№ 06 (153) Июнь 2010 года.

Нести ответственность за будущее народа

Просмотров: 3998

Всю неделю с 19 по 25 апреля в Ростове-на-Дону в рамках международной акции, посвященной 95-й годовщине геноцида армян в Османской Турции, шли массовые мероприятия, организованные Ростовской региональной общественной организацией «Ново-Нахичеванская-на-Дону армянская община».

Накануне Дня памяти в Донской государственной публичной библиотеке прошла пресс-конференция и открылась выставка, на которой были представлены фотосвидетельства жестокости турецких янычар. 95 лет армяне ждут слов покаяния с их стороны. Ждут, чтобы, в свою очередь, найти силы простить… Об этом говорили молодые ростовчане на студенческой конференции, посвященной памяти жертв геноцида армян. Конференция проходила в Ростовском государственном экономическом университете (РИНХе), ректор которого Николай Геннадиевич Кузнецов сказал: «Беда, когда один народ ставит свое существование выше другого. Конечно, трагедия геноцида еще не осмыслена до конца, но многие страны уже признали и осудили содеянное». Обращаясь к собравшимся в зале молодым людям, председатель правления «Ново-Нахичеванской-на-Дону армянской общины» Арутюн Арменакович Сурмалян заметил: «Неотвратимо время, когда все международное сообщество признает геноцид. И мы, армяне, неся свою боль, должны быть признательны тем, кто разделил ее с нами…» Благословил собрание священник церкви Сурб Карапет Тер Тадевос. Со словами пастырской проповеди обратился к студентам настоятель церкви Сурб Аствацацин Тер Анания. Он сказал: «В дни, когда мы вспоминаем о жертвах, которые понес наш народ, мы с особым душевным подъемом должны обратиться мыслями к тем духовным ценностям, во имя которых они подвергались пыткам и уничтожению. Вспоминать только о том, что мы народ-жертва, нельзя. Мы, ныне живущие, должны нацелиться на жизнь. Наш древний народ, пройдя через такое жестокое испытание, имеет право называться народом возрождения. На стороне турок – абсолютное злодеяние. На нашей – чистый свет милосердной Христовой веры. Мы – правнуки тех, кто подвергался резне, несем ответственность за их кровь. Но мы и несем ответственность за будущее нашего народа. И мы готовы простить тех, кто просит прощения…»

Выступающие провели сравнительный анализ геноцида армян в Османской империи и событий вокруг Нагорного Карабаха. Выступали и с рассказами о судьбах своих народов, также подвергшихся геноциду в Османской империи, представители греческой и ассирийской общин. Между выступлениями звучали стихи великих армянских поэтов.

24 апреля в День скорби у храма Сурб Карапет собрались не сотни – тысячи армян. Было среди тех, кто пришел почтить память невинно убиенных, и много представителей других народов Дона. Русские, украинцы, греки, евреи, ассирийцы, корейцы, узбеки, кабардинцы, затаив дыхание, слушали проповедь священника Тер Анания. Траурную литургию вместе отслужили все донские армянские священники – Тер Тиран, Тер Тадевос, Тер Погос, Тер Татевос (Чалтырь). Молодежь, поставив свечи, терпеливо ждала окончания службы за пределами маленького, не вмещающего всех желающих храма. Многие пришли с детьми. Младенцы мирно спали на руках родителей. Кто знает, может, именно им предстоит принять слова покаяния, которые произнесут от имени своего народа их турецкие сверстники. После возложения венков и цветов к Хачкару, установленному в память жертв геноцида, прошло шествие, в котором приняли участие около 4000 человек. После молебна и возложения цветов процессия направилась к мемориалу Великой Отечественной войны. К Вечному огню были возложены венок и цветы. Митинг открыл председатель правления Ростовской региональной общественной организации «Ново-Нахичеванская–на-Дону армянская община» Арутюн Арменакович Сурмалян: «Наша цель – сегодня обратиться со словами благодарности к тем государствам и международным организациям, которые признали и осудили геноцид армян. Обратиться к мировому сообществу, к тем странам, которые еще не признали геноцид армян, сделать это».

На митинге со словами осуждения геноцида и с призывами не допустить подобные злодеяния против человечества выступали представители администрации Ростовской области и Ростова-на-Дону, глава Пролетарского района Ростова-на-Дону, генеральные консулы Республики Армения и Румынии, представители национальных общин Дона, армянского студенчества, интеллигенции.

На митинге от имени 300тысячной армянской диаспоры Дона было принято обращение к главам и парламентам государств признать и осудить геноцид армян и инициировать рассмотрение и осуждение геноцида армян в Гаагском международном трибунале.

Митинг закончился Обетом Армянина, который зачитал священник Тер Анания.

В руках молодых – транспаранты со словами: «Геноцид – преступление против человечества», «Прошло 95 лет… Мы ждем признания геноцида, мы ждем справедливого суда», «Отрицание геноцида ведет к его повторению», «Геноцид – преступление без срока давности», «Нас уничтожали за то, что мы армяне»…

После митинга все присутствующие были приглашены на фильм французского режиссера Анри Верноя «Майрик», который демонстрировался в кинотеатрах Ростова-на-Дону.

Фильм был предоставлен благотворительным фондом «Урарту» (г. Москва).

Благодаря большой волонтерской работе армянской молодежи общины, всесторонней поддержке и пониманию администрации Ростовской области, Ростова-на-Дону, Пролетарского района, ГУВД и ГИБДД Ростова-на-Дону, спонсорской помощи предпринимателей стало возможным проведение столь масштабного мероприятия.

Но самое главное, этому способствовало единение и сплоченность армянской диаспоры Дона.

Соб. инф.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 17 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Слава донским армянам!!!!!
  2. в армении есть казаки. своя организация.
  3. На Дону есть армянские казаки.
  4. На Дону у нас историческая община. Как и на Кубани. А вот рассеяние армян по просторам России очень опасно. Об этом много раз писали. Растворятся они в Сибири и на Дальнем Востоке.
  5. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОБЛЕМАХ АРМЯН ДОНА. ВОПРОС 1. Голодранцы в 1927 году упразднили армянский город НАХИЧЕВАНЬ-НА-ДОНУ и назвали его Пролетарским районом Ростова-на-Дону. Город Нахичевань-на-Дону восстановить невозможно, но возможно восстановить название: НАХИЧЕВАНСКИЙ РАЙОН РОСТОВА-НА-ДОНУ. Раз мы с русскими братские народы, то почему один брат стирает следы другого брата? Почему татарские названия донских городов Аксай и Батайск не вызывают негатива, а армянское название вызывает? Казалось, должно было быть, наоборот: на Дон татары пришли с мечом, а армяне с плугом. Не странно ли и разумно ли такое отношение к брату? ВОПРОС 2. Армяне с Крыма на Дон переселились в 1777-79 гг. под предводительством великого полководца, полуармянина СУВОРОВА по Указу ЕКАТЕРИНЫ ВТОРОЙ, тоже великой. Основали город Нахичевань-на-Дону и пять армянских сёл (сейчас их 15). В центре армянского города стоял памятник Екатерине Великой. Голодранцы Её заменили на абсолютно никакого отношения не имеющего к Дону гражданина Германии Маркса. И поныне этот бородач стоит на чужом постаменте. Когда же власти вернут Екатерину? Они могут не уважать историю армян Дона, но свою историю-то должны уважать? ВОПРОС 3. Во время взятия города Ростова-на-Дону героический сражался батальон под командованием Героя Советского Союза старшего лейтенанта Гукаса Мадояна. Он держал оборону железнодорожного вокзала. На стене ж/вокзала десятилетиями висела мраморная доска об этом подвиге. Пару лет назад чиновники сняли эту доску. Совершившие этот акт вандализма, надо подумать, симпатизируют фашистам. Или им не нравится армянская фамилия героя? Впрочем, это одно и то же. Надо не только вернуть мраморную доску на своё место, но поставить герою памятник на привокзальной площади. ВОПРОС 4. Имея в виду глубокий, необычный, непредсказуемый патриотизм донских (крымских) армян, т.е. Анийских армян, следует к ним относиться очень осторожно и деликатно, дабы не отпугнуть своей закавказской алчностью и рабизностью этих интеллигентных и сверхчувствительных людей. Многие из них не знают армянского языка, не имеют армянских фамилий, но… НО! Армения в их душах живёт святыней, Армения для них священная, божественная страна. Эти «обрусевшие» армяне ЛЮБЯТ АРМЕНИЮ! В 12 веке их предки покинули царский город Ани и близлежащие селения. Блуждали в Поволжье, в Киликийской Армении, в Крыму и Польше, но… НО! Сохранили себя! От руководства РА и министерства Диаспоры требуется особый, научно глубоко продуманный поход к анийско-крымско-донским армянам. ВОПРОС 5. Считаем целесообразным, выдвигать в политические и общественные лидеры армян Дона представителей из высших слоёв донской (анийской) армянской интеллигенции. Имеем в виду председателя Армянской общины Дона и консула Армении. Их выбор из анийских армян откроет новое дыхание исконной общине. Во время руководства профессора Крикора Цероновича Хуродяна так и было. Он, донской армянин, руководил и представлял общину, а за ним стоял крупный бизнесмен, руководитель большой строительной фирмы и большой патриот, благодетель Сарибек Андраникович Софоян. Софоян был родом из Дамалы (Грузия). Прекрасно владел литературным армянским, русским и грузинским языками. «Дуэт» Хурдоян-Софоян эффективно работал. К сожалению, Софоян умер, а Хурдоян чуть не погиб. Ныне Хурдоян отошёл от общественных дел, он уже не тот. Требуется новый Хурдоян из местной армянской интеллигенции и новый Софоян из бизнес-класса. При этом ни в коем случае лидерами нельзя делать бизнесменов. Это очевидно и нет желания объяснить, почему? Аналогично консулами РА на Дону надо назначать представителей из местной армянской интеллигенции. Закон о двойном гражданстве позволяет это делать. ВОПРОС 6. Почему на Дону в армянских структурах руководящее положение должны занимать анийские армяне? Перечисляю причины: 1) местные армяне от этого почувствуют уважение к себе со стороны Армении и армянства; 2) местные армяне чисто владеют донским русским языком, знают Ростов и Дон, имеют большие связи в местных русских и армянских кругах, с ними считаются русские, они здесь как рыба в воде; 3) в целом местные армяне честнее и сыты. Голодные люди из Армении, как показывает практика, занимаются личным обогащением (для этого они и приехали), а не проблемами Армении и армянства Дона. ВОПРОС 7. Из сказанного не следует, что все местные армяне лучше всех приезжих армян. Вопрос не об этом. Просто приезжие подходят к Ростову как корове седло. Обидно, но так. Каких бы материальных высот ни достигли закавказские армяне в Ростове-на-Дону, они в глазах коренных ростовчан будут выглядеть белыми воронами. Лишь третье поколение вписывается в рамки местной жизни. Таковы законы эволюции. ВОПРОС 8. Армения с 1991 года на Диаспору смотрит как на дойную корову. Диаспору не ущемляет статус Божьей коровы для своего Отечества. Однако как показывает опыт, Диаспору часто доит не Отечество, а жульё Отечества, что приводит к прекращению помощи. Власти Армении должны серьёзно подумать об этой проблеме и найти выход из неприглядного положения. Говоря проще – прекратить воровать. ВОПРОС 9. Помощь Родине не должна состоять лишь из финансовой поддержки и не должна называться помощью. Наша Родине не коллега, чтоб помогать. Некрасиво говорить: я помог своей матери. Ты можешь помогать чужой матери, а со своей матерью ты одно целое. ВОПРОС 10. Параллельно с экономическим сотрудничеством с Родиной, надо широко развернуть научно-техническое и культурное сотрудничество. Главное богатство донских армян – духовные и интеллектуальные ценности. Надо разработать механизм сотрудничества между Доном и Арменией в целях использования потенциала армян для процветания Армении и Дона. ВОПРОС 11. С 1972 года музей Русско-армянской дружбы размещался в церкви Сурб Хач. Теперь Сурб Хач снова церковь. Музеем за это время руководила непонятно кем и за что назначенное пустое место С.Х. Эта женщина армянка, дилетантка, к тому же страдала…. армянофобией. А там требуется вести серьёзную научную работу по арменоведению. Нет в живых талантливого литератора, большого знатока истории армян Дона АЙРУМЯН АРКАДИИ АЛЕКСАНДРОВИЧ, который держал музей на достойном уровне. Одним словом, требуется на базе музея Русско-армянской дружбы создать солидный культурный и научно-исследовательский центр. И чтобы им руководил патриот и профессионал. Местная армянская профессура рекомендует назначить директором музея Русско-армянской дружбы Кристину Епремян, имеющую необходимое образование. К тому же она сама является живым воплощением русско-армянской дружбы – полуармянка–полурусская. К счастью, новое помещение для музея нашлось и ремонтируется. Надо благодарить, в частности, ВРЕЖА ВОСКАНЯНА. Есть такой орёл. ВОПРОС 12. Странно, но в богатой материально и интеллектуально армянской общине Ростова-на-Дону нет популярного и долговечного армянского издания, такого, как «НК» и «Еркрамас». Позавчера образованная крошечная калужская армянская община может издавать интереснейший журнал «Горцарар», а превосходящая её по всем параметрам в тысячу раз донская армянская община не может. В чём дело? ВОПРОС 13. В Ростове есть улицы имени Микаэла Налбандяна, Мартироса Сарьяна, Степана Шаумяна, Героев Советского Союза Гукаса Мадояна и Сергея Оганова. Сколько нам известно, нет улицы Рафаэла Патканяна, Александра Таманяна, Мариэтты Шагинян…. Надо этим выдающимся анийцам воздать должное. ВОПРОС 14. Остаётся непонятной судьба армянского языка на Дону. В самом Ростове многие забыли родной язык. В селениях знают анийский диалект. Есть знатоки литературного восточно-армянского языка. Продолжение армянского языка самая важная и самая трудная проблема. В семьях, где один из родителей неармянин, армянский язык «хуже татарина». Исключения бывают, но на исключениях далеко не пойдёшь. ВОПРОС 15. У части донской армянской интеллигенции существует ненавязчивая идея, будто им лучше изучать западно-армянский язык. Не думаем, что это правильно. Во-первых, местный диалект, всё же, ближе к восточно-армянскому языку. Во-вторых, классики донских армян Налбандян и Патканян писали на восточно-армянском литературном языке. В-третьих, для усиления связей с Родиной надо знать восточно-армянский язык. В целом, ситуация с армянским языком сложна. ВОПРОС 16. Надо уметь отличать истинных патриотов и благотворителей, бескорыстно творящих Добро, не обязательно деньгами, от тщеславных богатых жуликов, во имя славы игравших в патриотизм и благотворительность. Духовно богатые богачи занимаются благотворительностью, чтобы ТВОРИТЬ ДОБРО. Духовно бедные богачи тоже порой занимаются благотворительностью, но не для того, чтобы творить добро, а чтобы прославить себя любимого. Им плевать на людей, с которых привыкли лишь шкуры снимать. Денег им мало. Им ещё слава нужна. Такие в любой момент могут повернуть фуражку и стать полицаями. ВОПРОС 17. Вместе с тем, руководство РА должно на государственном уровне прославлять и награждать орденами строителей-восстановителей церкви Григория Просветителя в центре Нахичевани-на-Дону, которая была уничтожена в 1961 году. Немецким фашистам даже во время оккупации Ростова не удалось взорвать Армянскую церковь. Это удалось сделать «нашим» фашистам в мирное время. СЛАВА СТРОИТЕЛЯМ ХРАМА! СЛАВА СААКУ КАРАПЕТЯНУ И ЕГО СПОДВИЖНИКАМ! ВОПРОС 18. В Армении и в Армянских диаспорах должны знать таких «екатеринских армян», как двукратный Олимпийский чемпион ВАРТЕРЕС САМУРГАШЕВ, который известен не только победами на олимпиадах, но и другими славными делами, прославляющих Ростов и Армению. А ведь талантливых и патриотичных армян на Дону много! Много тех, чьи дела сделали бы честь любой европейской стране. А мы мало их знаем или не знаем вовсе. ВОПРОС 19. Добиться разрешения на хотя бы часовую передачу (ежедневно, по вечерам) на армянском языке по Ростовскому телевидению. Имеем права, потому что Ростов – сумма двух городов – русского и армянского. В чужой Армерике это возможно, а почему невозможно в родной России? ВОПРОС 20. Надо на государственном уровне вместе с лидерами донских казаков заниматься Армянским казачеством на Дону и в Армении. Есть ли необходимость в создании, например, Русско-Армянского кадетского казачьего училища в Ростове или Новочеркасске с филиалом в Армении? Что думает об этом лидер Армянского казачества Дона, казачьи генерал СЕРГЕЙ МАДАТЯН, потомок легендарного генерала Валериана Мадатова, освободителя Восточной Армении от персидского ига? Какую перспективу может иметь организация Мадатяна? ВОПРОС 21. Следует рассмотреть возможность приглашения в Армению, на неделю-две учёных-армян Дона, крупных специалистов в разных областях, деятелей литературы и искусства и обсудить механизмы и направления сотрудничества, а также отдохнуть на Севане. В идеале следует создать постоянно работающую структуру интеллектуалов с Общенациональными форумами в Армении. Типа Панармянских игр. Но собираться только в Армении. Можно их назвать Панармянскими интеллектуальными играми. Спасибо за внимание! Армянские люди.
  6. Молодец! Душа у таких, как Вы, болит за Родину и армянство. Надеюсь, редакция перешлет этот текст адресатам - Г. Акопян и Э. Налбандяну.
  7. Горжусь армянами Дона, молодцы ребята!!!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты