№ 08 (155) Август 2010 года.

Президентский дворец с видом на Сурб Ншан

Просмотров: 3905

В начале июля Грузию с однодневным визитом посетила госсекретарь США Хиллари Клинтон. Грузинскими СМИ визит назван «историческим», поскольку из уст третьего лица в руководстве основного спонсора грузинского государства наконец-то прозвучало долгожданное слово «оккупация» в оценке присутствия российских войск в мятежных республиках. Заветное слово было произнесено госпожой Клинтон на пресс-конференции по итогам визита в президентском дворце на Авлабаре. И все бы хорошо, если бы не одно обстоятельство – все время телетрансляции за спинами госсекретаря США и президента Грузии на фоне великолепного вида древнего Тбилиси молчаливым укором маячил закопченный во время пожара голубой купол христианского храма Сурб Ншан.

Президент Грузии Михаил Саакашвили еще в бытность председателем городского сакребуло (городского парламента) озвучил программу реабилитации Старого города, пребывавшего тогда в более чем печальном состоянии. Сегодня воспетый великими русскими поэтами древний город буквально восстал из руин и вновь радует многочисленных гостей своим неповторимым обликом. Это мнение разделила и госпожа Клинтон во время пешей прогулки по старому Мейдану, где на одном пятачке на протяжении веков мирно соседствуют грузинский кафедральный храм Сиони, армянский Сурб Геворк, еврейская хоральная синагога и шиитская мечеть. Партия власти - «Единое национальное движение» шла на недавно состоявшиеся муниципальные выборы под лозунгом «Еще многое предстоит сделать!» И делают. В этом году намечено завершить генеральную реставрацию одного из центральных и любимых тбилисцами проспектов, по старинке называемого Плехановским. Близится к завершению первый этап реставрационных работ на Мейдане. На очереди полное восстановление исторического центра столицы Грузии – европейских кварталов Сололака и Мтацминды.

Ежегодно в городе на пожертвования граждан и меценатов строится по несколько православных церквей и базилик. И на фоне всего этого великолепия буквально вопиют в центре Старого города обрушенные купола Сурб Кармир Аветарана и Сурб Геворк Мугни, обезглавленный коммунистами Сурб Минас, наглухо запертый для прихожан Норашен, сожженный и брошенный Сурб Ншан...

Длящаяся десятилетиями и доходящая до полного абсурда полемика о конфессиональной принадлежности этих церквей, похоже, имеет одну цель – дождаться окончательного разрушения христианских святынь, а затем на освободившейся и стремительно дорожающей площади отстроить очередной торговый центр или найт-клуб. «НК» периодически в своих публикациях возвращается к судьбе армянских церквей в единоверной Грузии. В апрельской публикации мы обратились к армянской общественности Тбилиси с призывом очистить Сурб Ншан от последствий пожара и были услышаны. 10 июля, когда в Тбилиси был установлен абсолютный температурный рекорд аномально жаркого лета, два десятка активистов приняли участие в субботнике по очищению храма от многометровых спекшихся залежей макулатуры, под склад которой и был отдан храм еще с коммунистических времен.

Важно отметить, что руководство района прислало в помощь активистам несколько мусоровозов, что можно квалифицировать, как первый прецедент достижения некоего консенсуса между властью и общиной в решении проблемы спасения церквей и избавления их от поругания. Согласитесь, звучит дико – «спасение церквей и избавление их от поругания» в стране древнейших христианских традиций, где православие возведено в ранг государственной религии. Тем более нелепо объяснять факт поругания армянских храмов теологическими расхождениями между нашими Церквями относительно преобладания или паритета человеческого и божественного начал в природе Учителя. По правде сказать, среди моих многочисленных друзей и знакомых-грузин я не встретил ни одного, кто мог бы мне объяснить суть разногласий между Армянской Апостольской и Грузинской Православной Церквями, которые на протяжении четырехсот лет вплоть до начала седьмого века совместно противостояли догме Греческой Церкви. Возвращаясь к субботнику по уборке Сурб Ншана, следует отметить, что среди его участников преобладали члены Ассамблеи армян Тбилиси во главе с ее координатором Арнольдом Степаняном. Можно предположить, что так (и не совсем удачно) называемая ассамблея возникла на развалинах печальной памяти «Союза армян Грузии», общеизвестные руководители которого, поочередно побывавшие в депутатах парламента Грузии и прозванные в народе за безмолвное просиживание штанов – Муму, окончательно дискредитировав себя, по решению хозяев закрыли проект. Таким образом возникла свободная ниша-трамплин, из которой возможен, исходя из примера ее недавних обитателей, прыжок во власть ради власти. Исходя из истины – «активистов много, а местов мало», от ассамблеи отделилась группа несогласных, провозгласив себя ни много ни мало «Национальным конгрессом армян Грузии». В запасе остался разве что курултай. Есть еще Армянский центр сотрудничества, который в отличие от ассамблеи и конгресса имеет свой офис и телефон. Правда, и офис и телефон для желающих сотрудничать пока закрыты. Очевидно, из опасения, что желающих может оказаться слишком много, «а местов мало».

К великому сожалению, ни о каком объединении речь не идет. Осуществленная несколько лет тому назад попытка создания координационного совета армянских общественных организаций была загублена при активном участии нынешних руководителей ассамблей и конгрессов и иже с ними. Теперь они занимаются переделом сфер влияния. Помнится, в свое время «Союз армян Грузии» застолбил для себя «Пантеон известных армянских деятелей», «освоив» на его реконструкции более чем значительную сумму в у.е. Причем с таким качеством, что правительству Армении пришлось через несколько лет потратить вдвое большую сумму на «реабилитацию» Пантеона. «Конгресс армян» выбрал Верийское кладбище - место упокоения большого числа армянских общественных деятелей и меценатов.

В начале этого века группа армянских энтузиастов в составе академика Генриха Арабяна, художника Юрия Шагиняна, краеведа Саркиса Дарчиняна произвела опись всех оставшихся к тому времени 179 армянских могил и нанесла их на карту. На сегодняшний день значительная часть из них исчезла, в том числе не без помощи армянских кураторов. И это притом, что стоимость одного места на этом закрытом кладбище доходит до десятка тысяч долларов. Ну а если к стоимости земли присовокупить стоимость памятника работы итальянских мастеров и литых чугунных оград? Так что активистам конгресса надо быть готовыми к преодолению соблазна продажи нашей памяти оптом и в розницу.

Гай Аматуни

От редакции. Редакция также выражает благодарность всем тбилисцам, независимо от их национальности, принявшим участие в очистке христианского храма Сурб Ншан, и обращается от имени всех читателей нашей газеты к президенту Грузии Михаилу Николаевичу Саакашвили с просьбой принять участие в решении проблемы гибнущих церквей во всеми нами любимом городе. Тбилиси был и должен остаться образцом вековой дружбы и братства народов Кавказа.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 211 человек