№ 11 (158) Ноябрь 2010 года.

Трезвый взгляд на реальность

Просмотров: 6069

Академик Национальной и Военно-промышленной академий Грузии, академик Метрологической академии РФ, заслуженный инженер Грузии, доктор технических наук, кавалер ордена Чести, заместитель председателей Союза офицеров Грузии и Союза российско-грузинской дружбы Гилари Гивиевич Бакрадзе беседовал в Тбилиси с корреспондентом «Ноева Ковчега».

– Гилари Гивиевич, помнится, Ваша публикация «Мы все из тбилисского детства» в свое время стала одной из самых рейтинговых и была перепечатана в ряде других изданий. Как поживаете?

– Как поживаю? Надеялся, что разговор начнете с вопроса полегче. Впрочем, отвечу просто: живу трудно наравне с четырьмя миллионами моих соотечественников, кто не разбежался в поисках лучшей доли по сторонам и весям и продолжает надеяться на много раз обещанное нам чудо в считаные годы догнать и перегнать, например, Бельгию. Конечно, нет. Нам бы за пару десятков лет достигнуть уровня хотя бы 80-х годов, когда Кремль пригоршнями осыпал наших колхозников, передовиков производства и ученых Звездами Героев и знаками лауреатов всех тогдашних премий. Именно в те годы Западная Грузия застраивалась белокаменными дворцами в частном секторе, причем не за счет уведенных из бюджета народных средств, а за счет честного труда в народном хозяйстве и благодаря радушному приему миллионов таких же честных тружеников – отдыхающих из братских республик. И сегодня мои многочисленные друзья и знакомые, да и ваши, уверен, с ностальгией и благодарностью вспоминают Богом данные Гагры, Пицунду, Цхалтубо и горы Сванетии, где приезжих туристов всегда было больше местных жителей. Тогда вся Россия хрустела грузинскими яблоками, наряжала елки нашими мандаринами и справедливо считала даже «паленую» «Хванчкару» лучшим вином в мире. И вся расхожая в те годы брехня о том, что «грузины жируют за счет «продажи по вагонам лаврового листа» (впрочем, был и такой бизнес), оставалась не более чем брехней перед лицом статистики. Тогда мы ежегодно производили до 600.000 тонн чайного листа, заваливали весь Союз первоклассными цитрусовыми, заливали кахетинским вином и нашими изумительными минеральными водами по цене 8 копеек, причем в стекле. Теперь даже нам наши доморощенные олигархи «впаривают» пластиковую бутылку фонтанирующего из-под земли «Боржоми» по цене литра деревенского парного молока. А Вы спрашиваете, как поживаем...

– Батоно Гилари, грузинская научная и техническая интеллигенция в советские годы отличалась высоким уровнем, а грузинская академическая школа была известна во всем мире, достаточно вспомнить имена академиков Векуа, Мусхелишвили, братьев Харадзе, Мамасахлисов, Купрадзе, ну а деятелей культуры не перечислить, имя им – легион. Сегодня в России успешно представляют Грузию академики медицины Бокерия, Иоселиани, Хубутия, Ревишвили и многие другие. Как звучат их голоса в современной политике Грузии?

– Да никак, и это я считаю самой большой ошибкой нашего молодого и энергичного президента. Золотой фонд Грузии – ее академические кадры, огромная армия специалистов мирового уровня элементарно вытеснена из активной жизни и заменена на хорошо или плохо знакомых мальчиков с сомнительными дипломами сомнительных «заграничных» курсов. Дожили до того, что диплом выпускника Московского физтеха или Бауманки является скорее компроматом, нежели знаком качества. Сегодня воспитанники грузинских школ физики и математики в большинстве своем разбежались по свету, оставшиеся же влачат убогое существование за счет случайных грантов. Но и грантов становится все меньше по причине убогости материально-технической базы лабораторий. Не иначе как научной и экономической диверсией против грузинского государства можно назвать, например, ликвидацию и разбазаривание оборудования Мцхетского научного атомного реактора, уникального в то время по своей экспериментальной базе и научным кадрам. Причем из череды провалов не делается никаких выводов. Пожалуй, ни одно из ключевых министерств, каковым является Министерство экономики, не пережило такой чехарды руководителей. Нынче спасение грузинской экономики доверено юной совладелице пекарни грузинского лаваша из Канады – абхазской беженке Виктории Кобалия. И это при всем том, что в Грузии, к счастью, продолжает здравствовать поколение замечательных экономистов, прекрасно представляющих пути вывода страны из экономического тупика.

– Ну а Вам, батоно Гилари, каким кажется выход из экономического тупика?

– Однозначно – выход на бездонный российский рынок. Образно говоря, у российского потребителя еще свеж во рту вкус ни с чем не сравнимых грузинских фруктов: яблок, груш, персиков. Мне приходится бывать в Москве, там живут мои сыновья, где прилавки ломятся от необыкновенно красивых фруктов и овощей - такого изобилия и экзотического ассортимента в Тбилиси нет, но достаточно надкусить – трава-травой. Полки московских супермаркетов заставлены когортами напитков из всех стран мира, большинство из которых неизвестны как по происхождению, так и по качеству. И потому каждый раз перед моим приездом в Москву друзья, в числе которых люди не самого скромного достатка, одолевают просьбами типа: «Хоть бутылочку кахетинского и, если не трудно, чачи...» Тем более что, и в этом я полностью согласен с нашим президентом, российская, так называемая «онищенковская», блокада заставила грузинских производителей поднять качество грузинских продуктов до мировых стандартов и нам есть чем порадовать российского потребителя. И не понадобится никаких маркетинговых исследований для того, чтобы в самое короткое время вернуть утраченные сегменты российского рынка.

– Да, но подавляющее число грузинских политиков считает, что восстановление любых связей с Россией возможно исключительно при условии вывода российских оккупационных, по их мнению, войск с территории мятежных регионов и признания целостности территории Грузии. И как Вы сами считаете, есть ли перспектива в решении конфликта между Грузией и Абхазией?

– У меня и моих товарищей имеется мнение по этому больному для каждого жителя Грузии вопросу, которое диаметрально отличается от позиции названного Вами большинства, которое в душе давно поставило крест на Абхазии и потому все делает для того, чтобы как можно громче хлопнуть дверью перед окончательным уходом. Мы твердо уверены, что в самом абхазском обществе по нарастающей зреют сомнения по поводу неизбежности разрыва с историческим соседом. И эти сомнения неизбежно перерастут в желание наводить мосты по мере экономического роста Грузии. В Абхазии живут и внимательно наблюдают за нами как политически, так и экономически грамотные люди. И они не могут не оценивать, насколько быстро меняется тот же Батуми, который за какие-то 3-4 года превратился из захолустного провинциального городка в один из красивейших центров Черноморья. И в то же время сжимается сердце, когда по телевидению, как правило, мельком показывают по-прежнему раздолбанный в той бесславной войне центр Сухуми. Примерно в том же состоянии пребывает и дорогая сердцу каждого из нас Пицунда, где, по свидетельству побывавших там москвичей, в корпусах за двадцать лет за исключением косметического ремонта ничего сделано не было. Драматической остается и демографическая ситуация, когда собственно абхазов остается ровно столько, чтобы заполнить руководящие места в парламенте, правительстве, госучреждениях и на кафедрах госуниверситета. Ну а созданием национального продукта – табака, цитрусовых и фундука – как занимались так и продолжают заниматься наши братья-армяне, присутствующие в госструктурах разве что символически. И достаточно измениться экономической ситуации в России в сторону ухудшения, чтобы в Абхазии поднялась паника по поводу перспектив своего будущего. Так что рано или поздно все равно придется договариваться о правилах общежития. И еще, у наших политиков существует иллюзия насчет того, что США могут принести в жертву отношения с Россией в пользу восстановления территориальной целостности Грузии. Это блеф, сегодня весь цивилизованный мир столкнулся с реальностью всемирного терроризма, и что-то противопоставить этой чуме 21 века без активного участия России нереально. Это прекрасно понимает и абсолютное большинство грузинского общества, которое однозначно за диалог с Россией.

– В последнее время в СМИ обсуждается тема возможной конфедерации Грузии с Азербайджаном, озвученная президентом Грузии на встрече с президентом Алиевым. Как Вы прокомментируете перспективу такого содружества?

– Я лично твердо уверен, что в этом заявлении Михаила Саакашвили было больше эмоций, нежели прагматики. Перспектива такого государственного объединения порождает большое число вопросов. И самый главный из них – реакция Армении на эту грузинскую инициативу. Несмотря на наличие в отношениях между нашими молодыми государствами некоторых нерешенных вопросов, которые, на мой взгляд, носят исключительно дежурный характер, Армения и Грузия исторически остаются примером показательной интеграции и взаимопроникновения культур. Ни один из народов Кавказа не сможет представить и десятой части того исторического наследия, каким располагают наши единоверные народы, как свидетельство наших если не генетических, то, без сомнения, общих культурных корней. И те лжеученые, кто сегодня пытается выудить в многотомной исторической энциклопедии наших с вами отношений хоть какой- нибудь негативный фактик, вне сомнения, являются идеологическими диверсантами, преследующими цель разрушения христианского форпоста на Кавказе. И потом, уж очень не хотелось бы, чтобы на нашем красивом флаге рядом с христианскими крестами появился полумесяц.

– Гилари Гивиевич, наряду с научной Вы ведете большую общественную работу, являетесь, в частности, казачьим генералом и представителем Центрального казачьего войска в Грузии. Расскажите об этой стороне Вашей деятельности.

– Исторически казачество являлось оплотом российской государственности на Кавказе. Сегодня казачество возродилось и становится одним из стабилизирующих факторов на Кавказе. Во всех северокавказских республиках созданы казачьи округа. Показательно, что в уставах всех без исключения казачьих войск независимо от страны дислокации четко прописана их основная функция – охрана государственных границ и напрочь отсутствуют какие-либо агрессивные цели. И потому реестровые казаки, вопреки расхожему мнению об их участии в боевых действиях против Грузии, никакого участия в походах на Абхазию и Южную Осетию не принимали. Казачьи поселения на территории Восточной Грузии создавались с екатерининских времен и были форпостами борьбы с разбойничьими отрядами горцев Северного Кавказа, которые на протяжении веков совершали набеги на грузинские города и села с целью похищения и продажи в рабство детей и женщин. Именно русским казакам мы обязаны избавлением от такой напасти, как «лекианоба», имевшей целью окончательное уничтожение генофонда грузинской нации. Потомки тех казаков и сегодня живут в приграничных грузинских поселениях Лагодехи, Манглиси, Гомбори и Цалке. Насколько я знаю, одним из них является нынешний министр образования и науки Грузии Дмитрий Николаевич Шашкин. В основе нашей концепции лежит идея создания общего мирного пространства на Кавказе, базирующаяся в том числе и на традициях воинского братства истинных защитников Отечества – казаков.

– Гилари Гивиевич, как Вы можете оценить роль армянских общественных организаций в общественно-политической жизни Грузии?

– Вся беда в том, что сегодня в Грузии нет ни одной общественной организации, представляющей одну из самых многочисленных армянских общин мира, которая могла бы взять на себя ответственность за достойное представление армянской общины в грузинском обществе. Таковой я не могу считать некую организацию, созданную под себя бывшими советскими партийными функционерами, умело извлекающими личные выгоды из любого политического расклада. Есть еще несколько малочисленных и малоизвестных организаций, которые большую часть времени тратят на разборки между собой. И это не к лицу армянской общине, которая исторически определяла уровень нашей толерантности и на протяжении веков играла важнейшую роль в политической и экономической жизни грузинского общества. И сегодня армянская община сохранила достаточный интеллигентный потенциал, чтобы в процессе доброжелательной дискуссии решать любые, даже самые застаревшие вопросы. В армянских семьях выросло новое поколение молодежи, прекрасно владеющее грузинским языком, хорошо образованное и, что особенно важно, патриотически настроенное к Грузии. Это ли не база создания новых отношений на основе многовековых традиций.

– Гилари Гивиевич, что бы Вы пожелали нашей газете?

– Благодаря моим друзьям я не пропускаю ни одного номера «НК», просматриваю все его форумы в электронной версии. Объективно считаю «НК» лучшей общинной газетой в мире и глубоко сожалею, что нет такого печатного органа у ставшей, к сожалению, многочисленной грузинской диаспоры мира. Ваша газета стала брендом за счет своей объективности и, что самое главное, полной независимости от каких-либо структур. Удачи вам и преданного читателя.

Беседу вел Гай Аматуни

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 167 человек