№ 08 (155) Август 2010 года.

Католикосы Армении

Просмотров: 5280

Армянская Церковь на протяжении веков составляла неразрывное целое со своим народом и сыграла значительную роль в национальной истории. Католикосы Армянской Церкви всегда рассматривались как гаранты стабильного существования и возрождения Армянской Церкви. Предлагаем хронологию правления армянских Католикосов. Следует отметить, что в истории Армянской Церкви с 302 г. и по сей день насчитывается 134 Католикоса.

41 Хораб I

Католикос Армении в 790–791 гг.

По данным историков, родился в Востане, рядом с Двином. Правление Хораба совпало с назначением на должность армянского спарапета Ашота Мсакера (790 г.) и назначением на должность нового правителя Армении Насра (790 г.). По сведениям историков, Католикос Хораб поднялся на церковный трон при поддержке Ашота Мсакера и Насра, однако скончался через 6 месяцев.

42 Согомон I

Католикос Армении в 791–792 гг.

Образование получил в монастырях Макенацвоц, что в области Гегаркуник, и Зреск, в Джавахке. Владел многими языками и навыками философии. Католикосом стал в последние годы своей жизни. Назначение было одобрено Ашотом Мсакером.

43 Геворк I

Католикос Армении в 792–795 гг.

Средневековые армянские источники пишут о том, что будущий католикос родился в Аштараке. Но по другим сведениям, он родился в Ошакане, недалеко от Аштарака. Стал католикосом опять же при поддержке спарапета Ашота Мсакера. Однако Геворк I также скончался, не успев ознакомиться даже с церковными делами.

44 Овсеп II

Католикос Армении в 795–806 гг.

Был служителем церкви села Парби. Католикосом стал при поддержке арабского правителя Армении и армянского спарапета. Яростно защищал интересы Армянской Церкви. Во время правления Овсепа II армянским нахарарам было запрещено собирать налоги, и этим стали заниматься только арабы, которые ожесточили методы собирания налогов, что привело население к плачевному состоянию. Католикос Овсеп II противился разграблению церквей арабами, в результате чего был подвергнут пыткам. Однако католикос продолжил борьбу против арабских правителей Армении. Он лично обратился к арабскому халифу Арун аль-Рашиду, попросив предпринять соответствующие меры. При поддержке арабского халифа разграбленное имущество Церкви частично было возвращено.

45 Давид II

Католикос Армении в 806–833 гг.

Образование получил в Двине. Занимал церковные должности в регионе Айрарат. Стал Католикосом при поддержке спарапета Ашота Мсакера. Его считали не инициативным деятелем. Он сотрудничал с новым армянским спарапетом Смбатом Багратуни и с новым арабским правителем Армении Халидом. В 832 г. армянские нахарары во главе со спарапетом Смбатом Багратуни начали жестко сопротивляться арабам. Арабский правитель Армении лично попросил Католикоса остановить сопротивление. Однако Католикосу не удалось убедить нахараров отказаться от идеи сопротивления. В результате большинство нахараров были взяты в плен. Но личная просьба Католикоса спасла жизнь нахараров, а Смбат Багратуни даже не был лишен своего титула.

46 Ованнес III

Католикос Армении в 833–855 гг.

Поднялся на трон против воли армянского спарапета Багарата Багратуни, однако его поддерживали такие влиятельные личности того времени, как сюникский ишхан Григорий Супан и Смбат Багратуни.

Историки о нем пишут, как о требовательном, настойчивом, преданном Церкви Католикосе. Армянскому спарапету не нравилась независимая политика Католикоса, и в 841 г. Ованнес III был свергнут. Будучи изолированным в Айриванке, он отправлял письма армянским нахарарам с просьбой не верить слухам, которые порочат его имя. В 841 г. Багарат Багратуни созвал собрание, в ходе которого Ованнес III снова был объявлен Католикосом. В 850–855 гг. по всей территории Армении прошли массовые восстания против арабов. Католикос тайно помогал нахарарам в борьбе против чужеземцев, воодушевлял население и проводил политику примирения между противоборствующими армянскими нахарарами.

47 Закария I

Католикос Армении в 855–876 гг.

Запомнился яркой личностью, став Католикосом при поддержке спарапета Смбата Багратуни. Закария I заметно улучшил отношения между арабскими правителями Армении и армянскими князьями, освободив из арабского плена множество влиятельных армянских нахараров. Заметную роль он сыграл в укреплении роли Ашота Багратуни. Созвал церковное собрание, на котором Ашот Багратуни был объявлен царем. Продолжал политику консолидации нахараров и церковного строительства. Сохранились так называемые «20 мудрых советов Закарии I».

48 Геворг II

Католикос Армении в 877–897 гг.

Стал Католикосом при поддержке Ашота Багратуни. Вел переговоры между враждующими нахарарскими домами Васпураканских Арцруни и Таронских Багратуни. Перед арабами поднимал вопрос о необходимости восстановления армянской государственности. В 885 г. в Еразговорсе благословил армянского царя Ашота Багратуни. Скончался в Ване. Похоронен недалеко от Дзораванка.

49 Маштоц I

Католикос Армении в 897–898 гг.

Церковное образование получил в монастыре Макенацвоц, что в области Гегаркуник. Был благословлен епископом Давидом. В 863–895 гг. служил священником в Севанской церкви. При поддержке сюникской княгини Мариам построил 2 церкви в Севане (871–874 гг.). На острове Севан основал образовательный центр, куда приходили обучаться со всех уголков Армении. Был теологом-богословом. После смерти Католикоса Геворка II был избран новым Католикосом Армении. В кратчайшее время восстановил нормальное функционирование церковных институтов Армении.

50 Ованес V (Ованес Драсханакертци)

Католикос Армении в 898–929 гг.

Историк и писатель, родственник и ученик Католикоса Маштоца I (897–898), преемника Геворга II. На патриарший престол Армении взошел под именем Ованеса V (или VI) в 898-м или в 897 г. и оставался Католикосом около 30 лет. Согласно традиции был похоронен в провинции Васпуракан или на острове Ахтамар. Ованес Драсханакертци известен, главным образом, как историк. Написанная им «История Армении» охватывает период с древнейших времен до 920-х гг., когда опустошительные набеги арабов достигли крайних пределов, а князья Багратуни основали в области Ширак независимую династию, столицей которой вскоре стал город Ани. Как апологет Багратидов, Ованес Драсханакертци являлся сторонником сильной централизованной власти. Ованес Драсханакертци является также автором «Хронологии армянских Католикосов». Первое печатное издание трудов Драсханакертци осуществлено в 1841 г. в переводе на французский язык (Histoire d’Armenie par le patriarche Jean VI, traduite de 1’Armenien en Francais par Н. J. Saint-Martin. Paris, 1841).

Отдел культуры «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 10 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты