есть простор для версий, предположений и исследований.

Загадок в культуре, традициях и семейных сагах амшенских армян очень много…

«Книга отзывов» этнографического музея распухла от восторженных записей. Их общий смысл: «мы не знали, а теперь узнали и просто в восторге от увиденного».

Казалось бы, что нового в этом замысле – показать человеку его родословную, историю рода, семьи, все трудные пути и перепутья, которыми шли предки. Позволить воочию увидеть свою колыбель. Она, кстати, здесь же, в музее, свободно раскачивается у входа. Самая подлинная. С перекладинами, выточенными из кизила.

Эдуард Каладжян всегда думал именно об этом. У своих деда и бабки он был любимчиком. Потому, когда длинными дождливыми вечерами все разговоры старших так или иначе шли о прошлом, он все слушал и запоминал. Все, что запомнил, не давало ему покоя...

Родители Каладжяна перекочевали в село Казачий Брод из Абхазии, из села Асичко, где раскинулись земли колхоза «Приморский». Местным это название о многом говорит. Отцы и матери многих преуспевающих теперь сочинцев трудились в «Приморском». Колхоз был знаменит на всю страну.

Все закончилось сразу после перестройки. Колхоз разорился, люди разъехались.

Свою малую родину Каладжян вспоминает сейчас, как библейские изгнанники – сады Эдема. Яблоки там росли с кулак, а груши – с маленький арбуз... Но дело вовсе не в сказочно плодородной земле.

Среди первых переселенцев преобладали безземельные и малоземельные крестьяне: русские, украинцы, белорусы, грузины, молдаване, эстонцы, а также армяне и греки из Османской империи (Турции).

Им не поднять было целины, не осушить болот, не возродить брошенных черкесских садов. В труднейшие, полные лишений годы они были заодно. Вместе. Сложилось редкое единство и дружелюбие людей. Это бескорыстное единство было и никогда больше не повторится. Время другое. Об этом сожалеет правнук первых переселенцев Эдуард Каладжян.

В 2009 году Каладжян финансировал проект телевизионного документального фильма «Амшенские армяне Сочи».

Тридцатиминутное повествование о том, какими были и какими остались амшенцы, преодолев путь сквозь бури ненависти в Турции и штормы в Черном море. Материала оказалось так много, что хронометраж телефильма едва вместил рассказ о старейшей сочинке Мемзар Кешян, отметившей свое 103-летие, одаренном художнике Вазгене Григоряне, музыканте Айказе Огоняне из Дагомыса и его ансамбле молодых кеманчистов, поэте и руководителе Центра национальных культур Киркоре Мазлумяне, о сохранившихся обычаях и традициях амшенцев, живущих в Сочи.

Эдуард Арутюнович видит в одной из серий воссоздание истории своей многочисленной семьи. Правда, чтобы побывать на месте событий, где протекала жизнь поколений рода Каладжянов, придется потратить не один месяц…

Замыслы, проекты, самые разные планы занимают мысли. Ресторан испытывает растущую популярность и ее последствия. Посетителей здесь всегда с избытком.

И чем ближе Олимпиада, тем людей будет больше. Уже возникла необходимость расширить имеющиеся три зала «Амшенского двора». Летний и зимний дегустационные залы национальной кавказской кухни выполнены в стиле кавказского зодчества 15-16 веков. Основной материал – дерево и дикий камень. Зимний дегустационный зал-пацха отдаленно напоминает жилище армянских переселенцев. Часть его занимает очаг, в котором естественным образом коптится свежее мясо и сыр из молока буйволицы. На территории комплекса возвышается часовня в честь дружбы народов Кавказа. Она была освящена 1 ноября 2000 года представителями Армянской Апостольской и Русской Православной Церквей. Напротив звонницы установлен хачкар. Он привезен из Армении.

Хозяин «Амшенского двора» думает еще и о многом другом. Эдуарда Каладжяна чем дальше, тем чаще занимают мысли о том, где экспонировать уникальную археологическую коллекцию. Как отреставрировать и сделать доступной одну интересную близлежащую достопримечательность – византийскую базилику 10 века в селе Ахштырь.

Что тут поделаешь? Из амшенцев не всегда получались «упертые» лишь в одно – в деньги – коммерсанты. Кого ни возьми – мечтают, носятся с проектами, прикидывают, чего бы такого интересного для себя и окружающих еще выдумать…

Впрочем, как уверяет этнограф Дереник Демирчян, на этом подвинуты все армяне. Это его слова: «Да вы что-нибудь смыслите в армянине?.. Какое странное существо. Ищешь его суть, находишь и сразу видишь, что и это – видимость. У него беспокойное лицо. Его трудно рисовать».

То же и с Каладжяном. Рисовать его невозможно. Он весь в движении. На отдельной полке в музее – его награды. Скоро свободного места на ней совсем не останется. Очередную, редкую и почетную – серебряный крест с бриллиантами он получил на праздновании 20-летия армянской общины города Сочи.

Просто жить да радоваться, глядя на продвигающееся дело и обрамляющие Адлер горные вершины, не дает характер. «Ноев ковчег» стоит, пришвартованный навеки. А Каладжян ждет только попутного ветра, чтобы снова пуститься в рискованное плавание. Как некогда его прадед со всей семьей на борту от берегов Турции на простой весельной лодке.

Натэлла Саакова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 77 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Амшенские армяне - настоящие патриоты!
  2. В Амшенских Амянах продолжается Малая Армения. Интереснейшая ветвь Армянства. Надо Амшенскую историю, культуру и диалект изучать и изучать. Спасибо этим почтенным людям! Они украшают наш народ.
  3. жажда независимости заставила их переселиться из исторической Армении в Турцию еще в первом веке нашей эры,??
  4. Турция в 1 веке и независимость при переходе из Армении (куда бы ни было...) -непонятно...
  5. Название статьи Натэллы Сааковой «Армяне Понта: История продолжается» вызвало во мне такой восторг и приятное удивление, что я, не прочитав ее, только из-за названия статьи оценил ее положительно. Однако, через некоторое время, ознакомившись с нею и обнаружив в ней ряд неточностей, вторично оценил ее отрицательно. Однако, все по порядку. Армяне Понта- интересное и красивое словосочетание. Понт по гречески Понтус - это и море и Черное море или точнее Причерноморье. Понтос Эвксинский - гостеприимное Черное море, понтос Аксинский - негостеприимное Черное море. Армяне Понта - это армяне Турецкокого Причерноморья. Во втором абзаце вышеуказанной статьи читаем: «По преданиям жажда независимости заставила их переселиться из исторической Армении в Турцию еще в первом веке нашей эры…». Это утверждение не выдерживает никакой критики по одной простой причине. В учебнике «История Турции», изданном Ленинградским государственным университетом в 1963 году, читаем: «Турецкое государство возникло в 70- ые годы XI века на территории Западной части Армянского нагорья и Малой Азии, на землях, захваченных у армян и греков». Далее. «Поворотным пунктом в ходе сельджукских завоеваний в Малой Азии оказалась битва при Маназкерте (Манцикерт, Малазгирт) в 1071 году. Византийские войска, которыми командовал сам император Роман IV Диоген, были разгромлены сельджуками». Это случилось в пятницу, 26 августа 1071 года. Это поражение стало началом конца Византийской империи. Почти через 382 года 29 мая 1453 года турки захватили столицу Византии г. Константинополь, ныне город Стамбул. Приведем одну историческую параллель - в 1492 году Христофор Колумб открыл Америку. Многие, наверное, помнят, как мировое сообщество праздновало в 1992 году 500 летний юбилей, а в 2013 году турецкая общественность отметит 560 летие падения Константинополя. Однако вернемся к нашим датам. Турецкое шествие на Запад Константинополем не кончилось. Турция дважды пыталась покорить Европу военным путем: в сентябре - октябре1529 года – первая неудачная осада Вены. Вторая и последняя попытка осады Вены турецкими войсками имела место в июле-сентябре 1683 года. Продвижение Турции в Европу и на Запад в целом продолжается и в наши дни. Вспомним слова бывшего президента Турции Тургута Озала: « 21 век – это век Турции». Несколько слов о тех незначительных неточностях, которые вкрались в статью. Среди авторов, писавших об амшенских армянах, особое место занимает Б.Т. Торлакян (откуда М. Торлакян?). Его книга «Этнография амшенских армян» была издана в Ереване на армянском языке в 1981 году тиражом 8 тыс. экземпляров. В 2002 году эта книга была переведена на русский язык и издана в Краснодаре тиражом 1 тыс. экземпляров. Оба издания книги Б.Т. Торлакяна стали библиографической редкостью. На мой взгляд, необходимо рассмотреть вопрос о переиздании книги Барунака Григорьевича Торлакяна тиражом от 5 до 10 тыс. экземпляров с таким расчетом, чтобы она для каждой амшенской семьи в Абхазии, Адыгее, в Краснодарском крае стала настольной книгой. Не мешало бы перевести на русский язык также книгу Овакима Овакимяна «История понтийских армян», изданную в Бейруте в 1967 году. Большой интерес для нас амшенцев также представляет книга Михаила Григорьевича Минасяна «Армяне Причерноморья», изданная в Ереване в 1990 году на русском языке тиражом 3 тыс. экземпляров. Уважаемая Натэлла Саакова! Есть у армян красивые мужские имена Минас, Оган, отсюда и фамилии Минасян, Оганян. И еще одно замечание. Дереник Демирчян известен всему мировому армянству как крупнейший писатель, автор «Вардананка» и первой части романа о Месропе Маштоце. Дереник Демирчян – этнограф??? И последнее. Накануне Большого светлого праздника – 65- летия Победы Советского народа над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне назовем Героев Советского Союза армян – амшенцев: 1. Манукян А.Б. – Армавир 2. Мурадян А.А. – Геленджик 3. Шалджиян М.М. – Горячий Ключ 4. Мелконян А.Х. – Туапсе 5. Сноплян А.А. – Туапсе 6. Бостанджян М.М. – Абхазия 7. Чакрян А.Х. – Абхазия 8. Гаранян Е.Г. – Абхазия – Сочи 9. Нагулян М.К. – Сочи 10. Мелетян А.Р. – Сочи 11. Языджян Д.М. – Сочи Трое армян - амшенцев награждены орденами Славы трех степеней: 1. Алафердов А.Г. - Ейск 2. Карапитян Г.О. - Краснодар 3. Сивикян С.А. – Адыгея Слава всем участникам Великой Отечественной войны! Спасибо всем участникам Великой Отечественной войны!
  6. удивляюсь как вы там живете среди шовинистов или уже ассимилировались и вам только остается в паспорте национальность изменить.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты