№ 05 (152) Май 2010 года.

Поэт, оратор, воин

Просмотров: 7917

К 125-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ГАРЕГИНА НЖДЕ (1.01.1886 – 21.12.1955)

19 июля 1913 года газета «Киевская мысль» публикует очерк своего военного корреспондента Льва Троцкого об армянской добровольческой роте, принимавшей участие в первой Балканской войне против Турции за освобождение Македонии и Фракии.

Вот отрывок из этого очерка:

«Во главе добровольческого армянского отряда, сформированного в Софии, стоял Андраник, герой песни и легенды… Ротой командует армянин-офицер, в форме. Его величают просто «товарищ Гарегин». Гарегин, это – бывший студент Петербургского университета, привлекавшийся по знаменитому «лыженскому» процессу Дашнакцутюн и оправданный после трехлетнего заключения. Он прошел в Софии курс военного училища и числился до войны подпоручиком запаса болгарской армии…

Старательно марширует отряд, в котором теперь трудно признать корчмарей, приказчиков и кафеджиев.

Недаром Гарегин десять дней по десять часов в день обучал их тайнам строевого искусства. Он совсем охрип от команды и речей, у него лихорадочный вид, и его иссиня-черные волосы бурными волнами выбиваются из-под офицерской фуражки…

– Тяжело было в походе, – рассказывали раненые, – очень тяжело… Гарегин очень храбрый, в бою никогда не ложился, а перебегал с саблей от позиции к позиции. С нами Гарегин делился последним куском. Когда первый у нас дружинник пал, Гарегин подошел, поцеловал в лоб и говорит: «Вот первый мученик!»

Из наставлений Нжде потомкам:

«Есть у нас газеты, от которых армянскому народу пользы было бы больше, если бы они вообще не издавались». 1924 г.

«Нет большей напасти, ужасней бед для народа, тем паче такого небольшого народа, как наш, чем слепая партийная оголтелость… Именно она отравляет жизнь нации… Она порождает внутренние фронты, изнуряет силы народа. Она – главный враг общества, лучший друг врагов своего народа. Это проклятие жизни нашей…» 1924 г.

«А что армяне-капиталисты?! О них стоит поговорить. У этих нет чувства родины, они не считают себя частью нации. Их единственная святая отчизна – рынок барышей и выгод, места бездумных трат на развлечения. Они вне нации и человечества вообще. У них никаких обязательств. Это нелюди». 1924 г.

«Дабы быть достойным руководить, следует всегда быть достойным, чтобы народ последовал за тобой. Ибо человек – будь то индивид или сообщество индивидов – в преданности и на все времена потянутся за тем руководителем, кто духом силен». 1938 г.

Пройдет каких-то семь лет, и в июле 1920 года части XI Красной Армии Советской России вступят в пределы Зангезура – юго-восточных земель исторического Сюника – и объявят край советским. Но уже в ноябре побитые боевыми дружинами горцев растрепанные группки красноармейцев панически побегут из Зангезура.

Доложил ли кто народному комиссару по военным и морским делам РСФСР, председателю Реввоенсовета Республики Льву Давидовичу Троцкому, что с «прославленными» частями Красной Армии расправились восставшие крестьяне горного края под началом Гарегина Нжде?!

Об этом архивы молчат.

А если Троцкому и доложили, мог ли тот допустить мысль, что речь идет о том самом «товарище Гарегине», который в его красочном очерке описан как «поэт, оратор и воин – весь пламенный от значительности выпавшей на его долю миссии»?!

Поэт, оратор и воин… Уж не провидец ли был он, Лев Давидович?! Что касается «выпавшей на его долю миссии», то Нжде (Гарегин Тер-Арутюнян), сын приходского священника Тер-Егише из села Кзнут Нахичеванского уезда Эриванской губернии, с честью ее выполнил: Зангезур остался в лоне матери-Родины – Армении.

* * *

С началом резни, учиненной летом 1919 года армянам нахичеванского Гохтана местными татарами (последних позднее будут именовать азербайджанцами) и подразделением регулярной турецкой армии, правительство Армении направило 33-летнего капитана Гарегина Нжде оказать сопротивление убийцам и насильникам.

Путь его лежал через Зангезур, где в сентябре того же года Арсен Шахмазян, государственный комиссар Республики Армения* в крае, предложил ему принять на себя командование не только силами Гохтана, но и всего юга Зангезура (Капан, Аревик-Мегри). К середине апреля 1920-го Нжде очищает ущелья Капана и Мегри от бесчинствующих банд местных азербайджанцев, выдворив все мусульманское население за пределы Зангезура.

28 апреля Азербайджан объявляет себя советским и, с согласия правительства Армении, принуждает экспедиционный корпус генерала Драстамата Канаяна (Дро) оставить Карабах. В скором времени XI Красная Армия оккупирует Карабах и 26 мая установит там советскую власть. 5 июля красным становится Зангезур, а 28-го и Нахичеван.

Из дневниковых записей Гарегина Нжде:

«5 июля 1920 г. Сегодня части XI Красной Армии вошли в Горис и провозгласили Зангезур советским. Думаю, поторопились. Ведь весь Мегри, да и Капан, все еще подо мной ходят.

Вспомнилось – в конце мая Дро бежал от красных, бросив Карабах на произвол судьбы. Тоже мне армянский Гарибальди. Пришли на память и жаркие деньки, когда я выдавливал местных татар с их насиженных мест. От их частых набегов страдали армянские села в округе».

«8 июля. Одна из красноармейских частей, внезапно ворвавшись в село Хотанан, преддверие Капана, двинулась к медным рудникам».

«12 июля. Национальный совет Капана постановил: «Не дать красным ступить в Капан». Во исполнение воли народа, я уже вечером направил командиру красных ультиматум – в 24 часа покинуть пределы Капана».

К утру 13 июля отряд русских отходит в направлении Гориса.

21 июля Горисский уездный ревком получает циркуляр от председателя Карабахского губернского ревкома Асада Караева, оголтелого пантюркиста: «Постарайтесь, чтобы все опасные для нас армяне были обезврежены. Оставьте к чертям человеколюбие!

Этим государство не создашь и страны не завоюешь… Если у вас нет сил, пускайте в ход деньги… Надо ослабить позиции повстанцев… Убейте одного русского воина, а вину свалите на них. В Зангезуре не должно остаться ни порядочных людей, ни богатства… Нельзя, чтобы это проклятое племя встало на ноги».

Диву даешься, как местные большевики готовы были на задних лапках плясать перед своими соратниками из Шуши и Баку.

В те же дни чрезвычайный комиссар XI Красной Армии горисец Арменак Карагезян предлагает зангезурским коммунистам вступить в компартию Азербайджана, навязывая им партбилеты, отпечатанные в Баку. К удивлению Карагезяна, не все клюнули на его провокационный жест – стать азербайджанскими коммунистами.

10 августа в Тифлисе полномочные представители Советской России и Армении подписали соглашение:

«С 12 час. дня 10 августа 1920 года военные действия между войсками РСФСР и Республики Армения считаются прекращенными…

Войсками РСФСР занимаются спорные области: Карабах, Зангезур и Нахичеван…

Занятие советскими войсками спорных территорий не предрешает вопрос о правах на эти территории Республики Армения или Азербайджанской Советской Социалистической Республики. Этим временным занятием РСФСР имеет в виду создать благоприятные условия для мирного разрешения территориальных споров между Арменией и Азербайджаном на тех основах, которые будут установлены мирным договором, имеющим быть заключенным между РСФСР и Республикой Армения в скорейшем будущем».

В тот же день в Севре, предместье Парижа, победившими державами Антанты был подписан договор, которым предполагалось, что восстановленное армянское государство должно будет включать в себя большую часть исторической Армении и через Трапезунд иметь выход к Черному морю.

Из дневниковых записей Нжде:

«На основании договора, подписанного между Леграном и правительством Армении, военный министр Армении Рубен Тер-Минасян, через Дро, отдал приказ – оставить Сюник и вернуться в Ереван. Но этому приказу верховной власти я воспротивился».

18 августа Нжде из района Капанских рудников пишет все тому же Рубену Тер-Минасяну, военному министру Армении:

«Я не оповещен:

На каких условиях и конкретно с кем (Азербайджаном или Советской Россией) и на какой срок заключено перемирие?

Кто будет править на земле Зангезура на период прекращения огня?

Кому-кому, а вам доподлинно известно, что кроме ополчения под рукой у меня других регулярных сил нет. Может статься, что если таковое перемирие состоялось, я вынужден буду покинуть край с 30 своими офицерами…»

По прошествии двух дней Нжде шлет в Ереван куда более резкое послание:

«Нам пристало цепляться за каждый утес и бугорок родной земли. Никаких уступок! Любое проявление слабости – это плен, погромы и конец для нас. Если вы не готовы поддержать нас и позволить нам остаться частью безгранично любимой Армении, то дайте нам волю вольную – быть в одиночестве, но независимыми».

1 сентября, воспользовавшись тем, что большинство крестьян-ополченцев, входивших в дружины Нжде, отложив оружие, ушли на сенокос и уборку хлебов, 28-я дивизия XI Красной Армии двумя колоннами двинулась из Горисского района в сторону Капана, и уже к середине месяца три основных района – Горисский, Сисианский и Капанский – оказались в руках красных.

Из дневниковых записей Нжде:

«Заняв Капан, красные, оказывая моральное давление, торопились поскорее подмять под себя район Мегри-Аревика и смести нас в реку Аракс».

1 же сентября, в день броска красных на Капан, Баку торжественно принимал делегатов Съезда народов Востока. Москву представляли руководители Исполкома Коминтерна Зиновьев и Радек, а младотурок – палач западных армян Энвер-паша со свитой головорезов.

Из дневниковых записей Нжде:

«Съезд народов Востока, проводившийся в Баку по инициативе Третьего Интернационала с 1 по 8 сентября, призван был подтвердить –

а) Что заключенное в Москве турецко-советское соглашение о военном сотрудничестве подписано было еще до начала этого съезда;

б) Что Москва вознамерилась взять Армению при военной поддержке Турции…

Несколько выдержек из стенограммы протоколов съезда в полной мере подтверждают правоту моих слов:

Зиновьев: «Как вы знаете, товарищи, советское правительство оказывает помощь Кемалю (Ататюрк Мустафа Кемаль, руководитель революции в Турции в 1918–1923 гг., 1-й президент Турецкой Республики. – Г.М.)».

Энвер-паша: «Товарищи, я пожимаю руку каждому, кто будет сотрудничать с нами до победного конца в этой борьбе. Мы признаем, что Азербайджан принадлежит азербайджанцам (речь идет о Зангезуре)».

Зиновьев на заключительном заседании съезда: «То и дело идут разговоры об Армении. Единой и независимой Армении как таковой не существует».

Не торжество ли османской идеологии на Съезде народов Востока подвигло Турцию уже 15 сентября двинуть регулярные войска на беззащитную Армению – вновь убивать и грабить?!

Нжде остается лишь активизировать военные действия. К середине октября, не выдержав мощных ударов повстанцев, красные вынуждены были убраться из пределов Капана.


Схема раздела Турции по Севрскому договору (из книги «Ататюрк. Новое рождение нации», изд. «Ревак», Стамбул, 2002 г.). По «ошибке» издателей цвета флага Армении поменялись местами.

Из дневниковых записей Нжде:

«Закрепившись в Капане, во избежание дальнейшего кровопролития, я обратился к красному командованию с требованием: «Присутствие ваших войск в Сюнике впредь нетерпимо. Если вы не хотите потерять остатки своих частей, приказываю немедленно очистить Зангезур…» На мой ультиматум командование XI Красной Армии ответило сабельным ударом, бросив против меня свежие силы из Баку – кавалерийскую бригаду прославленного командира Курочкина (начдива X Красной Армии Курышко П.В. – Г.М.) и турецкий полк под началом Завалпаши…

Последняя наша схватка произошла между Татевом и Горисом – на холмах Ераблура, в ходе которой красные еще раз почувствовали на себе всю мощь удара зангезурцев. Мои отряды, ступая по трупам турок, вошли в Горис».

К тому времени часть местных большевиков, да еще с появлением турецкого полка, осознали всю безвыходность положения.

Из предсмертной записки горисского большевика Тиграна Мелик-Шахназаряна своим однопартийцам:

«Товарищи мои! Прежде чем наложить на себя руки, хочу крикнуть: обмануты мы, преданы! Во всем Азербайджане, начиная с Нариманова, как не было, так нет и сегодня ни единого большевика.

Мусават остался мусаватом, он перекрасился и обманул нас. Пробудитесь, товарищи, пока не поздно, очнитесь! Никакого осознанного вреда трудящимся армянам я не причинял, но бессознательно потворствовал реакционному Азербайджану. Признаю невольную вину свою! Боже правый и история наша да простят меня. Ухожу из жизни …»

Из дневниковых записей Нжде:

«Волна негодования захлестнула меня. Горькие строки жалобного письма Мелик-Шахназаряна лишний раз утвердили меня в мысли, что нельзя оставлять родимый край на милость большевиков и мусульман. Я поклялся, что Сюник, эта благословленная земля, не должен достаться чужеземцам. Даже если это мне будет стоить жизни».

…В полдень 22 ноября Горис хлебом-солью встречал Гарегина Нжде. На митинге в честь победы, под поминальный звон колоколов церкви Сурб Григор Лусаворич, народ дружно запел – «Мер Айреник, азат, анках» («Отчизна наша, вольная, независимая»).

Командир горисских повстанцев Артем Ханзадян вселюдно вручил Нжде саблю взятого в плен тяжелораненого Завал-паши, так и не успевшего удрать за кордон. Следом к Нжде подходит группа женщин и вручает ему петицию, под которой стояло сто подписей:

«Советская власть, выдавая себя за единственного защитника обездоленных тружеников, обещавшая дать много прав и свобод, безжалостно обобрала разнесчастных крестьян, отняв у кого вола в ярме, у кого коня, у кого корову с овцами… Обрекла их на голодную смерть. Не довольствуясь этим, она впилась когтями своими в беззащитных армянок, сдирая с них украшения и пояса золотые. А кое-кто, насмехаясь и желая унизить нас, цеплял украшения наши на лошадей своих, как сбрую…

Советская эта власть, считая, что всего этого нам мало, наслала на нас своих так называемых «красных» аскеров, которые, давая выход низменным своим страстям, истребляли юношей, насиловали женщин и невинных девушек, награждая их всевозможными дурными болезнями.

Вы – последняя наша надежда. Вы не уступили никаким козням, избавив нас от власти их советского мусаватистского правительства. Будьте и впредь и на все времена спасителем нашим».

В руки Нжде попал номер уездной большевистской газеты «Зангезури комунист» от 20 ноября.

Из дневниковых записей Нжде:

«Советская Россия, – трубит армяно-язычная газета «Зангезури комунист», – должна отстаивать и поддерживать освободительное движение в Турции. Именно поэтому Советская Россия должна иметь постоянную и непосредственную связь с Турцией, и путь туда пролегает через Зангезур и Нахичеван».

Столь циничное признание большевиков стало последней каплей, и я принял решение со своими солдатами отстоять Зангезур любой ценой».

Невольно я задался вопросом: а как выглядели эти солдаты?

На помощь пришел сам Нжде: «Хотите знать, как экипирован был мой солдат, спросите у тех, кто встречался с ним лицом к лицу – турка, татарина, русского. Сколько солдат, столько же на них видов и цветов одежды, к тому же домотканой – из шерсти или козьего пуха. И вовсе не ботинки были у него на ногах, а трехи-постолы, которые снашивались вместе с кожей его ступней, когда шагал он по родным камням, окрашивая кровью горные тропы.

Так выглядело все мое воинство».

Первый вопрос породил второй.

Как же он тогда победы одержал, этот кое-как обутый и одетый солдат?

И опять же говорит Нжде: «Сражаясь, армянин отступать не умеет. И куда храбрее он, когда воюет добровольцем, нежели будучи призван на службу. Ему не по душе делать что-либо по команде, тем более умирать. Он и в армии видит себя добровольцем».

Оказавшись в огненном кольце турок и красноармейцев, правительство Армении, выбирая из двух зол меньшее, сдает страну большевикам. 29 ноября Ревком Армении провозглашает республику советской и призывает на помощь Красную Армию.

30 ноября в адрес Ревкома Армении поступает из Баку приветственная телеграмма Азревкома, подписанная Наримановым, председателем Ревкома Азербайджана, и Гусейновым, министром иностранных дел республики:

«Всем, всем, всем…

От имени Советской Социалистической Республики Азербайджана объявите армянскому народу решение Ревкома Азербайджана от 30 ноября:

«Рабоче-крестьянское правительство Азербайджана, получив от имени восставших крестьян радостную весть о провозглашении Армении Советской Социалистической Республикой, приветствует победу братского народа.

С сегодняшнего дня объявляются ликвидированными споры о границах между Арменией и Азербайджаном.

Нагорный Карабах, Зангезур и Нахичеван считаются частью Армянской Социалистической Республики».

1 декабря текст этой телеграммы Нариманов зачитывает на торжественном заседании Бакинского совета.

Через день член Реввоенсовета Кавказского фронта Орджоникидзе доводит до сведения Ленина, Троцкого и Сталина, что «Азербайджан вчера уже декларировал в пользу Советской Армении передачу Нахичевана, Зангезура и Нагорного Карабаха».

4 декабря это сообщение появляется в газете «Правда». В том же номере была статья «Да здравствует Советская Армения», где Сталин, нарком по делам национальностей РСФСР, пишет, что «1 декабря Советский Азербайджан добровольно отказывается от спорных провинций и декларирует передачу Советской Армении Зангезура, Нахичевана, Нагорного Карабаха».

Вал событий, обрушившихся на Нжде, дал ему понять, что теперь он остался один на один перед лицом злобного мира, ибо не поверил он ни единому слову – ни Нариманова, ни Орджоникидзе, ни Сталина.

Из дневниковых записей Нжде:

«Теснимое турецко-большевистскими армиями, правительство Армении уступило власть в нашей стране большевикам. Так «революционная» Москва обошлась с еще не окрепшей Арменией».

15 декабря за подписью Нжде по всему Зангезуру расклеивают листовки: «С сегодняшнего дня в Зангезуре вводится военное положение. Посему смертной казнью буду карать за предательство, шпионаж, провокацию, спекуляцию, мздоимство…»

Из дневниковых записей Нжде:

«16 декабря по прямому проводу поступил призыв военного комиссара Советской Армении Ависа Нуриджаняна и Дро, теперь командующего войсками республики, адресованный крестьянству Сюника и командованию края.

В нем, в частности, сказано:

«Прежнее правительство бросило страну в кровавую бездну слез… Мы призываем весь Зангезур встать под знамена Советской Армении, слиться с Россией и Азербайджаном…»

Отныне дело с нами имеют наши, «армяне».

Отныне заговорили с нами на армянском языке, из Еревана, а не из татарского Баку.

Авис с Дро предлагают прекратить всякое сопротивление за реки нефти, мануфактуры и продукты питания, якобы уже хлынувшие в Армению. Стоит ли верить им на слово?!

С большевиком Ависом все ясно и так. Удивляет Дро. Будто мало ему того, что он позорно бросил Карабах, теперь этот гордец готов еще и Зангезур заложить за пустые посулы».

Зангезур поставлен был на край гибели: суровая зима, острая нехватка хлеба. Обложенному со всех сторон краю оставалось лишь положить голову на красную плаху.

Только вот Нжде сдаваться не собирался.

Гамлет Мирзоян (Окончание следует)

Республика Армения была образована 28 мая 1918 г. В соответствии с Батумским турецко-армянским договором от 4 июня 1918 г. за Арменией были закреплены засушливые места вокруг озера Севан и скудные зем- ли близ Еревана. Этот унизительный для армян договор оставил откры- тым вопрос об управлении исконными армянскими землями – Карабахом, Зангезуром и Нахичеваном. О Западной Армении вообще речь не шла. В тот же день «великодушная» Турция первой признает независимость Ар- мении. Ирония судьбы.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 194 человека

Оставьте свои комментарии

  1. великий человек
  2. Вот и пример для подражания нынешним вожакам нации. Интересы страны и народа прежде всего. Не поддаваться на провокационные требования и стоять на своём. До последнего! В национальных героях ходить должны достойные.
  3. Гарегин Нжде - великий Армянин и данная статья вышла в свет вовремя,надо знать своих Героев!Особенно важно знать про Нжде в диаспоре.Спасибо автору за интересный и патриотичный материал.
  4. Нжде - великий патриот! Вот каким должен быть политический деятель."Армяне-капиталисты",то бишь олигархи,по емкому выражению нжде, - это нелюди. Лучше не скажешь.
  5. Нам всем надо учиться у Гарегина Нжде - Героя нации - порядочности,смелости,преданности Родине.Очерк о Нжде - один из лучших материалов автора. Спасибо ему и редакции!
  6. Вот какие мы, Армяне!Такого лидера,как Гарегин Нжде, может иметь только великая нация!
  7. Жизнь и творчество Нжде надо изучать во всех армянских учебных заведениях. Великий Человек, Великий Армянин, Великий Воин, Великий Философ!
  8. Жизнь и творчество Гарегина Нжде не мешало бы изучить и в государственных учреждениях Республики Армения.Президенту,лидерам партий и депутатам парламента-тоже.
  9. Азербайджанцы и поныне считают своими главными врагами--Андраника и Нжде.Зангезур остался в составе Армении благодаря подвигу ГАРЕГИНА НЖДЕ.Спасибо автору и редакции НК за правдивую и содержательную публикацию.
  10. Приятно читать Гамлета Мирзояна.В данной публикации много новых и интересных фактов о Великом Нжде.Может быть уважвемый автор нас будет радовать своими очерками и о других деятелях армянского освободительного движения? Весьма благодарен господину Анисоняну за 11-ю страницу НК,где вот уже два года публикуются ценные и значимые материалы о новейшей армянской истории.
  11. НЖДЕ - Великий Полководец и Великий Патриот!Я уверен,ОН вернется и возглавит наш народ.
  12. НЖДЕ обязательно вернется более молодым и сильным.Статья Мирзояна показывает истинного патриота.
  13. Ученье Нжде – Армянская национальная идеология. Все армяне должны знать свою идеологию. Иначе будем бродить по миру как слепые бродячие музыканты…. Спасибо автору и редакции за Лучшую тему! О Нжде и таких богоподобных людях, как он, можно писать и читать вечно!
  14. Ехпайр джан,а кто в этом сомневается? Без НЖДЕ наша АРМЕНИЯ пропадет.
  15. Тигран Великий,Исраел Ори,Давид Бек,Андраник Озанян,Гарегин Нжде - Наши великие! Все они боролись за свободу и независимость Армении. Вечная им слава!
  16. Нжде-философ оставил нам не только наставления и наказы, но фактически ПРОПИСАЛ Конституцию нашей республики. Следуя его дружественным советам, мы не только очистимся от скверны лакейства и мздоимства, но и ступим на тропу оздоровления нации в целом. В этом плане труд господина Мирзояна более чем своевременен. Это подсказка нашим правителям - какого курса держаться ради блага родного народа. Тогда и мелкие прегрешения им простятся.
  17. Как видим из статьи,Нжде,когда Зангезуру было туго,вводил смертную казнь за предательство и мздоимство.Не пора ли так поступить и в сегодняшней Армении?
  18. Нжде в одной из своих статей критикует… величайшего армянского языковеда Рачия Ачаряна! И по делу. Ачарян в своей книге по истории армянского языка, касаясь провинции Гохтан, не говорит о гусанах и их песнях. Для армян голтанские гусаны то же самое, что для ирландцев кельтские менестрели. Нжде этот промах языковеда возмущает. Он Ачаряна называет «скромным армянином». Прошу задуматься над эпизодом. 1) Беспредельно занятый полководец и политический деятель находит время изучать труды по… языкознанию! 2) И находит в них серьёзную идеологическую ошибку и даёт высокопрофессиональному автору, человеку гениальному, потрясающую по ёмкости оценку: скромный армянин. Ничуть не умаляя заслуг Ачаряна перед наукой и Отечеством, Нжде восстаёт против широко распространённого вида «скромный армянин». Хватит! Эта разновидность армянина веками наносит армянскому народу чувствительные удары. «Скромные армяне» осточертели! Мы живём в джунглях, что обязывает нас быть львами, тиграми, орлами, а не голубями и гусями. Скромные, осторожные и миролюбивые армяне привели наш народ к Геноциду. Нам нужны смелые и гордые люди, которые не боятся ни жизни, ни смерти! Как Нжде.
  19. В советские годы про героя Нжде практически не знали НИЧЕГО.
  20. О Нжде написано много,но до сих пор нет популярного издания для подростков и юношества. Может быть господин Мирзоян займется этим благородным делом.Было бы здорово!
  21. Нжде был героем,кумиром,примером при жизни,остался таковым и после. Многие поколения армян во всем мире чтят память о нем как об одном из величайших борцов за свободу и процветание своего народа. "Я следовал обету Мамиконянов,был человеком глубокой веры и этики,потому мне приходилось испить из чаши горести.Бог и моя Родина всегда были на первом месте в моем храме веры.Армения являлась для меня святыней.Я жил и дышал ею,всегда готовый ради нее страдать,жертвовать и отдать саму жизнь".Так Нжде писал о себе и своей жизненной миссии,таким был и таким останется в веках в памяти народной.
  22. Нжде говорил:"Родина живет патриотизмом и умирает из-за его отсутствия","Наш народ без патриотизма,что тело без души". Нам сегодня не хватает такого патриотизма.Очень жаль.
  23. Поздравляю всех форумчан,редакцию и автора статьи о Гарегине Нжде с Праздником Весны и Труда.Всем вам радости и счастья!Любите нашу Армению!
  24. Скромность - одна из добродетелей человека. Нжде выступал не против "скромных армян", а против рабства, раболепия, трусости, отсутствия национальной гордости и самосознания. Именно из-за трусости и рабского духа его сдали, насколько я знаю, свои же - болгарские армяне (как спустя десятилетия Че Гевару - боливийские крестьяне, за свободу которых Че сражался). "Скромные армяне" - это славная ереванская интеллигенция, живущая в условиях оккупации города наглой рабизней, у которой все прихвачено. Это их лоснящиеся физиономии, "нескромных", на которых написано все, что им нужно от жизни, не сходят с экранов Армянского ТВ. Это они, душащие "скромных армян", удобно устроили свои задницы в кресла депутатов и высокопоставленных чиновников. Это они будут остервенело защищать свое наворованное состояние, голосуя против налога на роскошь. Это они стали народными избранниками только для того, чтобы крышевать свой примитивный, но доходный бизнес в условиях монопольно-полуфеодальной экономики. Это против них бы боролся Нжде и выкорчевывал бы эту падаль из жизни армянского народа... А нам тут песни пафосные поют про джунгли и героев. Не надоело?
  25. Все, что пишет Нжде про армянского мнимого интеллигента, характеризует и армянского мнимого политика: «Чужеродный азиат, фальшивый европеец, точнее, карикатура на глупости и ошибки Запада
  26. Макс,мой знакомый старик-фидаин перед смертью с досадой сказал мне: Турки не с той ноги встали, не ту половину армян вырезали. Так что не удивляйся: остался генетический брак.
  27. Кто знает, может Нжде был последним носителем здоровых генов армянина. А то обмельчали наши,остались гнилушки пузатые.
  28. Апррес, Макс!!!
  29. А этот форумчанин Гарегин что-то важное нам сказал в связи с Нжде. Неужели и впрямь вырождаемся?! А хотелось бы второго пришествия Гарегина Нжде - очистить сегодняшнюю Армению от нечисти.
  30. Все верно. Сначала надо нам сделать самоочищение, духовно возродиться, как призывал Нжде. А потом продолжить, после Арцаха, восстановление Великой Армении. Следующий будет НАХИДЖЕВАН. Победа будет за нами!!!
  31. Респект Максу, он правильно мыслит и излагает.
  32. Надо чаще перечитывать труды Нжде.
  33. Бедный Макс! Он ещё на что-то надеется. Да не изменится в нас ничего. Нам и так удобно, сидим в тёплом дерьме, так и чирикать нечего. А что до Нжде у нас были и другие освободители народа в прошлом, так это нам, лже-патриотам, до лампочки. Болтология подменила истинные чувства и мысли о завтрашнем дне родины.Сегодня сыты, и ладно.
  34. Гарегин Нжде уникальное явление. Нжде, как военачальника, можно поставить рядом с Гайком Наапетом, а как философа – рядом с Давитом Анахтом. Ничуть не преувеличиваю. В тяжелейших условиях Геноцида, жестоких битв, голода и одиночества, когда на остатки героического народа Тиграна Великого налетели многочисленные и разнородные гиены двух агонизирующих империй – младотурки Талеата, Ататюрк и его клоны мусафатисты, курдские и черкесские разбойники, грузинские нахлебники, даже никому не нужные лазы, облапошенные полки Троцкого и внутренние придурки… в эту пору умирающий армянский народ в лице гениального военачальника Нжде совершил Чудо. Весь наш народ обязан знать Нжде и его Дело. Каждый армянский мужчина должен стремиться в своей области походить на Нжде – на одного из самых главных и подлинных армян в истории армянского народа.
  35. Уважаемый Макс, выражение «скромные армяне» написано в кавычках. Нжде имел в виду несмелых, если не сказать, трусливых армян. Так что, мы говорим об одном и том же. А что касается великого лингвиста Рачия Ачаряна, то его осторожность можно понять. Его чуть не истребили в 1937 году. Если бы Ачарян написал об армянах и армянском языке всё, что знал, то его точно за «национализм» расстреляли бы. Как Чаренца. Ачарян чудом спасся, что сохранило его научное наследие в более полном виде. Могу сказать, что среди армян есть один языковед, не ниже уровня Ачаряна. Звать его Арег Дьюшунц. Родом из Сюника, своеобразный Нжде в языкознании, ныне живёт в Москве. Как-то случайно познакомились. Какой-то сумасшедший гении. В нормальных странах таких людей берут под гос. защиту и на гос. обеспечение. Он смог бы написать новый, улучшенный, дополненный вариант Этимологического словаря Армянского языка. Это серьёзное дело. До Ачаряна такие словари были лишь у англичан и поляков, и то они их написали целыми институтами. А Ачарян в трудное время написал один. После него за 40 лет аналогичный словарь для Осетинского языка написал В. Абаев. Для Русского языка практически этимологический словарь не создан. Есть Бестолковый словарь М. Фасмера. Одним словом, кому-то нужен Дьюшунц? Он написал одну гениальную научную книгу «Код Разума». Пытался издать. Не знаю, издал или нет? Давно не видел. Удачи тебе, Маркс! Не обижайся на меня. Мы – разные, но армяне.
  36. Все нормально, Карен! Ты тоже, пожалуйста, на меня не сердись: порой бываю несдержанным. Пути, возможно, у нас и разные, но цель одна. Удачи!
  37. Я внимательно читал Нжде, мне положено по статусу, и могу сказать, что он был человеком скромным, но не терпел ложно понимаемую скромность, от чего страдали национальные интересы и репутация армянского народа. Приведу конкретные примеры из нашей жизни, о которых неоднократно писали на форумах «НК» читатели, я тоже. 1) Когда в расистском фильме «Брат-2» армян назвали черножопаыми, наши «100 известные российские армяне» и миллионы хоть и неизвестные, но тоже очень «скромные» промолчали, словно речь идёт не об их жопах. Вот какую «скромность» не переваривал Нжде! 2) Армянофобы, почувствовав безнаказанность, по радио назвали величайшего кинорежиссёра советского периода Сергея Параджанова армянским пидарастом. Мы опять, от обилья «скромности», проглотили беспрецедентное хамство. 3) Зная о нашей «скромности», армянофобы осквернили память одного из величайших Армян – Айвазовского - выпустили книгу, где дедом художника назначен турок. Протесты были, но слабые. Причём протестовали неизвестные, а не известные армяне, вовсе не руководители армянских организаций, не власти Армении: им нельзя, они «скромные», причём «прирождённые скромники». Такими уж родились. Тут уже ничего не поделаешь. Я слышал, что в Ереване состоялась демонстрация «нескромных» армян под лозунгами «Верните Айвазовского!». А не пора ли вернуть прах Айвазовского на Родину?! И решительно потребовать от всех, кто пишет об Айвазовском, называть его армянским художником, в крайнем случае – российским художником, но никак не русским, потому что Айвазовский никогда ничем не был русским. Айвазовский генетически, духовно, душой, религией, школьным образованием, мировоззрением, самосознанием был чистейшим Армянином! Мне в предыдущем номере сделали замечание за мои слова «Слава России!», мол, Россия расчленила Армению. В результате пидарастических «Брест-литовских» и «Русско-турецких» сделок 1918-1921 годов армянам оставили лишь резервацию. Но кто авторы этих сделок? Русских-то среди них нема. Эти людишки расчленили саму Россию, расстреляли царскую семью, уничтожили и разогнали русскую и российскую элиту, духовенство, воинство, казачество, крестьянство… Очевидно, обезглавленная, униженная Россия не могла помогать армянам. Короче, слава Нжде!
  38. Айвазовский, может потому Айвазовский, что не хотел иметь принадлежность к армянам даже в виде фамилии??????????
  39. Вы жалуетесь на «100 известных армян» ,что они не отреагировали на реплику из фильма «брат-2».Вы не когда не думали ,что большинство заняты более важными делами нежели просмотром фильмов типа «брат-2». На такие вещи должны публично реагировать общественные организации представляющие армянство в России.
  40. "Брат" - фильм расистский? Ну и ну! Это наша черта - впадать в крайности и закатывать истерику. Как ополчились наши старперы-морализаторы на Рубика великолепного. Так и здесь пургу гонят... "Брат" - мрачный фильм, а не антиармянский. А русских в каком говне там изобразили, не видно? А Питер весь пропах мочой и гарью - не видно? Мне как армянину обидно, конечно, что эти два придурка согласились сыграть эту трамвайную сцену, которая задела так уважаемого Арийца. Идиоты, слов нет! Но давайте посмотрим правде в глаза: разве таких идиотов и уродов среди наших нет в России?
  41. Айвазовский в отличие от тебя, Армянин. Лови кайф, называя перса Низами азером, а в наши дела не суйся своей немытой рожей. Судя по фамилиям, Магомаев, Алиев и т.п. не азеры. Айвазовский был армянским патриотом не меньше, чем Азнвур, у которого тоже в конце фамилии отсутствует «ян». Короче, брысь! Нжде таких давил как тараканов.
  42. А кто посмотрел этот фильм, те, по-вашему, бездельники? И где эти ваши «более важные дела»? Если вам плюют в лицо, и вы не реагируете, мотивируя это «более важными делами», то вам грош цена и правильно делают, что плюют вам в лицо! Стеснялись хотя бы своей рабской психологии. Нжде таких бросал в пропасть.
  43. «Но давайте посмотрим правде в глаза: разве таких идиотов и уродов среди наших нет в России?». Есть, конечно, но не только среди армян. Авторы фильма выбрали армян заранее зная, что такие «армяне», как вы не станете протестовать. А те, кто станет протестовать, такие шкурники, как вы, заблокируют. Фильм антирусский? Одно другому не противоречит. Фильм одновременно антиармянский и антирусский. Имя таким человеконенавистническим произведениям – провокация. Каким-то силам очень уж не нравится русско-армянское единство. Прикрываясь «свободой» слова эти сатантисты разжигают межнациональную рознь. Не ясно? А если вы людей с чувством достоинства называете «моралистами», то, как вас назвать? Аморальным? Так выходит. Нжде таких тоже бросал в пропасть.
  44. 11 дней Нжде не дожил до своего 70-летия. 1 января 1956 года ему бы исполнилось 70. Так мало прожил...
  45. Что Нжде не дожил до своего 70-летия, искренне жаль.Но ведь он оставил нам наставления и наказы, исполненные философского смысла. Это ведь учебник жизни, его труды. Не пора ли ввести в школьную программу воспитание патриотизма по НЖДЕ?!Становление гражданина новой Армении надо начинать с этого.Тогда и лидеры завтрашнего дня обозначатся в обозримом будущем. Может ещё в ком-то проклюнется ПОЭТ, ОРАТОР, ВОИН. Заслуга Мирзояна в том и состоит, что он выступает будителем лучшего в нашем народе, много испытавшем, но не вынесшем главный урок - нечего выставлять себя лишь жертвой геноцида. В фидаинском движении сопротивления есть славные имена хмбапетов, успешно громивших турок и малыми силами. Мы- нация великих индивидуалистов. Но среди нас кроются личности общенародного масштаба. Когда человек обуреваем мыслями об общем благе, он вырастает в НЖДЕ.
  46. В фильме «Брат-2» показывали двух армянских безбилетников. И на этом раздули фашизм. В каждой подмосковной электричке ездят сотни «зайцев» и никто из-за этого не хамит русскому народу. Эти обездоленные, ограбленные властями и «капиталистами» и поэтому озлобленные на жизнь люди, которые в фильме «позорят нацию», являются наименьшим из зол нынешнего общества. Наибольшее зло представляют защитники фашизма.
  47. Разумно и реально перезахоронить часть праха Айвазовского в Армении. У него будут две могилы, как у Вильяма Сарояна - в родном городе и на Родине. Обязательно нужно поставить Айвазовскому грандиозный памятник в Ереване, назвать его именем город в Армении, площадь, станцию метро, учебные заведения, улицы во всех населённых пунктах и т.д. А также выпускать на разных языках книги о жизни и творчестве Мастера Моря. ААЦ полагается причислить Айвазовского к лику святых, если пока не причислила и назвать его именем церкви, например, новый армянский храм в Москве. Всё это воз-мож-но! Требуется совокупная воля армянской нации, какой была во время карабахской войны. Айвазовский наш второй Карабах, если не первый. Надо положить конец грабеже армянской культуры и духовному геноциду армянского народа!
  48. Как я понял,Вы начали новую рубрику,где хотите показать славных сынов армянского народа.Начали с Нжде.Браво,он самый достойный из достойных.
  49. 1) Нжде за кровавую междоусобицу в столице Армении посадил бы не только мелкого сошку и придурка Пашиняна, а главных виновных - левита тер-петро, робика кочаряна, сержика саргсяна и масона багдасара. Пожизненно. Скорее, он их повесил бы за яйца или за уши…. Пролили кровь невинных людей, доведённых до отчаяния и одураченных, как кто-то метко заметил, «одноглазым бедуином из сирийской пустыни». Колхоз опозорился на весь мир. Я жалею, что звонил в Ереван всем, кого знал, и просил голосовать за Сержа. Позже я позвонил им и попросил прощения. Наступил момент покаяния. Извините. Я это делал лишь для того, чтобы к власти не вернулось мигающее существо, циклоп, как его в народе называют. Теперь понял, что КРОМЕ АРФД НЕТ АРМЯНСКИХ ПАРТИЙ. Одни кланы или слабаки типа гнчаков, рамкаваров и коммунистов. 2) Недалёкие русские враждебных им грузин и чеченцев больше уважают, чем дружественных армян. Почему? Потому что НАСТОЯЩАЯ ДРУЖБА ЭТО НЕ ЛИЗОБЛЮДСТВО И ЛАКЕЙСТВО, А БРАТСТВО. Примитивным людям наши хитрожопые холопы бросаются в глаза. Они не углубляются в суть. Часть российской армянской «элиты» ведёт себя именно как лизоблюды и лакеи. Тошно их видеть и слушать. За личные меркантильные интересы идут на любое унижение. К сожалению, о нас судят и по этим крохоборам. Они готовы продать Ованеса Айвазовского вместе с его предками-беженцами и супругой красавицей Анной Бурназян, вместе с братом, умным патриотом Габриэлом Айвазяном и всеми картинами величайшего мариниста, включая картины об армянских погромах, а также Нарекаци вместе с «Книгой скорбных песнопений», Арцах вместе арцахцами, Западную Армению вместе с Геноцидом…. Арийцам не к лицу унижаться до общения с этим контингентом. Это временное явление, неполадки, недоделки, брак, хлам, срам, достояние АСАЛЫ. ПУСТЬ НИКТО НЕ СОМНЕВАЕТСЯ, ЧТО НАШИ ЕЩЁ ПРИДУТ! ИСТИННЫЕ АРМЯНЕ БЫЛИ, ЕСТЬ И БУДУТ ВЕЧНО! СЛАВА НЖДЕ!! СЛАВА АЙВАЗОВСКОМУ!!! СЛАВА ФИДАИНАМ!!!! СЛАВА АРМЕНИИ!!!! Прочь, мелкотня и жлоботня!
  50. Сколько трупов в пропасти, о боже!
  51. Пусть среди нас каждый сверчок знает свой шесток,тогда всё встанет на свои места. Недостойные заняли места достойных, полагая себя в том же ряду. Но ведь перед глазами пример Нжде, который в каждом историческом моменте знал - где ему быть. Брать с него пример значит обладать гибкостью ума. А то куда ни кинь - одни кондовые шишки на ровном месте.
  52. Избавляйтесь от пафосности, друзья! Ближе к жизни надо.
  53. Причём тут пафос? Равняясь на Нжде, не надо лица своего терять. Место подвигу есть и в буднях, это если ближе к жизни.
  54. Сержу Саргсяну и другим руководителям Армении надо задуматься над словами Великого Нжде:"Дабы быть достойным руководить,следует всегда быть достойным". ВСЕГДА И ВО ВСЕМ!!!!!
  55. Мне интересны все статьи в Вашей армянской газете,но более всего позновательны для меня,историка,подобные. Спасибо автору и "НК".
  56. По мнению нашего любопытного друга из Азерстана Мехмандара Гарегин Нжде похож на Пуаро - героя произведений Агаты Кристи.Так ли это?
  57. армянин, оправдывающий оскорбление в адрес армян, не достоин называться не только армянином, но и человеком
  58. армянин, считающий, что турки уничтожили хороших армян, а «генетический брак» остался, автоматически себя причисляет к генетическому браку.
  59. турки уничтожили хороших (западных) армян, а остались «плохие» (восточные)? Вот имена некоторых «плохих» армян: спарапет Гарегин Нжде, командармы Гай и Гаспар Восканян, маршал СССР Иван Баграмян, адмирал флота СССР Иван Исаков, Главный маршал бронетанковых войск Амазасп Бабаджанян, маршал авиации Сергей Худяков, марашал инженерных войск Сергей Аганов, дважды Герой СССР Нельсон Степанян, художники Мартирос Сарьян и Минас, архитекторы Александр Таманян и Каро Алабян, изобретатель цветного телевидения Ованес Адамян, трижды Герой соц труда, председатель коллектива учёных (одним из них был Андрей Сахаров), создателей ядерного оружия Кирилл Щёлкин, астрофизик Виктор Амбарцумян, физики - братья Алихановы, Гурген Аскарьян, Алексей Сисакян, Юрий Оганесян, авиаконструктор, автор истребителей МИГ Артем Микоян, его брат - «от Ильича до Ильича без инфаркта и паралича», - благодетель Александр Манташев, режиссёры Евгений Вахтангов, Рубен Мамулян и Сергей Параджанов, артист Фрунзик Мкртчян, поэты Ованес Туманян, Аветик Исаакян, Чаренц, Шираз, Паруйр Севак, композиторы Арам Хачатурян, Александр Спендиаров, Арно Бабаджанян, Микаэл Таривердиев, спортсмены Тигран Петросян, Юрий Вартанян, Шаварш Карапетян и т.д. до бесконечности!
  60. К вышеназванным великим именам восточных армян можно добавить ещё много таких же блистательных имён. Только конченый подонок может назвать их «генетическим браком».
  61. Айвазовский был, есть и останется армянским художником!
  62. Армянские корни имели неармянские художники Леонардо да Винчи и Рембрандт. Вот об этом тоже следует писать. Наш «Колхоз 40 лет Октябрю» при власти об армянине Айвазовском слышал, но, очевидно, не понял его значения. А о матери-армянке Леонардо да Винчи и отце-армянине Рембрандта не то что колхозники, но и многие образованные люди не знают. Это наша вина и наша слабость. Умные командиры оборону дома держат не в доме, а за его пределами. Так же, защиту нашего культурного наследия мы должны держать не в Ереване и Гюмри, а в Риме и Амстердаме.
  63. Мы сюда заходим обсуждать статьи уважаемого Мирзояна и других авторов, а не для того, чтобы им и редакции неустанные дифирамбы петь. Уважающий себя, автора и газету читатель не станет подхалимажом заниматься. Если мы читаем Мирзояна, то это уже положительная оценка.
  64. Предлагаю не переходить на взаимные оскорбления и обсуждать великую жизнь, великие дела и великое наследие Гарегина Нжде как его достойные наследники.
  65. Каждый сверчок знай свой шесток. Что-то много умников у нас на форуме развелось. Вот Пётр, как историк, припал к нашему недавнему прошлому. Дайте человеку и дальше пойти. Может, он в нас же что-то новое увидит и откроет, поскольку мы заперлись в самих себе и варимся в этом наваристом бульоне показной самодостаточности.
  66. Заявление о том, что у армян ныне имеется этимолог, лучший в мире, живой гении Арег Дьюшунц, никого не заинтересовало. Каждый армянин себя чувствует гением, сам находится в трубе, поэтому никто не среагировал на наличие гения. Среди бывших советских народов всего несколько языковедов создали словари мирового значения: Владимир Даль, Рачия Ачарян, Василий Абаев. Дьшунц из этого круга. Он может написать эпохальные этимологические словари армянского и русского языков. А пока Арег не может издать свою гениальную книгу «Код разума». Он человек со странностями. Ной какой-то. Хочет спасти человечество. Как? Зачем? Пропадают наши спасители и никому нет дела до их спасения… Может быть, предложим «НК» составлять также списки «100 неизвестных российских армян»? Из неизвестных или малоизвестных талантов. Они тоже нужны человечеству. Объективную оценку всем даст Время. А пока каждый армянин пробивает себе дорогу в одиночку. В этом сила и слабость армян. Нжде говорил, что у Одинокого человека сила в 10 раз увеличивается. Значит нас в мире не 12, а 120 миллионов!
  67. петух себя орлом чувствует – орла сверчком называет
  68. Сокращённо – Ад. Есть разновидность армян из закавказских деревень, которые благодаря армянской генетике достигли в России материального благополучия. Дай Бог им всем стать Гюльбенкянами! Но не станут. Им не хватает духовного и интеллектуального развития. Но они очень хотят быть элитой! Для саморекламы занимаются даже благотворительными делами. Фотографируются со знаменитостями, чтоб потом удивить свою деревню и т.д. Выражения лиц у них такие, что Наполеон им сверчком кажется. Есть для такой разновидности армян неприятное для нормальных армян выражение: «самодовольный хачик». Почерк этих самодовольных хачиков легко узнаваем. Зайдите на Ваганьковское армянское кладбище и загляните в бизнес-класс! Мир их прахам, но неужели никто их родственникам не показал скромные могилы наших великих людей – Тиграна Петросяна и Микаэла Таривердиева? Самодовольные хачики и на этих форумах ведут себя, как в жизни и на кладбищах – как маленькие диктаторы. Как пойдёт эволюционное развитие этого контингента, трудно сказать, но одно очевидно: они упёрлись в потолок своих ублюдочных представлений и застряли в недоумении. Надо помочь им. Но как? Лучший вариант – вернуть их в свои улусы. Не пойдут. Считать их национальной элитой – смешить кур Тутанхамона, как говорил один остряк. Не замечать? Не позволят. Что делать? Чернышевский на этот вопрос не смог ответить. А смогут ли ответить Мирзоян, Сагратян, Сагабалян? Было бы интересно узнать их мнения. Если кого обидел – извините. Слащавой и лакейской лексикой ничего не обозначишь.
  69. Не форум, а митинговая площадка, в самом деле... Надо немного поостыть, друзья.
  70. Дружище,Это и есть площадка для споров,где,как известно,рождается истина.Форум "НК"-самый сильный и авторитетный,из всех которые посещал.
  71. Что делать?..На этот один из вечных русских вопросов, как и на вопрос -кто виноват? - однозначного ответа нет и быть не может. Зато Солженицын озадачил нас третьим вопросом - как нам обустроить Россию? Тот же вопрос может задать себе каждый армянин, который знает своё место в обществе и не травмирует окружение своё непомерными амбициями.Бог каждому дал ЧТО ДЕЛАТЬ на земле. Одним землю пахать, другим перо держать, третьим - врачевать. Надо набраться мужества, стать перед зеркалом и заглянуть в себя, в мир своих творческих возможностей!А творить - значит пользу приносить, людей радовать плодами рук и души.Наш главный враг - накатывающая на нацию бездуховность.Люди перестали читать. Исчезли семейные библиотеки.Круг интересов замкнулся на шопинге по неистребимой зависти к чужим возможностям. Нечего травить себя отсутствием больших денег. Богат тот, кто умеет рачительно тратить честно заработанное. Тогда и спится спокойно, и сны волшебные приходят.
  72. Молодец,брат! Твои мысли Нжде поддержал бы.Правильно живешь,по Гарегину Нжде!
  73. Армяне! Наша цель объединение, а не раскол. Можно дискутировать сколь угодно, переходить на повышенные тона, но не оскорблять друг друга. А если и сгоряча сказали лишнее – простите друг друга. В нескольких местах на этом форуме возникли конфликтные ситуации, межнациональные и внутринациональные распри. Давайте общаться как цивилизованные люди. Если некоторые считают, что они выше других участников форума, то пусть избавят нас от своего высокоблагородного общества. На форуме, как и перед Богом, все равны. Нет тут ни богатых, ни бедных, ни умных, ни глупых априори. Мы восхищаемся великим Гарегином Нжде, но не восхищаемся Авраамом Руссо. Думаю, что мы должны дать шанс и поддержать Руссо стать Армянином! А персонажа типа Байбурта, видно, уже поздно исправить. Но у него есть дети, армяне. Их жалко. Короче: мир, взаимопонимание, великодушие, сотрудничество, любовь, дружба! А за инакомыслие, пожалуйста, не нападайте друг на друга, как Берия на «врагов народа». Армяне, чёрти, я вас почти всех люблю! Увы, есть предатели, поэтому написал «почти». Где же Макс, Константин, Серго, Грант, Амшенец…. Интересно их читать… Спасибо моим единомышленникам-патриотам! Были когда-то Ростовчанин, Мукуч, чукча, Самвел Гарибян, другие наши братья…. пропали… Наверное, мы их нечаянно задели и они ушли в реальность. Поэтому нам надо быть внимательными и чуткими друг к другу. Простите за «нотацию», просто я поделился с вами, как с братьями. К тому же, неспроста я Ариец. Хочу сказать, что я не самозванец, не расист, а приверженец идеологии Гарегина Нжде. Кстати под ником «Ариец» пишут и другие продвинутые. Это радует: арийцы размножаются! Спасибо за внимание. Извините, если что не так сказал. Счастья вам и вашим любимым людям!
  74. Сэр, у вас крепчает старческий маразм. Вы настолько далеки от мировоззрения Нжде, насколько демократ Новодворская - от художественной гимнастики.
  75. Предлагаю переименовать Арменфильм. Амо Бек-Назаров не оправдал наше высокое доверие. Он же автор фильма «Зангезур», где Нжде представлен врагом Армении? Хороший режиссер, но по полной «наехал» на Нжде. Этому поступку нет оправдания и прощения! У нас есть великие кинорежиссеры мирового уровня: Рубен Мамулян, Сергей Параджанов, Ежи Кавалерович. Предлагаю Арменфильм, если он не помер, назвать одним из этих трёх имён.
  76. Нет, приятель, Арменфильм - это бренд. Ничего менять тут не надо. И Амо Бек-Назаряна не надо ругать:время такое было... А уважаемому Арийцу - респект. За его дружелюбие и благородство, за его патриотизм и стремление примирить всех армян.
  77. Я преклоняюсь перед Великим Нжде,я чту его труд,но мы,к сожалению,как народ веками не научились осознавать,что самый главный наш враг мы сами.Всегда мы страдали и от предательства и от разъединенности.Когда мы не будем бежать за западом,а вернемся к своим истокам,мы станем сильнее.
  78. Нжде - которуму мы обязаны очень многим. Нжде - который сохранил Зангезур,стоящий до сих пор костью в горле мирового пантюркизма.О Нжде можно говорить и спорить бесконечно,но что он целая эпоха в истории Армении,факт.И горе тому,кто прикрываясь его именем и идеями - грабит собственный народ.Жизнь бумеранг,господа,опомнитесь!!!
  79. Маразм у Вас. И почему сразу старческий. Вы думаете что молодой не может написать столь умные вещи? Как только кто-то заводит речь о армянских амбициях сразу реакция нападок. Если Вы так реагируете, то кто Вы?
  80. Жду продолжения интересного материала о Нжде,который полностью раскрывается благодаря автору.Спасибо за ваш труд!
  81. Я много читал о Нжде.Действительно,автор о зангезурском периоде жизни Нжде рассказывает подробно, правдиво и весьма интересно.Дневниковые записи Нжде наглядно показывают всю глубину и величину мировозрения стратега,полководца и философа.
  82. В Армении книги Нжде и о Нжде продаются, но дорогие. Надо бы их издавать большими тиражами и продавать по символической цене. Учение Нжде есть учение быть Армянином. Идеология Нжде делает человека более мужественным, более гордым, более человечным, более честным, более умным, более преданным Богу и Отечеству. Нжде очищает рабиса от восточного мусора, а космополита от западного мусора и делает их Людьми космических масштабов.
  83. Каждый армянин не только должен знать идеологию Гарегина Нжде, но и чувствовать себя ответственным перед своим народом и Отечеством, как это чувствовал великий Нжде. У армян ныне, как и всегда, много проблем. Главное – духовность. Реабилитация экономики следует из реабилитации духа, а не наоборот. Мы по делу критикуем рабис во всех его проявлениях. Критикуем коррупцию, взяточничество и вымогательство, критикуем непрофессионализм руководства и беспредел ментов и чиновников. А что меняется? Надо попытаться оздоровить дух этих людей, да и нации в целом. Надо говорить и писать о духовных ценностях! Они, слава Богу, у армян есть на самом высоком уровне, однако, большинство думает о материальных ценностях (скажут: жить-то надо?). Жить, разумеется, надо. Но вы часто ли видите книги в руках своих знакомых армян? Когда прихожу к армянам (и не только к ним), то вижу в их руках телефоны, пульты от телевизоров или мышки от компьютеров и т.п. карикатуры на культуру. А книги? Было время, когда вся Москва читала…. Ныне Москва читает, но порядком меньше. А Ереван? Это одна из наших болевых точек. Вперёд вышли не читающие, необразованные, наглые проходимцы. В борьбе с варварством цивилизация терпит поражение. Не только армяне, но и русские, и все народы СНГ терпят поражение. Образно говоря, мы стоим на голове и не можем встать снова на ноги. Это не менее трудная проблема, чем та, которую решил наш гениальный арийский воин.
  84. Хороший и чистый ты человек, Ариец! Дай Бог!
  85. Проект "Сноб" объявляет акцию "Люди против Сталина".Она начнется утром 27 мая,когда мы прикрепим к своей одежде лоскутки ткани с именами людей,погибших в результате сталинских репрессий.Мы предлагаем всем присоединиться к этой акции.Спасибо газете "Ноев Ковчег",которая из номера в номер(кроме последнего) публикует цикл статей Гамлета Мирзояна "Приговорить к расстрелу".Ждем очередных публикаций.Выражаем особую благодарность главреду господину Анисоняну за высокую гражданскую позицию.
  86. Уважаемый Ариец! Прочитал в новостях, что арийцы Армении собираются построить в Ереване свой Главный храм. Что это такое? Просветите, пожалуйста. Спасибо!
  87. День добрый дамы и господа.Меня зовут Армен и я живу в Волгограде.С вашего позволения я пару слов напишу.Пару месяцев назад случайно вышел на этот сайт статья Черный январь.Через три месяца мне удалось уговорить и найти одного азера, кто стал подписаться своим именем, Мамедом. Вроде нормально стал писать.Остальних БАНДЕЛОГОВ вроде бы почистил оттуда в жёстком виде,и буду гнать дальше.Господа азери, если надумаете и здесь портить воздух обещаю, и здесь почищу.Всех милости прошу почитать что там написано.Милым дамам не советую,там много мата.Начальная часть цензура удалила полностью, там был голимый мат.А я стал писать цензурной матью.Господа азери вас тоже преглашаю туда,Статья(Черный январь).Заране блогодарю.С уважением Армен Волгоградский
  88. Станица Черный январь что то закрыля не дают мне с Мамедом пообшаться.Наверно цензура или глюк.Армяне я написал президенту, министерство обороны с одной просбой но ответ не получил.Обратился к Царукяну обещали помочь в понедельник, ответят мне.Если тоже не помогут буду обращаться к вам.А просьба была токая: Здравствуйте уважаемые господа. Я уже написал в министерств обороны и Президенту, звонил им но никто не отвечает. Мы живём в Волгограде и хотели бы помочь и безвозмездно подарить своей армии немного нашей продукции, но не знаем к кому обратится, кто организует доставку в Ереван. . Если Вы сможете организовать то просим связаться с нами. Готовы подарить шарфы военные -1000 шт., шапки двойные вязанные-до 500 шт. перчатки двойные вязанные-до 500 пар. С уважением Пчукян Армен Тигранович и моя семья. Если будет тишина надеюсь что здесь помогут. Вот БАНДЕРЛОГИ обрадуются что наши чиновники такие не уклюжие.Вот за это мне стыдно.Но в любом случае они наш и нам им исправить.
  89. Вы не представились.Вы кто? Скажите куда звонить я сам позваню.С уважением Армен Волгорадский
  90. Следы Нжде ведут в каждого, кто исповедует его философию - держать оборону там, где дано свыше, то есть на своём поприще. Мирзоян, приобщая нас к мужеству этого Великого Армянина( за него подано на форуме больше всего голосов!), надеется, что мы не уроним чести и соберёмся с силами - преодолеть временные невзгоды, ведь и сегодня речь идёт о целостности Армении.
  91. К моему стыду о строительстве арийского храма в Ереване не знаю. Приятно слышать. Спасибо. Попытаюсь разобраться. Увы, я живу в России и не могу об армянских арийцах всё знать и, что особо больно, не могу посещать Гарни – храм арийцев. Главный знаток истории армянского арийства – Александр Варпетян из Марселя. Самое важное то, что армяне не были огнепоклонниками. Для армян физический огонь – символ духовного огня. Огнепоклонниками были иранцы. Персы поклонялись физическому огню (krak). Армяне поклонялись духовному огню (hur). Разница громадная. Об этом обстоятельно написано в книгах Варпетяна. Об этом нам мог бы рассказать большой знаток армянской истории Амшенец. Жаль… появился и исчез. Христианство (Новый завет) является гениальным дополнением и продолжением древнеармянских религиозных верований. Это одно целое и неправильно противопоставлять их друг другу. К тому же, Христос по матери был арийцем, а отец у него не был землянином. Исконная религия арийцев – идеология Добра, Радости и Любви. Но Добро, Радость и Любовь должны уметь себя защитить. Поэтому у нас был бог войны Ваагн – Огнебог. Поэтому у нас был Нжде. Поэтому у нас рядом с Азнавуром есть Норат Тер-Григорянц.
  92. Ариец не в курсе, потому что не живет в Армении. Я тоже читал эту информацию о строящемся храме арийцев... Вообще-то Великая Армения была при царе-язычнике, при Тигране Великом. А за христианскую веру нашему народу пришлось насстрадаться. И земли свои потеряли. На 1\10 живем. Надо все 9\10 вернуть, включая Нахиджеван, Западную Армению.
  93. Уважаемый Гарегин! Надо быть осторожным с христианством, чтоб не расколоть нацию. Фанаты христианства не согласны с этим положением: приводят пример России, которая от миролюбивого ученья христианства не распалась, а наоборот, усилилась, стала сверхдержавой. Просто мы, армяне, часто воспринимаем благородные идеи буквально, вне обстоятельств. Заповедь «не убей» убил нас. Наши предки часто абсолютизировали заповеди, а порой даже в целях самозащиты не убивали. Русские к заповедям относились трезво. Наши предки говорили “shan het mtermutjun ara, bajc phajtn dzeric mi gci”. Если перевести эту поговорку на русский язык, то получится следующее: «тихо пойдёшь – дело мастера боится». Христианство многое прияло из арийской идеологии. Единственное, что ныне реально – усилить элементы религии солнцепоклонников, которые сохранились в христианстве. Армянский орден «детей Солнца» должен существовать и развиваться. Он пока находится в идейной оппозиции. Но придёт время, настанет наш день и Мгер с мечом-молнией выйдет из пещеры! Пусть в этом никто не сомневается. Мгер в буквальном смысле выйдет из Ванских гор! Он там, в состоянии сомати ждёт своего часа. Что такое сомати, вам скажут эзотерики (Н.К. Рерих, Э.Р. Мулдашев). Читайте их книги и поймёте, что Мгер в полуокаменевшем состоянии находится в пещере за дверью Мгера около озера Ван. Не говорите, что это фантастика или крыша у меня поехала. Ни хрена не поехала! Я тоже раньше ни за что не поверил бы в такую реальность. Сейчас верю и мне стыдно, что не верил. Не верю, а не сомневаюсь! Вера содержит элемент сомнения. Мы победим! Не потому что это мы, другие тоже имеют своё «мы», а потому что мир создал Бог, а не идиот. Поверь, брат, Армения Тиграна Великого в повестке дня у Всевышнего, потому что Тигран Великий восстановил не просто Древнейшую Армению, а Божью страну Аратту.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты