№ 11 (158) Ноябрь 2010 года.

Католикосы Армении

Просмотров: 3640

Армянская Церковь на протяжении веков составляла неразрывное целое со своим народом и сыграла значительную роль в национальной истории. Католикосы Армянской Церкви всегда рассматривались как гаранты стабильного существования и возрождения Армянской Церкви. Предлагаем хронологию правления армянских Католикосов. Следует отметить, что в истории Армянской Церкви с 302 г. и по сей день насчитывается 134 Католикоса.

70 Акоп I

Католикос армян в 1268–1286 гг.

Был признанным ученым, философом, поэтом. Служил настоятелем церкви в Мецкаре, а затем и помощником Католикоса Константина I. В 1243 и 1248  гг. участвовал в церковных соборах Сиса. По инициативе тогдашнего Католикоса армян вел церковные и политические переговоры с греческим Патриархом Мануилем II и с византийским императором Иоанном III. Акоп I тесно сотрудничал с киликийским армянским царем Левоном III. Был его опорой и советником. Благодаря Акопу I был заключен мирный договор между Арменией и Египтом. Сохранились некоторые шараканы (армянские церковные песнопения), написанные Акопом I.

71 Константин II

Католикос армян в 1286–1289 гг.

Был настоятелем церкви Хорин, что в области Барцберд. 13 апреля 1286 г. был избран Католикосом армян при поддержке киликийского армянского царя Хетума II. Однако впоследствии он стал противником армянского царя из-за неизменной позиции последнего относительно распространения влияния Римско-Католической Церкви в Киликийской Армении. Католикос Константин II резко сопротивлялся попыткам католиков укрепиться в армянонаселенных регионах, что к тому времени уже привело к обращению тысяч армян в католичество. Киликийский армянский царь Хетум II и предводитель армян-католиков Григорий Анаварзеци созвали церковный собор в Сисе, лишив Католикоса трона.

72 Степанос IV

Католикос армян в 1290–1293 гг.

Учился в Ромкле, Киликия. Был избран Католикосом по воле армянского киликийского царя Хетума II, вместо лишившегося трона Константина II. Хотя частично противостоял политике царя и предводителя армян-католиков Григория Анаварзеци, однако во время своего правления не смог избавиться от влияния последних. Скончался во время пленения египтянами крепости Ромкла в Киликии. Его тело было погребено в Каире, во дворе ассирийской церкви, где, по свидетельству историков, собралось множество местных армян.

73 Григор VII Анаварзеци

Католикос армян в 1293–1307 гг.

Был епископом киликийского города Анарзаба. Стал Католикосом при поддержке царя Хетума II. После назначения сменил резиденцию Католикосов, из разгромленного Ромкла переехав в Сис. При нем активизировалась армянская элита, поддерживающая римских католиков. Учитывая сложную геополитическую обстановку, сложившуюся вокруг киликийского армянского государства, Григор VII Анаварзеци пытался путем сближения с римскими католиками противостоять натиску мусульманских захватчиков, которые к тому времени начали плотно окружать Киликию.

По сведениям историков, сочинял стихи и великолепно пел, создавая в том числе и шараканы.

74 Константин III

Католикос армян в 1307–1322 гг.

Был епископом в Кесарии. Служил в Сисе. Идеологический соратник Католикоса Григора VII Анаварзеци. Считается, что именно Константин III был одним из ярых сторонников сближения и объединения Армянской и Римско-Католической Церквей. В 1297 г. был отправлен в Сюник, чтобы начать распространение католической веры среди армян-григориан Восточной Армении. Однако епископы и духовные лидеры Восточной Армении негативно отнеслись к этой инициативе и свое возмущение в письменном виде передали представителю тогдашнего Католикоса. Константин III был организатором церковного собора в Сисе в 1307 г.

Стал Католикосом при поддержке киликийского армянского царя Хетума II. В 1317 г. по инициативе киликийского царя Ошина в Адане был созван собор, на котором Константин III вновь предложил объединиться с Римско-Католической Церковью. Однако большинство духовных лидеров и общественность не поддержали его.

75 Константин IV

Католикос армян в 1323–1326 гг.

Происходит из семьи Хетумянов – региона Ламброн, Киликия. Был священником церкви Дразарк, а затем епископом Сиса. Также был приверженцем политики сближения с Римско-Католической Церковью и целиком поддерживал политическую программу бывшего Католикоса Константина III по объединению Армянской Церкви с Римско-Католической. Один из организаторов церковных соборов в Сисе и Адане. Был избран Католикосом при поддержке киликийского армянского царя Левона. После избрания, однако, стал вести осторожную политику и не затрагивал тему сближения с римскими католиками. Вел активную политико-дипломатическую деятельность. В 1323 г. в Египте заключил 15-летний мирный договор. Похоронен в церкви Дразарк.

76 Акоп II

Католикос армян в 1327–1341 гг. и в 1355–1359 гг.

На первых этапах правления был сторонником объединения с Римско-Католической Церковью в надежде, что получит военную и политическую помощь со стороны Папы в защите армянских границ от натиска мусульман. Однако, разочаровавшись, стал придерживаться традиции Армяно-Григорианской Церкви, начав тесное сотрудничество с Египтом. Противостоял политике Левона V, который видел Армянскую Церковь объединенной с Римско-Католической. В знак протеста Акоп II в 1341 г. самовольно покинул трон. Однако опять был назначен Католикосом, но уже при царе Константине IV.

77 Мхитар I

Католикос армян в 1341–1355 гг.

Был священником в церкви Грнер в Киликии. По указу армянского царя Левона V в 1335 г. отправился в Египет, чтобы вести переговоры с султаном Насром. Хотя и не был сторонником объединения Армянской Церкви с Римско-Католической, поддерживал политику сближения с Западом. Он противостоял распространению латинских обрядов в Армянской Церкви. После смерти царя Левона поддержал и, более того, содействовал избранию на трон царя Константина III Лусиняна. В 1345 г. в Сисе созвал собор, чтобы обсудить планы воссоединения Армянской Церкви с Римско-Католической. Однако получил решительный отпор со стороны противников этого плана.

78 Месроп I

Католикос армян в 1359–1372 гг.

Служил священником в монастыре Святого Тадевоса в области Артез. Был избран Католикосом по воле армянского киликийского царя Константина IV. В 1361 г. созвал церковный собор, который признал недействительными постановления предыдущих церковных соборов об унии, то есть о догме христианских церквей на условиях главенства одной из них. Критиковал действия Папы Римского. Приказал вытеснить из традиций Армянской Церкви все обряды, присущие римским католикам. В 1346 г. основал армянское епископство Польши. После смерти царя Константина IV, чтобы не допустить политической конфронтации между царскими домами, Месроп I помог Константину V взойти на трон. Благодаря своей дипломатичной политике армянский Католикос построил хорошие отношения с соседями-мусульманами.

Отдел культуры «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 19 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Иарге - hing!
  2. Внимательно слежу за выходом каждого номера "Ноева Ковчега".Мне особенно интересен этот материал,я изучаю историю Церкви,в том числе и армянской.Спасибо.
  3. Какая у армян богатая фантазия,сколько портретов придумали.Интересно с кого рисовали?
  4. Хочу обсудить статью "Наш Српазан". Точнее обсуждение статьи. Мне очень хочется узнать, встретился ли автор этой статьи с Архиепископом Тираном Кюрегяном, если да, то каково его мнение.
  5. Сохранилось лишь несколько портретов Католикосов ( выполненные средневековыми миниатюристами). Остальные - недостоверны вполне.
  6. Если Вы желаете продолжить дисскусию с деструктивными целями, то советую Вам заняться чем-нибудь другим. Например, неважно чем.
  7. Но сохранились также словесные портреты некоторых армянских Католикосов (и не только Католикосов). По этим текстам, современные художники могут в той или иной мере реконструировать образы Католикосов. Другая, более достоверная возможность – реконструкция по останкам, так , как в свое время « изобрел» известный антрополог и скульптор М. М. Герасимов.
  8. Мы не можем судить о точности портретов и те, которые есть, важны. Главное, что они служили ААЦ.
  9. Странная у Стивена позиция! Алла обращается к предыдущей статье "Наш српазан", которая вызвала просто шквал откликов. И почему же такой подход, Стивен, "деструктивный"? Мне тоже хочется знать, как отреагировал епископ Езрас на мнения форумчан. А если никак не отреагировал, то и мы к нему должны относиться НИКАК. Проблем в Армянской апостольской церкви очень много.
  10. ХУДОЖНИКИ ИХ СЛИШКОМ ЧЁРНЫМИ НАРИСОВАЛИ, АРМЯНЕ ТОГДА БЫЛИ БЕЛЫМИ, В ТЕ ГОДЫ ЕЩЁ НЕ СОВСЕМ СМЕШАЛИСЬ С ПЕРСАМИ, ТЮРКАМИ.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты