№ 05 (152) Май 2010 года.

Католикосы Армении

Просмотров: 3984

Армянская Церковь на протяжении веков составляла неразрывное целое со своим народом и сыграла значительную роль в национальной истории. Католикосы Армянской Церкви всегда рассматривались как гаранты стабильного существования и возрождения Армянской Церкви. Предлагаем хронологию правления армянских Католикосов. Следует отметить, что в истории Армянской Церкви с 302 г. и по сей день насчитывается 134 Католикоса.

13.Мовсес I Католикос армян в 456-461 гг.

Из дома Агбианосянов. Был епископом Маназкерта, помощником Католикоса Мелите. Стал Католикосом во время правления Арменией марзпаном Атрормиздом. Первые дни деятельности нового Католикоса ознаменовались тем, что из ссылки были освобождены армянские нахарары – участники Аварайрской битвы. Но многие этот шаг Католикоса не восприняли должным образом, так как нахарарам не разрешалось больше возвращаться в Армению. Католикос Мовсес в основном заручался поддержкой проперсидской элиты Армении и решительно был ориентирован на Персию. Мовсес игнорировал деятельность армянских ученых. Испытывал особую неприязнь ко всему греческому и в итоге лишал возможности развития греческой культуры в Армении. При нем преследовались представители школы Саак-Месроп. Ученики этой школы были вытеснены из культурно-образовательной жизни Армении. По сути антиармянская деятельность Мовсеса стала причиной объединения части духовной элиты Армении для того, чтобы назначить новым Католикосом представителя школы Саак-Месроп.









14. Св. Гют I Араезаци Католикос армян в 461-478 гг. Представитель школы Саак-Месроп.

До того как стать Католикосом армян, был епископом Вананда. В 444 г. участвовал в церковном собрании Шаапивана, а в 499 г. в церковном собрании Арташата. Гют стал Католикосом при поддержке армянских нахараров и персидского марзпана Армении Атрормизда. Новый Католикос проводил церковные реформы, инициировал освобождение армянских нахараров из персидского плена, боролся против несторианского течения, объединив патриотические силы Армении. Под его руководством были возведены памятники в честь героически погибших армянских бойцов в Вайоц Дзоре и в других регионах Армении. В 471 г. был приглашен в Персию, где и был отстранен от духовной власти.

15. Иоанн Мандакуни Католикос армян в 478-490 гг.

Автор религиозных речей и гимнов. Был учеником Месропа Маштоца и Саака Партева. После падения Великой Армении (428 год) старался достичь влияния в политической жизни страны. Сотрудничал с Вааном Мамиконяном во время антиперсидского восстания, участвовал в Нерсехапатской битве (482 год). В годы марзпанства Ваана Мамиконяна восстановил Вагаршапатский и Двинский соборы.

Автор трактата против халкидонства, речей и проповедей, духовных гимнов. Изданные в 1836 году «Речи», приписанные Мандакуни, в дальнейшем были признаны трудами Иоанна Майриванеци.

16. Бабкен I (Отмесеци) Католикос армян в 490-516 гг.

Католикос, получивший блестящее образование. Был учеником Гюта и Иоанна Мандакуни. На священный трон поднялся при поддержке марзпана Армении Ваана Мамиконяна. Вел целенаправленную, агрессивную деятельность против халкидонских и несторианских политических и религиозных группировок Армении. В годы правления Бабкена Отмесеци был созван собор Армянской Церкви относительно символа веры, принятого на Халкидонском соборе. Собор был созван в Двине в 506 г. с участием влиятельных армянских епископов и Католикосов Агванка и Иверии, а также нового марзпета Армении – Вардана Мамиконяна. На этом соборе были осуждены ереси Ария, Нестория, Евтихия и др. После этого собора Армянская Церковь строго отмежевалась от сторонников Халкидонского собора.

17. Самвел I Ардзкеци Католикос армян в 516-526 гг. Представитель дома Агбианосянов.

Участвовал в Двинском соборе в 506 г. Он стал Католикосом практически одновременно с назначением на должность марзпана Армении Мжежа Гнуни. Этот факт дает повод исследователям говорить о том, что назначение Самвела Католикосом было согласовано с новым марзпетом. Хотя во время правления Самвела I продолжались персидско-византийские войны, однако они уже шли далеко от границ Армении, которая в этот период избежала натисков и разрушений. Тем не менее, в Византии стали массово преследоваться нехалкидониты, в особенности армяне. Основная деятельность Католикоса Самвела была связана с борьбой против халкидонского течения.

18. Муше I Католикос армян в 526-534 гг.

Стал Католикосом при поддержке марзпана Армении Мжежа Гнуни. В этот же период в Византии императором стал Юстиниан I, а в Персии царь Хосров I Ануширван. Временно закончилась персидско-византийская война, и Армения получила возможность развивать экономику и культуру. Католикос Муше проводил церковные реформы и укреплял церковную иерархию, назначая множество новых епископов.

19. Саак II Католикос армян в 534-539 гг. Был одним из активных священнослужителей Двина

Назначение получил при поддержке марзпана Армении Мжежа Гнуни. Армения по- прежнему была в мире со своими соседями, и временное затишье в целом должно было положительно отразиться на развитии региона, однако император Византии Юстиниан I вел агрессивную политику по отношению к нехалкидонитам, проживающим не только на территории империи, но и на территории Западной Армении. В результате этого армянское население подвергалось гонениям, против чего упорно боролся Католикос Саак II.





20. Кристофор I Католикос армян в 539-545 гг.

Получил блестящее образование. Был философом. Стал Католикосом при поддержке марзпана Армении Мжежа Гнуни. Вел тяжкую войну против несторианского течения, которая в этот период была настоящей угрозой для Армении и Армянской Церкви. Особую деятельность вел среди христиан в южной Армении, в Ассирии и части Персии. Представители Католикоса встречались с местным населением и просили не вести раскольническую деятельность среди армянского населения. Сам Католикос также периодически встречался с представителями армянских общин Месопотамии, Персии и Сирии, воодушевляя своим присутствием армянское население этих регионов. При Католикосе Кристофоре I были построены множество церквей и духовных памятников. Исследователи отмечают, что именно при нем Армянская Церковь стала играть заметную роль среди восточнохристианских церквей.

21. Гевонд I Католикос армян в 545-548 гг. Был одним из епископов Двина.

Католикосом избран при содействии марзпана Армении Мжежа Гнуни. Во время правления Гевонда I в Тизбоне (Персия) в 545 г. было заключено перемирие между персами и византийцами, что дало возможность избежать очередной войны в регионе. Во всех частях Армении воцарился долгожданный мир. Церковь возрождалась и становилась гарантом духовно-идеологического воспитания армянского населения того периода.

22. Нерсес II Армянский Католикос в 548-557 гг.

После избрания Католикосом Нерсес II сделал важнейший шаг. Именно при его активном участии был отозван новый марзпан Армении Деншапух Нихоракан, который пытался исламизировать армянское население. Новый марзпан Вшнасп Ваграм получил приказ вести более толерантную политику в отношении христиан. В 554 году во время Двинского собора Нерсес II решительно осудил деятельность несторианской церкви, а также активность халкидонитов. При Нерсесе II был окончательно принят армянский календарь. Был заложен фундамент будущей независимости Армянской Церкви. Католикос Нерсес II поощрял открытие образовательных и просветительских центров по всей Армении.

Отдел культуры «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 16 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Для просвещения школьников это полезно. Спасибо редакции. А что нет комментариев - понятно. ААЦ в глубоком кризисе. Слишком погрязли наши святые отцы в материальном. Никакой духовности. И верующих у нас нет. Так, традиции соблюдают армяне. И все. И это правда.
  2. А зачем нынешний католикос ездил на днях в Баку? Чтобы опозориться?
  3. Да,не нужно было ездить Католикосу в Баку,но он не смог отказать в приглашении Кириллу.
  4. Вот в прошлом были католикосы! А сейчас сплошь конъюнктурщики, нынешний католикос и его окружение. Их цель - держать народ в подчинении. Чтобы лепту вносили. И еще чтобы богатые западные армяне дорогие подарки делали и принимали их в диаспоре. ДЛя духовного развития нации ААЦ не делает НИЧЕГО. Архиконсервативная организация, которая работает исключительно на себя.
  5. Наша церковь очень нам нужна и часть священослужителей весьма преданно ей служат,но есть и хапуги.Так было всегда,но процент недобросовестных вырос вразы.
  6. Вы правы, в разы... Какая там духовность! Они хотят сытно жить и ничего не делать. Вот кого наш католикос в сан священнослужителей принимает. Не разборчив он?
  7. Увы, наши священники думают только о себе. Страшно далеки они от народа.
  8. Верно, ехпайр, церковь стала прибыльным бизнесом. Они собой заняты, а на родину махнули рукой наши святые отцы. А поиски истины и духовности превратили в проведение церковных ритуалов. Лишь бы люди несли туда деньги и помогали им.
  9. ООО Арм. Апос. Церковь?
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты