№ 05 (152) Май 2010 года.

Еревану нужны свои Елисейские Поля

Просмотров: 4411

Можно ли представить себе Париж без Елисейских Полей? Ереван, становящийся, наконец, центром всего армянского мира, не имеет главного проспекта, который мог бы стать визитной карточкой Армении и ее столицы.

О новом центре Еревана говорят разное. Одни очарованы Северным проспектом, а другие порицают его создателей за «неуважение к старине и творческому наследию Таманяна», не замечая противоречия в сочетании этих упреков. Есть также жалобы на дурной вкус нуворишей, навязавших городу свою кичевую «эстетику».

Дурной вкус, этот общий недуг капитализма, проявился не только у нас. Его следы легко заметить даже в Париже и Петербурге. Не будем заострять на нем внимания. Нас больше волнуют требования сохранить старый Ереван и апелляции к наследию Таманяна, оставившего нам генплан, в котором не было места для ностальгических сантиментов.

До русского завоевания Ереван был персидским городком с глинобитными домами, мечетями, церквушками и пыльными улочками. Изменения в облике города после 1828 года свелись к вкраплению малочисленных оазисов «европейской» застройки. Астафьевская улица, сохранения которой требуют наши ревнители старины, была в лучшем случае копией тифлисской Садовой улицы, притом не самой удачной – дома Тифлиса были выше, их украшали красивые подъезды, решетчатые балконы и прочие атрибуты столичного шика, которых не было в Ереване. Армянские деньги и русская политика превратили Тифлис в столицу Кавказа, в единственный город в регионе, в котором было целых два проспекта. В Тифлисе и Баку было много улиц вроде Астафьевской, и их там не замечали.

Ереван был столицей губернии скорее по названию, чем облику (даже имевший более низкий статус Шуши был красивее и ухоженнее Еревана). Мы вправе критиковать нашу буржуазию, вкладывавшую в развитие Баку и Тифлиса деньги, которые были нужны Армении, за космополитизм - Ереван оказался обделен ценными памятниками истории, которыми изобиловали Тифлис и Баку. Еревану еще только предстояло превратиться в столицу.

О таманяновском видении будущего Еревана можно судить по его генплану. Вклад великого мастера в наше зодчество пока не оценен до конца. Признается, видимо, самое очевидное:

Таманян воскресил текорские арки, элементы гарнийского декора и двинские капители, украсив ими Дом правительства и Оперу, и подарил Еревану прекрасные сооружения в стиле русского классицизма. Признается роль Таманяна, воспитавшего плеяду мастеров, продолживших его дело. Генплан Еревана, редкий по красоте и величию замысла, заслуживает особого внимания.

Р а з р а б а т ы в а я его, Таманян использовал опыт парижского градостроительства (речь идет о Главном и Северном проспектах). Источником его вдохновения был, скорее всего, Оперный проезд (Avenue de l’Opera) в Париже, функции которого идентичны функциям Северного проспекта в Ереване. Первый связал центр Парижа (Лувр и Пале-Ройаль) с Гранд-Опера, а второй – центр Еревана (пл. Республики) с Оперой. В обоих случаях Опера расположена на оси проспекта, завершая его перспективу. Оперный проезд и Северный проспект отходят от ул. Риволи и Главного проспекта под близкими углами. На обоих проспектах отсутствует озеленение, что усиливает ассоциацию, одинаково фокусируя внимание на здании Оперного театра.

При этом решение Таманяна логичнее решения планировщиков барона Оссманна. Северный проспект продолжается за зданием Оперы улицей Таманяна и Каскадом, а 80-метровая сценическая коробка Гранд-Опера нависает над тесной пл. Дягилева, придавая ей сходство с улицами Манхеттена (величие плана Таманяна ощущаешь, сравнивая вид на Гранд-Опера с Монмартра с видом на Оперу с Каскада). Второе отличие в том, что Северный проспект, по плану Таманяна, должен был визуально связать доминанты сценической коробки Оперы и напоминающего ее очертаниями купола Дома правительства, действуя подобно слуге двух господ (Оперный проезд ориентирован только на купол и сценическую коробку Гранд-Опера).

Различия между улицей Риволи и Главным проспектом определяются различиями в их функциях. Первая из них – важная, но не главная артерия Парижа, а второй явно задумывался Таманяном как ереванский аналог Елисейских Полей. Эту аналогию подсказывает ширина Главного проспекта, более чем вдвое превышающая ширину всех остальных улиц Еревана, включая Северный проспект. Сходство усиливается прямизной магистрали, пересекающей городской центр от Кольцевого бульвара до Конда. Таманян переработал парижский опыт для нужд Еревана, не имевшего в ту пору ни одного проспекта. Аналогом такого решения в Париже мог стать Оперный проезд, начинающийся с Елисейских Полей, а не с более узкой ул. Риволи.

Судя по фотографиям, Северный проспект выполнил свою миссию. Этажность его застройки могла быть чуть ниже. Просчетом проектантов стало сооружение перед Оперой башни, нарушившей осевую симметрию магистрали. Она была бы оправданна при возведении идентичной башни с другой стороны по аналогии с двухбашенным ансамблем ул. Таманяна, тем более что осевую симметрию подчеркивает Обелиск. К достоинствам проспекта следует отнести нейтральность стиля его застройки, не спорящей с ансамблями обеих площадей (в чем снова проглядывает эстетический эталон Оперного проезда) и избавление Еревана от находившихся там трущоб. Они были бельмом на глазу попадавших в этот двор чудес людей, и нужна неистощимая фантазия, чтобы оплакивать их долгожданный слом как невосполнимую утрату для культурного наследия народа, внесшего ощутимый вклад в мировую цивилизацию. Наши Зоилы утверждают, что создатели проспекта исказили идею Таманяна, но в действительности ее исказил его выдающийся ученик Марк Григорян.

40 лет назад Григорян издал книгу об ансамбле площади Ленина. В ней он отметил сходство ее очертаний с контурами римской площади Св. Петра, сходным образом сочетающей в плане овал и трапецию. Однако эта аналогия вводит в заблуждение. Площадь Св. Петра – тупиковое пространство, предназначенное для общения папы с паломниками. Выйти из нее можно по единственной дороге, ведущей к ней – Via della Riconcilliazione (ул. Примирения). Она является скорее курдонером Ватикана, чем площадью как таковой (в пл. Республики вливается целых восемь улиц).

Обманчивое внешнее сходство подсказало Григоряну мысль возвести на северном конце площади башенную пристройку к зданию картинной галереи. Уважение к памяти Григоряна не должно мешать оценке этого проекта как творческого фиаско мастера, предрешенного его ошибочной начальной концепцией. Здание гимназии, обрекавшееся таманяновским планом на снос для прокладки Главного проспекта, служило одновременно филармонией, Историческим музеем и Музеем искусств. Такое крохоборство было оправданно в трудные времена, но не в брежневскую эру. Огромные историко-художественные традиции нашего народа давали ему право на соответствующие своему назначению здания музеев истории и изящных искусств, и нужные для этого средства можно было найти (как их отыскал Игитян для создания Музея современного искусства). Но вместо этого культурно-историческое наследие нации втиснули в одно тесное здание, в котором урартские древности, арташатские находки, монеты Арташесянов и т. д. находились рядом с творениями Донателло, Сарьяна, Kочара и, конечно, «шедеврами» соцреализма.

Искусственность замысла породила эклектический зиккурат, исказивший ансамбль площади созданием непонятной карикатуры на собор Святого Петра и сделавший возведение купола Дома правительства бесполезным. Если даже его построят (что все равно надо сделать из уважения к памяти Таманяна), музей будет заслонять вид на купол с Северного проспекта. Но это лишь полбеды.

Хуже то, что возведение музея погубило отвечающую сегодняшним потребностям Еревана (куда девать автотранспорт?) идею Главного проспекта. Зиккурат разделил его надвое, а начавшаяся затем кампания по сохранению переоцененной «старины» нанесла идее его создания удар милосердия.

Армен Зарян писал в «Арвесте», что идею Главного проспекта он позаимствовал из итальянской концепции «улицы-площади».

Этому определению отвечает римская пл. Навона. На месте площади в древности находился вытянутый цирк Домициана, что предопределило ее характерный уличный контур. Фонтаны Бернини на осевой линии площади могли подсказать Заряну идею устройства на проспекте фонтанов с целью подчеркнуть симметрию его композиции. Отрезок между улицами Абовяна и Теряна так и не очистили. Там красуются изобретенные археофилами «памятники истории», а не бульвар с феерическими фонтанами, навевающими романтические и красивые римские ассоциации.

Была идея разобрать здания, находящиеся на месте проспекта, и заново собрать их на улице Алавердяна, но ее отвергли, утверждая, что «памятники истории» нельзя переносить, как если бы речь шла о переносе Лувра или развалин Акрополя и Ани, а не о ветхих домах, нарушавших ансамбль центра Еревана, но пригодных в другом месте в перестроенном виде (в 1823 году из окрестностей Фонтенбло в Париж был перенесен дом Франциска II с барельефами Жана Гужона, что не было воспринято французами как надругательство над их ренессансным наследием).

Итогом этих усилий стал театр урбанистического абсурда, где модерн соседствует с громко названной «Вернисажем» барахолкой в духе тифлисского Сухого моста, а уникальный ансамбль пл. Республики – с трущобами, неожиданно объявленными памятниками армянской культуры. Нужно неординарное мышление, чтоб устроить блошиный рынок в центре города, задыхающегося от автомобильных пробок! Само название «Главный проспект» в этом контексте звучит как издевка.

Таманян, возглавляя Комитет по охране исторических памятников Армении, делал вместе с Тораманяном все для их спасения в сталинские времена, сегодня же мы, к своему удивлению, узнаем, что у нас есть фарисеи, лучше Таманяна знающие, что и почему следует считать историческим наследием нации.

Начало этому гротеску положили брежневские указания о сохранении памятников старины, на которые откликнулись грузины. В советской прессе стали появляться восторженные оценки «реконструкции старого Тбилиси», авторы которых делали вид, будто не понимали истинных целей «восстановителей». Целью грузин было не восстановление памятников грузинской культуры, а уничтожение наследия армян, предки которых построили Тифлис. Сегодня нет смысла говорить об этом наследии – его сменили «памятники»-новостройки. В том, что цель грузин состояла именно в разрушении, убеждает декоративный характер «реконструкции», не затрагивавшей ветхих несущих конструкций зданий. Подземные коммуникации не заменялись на протяжении десятилетий, что вызвало осадку грунтов и обрушение старых домов. Очевидна и неграмотность фасадных решений. Открытые галереи домов Тифлиса выходили в прохладные дворы, а не на жаркие улицы, о чем забыли, «реконструируя» улицу Бараташвили, ставшую сплошным двором. Грузины добились своего, убив стоявший у них поперек горла Тифлис, а мы, чтобы не отстать, возвели непонятно зачем «старый» Дзорагюх. Какое отношение все это имеет к Таманяну?!

Грузинская тема интересует нас только потому, что она объясняет происхождение нашего отношения к старине. Видимо, даже сейчас мы не можем победить комплекс провинциальной неполноценности, внушенный доминирующим в нашем восприятии Тифлисом.

Демагогическая болтовня об охране памятников истории служила дымовой завесой для сокрытия социальных проблем. Ереванцев десятками лет держали в трущобах Конда и центра (уродства центра можно было скрыть застройкой периметров этих кварталов, а уродство Конда бросалось и все еще бросается в глаза).

В 1875 году, через 4 года после разгрома Франции, Бисмарк выдвинул инициативу реконструкции главного проспекта Берлина. После проведения масштабных работ Курфюрстендамм начала конкурировать с Елисейскими Полями за право считаться лучшей улицей Европы. Нечто сходное произошло у нас, когда Кочарян выдвинул инициативу построить Северный проспект. Было бы хорошо, если бы Саргсян взял под личный контроль строительство Главного проспекта. Задачу осложняет музей, недостойный гения Григоряна.

Музей нужно снести, не обращая внимания на визг любителей старины. Ереван довольно спокойно воспринял снос Дворца молодежи и гостиницы «Севан». Неужели музей и рухлядь, «украшающая» Главный проспект, ценнее этих замечательных построек?!

Начинать надо с разработки проектов музеев искусств и истории, поручив это дело зодчим–армянам (отстранение от работы над проектом музея Гафесджяна создателя Каскада Джима Торосяна позволило протолкнуть решение, искажающее его облик). Особое внимание необходимо уделить выбору места музеев (парижане собираются восстановить Тюильри, ибо даже Лувру не хватает экспозиционного пространства).

Решение облика проспекта лежит на поверхности (и в плоскости плана Таманяна). Его подсказывает растущая потребность города в автодорогах и привлекательность проекта Заряна. Туннели, ведущие в ущелье Раздана под ул. Сарьяна, могут связать проспект с западной окраиной города (для этого в будущем надо пробить туннели под Цицернакабердом рядом со стадионом). Ширина Главного проспекта совпадает с шириной авеню Фош, причем функции обеих магистралей идентичны – первая из них ведет в зеленую зону ущелья Раздана, вторая в Булонский лес. Использование профиля авеню Фош для Главного проспекта сведет вынужденные изменения его облика к минимуму. Останется только лишь переложить коммуникации и фонтаны. Проспект откроется для транспорта, что очень важно для Еревана.

Капитализму присущ не только отмеченный вначале дурной вкус, но и способность обеспечить быстрое развитие городской инфраструктуры (Париж дает нам лучший пример такой трансформации). Сегодня у Еревана появился шанс в самые короткие сроки привести свой центр в соответствие с генпланом Таманяна, и не надо мешать этому процессу, ссылаясь на «культурные традиции» третьего мира. Реконструкция Главного проспекта даст толчок к перестройке нижней части проспекта Маштоца, необходимость которой была очевидна даже в советские времена.

Вопрос Вернисажа можно легко решить, превратив Конд в ереванский Монмартр с площадью для артистической богемы города. Ее можно даже назвать Place du Tertre – у нас есть Plaza de Uruguay и Place de France, и это название сразу привьется. Дело не в ориентации на достаточно далекий от совершенства веселый Париж, хотя она, бесспорно, предпочтительнее ориентации на мертвый Тифлис, а в том, что мы, как и Таманян, обязаны быть хозяевами европейской культуры, поставив ее на службу Армении, а не млеть от холопского восторга перед французиками из Бордо или грузинами из «старого Тбилиси».

Это самая важная часть таманяновского наследия.

Александр Микаэлян, Провиденс, США, специально для «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 20 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Молодцы! Редакция всерьез взялась за материалы о нашей общей столице - Ереване. Был бы эффект...
  2. Автор прав, Саргсян должен торпедировать строительство Главного проспекта. Тем самым он войдет в историю. Как Демирчян со своими "постройками" (метро, СКК и др.), Кочарян с Северным проспектом. Надо торопиться.
  3. Очень интересно, но один вопрос: почему на этих "Елиссейских полях" в центре Еревана никто не живет? Вроде бы есть и покупатели на квартиры, но никтов них не не въезжает. Автор очень долго и профессионально пишет об этих каменных джунглях в центре столицы Армении, но не пишет для кого и главное - как и почему они были построены. Наверное эстет не знает об этом или не хочет знать, т.к. живет он далеко от Еревана, в Провиденсе. Северный проспект для многих коренных ереванцев сегодня символ эпохи Р.Кочаряна - С.Саргсяна. Почти все они оказались на окраинах и получили мизерные компенсации от застройщиков за оставленное жилье. Главные обсуждения по тому уродству, которое понастроили в центре Еревана еще впереди.
  4. Не совсем согласен с предшественницей,что Северный проспект,это уродство,но и годами оставлять недостроенным центр города и оставлять эту часть города нежизненной - также нельзя!
  5. Глупости все это! Прекрасный проспект построили. И только "железный Роберт" смог это пробить! А Анн хотела бы, чтобы коренные ереванцы в этих клоповниках в центре города продолжали позорить Ереван? И не надо из них делать невинных овечек: все знают славную совесткую традицию, когда в двушку прописывали всю родню, а потом требовали уже не одну двухкомнатную, а пять трехкомнатных. И компенсацию они получили нормальную. Все эти позорные хтбары, которые не представляли никакой ценности, давно надо было снести. Тихий вор Ерванд Закарян, сидя в кресле мэра и занимаясь лишь своими личными делами, еще долго бы мямлил и с этими "центровыми" жителями судился бы. Кочарян поступил жестко и правильно! Это тот редкий случай, когда я его поддерживал. А обсуждать Анн и ей подобные могут хоть всю жизнь. Главное - позорные крысятники снесены. Другой вопрос, почему не заселяют Северный проспект? Это уже к нынешнему мэру... Парень тоже навариться хочет.
  6. Северный проспект - супер! Главный проспект - должен быть еще круче! Только строить надо быстро, а не черепашьими темпами. Проект Нлавного проспекта был готов... еще в 80-х годах.
  7. Просьба рассказать о строительстве Главного проспекта. С фотографиями. Спасибо!
  8. Бывший мэр Ерванд Закарян, этот суперкоррупционер и трепач, заявлял, что Северный проспект будет построен к 2006, а Главный - к 2008 году. Ни тот, ни другой до сих пор не готовы!!! А Ервандик сидит в кресле большого начальника по-прежнему.
  9. Спасибо редакции, это АРХИВАЖНАЯ тема. Во-первых, Ереван - лицо нации. Приезжать туристом и возвращаться навсегда приятнее в красивый и ухоженный город. Даже если там жуликоватые мэры. Во-вторых, идет негласное соревнование между Ереваном и Баку. Пока мы проигрываем, так как на свои нефтедоллары азеры столько понастроили! Другой вопрос, что высотки не всегда и везде уместны. Но они пусть делают со своей столицей, что хотят. А вот Ереван... В целом автор верно расставил акценты. Правда, с "Елисейскими полями" немного погорячился. Такую функцию пока несет на себе убогий, в довоенной эстетике построенный проспект Сталина-Ленина-Маштоца. Автор, к сожалению, ни слова о нем не говорит. Сооружен он в целом примитивно, но сносить плотно стоящие друг к другу здания, при этом равноэтажные - этого делать не стоит. А вот как-то ОБЛАГОРОДИТЬ дома на Маштоца - вот это нужно позарез! Хотя бы крышами! Их в Ереване тыщу лет никто НЕ КРАСИЛ. Поэтому вид сверху - просто позорный. Круче было бы сделать на Маштоца черепичные крыши, но за неимением их (и отсутствия "черепичных" традиций в армянской архитектуре), достаточно и покрасить... А Северный проспект - просто сердце радует. Согласен с теми, кому он нравится. Честь и хвала за это Кочаряну. А Саргсян имеет шанс прославиться ГЛАВНЫМ проспектом. Тут правильно писали: этот проект просто преступно ЗАТЯНУЛИ лет на 30! Позорные трущобы, по которым плачут впечатлительные ереванки, надо также сносить, как это делали в период строительства Северного проспекта. Согласен, там есть и симпатичные 2-3-этажные здания. Их фасады можно аккуратно собрать и перевезти в КОНД, где можно создать подобие "Старого Еревана", с арками, балкончиками и пр. Кстати, об этом говорят тоже лет 30, а то и больше. Но толку мало. И в центре города еще один позорнейший шанхай. Сносить! Нужно проявлять жесткость и торопиться!
  10. Да, у Макса интересные идеи, молодец он. А я вот о чем подумал. Сейчас кризис, работы нет у строителей. Самый раз задешево построить до конца тот же Главный проспект. Такой шанс нельзя упускать. Ведь эту тему Главного проспекта Еревана просто заболтали. Дело надо делать, а не разговоры говорить. Сейчас все дешевле обойдется.
  11. могу ответить почему не заселен. ДОРОГО!!! во вторых, многие дома только фасад, так как внутри у некоторых зданий отсутствует элементарно водопровод. в третьих- по расчетам сейсмологов в случае 8бального землетрясения проспект сложится как карточный городок - друг на друга. в четвертых- проходы между зданиями по линейке улицы находятся на растоянии вытянутой руки. как в средневеком городе можно передать из окна одного дома вещь в окно дома на против. перечислять дальше? так что и роберт кочарян и юрий лужков жестко просчитались. покупателей нет и не предвидится. потому что середнякам аппартаменты не по карману, а богатые строят собственные 3х этажные особняки на каскаде.
  12. А зачем так мрачно? Зачем землетрясением пугать? Что, не надо больше строить? Уверен, что строители и проектировщики все продумали. Рано или поздно там все квартиры продадут. Сколько можно цены высокие держать! Кочарян с Лужковым не дураки же! Пусть покупают богатые армяне из спюрка. Лучше им свою квартиру иметь в центре Еревана, чем каждый год снимать дорогие номера в отелях. Ведь не секрет, что подавляющее большинство приезжающих в Армению туристов составляют зарубежные армяне. Продадут, рано или поздно все распродадут. А внутренние работы уже каждый сам будет делать по своему вкусу. Главное же, что на месте трущоб вырос шикарный проспект.
  13. Так что же на сегодня с Главным проспектом? Кто просветит? С Северным все ясно, проехали. Сделано все супер, а критикуют пусть болтуны и "эстеты", которые привыкли жить в г...не. На очереди - Главный проспект. Как там дела?
  14. Надо прекращать эти споры. Северный - отличный проспект, где соблюдена национальная архитектура. Кочарян оставил добрый след. И Саргсян тоже может, если достроит многострадальный Главный проспект, о чем уже выше писали форумчане.
  15. Спасибо за прекрасную публикацию. Держите нас в курсе больших строек Еревана - Главного проспекта и Ереван-сити. Спасибо!
  16. Отличная статья, спасибо!
  17. В чем состоит на сегодня проблема Северного проспекта? Во-первых, надо распродать жилье, чтобы дома не пустовали. Не нужно жмотиться, снизить цены. Во-вторых, вдохнуть жизнь в него, потому что долгое время от был место встреч протестующих, ЛТП оккупировал его. Вместо прогулок ереванцы выгуждены были любоваться этими "оппозиционерыми" с их плакатами. Ну а после этого - идти вперед, строить, как уже многие тут отмечали. Главный проспект. Работы впереди много!
  18. После завершения Главного проспекта нужно срочно приступать к другому грандиозному объекту. Это может быть лощадь, но не в центре, потому что центр города просто ЗАДЫХАЕТСЯ. Он перегружен. И идея застройки КОНДА мне понравилась.
  19. В истории с Северным проспектом меня вот что поразило. Кочарян с Лужковым пригласили российскую строительную компанию Норд. А почему не армянскую БАМО? БАМО может сейчас на высшем уровне отстроить Главный проспект и Ереван-сити. Пусть только Кочарян со своим Лужковым не вмешиваются. У них слишком аппетиты большие. Вот и не могут распродать новое жилье. Сделали хорошее дело с Северным проспектом - спасибо! Дальше без вас разберемся. Приглашайте БАМО!!!
  20. Уважаемая редакция! Здесь немало интересных постов форумчан. Видно, как люди болеют за наш Ереван, независимо от того, где мы живем. Я, например, в Санкт-Петербурге. Просьба, переслать все эти дельные предложения главному архитектору Еревана. Да и самому президенту в его канцелярию не мешало бы. Ведь в Армении все зависит от него, даже не от мэра. Ответьте, пожалуйста. Спасибо!
  21. Елсейские поля, Монмартр... Улицу Пигаль бы еще где-нибудь на третьем участке. Сразу видно, что большинство участников форума бывает в Ереване наездами. Старый Ереван снесли, камни 2-3 этажных домов пронумеровали, чтобы возвести в Конде или где-то еще. Теперь не могут найти. Дистанционный патриотизм хорош как идея, но не всегда практичен. Кажется, будто ты все знаешь, во всем разбираешься, надо только посоветовать - и дело пойдет. Давно бывали в районе вернисажа? Дорожные плитки сломаны, давно не видавшие воды бассейны полны окурков и сигаретных пачек, трещины, грязь. Это в 20 метрах от главной площади республики. Макс говорит о "впечатлительных ереванках", но есть и впечатлительные ереванцы, в пору молодости которых здесь было гораздо чище. Хотя сверкающих высоток не было. С высотками все ясно, на них можно заработать. Но вспомните, строили меро, планировали новые станции - от Дружбы одна ветка к Каназу, другая - на Правый берег. С тех пор прошло четверть века. Хоть одну новую станцию построили? Вообще, полное ощущение, что Ереван застраиваться импровизированно. Идешь по улице мимо знакомых домов и вдруг - как баскетболист среди лилипутов - какая-нибудь высоченная постройка совсем в другом стиле. Или ни с того ни с сего вписавшаяся в ряд стекляшка псевдоевропейского покроя. Очередная забегаловка. Продуманности нет - в этом квартале один стиль, в том - другой. Это потому, что город поделен, и каждый на своем участке строит то, что считает нужным. А от архитекторов всегда можно откупиться. Я родился в Ереване и, в отличие от вас, дорогие соотечественники, в нем живу и помню его с шестидесятых. Конечно, это не был Париж. Но застраивался как-то по-умному. Они сейчас не стнет Парижем, даже если возвести вместо снесенной Кукурузы Эйфелеву башню. Он должен иметь свое лицо.
  22. Уважаемый ереванец! Вы сказали точное слово: Ереван застраивается ИМПРОВИЗИРОВАННО. Я там редко бываю, то тоже такое впечатление. Поделили крутые ребята город и делают что хотят. Особенно бедный центр насилуют. Развивать, расширять Ереван не хотят. Этим временщикам это не выгодно. Их только деньги интересуют. И разные стили - это ужасно. Хотя Северный проспект построен в одном стиле. Мне он нравится. Надо больше таких проспектов... А проблема метро. Опять коррупция виновата. Отцы города на допотопных марштурках бизнес делают. Вот руки до метро и не доходят. Нужна жесткая рука настоящего хозяина города, патриота города. А нынешний мэр будет делать все "импровизированно", заботясь только о своем кармане. Уверен в этом на все 100!
  23. А кто из высокопоставленных чиновников ответит за эти безобразия? За взятки разрешают строить где угодно и что угодно. Не удивлюсь, если в центре площади Республики построят "эксклюзивный" поничаканоц. Уроды и взяточники!!!
  24. город строится развитой, индустриальной страной и занятой делом людьми а не мечтателями! Где взять деньги? Наши потенциальные крупные налогоплательщики ,платят мизер или вообще не платят.
  25. Нет, уважаемый, есть еще такое понятие, как частный инвестор. Хочет армянин из спюрка построить, скажем, в Ереване Hilton он вкладывает свои деньги. Просто наши кровососы всю кровь из него выпьют. Вот потому и не идут в Армению большие инвестиции. А такие отели могли бы украсить наш Ереван. Не согласны?
  26. не понмаю зачем старый ереван переносить куда-то на орамну и создать там"что-то" наподобие старого Еревана. и уж если вы так цените евростандарты, то напомнь, что в Таллине центр города вышгород состоит из старинных построек 13-15 века. и эстонцы ничуть от этого не комплексуют. Как-то позабыли у нас, что старинные постройки являются памятью нашей нации и их надо бережно охранять. Во всяком случае, так относятся к своим историческим ценностям во всем мире. Высотные застройки Манхэттена предлагают комфортные условия для бизнеса в зоне деловой активности. Во Франции новый район небоскребов вынесен за черту исторического центра. В Англии постройки двухсотлетней давности находятся под охраной государства. А старый Таллин в Эстонии признан одним из уникальнейших «живых» музеев мира под открытым небом. Причем, за средневековыми фасадами сегодня вполне комфортно живут нынешние горожане. Внутренние бытовые инфраструктуры здесь давно заменены на современную технику, но внешний облик старого города от этого не пострадал. У нас тоже есть музей под открытым небом – Эребуни, которым мы тоже по праву гордимся. Клинописные свидетельства позволили ученым точно определить дату рождения города и доказать, что столица всех армян была создана в 782 году до рождества Христова. Конечно, приятно осознавать, что данный факт свершился за 29 лет до строительства Вечного города. Приятно, но при одном условии: если бы наш старый город не подвергался столь мощной строительной агрессии. Впрочем, недавно нынешние градостроители наконец занялись экспертизой «ветхих», по их мнению, строений. В частности, в районе известного выносного развала под названием «Верниссаж» эксперты выделили несколько домов, подходящих под определение «исторической ценности» и, вопреки желанию новых застройщиков, все-таки взяли их под охрану государства. Однако спустя некоторое время здесь появился строительный кран, а чуть позже рабочие стали аккуратно разбирать старое строение, каждый камень которого был тщательно пронумерован. Казалось история восьмидесятилетней давности начала повторяться. Но, спустя год отреставрированный дом снова «вернулся» на старое место. Впрочем, данную акцию скорее можно назвать лишь случайностью в череде современной градостроительной закономерности…
  27. я против превращения еревана в унифицированный евростандартизированный город, потому что тогда он полностю потеряет свою индивидуальность под брендом - города розового туфа. и душа города тоже потеряется в новой космической архитектуре - холодной и чужой. может как старый ереванец я скучаю по старому еревану. но на моих глазах он менялся много раз, но душа оставалась. а сегодня на суперсовременном проспекте, отстроенном в бытность кочарян женой лужкова,никого не увидите по вечерам. лишь редкие прохожие. зато на старом проспекте со старой архитектурой по прежнему по вечерам столпотворение. сюда выходят гулять целыми семьями. и на площади у поющих фонтанов в летние вечера тоже целыми семьями до часу, до двух часов ночи сидят, прогуливаются, переговариваются. а ведь там старая архитектура, которая по мнению тех кто живет за пределами армении кажется древним динозавром. напрасно. это наше, родное, душевное, то что нельзя отнимать у народа и насильно задавливать инвестициями. а уж если некуда деть деньги нашим толстосумам, то пусть на социальные нужды пустят. все польза будет.
  28. и очень хорошо что редакция подняла эту тему. давно надо было. было бы интересно узнать через вашу газету что думают об этом сами ереванцы, именитые и рядовые, те кто за и против. а то на форуме в основном свое мнение высказывают те, кто далек от еревана и ереванцев.интересно, а что главный архитектор столицы думает по этому поводу?
  29. а у нас вообще любят приглашать кого надо и не надо.сплошные иностранные монополии. а тем выгодно - здесь дешевая рабочая сила. вложения получаются минимальные. а тем временем наши толстосумы свои денюжки на счета в швейцарии откладывают. вот и весь ответ.
  30. Да, интересно было бы узнать мнение главного архитектора Еревана по поводу наших постов. Не передадите?
  31. Реализация трех проектов сделает наш Ереван намного краше - Главного проспекта, Ереван-сити и Ереванской крепости. Правильно тут писали, Сержу Саргсяну надо поторопиться, чтобы оставить добрую память о себе.
  32. Да, хотелось бы, чтобы уважаемая редакция направила главному архитектору Еревана пожелания форумчан.
  33. я вырос в центре города и сегодня живу там же но уже в новом евростроении. так получилось что мой дом снесли. купил почти там же новый. по стреле северного проспекта. может молодежи и европейцам он нравится. а вот мне, старому ереванцу - нет. не наше это, хотя и живу в новых апартаментах уже три года. говорят что это таманяновский прект. нет. то что построили - это неудачные мутанты чужой нам евромоды. дома неуютные.холодные. в смысле необжитости духа. оьновление конечно нужно. но нужно считаться и с традиционной культурой в том числе и в архитектуре.
  34. Может, это с непривычки так вы себя чувствуете? Новый дом все-таки. С годами привыкните. И ностальгия пройдет по старому двору. Зато ваши дети и особенно внуки будут комфортно себя чувствовать. Всех благ вашей семье!
  35. не скажите. а мои дети, кстати еще довольно молодые, тоже не в восторге.
  36. пятиэтажные дома в центре города по проекту Таманяна это не клоповники, как вы изволили выразиться. Очень старые здания надо было снести. но вместе с ними снесли и уникальные старинные строения. Еще раз обратитесь к истории Таллина, где в центре города охраняются дома 14-16 веков.А по поводу нищеты вы правы. И надо было не северный проспект возводить, а экономически страну поднимать. Хотя если сравнить левоновское правление то разница громаднейшая. И рабочие места, кстати, появились. Пусть для старшего поколения не по профессии, но все лучше,чем в чужой стране на чужого дядю горбатиться. А наши гастарбайтеры домой к скмье не торопятся, привыкли к свободе.
  37. Уважаемые мои,я ведь слово ,,клоповник,, в кавычки поместил,это ведь надо учитывать,Ну конечно же, разве можно было трогать проектированное застроение Таманяна,А что касательно рабочих мест так это очередной блеф,Это просто использование дешевой рабочей силы и получение сверх прибылей с отмывкой денег,Жаль что это надо объяснять,
  38. Ну и сравнил товарищ - средневековые постройки Таллина с клоповниками, да-да, с 1-2-этажными клоповниками Еревана в центре города, которые были снесены во время строительства современного и стильного Северного проспекта! Честь и хвала за это Кочаряну! А Саргсян пока спит, ничего крупного не строит.
  39. дело в том, что в ТАллине эти постройки постоянно внутри модернизировались, а с фасада обновлялись постоянно . поэтому с наружи такая красота. сейчас в Ереване чухнули и стали делать почти тоже самое со старинными фасадами. Первые этажи фасадной стены реставрируются по каждому камню. А за внешней стеной старой постройки строится новое высотное строение. Старый фасад остается как бы декорацией. получается довольно оригинально. Город остается в старой энергетике, но с совершенно новыми квартирами. Вот это приветствется у нас. а не кошмар, чуть не написал - на улице вязов... Хотя похоже.
  40. Это хорошая идея - сохранять старые фасады. Но в дореволюционной Эривани таких зданий было мало. И то максимум в три этажа. Но рядом с ними такое убожество строили. Я рада, что Ереван становится все краше и краше. А Главный проспект, о котором здесь говорили, построят, будет совсем хорошо! Надо бы редакции взять интервью у главного архитектора Еревана.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты