№ 08 (155) Август 2010 года.

Таинство «Золотого абрикоса»

Просмотров: 2649

Если собрать воедино все мнения о прошедшем в Ереване Седьмом международном кинофестивале, то, прежде всего, следует отметить его независимость, альтернативность и демократичность. Доказательством этому служит то обстоятельство, что главный приз «Золотой абрикос» достался турецкому кинорежиссеру Реха Эрдему за фильм «Космос». Картина очень своеобразна по эмоциональному состоянию, которое как бы заранее определяло ситуацию, в которой окажутся герои фильма… Не зря, должно быть, участники фестиваля окрестили этот фильм «симфонией недосказанности».

В той же номинации «Международное игровое кино» «Серебряный абрикос» получил фильм «Счастье мое» режиссера Сергея Лозницы. В «Международном документальном кино» «золотой киноабрикос» получил фильм российского режиссера Павла Костомарова «Вдвоем», а серебро досталось «Женщине с пятью слонами» швейцарского режиссера Вадима Ендрейко. В «Армянской панораме» победителями признали «Последний канатоходец Армении» Армана Ерицяна и Инны Саакян, а также «Здесь, внизу» Комса Шахбазяна. Приза Международной федерации кинокритиков (ФИПРЕССИ) удостоилась картина «По дороге» Ясмилы Жбанич из Боснии и Герцеговины. Приз экуменического жюри достался фильму Сурена Бабаяна «Не смотри в зеркало», а грамотой Независимого церковного жюри была отмечена картина Алексея Попогребского «Как я провел этим летом». Фильм «Лернаван» Марата Саркисяна получил специальный приз имени армянского писателя Гранта Матевосяна и был признан лучшим в конкурсе короткометражек, представленном армянским офисом Британского совета. В первый же день кинофестиваля на площади Азнавура произошло важное событие: была открыта армянская «Стена звезд», на которой установлены четыре звезды, посвященные армянским кинематографистам мирового уровня. Это Амо Бекназарян, Сергей Параджанов, Рубен Мамулян и Анри Верной, он же Ашот Малакян. Звезду Верноя открывали сын режиссера Патрик Малакян, Клаудиа Кардинале и известный продюсер Ален Терзян.

Знаменитый канадский режиссер Атом Эгоян, президент «Золотого абрикоса», прибывший вместе с женой – актрисой Арсине Ханджян, отметил, что «наш фестиваль находится в беспроигрышном положении. Мы не гонимся за премьерами, нам важно показать действительно хорошее кино, не имеет значения, участвовали ли эти картины в других фестивалях». Кстати, в фестивальные дни Атом отметил свое 50-летие. Кроме того, он привез в Армению и сына Аршила, который участвует в работах по изучению памятников архитектуры в Егварде.

В течение фестивальной недели на суд зрителей было представлено 125 разножанровых картин в трех конкурсных и внеконкурсных программах. Фестиваль начался с фильма «Майрик» известного французского режиссера, нашего соотечественника Анри Верноя (в дни фестиваля отмечался его 90-летний юбилей). В фильме снимались такие звезды мирового кино, как Клаудиа Кардинале, Омар Шариф, Ришар Берри… Фильм рассказывает об армянской семье, чудом спасшейся во время геноцида 1915 года. История семьи, взаимоотношения в которой построены на понимании, любви и преданности, запечатлена Верноем глазами шестилетнего мальчика Азата. Оказавшись в Марселе, армянская семья шаг за шагом строит новую жизнь, приобщаясь к новым для нее условиям жизни… Клаудиа Кардинале, сыгравшая главную роль, сумела создать убедительный образ армянки, прошедшей через драму геноцида, страдания и лишения. Образ, созданный прекрасной актрисой, не отпускает, держит в напряженном внимании до самых последних минут.

Уже на второй день фестиваля, во время встречи Клаудии Кардинале с журналистами, итальянская актриса призналась, что «теперь, видя так много типично армянских женских лиц, она убедилась в том, что смогла верно передать образ истинной армянки, так упорно и в то же время трепетно преподносимый ей маэстро Верноем». «По крайней мере, – сказала актриса, – если бы мне пришлось сегодня воплощать роль армянской женщины в фильме «Майрик», я бы ничего в этом образе не изменила».

Как оказалось, до того как сняться в фильме «Майрик», Клаудиа Кардинале не только знала о геноциде 1915 года, но и читала «Сорок дней Муса-Дага» Франца Верфеля. Говорила она об этой книге эмоционально и искренне. Итальянской звезде была вручена золотая медаль Министерства культуры Армении и приз «Параджановский талер» за большой вклад в кино. Станислав Говорухин – режиссер внутреннего размаха. Он уверен, что сегодняшняя Россия нуждается в тщательной инвентаризации своего прошлого. «Мы издавна учились немедленно, сей же час превращать трагедию в героику», – сказал он в интервью. Но тем не менее, по словам российского режиссера, это было время, когда слово «Родина» было на слуху и произносили его не замшелые государственные мужи по служебной необходимости, а люди очень молодые, хотя и исключительные. Произносили со страстью и без всякой рефлексии. «Но кто из нынешней молодой генерации, «берущей от жизни все», «оттянувшись в ночной дискотеке, после психоделического транса с «травкой», провалившись затем в виртуальное пространство компьютерных игр или «зависнув» на порно-сайте в липкой паутине мирового Интернета, поймет что-либо в следующих строках: «Я родился с пламенной любовью к Отечеству»?», – задается вопросом российский режиссер.

Ереванская премьера Станислава Говорухина – историческая картина «Пассажирка». Действие фильма разворачивается в конце 19-го века на парусном корабле, на борт которого по просьбе российского консула берут молодую женщину, направляющуюся в Гонконг к мужу-американцу. В фильме ясно прослеживается мысль режиссера о том, что люди не так уж сильно изменились, во всяком случае, базовые мотивации остались такими же. Армяно-турецкая киноплатформа, созданная в рамках Ереванского международного кинофестиваля «Абрикос», открыто декларировала свою направленность на сближение двух народов и дальнейшее сотрудничество. Предполагается, что в рамках киноплатформы молодые армянские и турецкие кинорежиссеры создадут шесть совместных фильмов, которые будут готовы к концу января 2011 года.

Генеральный директор кинофестиваля «Золотой абрикос» режиссер Арутюн Хачатрян отметил, что армяно-турецкая киноплатформа является одним из лучших проектов на сегодняшний день, поскольку она способствует переосмыслению турками многих страниц своей истории. «Турки сами начинают заниматься армянским вопросом, геноцидом армян, посещать мемориал жертв геноцида Цицернакаберд, писать об армянах с симпатией. Я считаю это огромным прогрессом», – сказал генеральный директор фестиваля. Одним из заметных событий «Абрикоса» был приезд известного турецкого режиссера Капаноглу. Он не только показал свой фильм «Мед» – последнюю часть трилогии, своеобразной кинобиографии автора, в которую входят еще «Молоко» и «Яйцо», но и являлся членом жюри основного конкурса. Была показана и картина «Дешевая кухня» другого турецкого режиссера, проживающего в Германии – Фатиха Акина. По словам последнего, в основе вековой вражды армян и турок лежит страх, который необходимо преодолеть, а заодно и разрушить стереотипы, существующие между нашими народами. «У наших политических деятелей могут быть жесткие позиции, однако мы нашими фильмами и культурой должны разделить эту боль и объединиться», - сказал он.

В кинопочерке Фатиха, по мнению киноведов, чувствуется влияние восточноевропейского кинематографа, основными темами которого являются бессилие мечты и жестокая реальность. В фестивальные дни зрители получили возможность увидеть три его картины, отмеченные наградами Каннского, Берлинского и Венецианского кинофестивалей: «Душевную кухню», «Головой о стену» и «На краю рая». Однако Фатих Акин поделился своей идеей в ближайшее время снять игровой фильм о боксе (он, оказывается, большой поклонник Сюзи Кентикян и Артура Абрахама!). Фильмы французского кинорежиссера и сценариста Клер Дени необходимо постигать как умом, так и ощущать клетками нервных окончаний. Не зря она считается яркой представительницей современного авторского кино Франции. Клер создает картины, где понятие чужеродности возводится в степень абсолюта, где молодое поколение, считающее себя детьми апокалипсиса, испытывая постоянное давление извне, вынуждено объединяться в общины по национальной или социальной принадлежности.

Армянскому зрителю удалось увидеть ретроспективу ее творчества, осознать, как через чувства, подпитываемые памятью, Клер Дени создает свой собственный кинематограф меньшинства – с умышленно несовершенными историями, не имеющими, как правило, определенного начала и оканчивающимися, в основном, не расставляющим все по своим местам финалом, а открытым, тонко прерванным завершением.

«В кино никогда нельзя достичь окончательного успеха. Это такой исчезающий момент, который практически невозможно поймать. Даже если у вас получился удачный фильм, это не дает никакой гарантии на будущее», – считает Клер Дени. А еще она полагает, что делать кино – значит всегда быть готовым к разочарованию. Но, к счастью, всегда можно снять еще один фильм, сделать еще один шаг вперед.

Клер признается, что Армения ей сразу понравилась. Особенно ее потрясли музейные реликвии, образцы древнеармянской письменности и миниатюры. Потрясла ее и природа Армении, которая «насквозь орнаментальна и первозданна». «В следующий свой приезд я непременно возьму с собой камеру, чтобы запечатлеть всю необузданную красоту армянской природы»,- сказала она напоследок.

В программе «Ереванские премьеры» были показаны новые фильмы уже известных старых друзей «Золотого абрикоса» – «Ответный визит» польского режиссера Кшиштофа Занусси и «Одухотворенный» американца Роба Нильсона. Особый интерес на кинофестивале был проявлен к культовой персоне – Кшиштофу Занусси – итало-польскому режиссеру. На этот раз разговор с Занусси вышел за рамки кинематографа, он откровенно выказал свой пиетет перед армянами и армянской культурой. Говоря о Ереване, режиссер заметил, что не может назвать его самым красивым городом из всех, что видел, однако подчеркнул, что это один из тех редких городов, который не испортил сталинский режим. «Ереван словно хранит национальный характер в архитектуре, этим он мне даже напомнил Иерусалим. Мне нравится настроение, мне нравятся люди, но это уже не город…». И еще одно признание: в Польше, где издавна обитают армяне, многие, по словам Занусси, хотят иметь армянских жен, дабы у детей их были красивые глаза…

Что же касается кино, то польский режиссер склонен считать, что армянский кинематограф в своей стране – заложник проката и что наши кинематографисты больше должны ориентироваться на диаспору. Оценивая фестиваль «Золотой абрикос», Занусси заметил, что от других фестивалей его отличает большой интерес зрителей к кино и к фестивалю в целом, о чем свидетельствуют битком набитые залы.

Леон Каков (Леон Шатаревян) - бразильский режиссер армянского происхождения. Будучи президентом международного кинофестиваля в Сан-Паулу, он планирует показ ретроспективы армянского кино в рамках ежегодного международного кинофестиваля. Еще в 1988 году он хотел сделать ретроспективу армянских фильмов, но ему это не удалось, так как, по его словам, Советский Союз не был заинтересован в продвижении национальных фильмов. Теперь же все намного проще. Сравнивая «Золотой абрикос» с фестивалем в Сан-Паулу, Леон добавил, что очень хочет включить армянские фильмы (начиная с немых) в программу фестиваля в Сан-Паулу.

«Я давно хотел посетить Армению, – признается Леон Шатаревян, – и отныне обещаю посещать ее ежегодно». «Я постараюсь быть полезным фестивалю «Золотой абрикос», рекомендуя организаторам какие-либо бразильские фильмы и отбирая армянские фильмы для своего фестиваля».

Знойные «абрикосовые» дни скрашивал джаз-фестиваль на площади Азнавура. В «Саду влюбленных» проходили открытые показы фестивальных фильмов... В конце, когда были подведены итоги фестиваля, киновед и продюсер Армен Медведев в своей речи признался: «Я благодарен всем людям, взрастившим этот прекрасный плод – «Золотой абрикос». А Атом Эгоян заключил: «Фестиваль – это физическая реальность, но в то же время – таинство, которое происходит в душе каждого участника при взаимодействии с окружающими людьми и образами».

Кари Амирханян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 9 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Поздравляю турецкого кинорежиссера с победой на "Золотом абрикосе". Успехов!
  2. Пока читаешь материал Кари, на минут 10 погружешься в ереванскую среду и утоляешь тоску по армянству. Мне понравилось, как фрагментарно, но умело показаны участники фестиваля.Очень хотелось бы, чтобы Кари сделал интервью с армянскими молодыми режиссерами. Интересно было бы узнать каково их мироощущение. Спасибо большое редакции и автору статьи.
  3. Молодцы армяне - не опростоволосились! Горжусь!
  4. Я тоже горжусь, что у нас такой замечательный фестиваль, что "Золотой абрикос" стал армянским брендом. А вот бандитские сериалы по армянским каналам - это позор нации. Их создателей нужно сразу же в Черную книгу врагов армянского народа.
  5. Когда же появятся наши новые Мамуляны, Параджановы, Эгояны?
  6. Они уже появились,но мы еще о них не знаем,потерпите немного.
  7. Сколько терпеть? Терпеть этих уродов, которые лепят на армянских каналах криминальные сериалы? Лучшую антирекламу армянам и Армении, чем эти режиссеры, никто не делает. Это преступники, и их продюсеры, и владельцы телеканалов!!!!!!!!!! Вот такое кино...
  8. Армянское телевидение - в Армении и диаспоре - просто позорно и преступно. Посмотришь на эти сериалы и стыдно становится, что ты армянин. Абсолютно ВСЕ ВЛАДЕЛЬЦЫ наших телеканалов - безнравственные люди. На экранах одна рабизня, криминальные морды и примитивнейший юмор. А актеров подбирают, видимо, с улицы. Стыд и срам!!!!!!!!!!!!!!!
  9. Полностью согласен с Вами.Скажу больше.Я просто выключил армянские каналы,мне не интересны эти низкопробные сериалы и примитивные передачи,а информацию из Армении получаю через интернет.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты